Акт о повреждении груза – это документ, составляемый при приёмке товарно-материальных ценностей, фиксирующий повреждение тех или иных объектов. Процедура всегда оформляется в составе комиссии соответствующими официальными бумагами.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Повреждение груза
Любая транспортировка товарно-материальных ценностей всегда завершается процедурой их приёмки. Представители принимающей стороны оценивают фактическое состояние груза, уделяя внимание следующим моментам:
- нарушена ли целостность упаковки;
- вскрывались ли пломбы;
- имеются ли повреждения товара.
В случае обнаружения хотя бы одного из вышеперечисленных моментов составляется отдельный документ – акт повреждения груза, в котором подробно описывается характер повреждений, а также количество повреждённого товара.
Грузоперевозки
Процесс перевозки груза может включать в себя несколько контрагентов. В частности, речь идёт о поставке товара одной организации другой. Может иметь место использование услуг транспортных компаний. Юридическая природа акта будет разниться от случая к случаю.
Необходимо отметить, что не всегда повреждение товара связано с виной кого-то из контрагентов. Зачастую имеет место несчастный случай.
Роль акта
Настоящий акт составляется в двух целях: привлечение к ответственности виновных лиц и возмещение понесённого принимающей стороной ущерба. Как уже было сказано выше, адресатом претензии могут стать следующие лица:
- сотрудник принимающей стороны (если груз перевозился в рамках одного предприятия);
- контрагент, если грузоперевозка осуществлялась силами поставщика;
- транспортная компания, если стороны решили воспользоваться помощью третьих лиц.
Также в акте подробно фиксируется количество повреждённого товара, подсчитывается его общая стоимость. Виновная сторона обязана возместить понесённые убытки в денежной форме или поставить фактически неполученную часть груза. Эти моменты решаются контрагентами в индивидуальном порядке.
Ещё один важный аспект настоящего документа – это бухгалтерский учёт. Любой товар, приобретаемый или продаваемый компанией, подлежит строгой отчётности. Соответственно при покупке того или иного груза фирма увеличивает свою налогооблагаемую базу. Повреждённый груз реализовать и использовать в деятельности невозможно, а значит, его нужно списать. Акт о повреждении и станет основанием для списания.
Комиссия
Составление акта о повреждении груза всегда происходит в составе комиссии, председателем которой является ответственное за приёмку лицо. Кадровый состав определяется в зависимости от специфики товарно-материальных ценностей. Выбранные сотрудники должны иметь общее представление о конкретном грузе.
Кто и когда пишет акт
Акт пишется непосредственно при приёмке груза. При его составлении должен присутствовать представитель осуществлявшей перевозку компанию. Бремя разработки официальной бумаги лежит на ответственном за приёмку лице.
Приложения
В качестве приложений к документу оформляются фотоснимки или видеоролики, на которых будет видно, что груз действительно повреждён. Такая осторожность не повредит, ведь контрагент может попытаться оспорить акт о повреждении, обратившись за восстановлением справедливости в суд. Сделанные при приёмке снимки выступят в суде в качестве доказательств.
Форма документа
В настоящий момент органы законодательной власти не требуют от предприятий использования общеобязательных унифицированный бланков для составления учётной документации. Следовательно, акт о повреждении груза пишется представителями компаний в свободной форме. Следует отметить, что свободная форма документа также предусматривает соблюдение определённых требований:
- деловой стиль языка;
- чёткая структура официальной бумаги;
- обозначение реквизитов.
Составить акт рекомендуется на фирменном бланке фирмы, так как на нём уже будут указаны реквизиты компании, что позволит сэкономить составляющему какое-то времени. Если такового под рукой не оказалось, документ можно составить на чистом листе бумаги формата А4, прописав сведения об организации вручную.
Исполнить текст официальной бумаги можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в печатном виде при помощи компьютерных средств. Способ изложения никак не влияет на юридическую силу акта. Выбор остаётся за составителем. На практике ответственный за приёмку сотрудник имеет при себе чистый бланк для заполнения и вносит в него данные от руки по ходу процедуры.
Объясняем, как составить акт «на пальцах»
В верхней части листа бумаги указываем наименование организации, составившей акт, со ссылкой на её организационно-правовую форму (ОАО, ООО). Далее присваиваем документу уникальный номер для хранения и документооборота в фирме. Ниже по документу оставляем дату и место составления официальной бумаги. На этом работа с реквизитами окончена.
Переходя к основной части, следует начать с обозначения всех сторон процедуры. Речь идёт о заказчике, поставщике, транспортной компании. Ссылаемся на полученную транспортную накладную, указываем фактическое время получения груза. Сравниваем заявленные по накладной данные с фактическими. Ёмко описываем характер повреждений, точно количество битого товара. Оцениваем понесённый заказчиком ущерб. Устанавливаем причину образования повреждений. Если в ходе приёмки осуществлялась фото или видеосъемка, прикладываем материалы к акту и обозначаем их в качестве приложений.
Примерный образец
На этом составление акта подходит к концу. В документе должны расписаться все лица, засвидетельствовавшие процедуру приёмки, а также лицо, ответственное за приёмку. На основании полностью заверенного документа администрация предприятия сможет списать битый груз и выдвинуть претензии виновным. После использования официальная бумага подлежит хранению в архиве компании в течение установленного законом срока, по истечению которого документ подлежит уничтожению.