Трудовое законодательство России предусматривает обязанность работодателя обеспечить безопасные условия труда во избежание происшествия несчастных случаев на производстве. Однако, никогда нельзя на сто процентов гарантировать отсутствия травм на любом предприятии, будь то металлургический завод или небольшое пригородное кафе. В случае происшествия несчастного случая составляется специальный акт о несчастном случае на производстве.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Что это за документ
Акт представляет собой официальный документ, который обязательно составляется предприятием-работодателем в случае происшествия несчастного случая с работником в его рабочее время. По факту происшествия несчастного случая руководством оного созывается специальная комиссия по расследованию несчастного случая, состоящая как минимум из трёх человек, одним из которых должен являться специалист по охране труда на производстве. Во главе комиссии находится непосредственно руководитель предприятия либо уполномоченное им лицо. Результаты проведённого расследования фиксируются в документе и заверяются подписями членов комиссии.
Особенности составления акта
Законом о труде предусмотрена специальная форма для составления такого акта. Она имеет название «Форма Н-1». Форму можно распечатать на принтере и заполнить от руки либо заполнить её на компьютере. В ней фиксируются все подробности случившегося несчастного случая, данные пострадавшего работника и мероприятия, необходимые для устранения причин происшествия несчастного случая. Акт заполняется путём вписывания в специально отведённые на то места указанных в форме данных. Составляется и заверяется подписями документ как минимум в трёх экземплярах. Первый экземпляр предназначен для пострадавшего лица и передаётся ему в течение трёх календарных дней. Второй экземпляр остаётся в архиве предприятия, на котором произошел несчастных случай. Третий экземпляр направляется в фонд социального страхования.
Документ составляется не только в случае происшествия инцидента с работником организации, но и в случае происшествия инцидента с любом человеком, получившим травму на территории предприятия.
Как правильно заполнить форму документа
Грамотное заполнение документа поможет избежать потенциальных проблем как для организации, так и для работника, который по итогам заключения комиссии может получить страховую выплату. Шапка акта является стандартной и включает в себя данные об организации, составившей и утвердившей его. Здесь указывается:
- полное наименование предприятия;
- дата утверждения акта;
- ФИО и подпись директора организации или его представителя, утвердившего акт;
- печать организации, утвердившей документ.
Так должна выглядеть шапка документа:
Далее по документу следует заполнение основной его части. К этому процессу необходимо подойти со всей ответственностью, следуя изложенной ниже подробной инструкции:
- В пункте номер один необходимо точно указать дату происшествия несчастного случая.
- Далее по документу следует обозначить наименование предприятия-работодателя в соответствии с его учредительными документами, его юр. адрес, ФИО директора и прочие данные. В случае происшествия инцидента в процессе рабочей командировки пострадавшего запись вносит принимающая работника организация.
- Четвёртый и пятый пункт содержат информацию о пострадавшем лице с указанием его должности на предприятии и стаже на этой должности, а также информацию о каждом из членов созванной комиссии.
- В шестом пункте отмечается проведение для работников обязательного инструктажа по технике безопасности, указывается осуществлялась ли стажировка для пострадавшего работника и дата последней проверки знаний охраны труда по специальности работника.
- Далее по документу необходимо дать характеристику места, в котором имел место инцидент, а также характеризовать оборудование, используемое работником, если оно послужило причиной происшествия инцидента.
- В следующем пункте необходимо максимально подробно со слов пострадавшего работника и очевидцев инцидента описать случившиеся, обязательно указывая ФИО и номера телефонов свидетелей несчастного случая. В подпунктах необходимо указать вид происшествие в соответствии с классификатором несчастных случаев и происшествий, разработанным ФСТЗ, а также степень тяжести вреда здоровью в соответствии с медицинским заключением (указать его номер и дату составления).
- Девятый пункт настоящего документа должен содержать в себе причину случившегося инцидента. Это может быть нарушение техники безопасности, алкогольное или наркотическое опьянение пострадавшего или просто несчастный случай.
- В десятом пункте указываются виновные работники, в силу действий, бездействия (халатности) которых стал возможным произошедший инцидент, с указанием их ФИО и должности, занимаемой в организации, а также наименование предприятия, на котором они работают.
- Одиннадцатый, последний, пункт акта включает в себя выводы, сделанные созданной по факту происшествия инцидента комиссией, о мерах предотвращения подобных случаев в будущем. Это могут быть, например, дополнительные инструктажи по технике безопасности с работниками предприятия или более кардинальные решение, например, переустройство рабочего места с целью повышения безопасности сотрудников.
После заполнения всех пунктов акта следует его подписание. Подписать документ обязаны все члены собранной комиссии. Далее акт отправляется на подпись руководителю организации, на которой произошел несчастный случай. После того, как все подписи будут поставлены, акт приобретает юридическую силу и может быть направлен далее по назначению.
Как указывалось ранее, акт направляется пострадавшему, организации-работодателю, страховому органу, а также, при необходимости, представителям третьей стороны, участвующим в расследовании инцидента.