Акт безвозмездной передачи материальных ценностей – это документ, подтверждающий, что одна сторона передала, а другая, соответственно, приняла то или иное имущество на безвозвратной безвозмездной основе. Документ является составной частью законности реализации договора дарения.

Дарение и пожертвование

Действующая редакция Гражданского кодекса предусматривает такие виды отчуждения и приобретения имущества как дарение и пожертвование. Основная особенность таких форм передачи – это безвозмездная основа. Даритель в момент передачи не требует ничего взамен, а также отказывается от права требования в будущем. Пожертвование предполагает передачу ценностей в общественно полезных целях: медицина, образование, культура и так далее.

Условия

По общему правилу договор дарения, заключённый между физическими лицами, необязательно должен иметь письменную форму. Следовательно, необходимость составлять акт приёма-передачи также отпадает. Исключением является дарение недвижимости. Однако в силу тех или иных обстоятельств стороны иногда отдают предпочтение именно письменной форме. Так новый владелец имущества сможет на законных основаниях подтвердить право собственности.

Дарение, совершённое юридическим лицом, должно составляться в письменной форме в следующих случаях:

  • стоимость подарка превышает 3 тысячи рублей;
  • договор подразумевает дарение в будущем (консенсуальное соглашение).

Распространение

На практике юридические лица прибегают к безвозмездной передаче материальных ценностей в двух случаях:

  • поощрение подчинённых ценным подарком в соответствии с действующей редакцией Трудового кодекса;
  • пожертвование юридическому или физическому лицу.

Роль акта

По своей юридической природе акт безвозмездной передачи не является самостоятельным документом, а выступает лишь приложением к заключённому между сторонами договору дарения (или пожертвования) в письменной форме. Настоящая официальная бумага подтвердит безвозмездность сделки, что позволит одаряемому в будущем защититься от неправомерных требований дарителя оплатить товар.

Если речь идёт о дарении недвижимого имущества, акт станет необходимым документом для государственной регистрации объекта. Без него органы государственной власти откажутся осуществлять регистрационные действия.

Кто составляет официальную бумагу

Следует отметить, что закон не содержит чёткого указания на сторону, в чьи обязанности входит составление акта передачи. Документ будет равно полезен обеим сторонам соглашения. Даритель (юридическое лицо) сможет законно провести сделку через бухгалтерию, списать отчуждённое имущество, а одаряемый в свою очередь записать материальные ценности на баланс. Составитель определяется соглашением между контрагентами, однако по общему правилу это бремя ложится на дарителя (передающую сторону).

Лицо должно обладать определёнными навыками работы с официальными бумагами, чтобы не допустить ошибок при составлении акта.

Что отражается в официальной бумаге

Отметим, что акт безвозмездной передачи материальных ценностей составляется по общему шаблону акта приёма-передачи. Таким образом не существует единого перечня положений, которые должны найти своё закрепление в официальной бумаге. В силу действующей на территории Российской Федерации свободы договора стороны вольны указывать любые важные для них пункты. Сложившаяся практика выработала примерный список моментов, подлежащих отражению:

  • утверждение факта безвозмездности передачи;
  • список передаваемых материальных ценностей, их количество и стоимость;
  • отказ от взаимных претензий, от требования оплаты в будущем.

Форма документа

В настоящий момент органы законодательной власти разрешают составлять приложения к договорам в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Акт безвозмездной передачи материальных ценностей не является исключением. Необходимо учесть, что свободная форма официальной бумаги также выдвигает определённые требования к её составлению:

  • чёткая структура акта;
  • обозначение реквизитов (дата и место составления);
  • подписи уполномоченных представителей сторон;
  • деловой стиль языка.

Написать текст документа позволяется одним из двух общепринятых способов: от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Решение принимает составитель с учётом мнения представителя второй стороны. По общему правилу юридическая сила акта никак не может измениться от способа изложения содержания, тем не менее рекомендуется отдать предпочтение именно печатной форме. Так официальная бумага будет иметь более презентабельный вид, и не придётся разбирать почерк составителя.

Пошаговая инструкция по составлению акта

Для удобства работы с документом условно разделим его на четыре составных элемента: реквизиты, сведения о контрагентах, предмет соглашения и подписи представителей. Следует уделить должное внимание каждому из них.

Первый шаг – обозначение реквизитов. В шапке официальной бумаги отмечаем, что настоящий акт является приложением к договору дарения (ссылаемся на него). Далее присваиваем документу уникальный номер для хранения и документооборота. Затем оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) составления акта.

Второй шаг – указание сведений о сторонах. Отмечаем ФИО и должности согласно штатному расписанию (при наличии) представителей сторон, оставляем ссылки на документы, позволяющие подписывать настоящий акт. Это может быть устав общества или оформленная доверенность. В случае с физическими лицами таким документом выступит паспорт. Если речь идёт о юридических лицах, прописываем полные наименования организаций.

Третий шаг – предмет соглашения. Отмечаем, что даритель передал, а одаряемый принял определённые материальные ценности. Если передаётся несколько объектов, допускается составить таблицу. Потребуется указать количество передаваемых предметов, их цену и общую стоимость.

Примерный образец

1

На этом акт можно считать практическим составленным. Осталось лишь заверить официальную бумагу подписями представителей контрагентов. Отметим, что документ составляется в двух равных по юридической силе экземплярах.