6. Описание путей пациентов и структурных подразделений для их реализации
Важно отметить, что ПП не являются процессами МО, а представляют собой рекомендуемый минимальный перечень шагов, возникающих при взаимодействии МО с пациентом. Каждый шаг пронумерован для удобства упоминания в текстовом описании. Нумерация не отражает последовательности шагов, поскольку шаги могут проходить нелинейно.
Все шаги разнесены по трем вертикальным столбцам (трекам), в зависимости от группы персонала, ответственной за реализацию ПП. По горизонтали шаги сгруппированы в этапы, там, где это применимо, соответствующие структурным подразделениям или локациям МО.
ПП представлены в форме блок-схем и текстовых описаний со ссылками на схемы. Рассматривать ПП рекомендуется, параллельно знакомясь с блок-схемами и текстовыми комментариями к ним. В тексте в скобках указаны номера шагов блок-схемы и сведения о приоритетности сценариев.
В полных блок-схемах первые шаги (входы) ПП обозначены категориями приоритетного, приемлемого или нежелательного сценария. Приоритетным сценарием является такой вход и следующие за ним шаги, который обеспечивает минимальные трудозатраты работников и удобство пациентов, приемлемый сценарий - только удобство пациентов, а нежелательный приводит к возникновению непрофильного функционала у медицинских работников, повышению трудозатрат немедицинских работников или неудобству пациентов.
Важно отметить, что на всех этапах оказания медицинской помощи необходимо подтверждение соответствия личности пациента его персональным данным, содержащимся, в том числе в документах, удостоверяющих личность <4>.
--------------------------------
<4> Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 785н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности"
6.1. Путь пациента "Первичный прием у врача-терапевта участкового, врача общей практики или фельдшера" (ПП-1, Приложение 1)
ПП начинается с предварительного этапа, когда при взаимодействии с пациентом (1.1, 1.2) формируется предварительная запись (2) <5>. За 24 - 48 ч до времени явки в МО требуется напомнить пациенту о записи (3), актуализировать, повысив тем самым долю вовремя пришедших на прием. Это возможно автоматизировать применением рассылок и push-уведомлений. Далее следует шаг явки пациента в МО (4) и взаимодействие с работниками МО. В маршрутизации пациента при первичном обращении участвует администратор, а на информационной стойке или в регистратуре должны быть сформированы необходимые документы для получения медицинской помощи <6>.
--------------------------------
<5> Приоритетный сценарий начинается с пункта 1.1., приемлемый с 1.2.
<6> Оптимальным решением для пациента на данном этапе является система управления очередями
|
|||
Важно реализовывать предварительный этап так, чтобы доля личных обращений (5) для записи на первичный прием в структуре всех возможных вариантов записи была минимальной.
|
|||
После приглашения к информационной стойке или в регистратуру производится идентификация пациента, проверка документов и цели обращения (6). Важным шагом является поиск пациента в МИС и оценка полноты информации (7), поскольку при ее отсутствии требуется выполнить ряд действий (8, 9) для дальнейшего оформления пациента.
|
|||
В случае отсутствия предварительной записи (10) пациент переходит к ее формированию (2), а при ее наличии - к информированию о дальнейших действиях (12).
|
|||
В ПП предусмотрен ряд шагов, направленных на сбор сведений о состоянии пациента и объективных данных перед приемом врача. Немедицинским персоналом с привлечением среднего медицинского персонала (при возникновении вопросов) оказывается помощь пациенту в заполнении диагностических анкет (13) <7>, а на доврачебном этапе (медицинский или сестринский пост) средний медицинский персонал может провести сбор анамнеза и жалоб (14), антропометрию, термометрию и тонометрию (15) с внесением сведений в МИС, после чего пациент переходит к этапу взаимодействия с врачом-терапевтом участковым (ВОП, фельдшером).
--------------------------------
<7> Возможно направление анкет пациенту заранее по электронной почте, в чат-боте и иными способами
|
|||
Далее происходит верификация и дополнение врачом ранее собранного анамнеза, детализация жалоб (19), осмотр пациента и оценка объективного статуса (20), постановка диагноза (21).
|
|||
Для формирования листка нетрудоспособности может привлекаться немедицинский персонал, в функции врача при этом входит экспертиза временной нетрудоспособности для его выдачи, проверка и подписание.
|
|||
После постановки диагноза врач определяет основания для включения пациента в группу ДН (22) и формирует назначения и направления в МИС (23) <8>.
--------------------------------
<8> Оптимальным решением для пациента на данном этапе является автоматизированное формирование направлений и заключения
|
|||
Врач осуществляет краткое профилактическое консультирование (24), завершает взаимодействие с пациентом. Далее пациент переходит к получению заключения по результатам приема (26). При наличии у пациента показаний для последующих мероприятий следует информирование (27) и переход к шагу формирования записи в ПП-2.
|
6.2. Путь пациента "Повторный прием у врача-терапевта участкового, врача общей практики или фельдшера" (ПП-2, Приложение 2)
Обращение по телефону с целью записи на повторный прием (1) остается одним из самых распространенных способов согласования с пациентом даты и времени явки для формирования предварительной записи (2). При этом канал коммуникации по телефону не является приоритетным, поскольку требует участия работников в отличие от записи на прием через ЕПГУ или инфомат (3), позволяющих пациенту самостоятельно выбрать удобное время повторного приема.
|
||
После формирования записи и непосредственно перед явкой в МО требуется информирование пациента (4) <9>.
--------------------------------
<9> Рекомендуется автоматизировать, с применением чат-бота или роботизированного обзвона
|
||
Личное обращение с целью записи на повторный прием должно носить единичный характер, при этом важно снизить количество повторных посещений и оценить, можно ли провести повторный прием сейчас (6).
|
||
При невозможности повторного приема в день обращения с пациентом согласовывается дата и время записи (7), и он возвращается к дистанционному предварительному этапу.
|
||
При наличии возможности приема в день обращения пациент переходит на стадию информирования (9).
|
||
Те пациенты, которые явились по предварительной записи, проходят шаг идентификации (8) с последующим информированием (9).
|
||
На усмотрение МО этап взаимодействия пациента на информационной стойке/врегистратуре может быть упразднен при условии, что пациент ранее обращался за медицинской помощью и подписывал ИДС и согласие на обработку персональных данных, а также обеспечена его идентификация без участия работников (автоматическими средствами).
|
||
В рамках повторного приема посещение доврачебного кабинета не требуется, идентифицированный пациент обращается сразу к врачу или уполномоченному фельдшеру, которые начинают сбор жалоб и оценку исполнения назначений.
|
||
После осмотра и оценки объективного статуса, а также динамики состояния (11) следует этап уточнения диагноза и, если это требуется, экспертизы временной нетрудоспособности (12).
|
||
Определение оснований и включение пациента в группу ДН (13) целесообразно обеспечить в автоматическом режиме.
|
||
Формирование назначений (14) рекомендуется автоматизировать в МИС путем разработки стандартных наборов назначений и рекомендаций <10>.
--------------------------------
<10> Способствовать упрощению функционала формирования назначений в перспективе может СППВР и применение искусственного интеллекта
|
||
Завершает повторный прием краткое профилактическое консультирование (15), и после определения показаний для последующих медицинских услуг (16) пациенту выдается заключение по результатам приема (19).
|
||
В случае наличия показаний выдача заключения (17) пациенту сопровождается информированием о дальнейших действиях (18) и возвратом к оценке возможности получения услуг в день обращения (6).
|
6.3. Путь пациента "Диспансерное наблюдение у врача-терапевта участкового, врача общей практики или фельдшера" (ПП-3)
Полная схема ПП-3: Приложение 3. Обращения пациентов с целью записи на ДН по телефону (1.1) - индикатор приверженности к выполнению назначений. Включение пациента в группу ДН при наличии показаний, в том числе предусмотренных ПП-1 и ПП-2, инициирует формирование индивидуального плана ДН (2.2) <11>.
--------------------------------
<11> Рекомендуется автоматизировать функционалом МИС
|
||
При обращении пациента по телефону оператору требуется проверить, включен ли пациент в группу ДН, а также наличие назначений в плане ДН (2.1), при наличии которых оператором оценивается объем и возможность их реализации на предстоящие 14 дней (6) <12>. Также важно обеспечивать проактивное приглашение пациента в МО (5). После оценки объема назначений пациент информируется о необходимых лечебно-диагностических процедурах и консультациях (7), с ним согласовываются условия их получения (8). Перед явкой в МО пациент информируется о предварительной записи с подтверждением от него возможности явки (9).
--------------------------------
<12> Рекомендуется автоматизировать включение в группу ДН и формирование индивидуального плана
|
||
Этап личного взаимодействия в условиях МО начинается с явки пациента по записи (10) или обращения без записи (11) <13>.
--------------------------------
<13> Подробнее в полной версии пути пациента
|
||
При наличии предварительной записи при явке в МО (10) пациент переходит к информированию с предоставлением ему маршрутного листа (21).
|
||
Маршрутный лист может быть реализован как в форме распечатанного из МИС документа на бумаге, так и в форме перечня в мобильном приложении с дополнительными возможностями навигации и отправки уведомлений.
|
||
В зависимости от точки входа в ПП, но во всех случаях необходимо уточнить, проходил ли в текущем году пациент ПМО/ДОГВН или УД и при отрицательном ответе, направлять пациента по соответствующему ПП (19).
|
||
Шаги лабораторной и инструментальной диагностики (22), а также консультаций врачей-специалистов (23) в соответствии с назначениями являются ключевыми в рассматриваемом ПП, поскольку на них чаще всего происходит увеличение сроков или возникают другие трудности для пациента, снижающие приверженность к посещению медицинской организации и соблюдению врачебных назначений. Консультация врача-терапевта участкового завершается формированием назначений (26).
|
||
На основании проведенных исследований и консультаций становится и доступно определение групп риска осложнений у лиц, находящихся под ДН <14>.
--------------------------------
<14> Методические рекомендации по организации приоритизации пациентов в рамках диспансерного наблюдения/Драпкина О.М., Дроздова Л.Ю., Фисенко В.С., Камкин Е.Г., Котова Е.Г., Флек В.О., Каракулина Е.В., Раковская Ю.С. - М.: ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, 2022 - 42 с.
|
||
Пациенты, не относящиеся к группе риска и прошедшие необходимые профилактические мероприятия, переходят к этапу актуализации статуса ДН (30), который рекомендуется автоматизировать в МИС (31).
|
||
В зависимости от показаний к дальнейшему ДН может быть осуществлен выход из ПП (34) либо составлен новый индивидуальный план (33) с соответствующими дополнениями и изменениями, подготовленными по результатам объективной оценки текущего статуса пациента и динамики его состояния на всех шагах его взаимодействия с МО.
|
||
Как и в случае актуализации перечня лиц, подлежащих ДН (29), исключения пациента из групп ДН в ситуациях немедицинского характера (32) при актуализации индивидуального плана ДН (33) заполнение карты ДН рекомендуется автоматизировать с контролем полноты заполнения работниками из числа среднего медицинского персонала.
|
6.4. Регистратура с информационной стойкой
Работники: без медицинского образования.
Организуется в составе поликлиники, врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины). Регистратура (информационная стойка) должна располагаться на первом этаже на площадях, рассчитанных в соответствии с плановым количеством посетителей, в непосредственной близости от входа. Для разделения потоков пациентов, обращающихся с различной целью, информационная стойка может располагаться в отдельных подразделениях. Для обеспечения возможности прямого контакта работника с пациентом оборудуется "открытая" стойка регистратуры. Одно из рабочих мест работников необходимо адаптировать для взаимодействия с маломобильными гражданами, предусмотрев наличие низкой стойки, сидячего места и достаточного пространства. Рабочие места работников картохранилища и контакт-центра должны быть отделены от регистратуры. Рекомендуется разделение в рамках одной смены работы немедицинского персонала в регистратуре/на информационной стойке, работников картохранилища и контакт-центра.
Критерии к направлению и очередность
Самообращение пациентов или обращение по направлению работников медицинской организации для решения вопросов по компетенции работников регистратуры. Регулирование очередности в регистратуре обеспечивается системой управления очередями (терминалом электронной очереди).
Цель создания и условия функционирования
- идентификация пациентов на основании документов, удостоверяющих личность пациента, его законных представителей;
- определение целей обращений и маршрутизации в зависимости от цели обращения;
- внесение в МИС данных о пациенте, заполнение согласия на обработку персональных данных (при необходимости);
- информирование о порядке получения медицинской помощи, формирование и предоставление пациентам маршрутных листов;
- помощь пациентам в использовании электронной очереди;
- систематизированное хранение медицинской документации пациентов;
- обеспечение своевременного подбора и доставки медицинской документации в подразделения МО.
Работниками регистратуры заполняется "Журнал учета выдачи медицинских карт пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях".
Функции работника регистратуры без медицинского образования при реализации ПП-1, ПП-2 и ПП-3
- установление цели обращения пациента;
- идентификация пациента при его обращении;
- осуществление маршрутизации пациента;
- информирование пациентов по телефону (при отсутствии роботизированных сервисов обзвона) об отмене записи на прием к врачу по инициативе медицинской организации с последующей перезаписью пациента (при отсутствии контакт-центра);
- проактивное формирование потока пациентов на прием по ДН, для ПМО, ДОГВН и УД;
- формирование и согласование проекта расписания внутри МО;
- внесение изменений в действующее расписание;
- контроль актуальности расписания (при децентрализованной модели формирования расписания);
- информирование пациентов о времени приема врачей всех специальностей, режиме работы лабораторий, кабинетов, центра здоровья, дневного стационара и иных подразделений медицинской организации с указанием часов приема, расположения и номеров кабинетов;
- информирование о правилах вызова врача на дом, о порядке предварительной записи на прием к врачам, о времени и месте приема населения руководителем МО и его заместителями; адресах ближайших аптек, ближайшего центра здоровья, в зоне ответственности которого находится данная медицинская организация;
- подбор медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, записавшегося на прием или вызвавшего врача на дом (при сохранении бумажного документооборота);
- доставка медицинской документации пациентов в кабинеты врачей;
- сортировка и приобщение к медицинской карте пациента результатов выполненных лабораторных, инструментальных и иных обследований (при отсутствии медицинского поста).
6.5. Медицинский (сестринский) пост
Существует несколько моделей организации работы участковой службы, самой распространенной из которых является совместная работа врача-терапевта участкового с медицинской сестрой участковой в одном кабинете. Другая модель, уже реализованная в ряде субъектов Российской Федерации (город Москва, Волгоградская область, Тульская область), предполагает раздельную работу врача-терапевта участкового и медицинской сестры, при этом создается медицинский (сестринский) пост.
Работники: медицинские работники со средним медицинским образованием: медицинская сестра, медицинский брат, совместно с работниками без медицинского образования.
Пост организуется в максимальном приближении к участковой службе - на каждом этаже, на котором осуществляется прием врачей. В случае наличия кабинета доврачебного приема число постов может быть сокращено по решению руководителя МО. Рекомендуемая штатная численность утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (медицинская сестра участковая 1,5 должности на каждую должность участкового врача-терапевта участкового).
Критерии направления пациентов и очередность
Направление на медицинский (сестринский) пост осуществляет администратор (регистратор, медицинский регистратор), оператор контакт-центра, врач-специалист, фельдшер кабинета неотложной помощи. Прием осуществляется без предварительной записи, рекомендуется организовать электронную очередь.
Цель создания и условия функционирования
Медицинский (сестринский) пост организуется с целью взаимодействия среднего медицинского персонала с пациентом до и после приема врачом-специалистом.
Функции работника медицинского (сестринского) поста:
- информирование об условиях и порядке получения медицинской помощи;
- при условии размещения поста в отдельном кабинете осуществление доврачебных манипуляций (антропометрия, термометрии, измерение АД, сбор сведений об анамнезе, жалобах пациента);
- оформление справок, направлений, рецептурных бланков по назначению врача и предоставление их на подпись врачу (при отсутствии кабинета выдачи справок), выдача выписок из медицинской карты пациента;
- информирование о правилах подготовки к лабораторным и инструментальным исследованиям, выдача пациенту заключения по результатам приема врача;
- заполнение паспортной части заключений, санаторно-курортной карты, направления на МСЭ, внесение данных о результатах исследований в заключения, санаторно-курортную карту;
- помощь врачу в проведении анкетирования при ПМО и ДОГВН;
- помощь в заполнении опросных листов (диагностических анкет) перед приемом врача;
- ведение паспортов врачебных участков и списков лиц, подлежащих ДН, ПМО, ДОГВН и УД.
6.6. Путь пациента "Получение информации (справки, заключения, выписки или результатов лабораторных и иных методов диагностики)" (ПП-4, Приложение 4)
Наличие обращений с информационной целью является показателем недостаточного информирования в ходе реализации других ПП и иными способами (сайт МО, единый портал пациента, сервис сообщений).
|
||
Оптимальным методом работы с запросами информации является автоматизированное формирование ответа и применение электронной цифровой подписи врача без посещения пациентом МО <15>. Негативным вариантом для МО является запись с информационной целью на прием через ЕПГУ или инфомат (1). При обращении с информационной целью по телефону (6) оператору требуется определить, относится ли запрашиваемая информация к персональным данным (7), поскольку сведения, не регулируемые соответствующим Федеральным законом <16>, могут быть предоставлены заявителю в устной форме (22). При запросе сведений, относящихся к персональным данным, требуется проинформировать о порядке их получения (8).
--------------------------------
<15> Требуется определение на уровне региона перечня таких справок, построение соответствующих бизнес-процессов, доработка МИС, создание сервисов на РПГУ или другие каналы взаимодействия с пациентами
<16> Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"
|
||
Обращение с информационной целью может быть адресовано врачу или уполномоченному фельдшеру без предварительной записи, что будет являться нежелательным сценарием.
|
||
При возможности идентифицировать заявителя (10) как пациента или его законного представителя нужно определить, требуется ли получение документов. При запросе только устной информации важно провести полное информирование (22). При потребности в получении документов требуется детализация, относятся ли они к оригиналам (14) и оформить запрос на ознакомление с оригиналами документов при необходимости (15).
|
||
При обращении с целью получения копии медицинской документации нужно уточнить, необходима ли копия заключения результатов диагностики и, если цель обращения состоит в этом, предоставить их в момент обращения.
|
||
При невозможности предоставления требуемых документов в момент обращения следует оформить с пациентом заявку на получение копии медицинской документации или выписки (19).
|
||
Далее, если пациент оформил запрос на получение выписки (20), то заявка на ее подготовку направляется врачу-специалисту по компетенции или уполномоченному фельдшеру (23). Формирование выписки из медицинской документации может быть автоматизировано в МИС, аналогично формированию заключения.
|
||
Если пациенту не требуется выписка из медицинской документации, то целесообразно оценить, можно ли отработать запрос пациента в рамках одного визита в МО и сразу предоставить копии. Возможность предоставить копии медицинских документов обеспечивается ведением медицинской документации полностью в форме электронных документов в МИС, и сразу после формирования заявки пациента позволяет информировать его о возможности пре информации (25) и предоставление ему выписки или копий медицинской документации (26).
|
||
В случае невозможности предоставления копий медицинских документов в рамках одного обращения, потребуется их подготовка (24), также как в случае подготовки выписки врачом или уполномоченным фельдшером (23), необходимо обеспечить информирование пациента о готовности документов (25). Завершающим событием ПП с целью получения информации станет предоставление для ознакомления оригинала медицинской документации в установленным внутренним нормативным правовым актом порядке, предоставление выписки или копии медицинской документации (26).
|
6.7. Кабинет выдачи справок и направлений
Работники: врач (врач-терапевт, врач общей практики, семейный врач) с медицинской сестрой или с медицинским работником без медицинского образования, фельдшер с медицинским работником без медицинского образования.
Рекомендуется размещать кабинет на первом этаже во входном блоке/зоне регистратуры (фронт-офиса) в визуально доступном месте. Необходимо предусмотреть не менее четырех мест ожидания на один кабинет. Рекомендуется формировать кабинет выдачи справок и направлений на каждое ТВСП с численностью прикрепленного населения свыше 20 000 человек (или менее - усмотрение руководителя МО, исходя из ресурсов).
Критерии для направления пациентов
Маршрутизацию в кабинет выдачи справок и направлений осуществляет администратор (регистратор, медицинский регистратор), оператор контакт-центра. Прием пациентов в кабинете происходит по предварительной записи.
Цель создания и условия функционирования
Передача от врачей-терапевтов участковых и врачей-специалистов функций выдачи справок, направлений, назначений и других форм документации.
Функции врача (совместно с медицинской сестрой) кабинета выдачи справок и направлений при реализации ПП-6 и другими обращениями с целью получения справок, выписок и направлений
- оформление и выдача медицинских заключений и справок, выдача прививочных сертификатов;
- оформление направлений на все виды лабораторных и диагностических исследований, госпитализацию по назначению лечащего врача, выписок из карты пациента для плановой госпитализации, консультации, обследования;
- продление рецептов льготной категории граждан в случае стабильного течения заболевания (по назначению лечащего врача);
- назначение лекарственных препаратов (оформление рецептурных бланков), отпускаемых бесплатно или со скидкой гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными препаратами в порядке, установленном локальными нормативными актами медицинской организации.
Функции медицинского работника с немедицинским образованием кабинета выдачи справок и направлений ПП-6 и другими обращениями с целью получения справок, выписок и направлений
- идентификация пациентов на основании документов, удостоверяющих личность пациента, полиса обязательного медицинского страхования;
- определение цели обращения, поиск сведений в МИС;
- оформление запроса на ознакомление с оригиналом медицинской документации;
- формирование заявки на предоставление копии или выписки из медицинской документации;
- информирование пациента о порядке предоставления информации, о готовности документа и возможности предоставления информации;
- предоставление пациенту оригинала медицинской документации для ознакомления;
- подготовка и предоставление копии медицинской документации;
- подготовка и предоставление пациенту копии заключения или результатов лабораторно-диагностических исследований;
- осуществление контроля готовности результатов исследований;
- заполнение паспортной части справок, заключений, актов, приобщение к медицинской карте пациента результатов исследований.
6.8. Путь пациента "Получение медицинской помощи в неотложной форме" (ПП-5. Приложение 5)
Поскольку неотложные состояния возникают внезапно, то в рассматриваемом ПП входы не имеют приоритизации, а первостепенным является доступность обращения. При обращении
|
|
по телефону с целью получения помощи в неотложной форме (1) оператором должна проводиться оценка по чек-листу (Приложение 8). В случае определения риска для жизни оператор обеспечивает вызов СМП (4).
|
|
При отсутствии экстренного состояния производится оценка показаний для помощи пациенту на дому (5), и при их наличии обеспечивается формирование заявки на оказание медицинской помощи в неотложной форме помощи вне МО (6). В целевой модели нужно стремиться к передаче этих обязанностей от участковой службы к работникам кабинета (отделения) неотложной помощи (фельдшерам, врачам).
|
|
Если на предварительном этапе не определено оснований для оказания медпомощи на дому, то пациент приглашается в МО (7). Важно обеспечить контроль явки в МО после приглашения (8). В ходе проактивного приглашения в МО требуется вернуться к оценке экстренного состояния (2).
|
|
При обращении пациента в МО с целью получения медицинской помощи (11) проводится оценка состояния (12) для исключения рисков для жизни (13), определения признаков ОРЗ (14) и определения неотложного состояния (16). При признаках жизнеугрожающего состояния немедицинским работником привлекаются медицинские работники для оказания медицинской помощи в экстренной форме и вызывается СМП (4). При признаках ОРЗ пациент направляется в выделенное подразделение.
|
|
При отсутствии неотложного состояния на информационной стойке/в регистратуре (20) проводится согласование с пациентом даты и времени явки в МО (23) и получения медицинской помощи в плановой форме.
|
|
Прохождение шагов с 19 по 25 отнесено к одному пути и для пациентов с признаками ОРЗ и без таковых, однако, для разделения потоков необходимо разделять и функционал между различными работниками так, чтобы пациенты с неконтагиозными заболеваниями (состояниями) и симптомами ОРЗ не взаимодействовали и не находились рядом.
|
|
Осмотр и оценка объективного статуса (21) с последующей диагностикой по показаниям (22) и оказание медицинской помощи в неотложной форме по показаниям (23), завершаются экспертизой временной нетрудоспособности (24) и формированием назначений (25).
|
|
Определение показаний для дальнейшего получения медицинской помощи (26) разделяет ПП на пациентов без таковых, с выдачей заключения по результатам полученной медицинской помощи (29) и группу лиц с показаниями, пациентам из которой выдается заключение (27), проводится информирование об условиях и порядке получения дальнейшей помощи (28) и курация по телефону (30) для контроля исполнения назначений и профилактики рецидива неотложного состояния.
|
|
Сведений об оказанной медицинской помощи передаются в участковую службу немедицинским персоналом.
|
|
Важно также отметить, что в отделение (кабинет) неотложной помощи направляются пациенты, пришедшие в медицинскую организацию без записи и при невозможности осуществить таковую в момент явки.
|
6.9. Отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи
Работники: медицинские работники со средним медицинским образованием - фельдшер. При условии достаточной укомплектованности МО медицинскими кадрами с высшим медицинским образованием: врач общей практики (семейный врач), врач-терапевт.
Отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи размещается на первом этаже и включает кабинет (отделение) неотложной помощи, процедурный кабинет, кабинет доврачебной помощи, приемно-смотровой бокс (фильтр-бокс) с отдельным входом, кабинет неотложной травматологии и ортопедии <17>, а также зону для ожидания пациентов.
--------------------------------
<17> "Методические рекомендации для руководителей первичного звена здравоохранения", утвержденные решением Ученого Совета ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России от 17.08.2021 г.
Рекомендуется территориально разделять потоки пациентов, обратившихся с признаками ОРЗ, от лиц, обратившихся по поводу обострения хронических заболеваний. Маршрут лиц с признаками ОРЗ должен быть направлен в изолированно расположенное подразделение МО с отдельным входом (приемно-смотровой бокс или фильтр-бокс) без пересечения с прочими потоками пациентов, в т.ч. при проведении отдельных диагностических исследований в МО. Навигация о маршрутизации лиц с признаками ОРЗ должна быть размещена непосредственно при входах на территорию МО, оказывающей ПМСП.
Режим работы кабинета (отделения) неотложной помощи должен совпадать с режимом работы поликлиники (поликлинического отделения). Рекомендуемый ориентировочный расчет для выполнения нормативного объема посещений с неотложной целью врачами, оказывающими ПМСП с учетом 12-часовой работы кабинета (отделения) неотложной медицинской помощи при шестидневной рабочей неделе: организовать работу одного кабинета (отделения) неотложной медицинской помощи в поликлиниках с численностью прикрепленного населения не менее 20 тыс. человек (12 территориальными участками), с параллельным оказанием неотложной медицинской помощи в амбулаторных условиях и на дому.
Критерии направления пациентов и очередность
Необходимость в оказании первичной доврачебной или первичной врачебной медико-санитарной помощи в неотложной форме по поводу остро возникшего заболевания или обострения хронического заболевания в амбулаторных условиях или на дому (в случае оформления вызова по телефону или через ЕГПУ) без учета прикрепления пациента к МО, а также лиц, предварительно не записанных на прием, но нуждающихся в оказании медицинской помощи в день обращения. Предварительная запись при этом не формируется. Направление в отделение (кабинет) неотложной помощи осуществляет администратор (регистратор, медицинский регистратор), оператор контакт-центра.
Цель создания и условия функционирования структурного подразделения
Разделение потоков пациентов, обращающихся в МО в экстренной или неотложной форме, и пациентов, получающих плановую медицинскую помощь; снижение нагрузки на врача-терапевта участкового; повышение доступности приема врача-терапевта участкового за счет увеличения времени прием врача непосредственно в поликлинике; обеспечение преемственности между медицинскими организациями, оказывающими ПМСП, и службой скорой медицинской помощи.
Медицинская помощь в неотложной форме работниками отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи в МО оказывается на дому в течение не более двух часов после регистрации вызова, а при обращении пациента в МО - безотлагательно.
Оказание медицинской помощи населению при острых и обострении хронических заболеваний осуществляется в соответствии с утвержденным МО перечнем состояний по оказываемым профилям медицинской помощи. В качестве примера предлагается следующий перечень состояний: аллергические реакции, выраженный острый болевой синдром в любой области, обструктивный синдром, неосложненный гипертонический криз, пароксизм суправентрикулярной тахикардии, пароксизм трепетания предсердий, гипотонический криз и гипертермический синдром. Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен.
Отделение обеспечивается санитарным автомобильным транспортом (рекомендации по расчету количества автомобилей, Приложение 9).
Функции медицинского работника с медицинским образованием кабинета (отделения) неотложной медицинской помощи при реализации ПП-5 (фельдшер или врач):
- сбор анамнеза и жалоб;
- проведение термометрии и взятие мазка на COVID-19 и грипп (при необходимости);
- измерение АД, уровня глюкозы и тропонина в крови (при необходимости);
- электрокардиография;
- осмотр, оценка объективного статуса пациента;
- назначение инструментальной и лабораторной диагностики;
- постановка диагноза;
- непосредственное оказание неотложной или экстренной медицинской помощи;
- экспертиза временной нетрудоспособности;
- формирование назначений и направлений в МИС;
- формирование заключения.
Функции медицинского работника с немедицинским образованием кабинета (отделения) неотложной медицинской помощи при реализации ПП-5:
- оценка состояния по чек-листу (Приложение 8);
- передача сведений о вызове в службу скорой медицинской помощи;
- выдача пациенту заключения из МИС по результатам приема врача;
- согласование с пациентом даты и времени явки в МО, осуществление предварительной записи;
- передача сведений об оказанной неотложной помощи врачу-терапевту участковому;
- контроль исполнения пациентом назначений, в том числе в дистанционной форме.
6.10. Путь пациента "Прохождение профилактического медицинского осмотра (ПМО), диспансеризации (ДОГВН) или углубленной диспансеризации (УД)" (ПП-6, Приложение 6)
Прохождение ПМО, ДОГВН или УД (профилактических мероприятий) необходимо организовывать в условиях выделенного подразделения медицинской профилактики по предварительной записи.
|
|
Запись на профилактические мероприятия осуществляется аналогично ПП-1: через инфомат или ЕПГУ, по телефону, в ходе проактивного обзвона, а также при личном обращении в МО <18>.
--------------------------------
<18> Запись, сопровождение, маршрутизация пациентов может обеспечиваться силами немедицинского персонала отделения медицинской профилактики, в собственной регистратуре или у информационной стойки.
|
|
При прохождении ПМО или первых этапов ДОГВН и УД, проводится анкетирование пациента (15), а направление диагностической анкеты может проводиться еще до визита пациента в МО (мобильное приложение, сайт медицинской организации, эл. почта и др.). В случае возникновения вопросов может привлекаться персонал со средним медицинским образованием. После проведения анкетирования потоки пациентов разделяются: первый этап УД - измерение сатурации в покое, спирометрия или спирография, тест шестиминутной ходьбы (16).
|
|
Проходящим ПМО или первый этап ДОГВН выполняется антропометрия, измерение АД, ВД (17). На этапе выполнения лабораторной и инструментальной диагностики (18) потоки пациентов объединяются, но объемы исследований будут различаться. Средний медицинский персонал на данном этапе обеспечивает полноту диагностики в рамках одного визита. Пациенты 2 этапа ДОГВН и УД проходят консультации врачей-специалистов (19).
|
|
Остальные переходят к определению сердечно-сосудистого риска (20). Потоки пациентов вновь объединяются при консультации по результатам полученных услуг (21). Проводится оценка необходимости включения пациента в группу ДН (22) и профилактическое консультирование (23). Лицам, проходившим второй этап ДОГВН и УД, должно быть выдано заключение (27), а для проходивших ПМО, 1 этап ДОГВН или УД - оценка необходимости 2 этапа (24). В отсутствие необходимости также выдается заключение (25), а при наличии оснований для прохождения 2 этапа за выдачей заключения (25) следует информирование о дальнейших действиях (26) и возврат к формированию предварительной записи (2).
|
6.11. Отделение (кабинет) медицинской профилактики
Работники: медицинские работники со средним медицинским образованием (фельдшер, медицинская сестра), врач по медицинской профилактике, врач-психотерапевт или медицинский психолог <19>, работники без медицинского образования.
--------------------------------
<19> Приказ Минздрава России от 29.10.2020 N 1177н "Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях".
Рекомендации к размещению и составу кабинетов
Размещение отделения (кабинета) медицинской профилактики рекомендуется организовать в отдельном крыле первого этажа медицинской организации с учетом конструктивно-планировочных возможностей, позволяющих разделять потоки пациентов <20>.
--------------------------------
<20> "Методические рекомендации для руководителей первичного звена здравоохранения", 17.08.2021 г. утвержденные решением Ученого Совета ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России.
Отделение медицинской профилактики включает следующие кабинеты: кабинет организации ДОГВН и ПМО (кабинет для антропометрии, измерения АД; кабинет инструментальной диагностики); кабинет диагностики и коррекции основных факторов риска развития неинфекционных заболеваний (кабинет приема врачей), кабинет популяционных методов профилактики (аудитория для проведения школ здоровья); смотровой кабинет; процедурный кабинет, зону ожидания и комфортного пребывания для заполнения анкеты. При организации кабинета медицинской профилактики для взрослых рекомендуется предусмотреть зонирование помещений для осуществления деятельности по организации ДОГВН и ПМО, диагностике и коррекции факторов риска развития неинфекционных заболеваний.
Критерии для направления пациентов:
Направление в отделение (кабинет) медицинской профилактики осуществляет администратор (регистратор, медицинский регистратор), оператор контакт-центра, фельдшер, врач-терапевт участковый, врач-специалист.
Цель создания и условия функционирования
Создается с целью обеспечения профилактической работы с населением, в том числе с целью участия в организации и проведении ДОГВН и ПМО. В каждом ТВСП с численностью прикрепленного взрослого населения 20 тыс. человек и более рекомендуется создание отделения медицинской профилактики для взрослых, а с численностью прикрепленного взрослого населения менее 20 тыс. человек рекомендуется создание кабинета медицинской профилактики для взрослых.
Функции медицинского работника с высшим медицинским образованием в отделении (кабинете) медицинской профилактики при реализации ПП-6
- определение факторов риска развития ХНИЗ;
- определение относительного и абсолютного сердечно-сосудистого риска (при ПМО);
- прием (осмотр) по результатам ПМО, в том числе осмотр на выявление визуальных и иных локализаций онкологических заболеваний, включающий осмотр кожных покровов, слизистых губ и ротовой полости, пальпацию щитовидной железы, лимфатических узлов;
- диспансерное наблюдение пациентов второй группы здоровья, включая назначение лекарственных препаратов для коррекции дислипидемий;
- углубленное профилактическое консультирование и формирование назначений.
Функции медицинского работника со средним медицинским образованием в отделении (кабинете) медицинской профилактики при реализации ПП-6
- выполнение медицинских исследований, входящих в объем ДОГВН и ПМО, УД (анкетирование, расчет на основании антропометрии ИМТ, измерение АД и внутриглазного давления, определение уровня общего холестерина и глюкозы в крови; измерение сатурации в покое, проведение спирометрии или спирографии, теста шестиминутной ходьбы);
- внесение сведений о результатах ДОГВН и ПМО, УД и данных из медицинской карты пациента в форму N 131/у;
- проведение разъяснительной работы и мотивирование граждан к прохождению ДОГВН и ПМО, УД;
- разъяснение пациентам с факторами риска ХНИЗ мер по их снижению, основных симптомов инфаркта миокарда и инсульта, а также правил первой помощи;
- проведение углубленного профилактического консультирования.
Функции работника без медицинского образования в отделении (кабинете) медицинской профилактики при реализации ПП-6
- составление плана проведения ПМО и ДОГВН в текущем календарном году;
- формирование списков лиц, подлежащих ДОГВН и ПМО, УД;
- предварительная запись на ДОГВН и ПМО, УД;
- информирование пациента о предварительной записи, подтверждение явки;
- составление маршрутного листа ДОГВН и ПМО, УД;
- информирование об условиях и порядке проведения ДОГВН и ПМО, УД;
- выдача заключения (справок) по результатам ДОГВН и ПМО, УД;
- контроль завершения ДОГВН и ПМО, УД, согласование записи на финальный визит и на профилактическое консультирование;
- помощь в заполнении анкеты и информированного добровольного согласия;
- проведение разъяснительной работы и мотивирование граждан к ДОГВН и ПМО, УД.
6.12. Путь пациента "Плановая госпитализация" (ПП-7, Приложение 7)
Правильное выстраивание плановой госпитализации является ключевым инструментом в обеспечении преемственности между медицинскими организациями, оказывающими ПМСП и специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, а также соблюдении сроков ожидания медицинской помощи в стационарных условиях.
|
|
Запись осуществляется
аналогично ПП-1: через инфомат или ЕПГУ, но телефону, в ходе проактивного обзвона, а также при личном обращении в МО. В ходе процесса записи дополнительно осуществляется проверка наличия назначения врача на госпитализацию.
|
|
Явка пациента в МО инициирует этап личного взаимодействия, в котором, ключевую роль занимает маршрутный лист с перечнем исследований, консультаций и иных действий, необходимых для подготовки к плановой госпитализации <21>.
--------------------------------
<21> Исходя из профиля медицинской помощи, порядков и стандартов, объем маршрутного листа может быть различным, и требуется унифицировать требования к госпитализации так, чтобы маршрутный лист формировался в МИС и был доступен немедицинским работникам.
|
|
После предоставления маршрутного листа врачу-терапевту участковому он формирует назначения и направления, необходимые для подготовки к госпитализации (14) <22>. На основании назначений производится выполнение диагностики (15) и консультации врачей-специалистов (16). Далее проводится анализ результатов (19) с целью оценки наличия противопоказаний для госпитализации (20).
--------------------------------
<22> Если это не было сделано ранее, на этапе определения показаний для получения плановой стационарной МП.
|
|
В отсутствии противопоказаний пациенту может быть выдано направление на госпитализацию (19), со стационаром согласовывается дата госпитализации <23>. При наличии условий, не позволяющих осуществить плановую госпитализацию, пациент информируется об этом и, если противопоказания выявлены по результатам лабораторной диагностики (23), оценивается возможность и целесообразность повторить исследование в рамках текущего посещения (25). Если такой возможности нет, или причина не только в результатах лабораторной диагностики, осуществляется выдача заключения и переход к ПП 1 п. 18 (24).
--------------------------------
<23> Возможна реализация в МИС.
|
7. Рекомендуемые должностные обязанности отдельных категорий работников
Типовые должностные обязанности сформированы на основании представленных ПП и описания участвующих в их реализации структурных подразделений МО. Они содержат основные требования, предъявляемые к работникам определенной должности, а также структурированные обязанности, описывающие их функционал для осуществления тех или иных ПП.
Паспортная часть должностных инструкций формируется с учетом принятой в МО формы. Рекомендуемые должностные обязанности предлагается включать в должностные инструкции соответствующих специалистов медицинских организаций, адаптируя их с учетом процессов оказания медицинской помощи в конкретных медицинских организациях.
7.1. Рекомендуемые должностные обязанности регистратора (медицинского регистратора)
Предъявляемые требования:
На должность регистратора назначается лицо, имеющее среднее (полное) общее или высшее образование (среднее профессиональное медицинское образование для медицинского регистратора), без требований к стажу работы.
Должностные обязанности:
- при взаимодействии с пациентами использовать утвержденные в медицинской организации речевые модули (скрипты, алгоритмы действий);
- определять цели обращений пациентов и фиксировать их в медицинской информационной системе;
- информировать пациентов об условиях оказания медицинской помощи и маршрутизировать их в целях разделения потоков;
- согласовывать с пациентами даты явки в медицинскую организацию и время оказания отдельных услуг, осуществлять предварительную запись на прием при личном обращении пациента;
- осуществлять идентификацию пациентов на основании документов, удостоверяющих личность;
- вносить сведения о пациенте в титульный лист формы 025/у (кроме п. 12) в медицинскую информационную систему;
- формировать расписание медицинской организации, вносить изменения в действующее расписание и осуществлять контроль актуальности расписания;
- своевременно информировать пациента об изменении даты и времени приема ввиду болезни (командировки) специалиста, к которому он записан;
- в отсутствие свободных слотов записывать пациентов в "лист ожидания";
- на основании сведений о высвободившихся (вакантных) слотах осуществлять запись на них пациентов из "Листа ожидания", а также иные действия, предусмотренные локальным нормативным актом медицинской организации, регулирующим порядок работы с "Листом ожидания".
7.2. Рекомендуемые должностные обязанности администратора
Предъявляемые требования: на должность администратора назначается лицо, имеющее среднее (полное) общее, среднее специальное или высшее образование, без требований к стажу работы.
Должность администратора может быть введена в любом структурном подразделении медицинской организации, осуществляющем непосредственное взаимодействие с пациентами, в зависимости от функций которого устанавливаются конкретные должностные обязанности администратора.
Должностные обязанности:
- устанавливать цели обращения пациента, идентификацию пациента при его обращении;
- осуществлять маршрутизацию пациентов с учетом цели его обращения и регулирование потоков перед кабинетами врачей;
- использовать утвержденные в медицинской организации речевые модули (скрипты, алгоритмы действий);
- информировать пациентов о времени приема врачей, режиме работы подразделений медицинской организации; о правилах подготовки к лабораторно-диагностическим исследованиям; о готовности документа (справки, заключения, выписки) и сроках и месте предоставления информации;
- осуществлять подбор медицинских карт пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, записавшихся на прием или вызвавших врача на дом (при сохранении бумажного документооборота) и доставку медицинской документации пациентов в кабинеты врачей и сбор по окончании приема при необходимости;
- размещать в медицинской карте пациента результаты выполненных лабораторных, инструментальных и иных обследований (в случае ведения документооборота в бумажной форме);
- предоставлять пациенту оригинал медицинской документации для ознакомления, подготовку и предоставление копии медицинской документации; копии заключения или результатов диагностики;
- распечатывать из медицинской информационной системы заключения и назначения врача;
- заполнять паспортную часть справок, заключений, санаторно-курортной карты, направлений, осуществлять контроль готовности результатов исследований;
- помогать пациентам в заполнении опросных листов (анкет, информированного добровольного согласия);
- обеспечивать перед приемом врача (фельдшера) рабочие места необходимым медицинским инвентарем, оборудованием, документацией, проверяя исправность аппаратуры и средств оргтехники;
- обеспечить ведение паспортов врачебных участков и списков лиц, подлежащих ПМО и ДОГВН, диспансерному наблюдению;
- составлять маршрутный лист при прохождении ПМО и ДОГВН;
- выдавать пациентам подписанные медицинским работником заключения по результатам профилактического медицинского осмотра или диспансеризации;
- контролировать завершение ПМО или ДОГВН, согласование записи на финальный визит и на профилактическое консультирование;
- проводить разъяснительную работу и мотивировать граждан к прохождению ПМО и ДОГВН;
- осуществлять проактивное приглашение пациентов на диспансерный прием в рамках ДН, проводить анализ отклика на приглашение, контроль соблюдения кратности ДН и исполнения назначений.
7.3. Рекомендуемые должностные обязанности оператора контакт-центра
Предъявляемые требования: на должность оператора контакт-центра назначается лицо, имеющее среднее (полное) общее, среднее специальное или высшее образование, без требований к стажу работы.
Должностные обязанности
- осуществлять запись на прием к врачу с обязательным определением цели обращения и идентификацией пациента при его обращении;
- соблюдать правила общения с пациентом по телефону, использовать утвержденные в медицинской организации речевые модули (скрипты, алгоритмы действий);
- своевременно информировать пациента об изменении даты и времени приема ввиду болезни (командировки) специалиста, к которому он записан;
- осуществлять при отсутствии свободных слотов для записи внесение данных пациента в "Лист ожидания" и передачу "Листа ожидания" регистратору, либо иному уполномоченному работнику медицинской организации;
- осуществлять обзвон пациентов с целью подтверждения явки в дату и время планируемого оказания медицинской помощи;
- проводить тематические опросы населения;
- осуществлять функции, связанные с дистанционным сопровождением пациентов (состоящих на диспансерном наблюдении, в том числе с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, беременных, и т.д.), в порядке, установленном локальным нормативным актом медицинской организации.
7.4. Рекомендуемые должностные обязанности фельдшера отделения (кабинета) неотложной помощи
Предъявляемые требования: на должность фельдшера отделения (кабинета) неотложной помощи назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Лечебное дело".
Должностные обязанности:
- оказывать неотложную медицинскую помощь, в том числе на дому, в сроки, установленные Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
- назначать методы инструментальной и лабораторной диагностики;
- осуществлять экспертизу временной нетрудоспособности;
- формировать назначения и направления, заключения в медицинской информационной системе;
- организовывать вызов бригады скорой медицинской помощи либо обеспечивать транспортировку больного в сопровождении медицинского работника в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь.
7.5. Рекомендуемые должностные обязанности медицинской сестры участковой
Предъявляемые требования: на должность медицинской сестры участковой назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Сестринское дело".
Должностные обязанности:
- организовывать амбулаторный прием врача-терапевта участкового, в том числе обеспечивать его картами амбулаторных больных, бланками рецептов, направлений, подготовку к работе приборов и инструментов, регулировать поток пациентов на врачебном приеме;
- формировать совместно с врачом-терапевтом участковым врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения, вести персональный учет, базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения, принимать участие в формировании групп диспансерного наблюдения;
- участвовать в проведении медицинских осмотров, диспансеризации определенных групп взрослого населения, диспансерного наблюдения;
- осуществлять доврачебный прием, в том числе антропометрию, термометрию, измерение артериального давления на периферических артериях с внесением данных в медицинскую информационную систему;
- в порядке, установленном локальным нормативным актом медицинской организации, заполнять листок нетрудоспособности, предоставлять его на подпись врачу;
- проводить диагностические и лечебные мероприятия по назначению врача терапевта участкового или врача специалиста в амбулаторных условиях и на дому;
- осуществлять активное посещение маломобильных пациентов на дому для динамического наблюдения
- участвовать в проведении мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, введению ограничительных мероприятий (карантина), организовывать и проводить противоэпидемические мероприятия, иммунопрофилактику в установленном порядке;
- оформлять экстренное извещение при выявлении инфекционного заболевания, пищевом, остром профессиональном отравлении, предоставлять его на подпись врачу, направлять в территориальный орган Роспотребнадзора в установленном порядке;
- оформлять заключения, санаторно-курортную карту, направления на медико-социальную экспертизу и иную медицинскую документацию по поручению врача, в порядке, установленном локальным нормативным актом медицинской организации, представлять документы на подпись врачу, выдавать пациенту;
- оформлять справки, направления, заключения (в том числе по результатам приема врача или лабораторно-диагностических исследований), выписки из медицинской карты пациента, предоставлять их на подпись врачу, выдавать пациенту;
- совместно с органами социальной защиты населения организовывать медико-социальную помощь отдельным категориям граждан: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе;
- осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению пост инъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции;
- осуществлять консультирование по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактические мероприятия но предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска.
7.6. Рекомендуемые должностные обязанности медицинской сестры медицинского (сестринского) поста
Предъявляемые требования: на должность медицинской сестры медицинского (сестринского) поста, назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Сестринское дело".
Должностные обязанности
- информировать пациентов об условиях и порядке получения медицинской помощи;
- осуществлять антропометрию, термометрию, измерение артериального давления на периферических артериях с внесением данных в медицинскую информационную систему (медицинскую документацию);
- оказывать помощь пациентам в заполнении опросных листов (диагностических анкет) перед приемом врача, вносить медицинскую информационную систему сведения о жалобах пациента, анамнезе;
- в порядке, установленном локальным нормативным актом медицинской организации, заполнять листок нетрудоспособности, предоставлять его на подпись врачу (фельдшеру);
- заполнять паспортную часть заключений, санаторно-курортной карты, направления на медико-социальную экспертизу;
- вносить данные о результатах исследований в заключения, санаторно-курортную карту и иную медицинскую документацию в порядке, установленном локальным нормативным актом медицинской организации;
- обеспечивать выдачу справок и направлений, заключений, в том числе по результатам приема врача или лабораторно-диагностических исследований, выписок из медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
- информировать пациентов о правилах подготовки к лабораторным и инструментальным исследованиям;
- заполнять рецептурные бланки по поручению врача (фельдшера), предоставлять их на подпись врачу (фельдшеру);
- проводить краткое профилактическое консультирование пациентов в необходимых случаях;
- формировать потоки пациентов с целью создания равномерной нагрузки на врачей и обеспечивать разделение потоков пациентов по видам оказываемой помощи и целям обращений;
- осуществлять ведение паспортов врачебных участков и списков лиц, подлежащих профилактическим медицинским осмотрам и диспансеризации, диспансерному наблюдению в порядке, установленном локальным нормативным актом медицинской организации.
7.7. Рекомендуемые должностные обязанности врача кабинета выдачи справок и направлений
Предъявляемые требования: на должность врача кабинета выдачи справок и направлений назначается лицо, имеющее высшее образование - специалитет по специальностям "Лечебное дело", наличие допуска к осуществлению профессиональной деятельности (сертификата специалиста)
Должностные обязанности
- осуществлять оформление и выдачу медицинских заключений, справок, прививочных сертификатов;
- оформлять направления на все виды лабораторных и диагностических исследований с целью получения заключений, в том числе по направлениям от военного комиссариата и заполнение акта; направления на медико-социальную экспертизу или госпитализацию;
- осуществлять назначение (оформление рецептурных бланков) лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными препаратами в порядке, установленном локальными нормативными актами медицинской организации.
7.8. Рекомендуемые должностные обязанности фельдшера кабинета выдачи справок и направлений
Предъявляемые требования: на должность фельдшера кабинета выдачи справок и направлений назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Лечебное дело".
Должностные обязанности
- осуществлять оформление и выдачу медицинских справок, прививочных сертификатов;
- оформлять направления на все виды лабораторных и диагностических исследований с целью получения заключений, в том числе по направлениям от военного комиссариата и заполнение акта; направления на медико-социальную экспертизу или госпитализацию;
- осуществлять назначение (оформление рецептурных бланков) лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными препаратами в порядке, установленном локальными нормативными актами медицинской организации.
7.9. Рекомендуемые должностные обязанности медицинской сестры кабинета выдачи справок и направлений
Предъявляемые требования: на должность медицинской сестры кабинета выдачи справок и направлений назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Сестринское дело".
Должностные обязанности:
- осуществлять оформление и выдачу медицинских справок, прививочных сертификатов;
- оформлять направления на все виды лабораторных и диагностических исследований с целью получения заключений, в том числе по направлениям от военного комиссариата и заполнение акта; направления на медико-социальную экспертизу или госпитализацию, осуществлять контроль готовности результатов и внесение результатов в справки, заключения, акты;
- оформлять паспортную часть санаторно-курортной карты, заключений, актов;
- заполнять рецептурные бланки по поручению врача (фельдшера), предоставлять их на подпись врачу (фельдшеру).
8. Условия применения методических рекомендаций
Настоящие рекомендации требуют применения в комплексе построения путей пациентов, распределения функционала между группами персонала и внедрения должностных инструкций. В отсутствии применения одного из элементов существует риск несоответствия эффекта мероприятий ожидаемым результатам. Применение рекомендаций необходимо совместно с Методическими рекомендациями "Организация записи на прием к врачу, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг и единые региональные контакт-центры".
Рисунок 2. Ссылка на Методические рекомендации
"Организация записи на прием к врачу, в том числе
через Единый портал государственных и муниципальных
услуг и единые региональные контакт-центры"
Создание в МО предлагаемых структур и распределение функций между группами работников возможно только при высоком уровне использования МИС в процессах и документообороте. Медицинская документация должна вестись преимущественно в электронном виде, а МО иметь установленные внутренним приказом формы медицинских документов, дублирование которых на бумажном носителе не требуется. Подходы данных методических рекомендаций не могут быть реализованы в условиях ручного формирования электронных документов и отправки уведомлений пациентам.
Применение подходов, описанных настоящими методическими рекомендациями, невозможно без реализации проектов по улучшению процессов в медицинских организациях. Процессы рекомендуется улучшать с моделированием и дополнением процессной модели медицинской организации для исключения изолированных и несистемных мер.
Внедрение изменений требует соблюдения этапности непрерывности информирования всех участников путей пациента и процессов медицинских организаций. Игнорирование этапности может привести только к недолговечным и поверхностным результатам. Поддержку непрерывного улучшения рекомендуется осуществлять командой, владеющей инструментами бережливого производства и проектного управления. Внедрение предлагаемых путей пациента рекомендуется с применением модели непрерывного улучшения процессов цикла Шухарта-Деминга (PDSA/PDCA), что обеспечит их дополнительную адаптацию к особенностям среды применения.
9. Заключение
Системные преобразования, направленные на повышение доступности и качества оказания ПМСП, как основного, наиболее массового вида медицинской помощи, требуют комплексного подхода и базируются на принципах ценностно-ориентированного здравоохранения.
В условиях существующей кадровой ситуации, применение организационных решений для формирования потоков пациентов по целям обращения в медицинские организации, оказывающие ПМСП в амбулаторных условиях, и перераспределение функций между отдельными категориями медицинского и немедицинского персонала позволяет обеспечить рациональное использование кадровых ресурсов медицинской организации за счет высвобождения времени врача-терапевта участкового (врача общей практики) на очном приеме и сокращения времени ожидания пациентом.
Методические рекомендации содержат описание путей пациента с учетом цели обращения пациента, предусматривающие возможность достижения цели обращения без привлечения медицинского персонала участковых служб. Варианты организационных решений ориентированы на выделение специализированных подразделений МО, обеспечивающих оказание медицинской помощи в неотложной форме в сроки, предусмотренные ПГГ, прохождение ПМО, ДОГВН или УД, а также получение справочной информации, в соответствии с установленным регламентом.
Прикладным значением данных методических рекомендаций является предметное описание специализированных структурных подразделений, обеспечивающих обработку обращений пациентов, цель которых может быть достигнута без участия врача-терапевта участкового.
Обращения пациентов к врачу-терапевту участковому также структурированы по целям обращения, что позволяет детализировать функционал групп специалистов, в рамках ПП, и сформировать типовые должностные инструкции для отдельных категорий медицинского и немедицинского персонала.
Применение организационных решений и типовых должностных инструкций носит рекомендательный характер и может быть адаптировано под условия деятельности отдельных медицинских организаций или региональных систем здравоохранения в целом.