IV. Организация и проведение обследования и категорирования объектов (территорий)
В связи с вступлением в силу Требований, содержащих измененные критерии определения категории Объектов и форму паспорта безопасности, организации-правообладателю надлежит провести их категорирование и переоформление паспортов безопасности в соответствии с положениями Требований.
На Объект, не подпадающий под критерии категорирования, указанные в п. 13 Требований, и не включенный в перечень Объектов, подлежащих обследованию и категорированию, акт категорирования не составляется. Защищенность такого Объекта обеспечивается организацией-правообладателем в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи.
Организация и порядок проведения категорирования определяется локальными нормативными актами руководителя организации-правообладателя и уполномоченных им руководителей территориальных структурных подразделений (филиалов).
Ответственным должностным лицом, назначенным руководителем организации-правообладателя или территориального структурного подразделения (филиала), проводится предварительная оценка соответствия/не соответствия характеристик всех находящихся в ведении Объектов критериям категорирования, указанным в п. 13 Требований, и формируется пояснительная записка на имя руководителя организации-правообладателя или территориального структурного подразделения (филиала), содержащая перечень всех Объектов подразделения (филиала) проект решения об их подпадании или не подпадании под критерии категорирования и приложением подтверждающих документов и материалов или ссылок на информационные системы, в которых данные документы размещены. <2>
--------------------------------
<2> Допускается иной порядок предварительной оценки соответствия характеристик Объекта критериям категорирования, который определяется внутренним локальном нормативным актом.
Приказом руководителя организации-правообладателя определяется перечень Объектов, подлежащих обследованию и категорированию (см. приложение N 1).
В организациях-правообладателях, имеющих в своем составе широкую разветвленную филиальную сеть с территориально распределенными Объектами, уполномоченными руководителями этих территориальных структурных подразделений (филиалов) могут составляться локальные нормативные акты о проведении на местах обследований и категорирования находящихся в ведении Объектов.
Приказами руководителей организации-правообладателя (ее территориального подразделения (филиала) утверждается состав комиссии по категорированию Объекта (далее - комиссия) во главе с ее председателем, с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности каждого из ее членов, кроме представителей территориальных органов безопасности, Росгвардии или подразделения вневедомственной охраны Росгвардии и МЧС России (без указания в приказе их Ф.И.О. и должностей). Участие представителей указанных силовых ведомств в работе комиссии осуществляется по предварительному согласованию.
В целях формирования комиссии организации-правообладателю целесообразно направлять в территориальные органы безопасности, Росгвардии (вневедомственной охраны) и МЧС России уведомления о формировании комиссии с предложением выделения сотрудника для участия в ее работе (с подтверждением получения уведомления в согласованной форме).
При отсутствии у членов комиссии достаточной квалификации, опыта выполнения мероприятий при обследовании Объектов и владения методиками расчетов критериев и оценок уязвимости потенциально опасных участков и критических элементов, состояния систем физической защиты и АТЗ Объектов, опыта по разработке и оформлению документов по результатам работы комиссии (актов, паспортов безопасности, приложений, технических заданий и др.) к работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций в области проектирования и эксплуатации технологических систем и специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).
Квалификационный уровень специалиста по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) определен соответствующим профессиональным стандартом (утвержден и введен в действие приказом Минтруда России от 27.04.2023 N 374н).
Результаты работы комиссии оформляются актом категорирования Объекта, типовая форма которого не предусмотрена Требованиями, не регламентирована нормативными правовыми актами Российской Федерации, что подразумевает его составление в произвольной форме.
Примерная форма акта категорирования приведена в приложении N 2.
Рекомендуется заблаговременно готовить проект акта категорирования с заполнением разделов, относящихся к компетенции организации-правообладателя.
Акт категорирования составляется в одном экземпляре и может содержать следующие элементы, в том числе подлежащие переносу в паспорт безопасности Объекта:
полное и сокращенное наименование Объекта, его ведомственная принадлежность (в чьем ведении находится или к сфере деятельности какого Федеральной органа исполнительной власти (Минцифры России или Роскомнадзора) относится организация-правообладатель);
наименование вышестоящей организации, основной вид ее деятельности (рекомендуется указывать наименование раздела основного вида деятельности по действующему общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД)) <3>;
--------------------------------
<3> "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 11.05.2023)
основной вид деятельности на Объекте (рекомендуется указывать наименование класса основного вида деятельности по действующему ОКВЭД);
адрес фактического местонахождения Объекта;
ФИО руководителя Объекта, его контактный телефон;
ФИО лица, ответственного за АТЗ Объекта, его контактный телефон;
наименование подразделения физической охраны (при ее наличии), контактный телефон;
установленная категория Объекта;
характеристика Объекта (здание, часть здания, сооружение) и прилегающей территории (при наличии);
занимаемая Объектом площадь;
протяженность периметра прилегающей территории (при наличии);
численность (штатная и по договорам) работающих на Объекте (без уточнения должностных обязанностей), из них арендаторов;
количество смен работы Объекта (1 смена - 8 часов);
максимальное количество единовременно пребывающих на Объекте людей (работников/арендаторов/охранников/посетителей) в рабочие дни (определяется эмпирическим методом) <4>;
--------------------------------
<4> Используется в качестве критерия определения категории Объекта. В паспорт безопасности переносится только количество работников организации.
количество одновременно находящихся на Объекте работников в дневное/ночное (с 22-00 до 06-00 час.) время (нормативными правовыми актами методика мониторинга одновременного пребывания, передвижения людей на Объекте не определена, определяется эмпирическим методом);
потенциально опасные участки Объекта с указанием для каждого: наименование; характера террористической угрозы (захват, подрыв, обстрел, захват заложников, вывод из строя систем связи, применение химических и радиоактивных веществ и т.д.); численность работников, участвующих в деятельности на участке; общая площадь опасного участка (кв. м); характер возможной чрезвычайно ситуации <5> (локальный, муниципальный, межмуниципальный, региональный, межрегиональный, федеральный); зоны наибольшего скопления людей на объекте (коридоры, залы или зоны ожидания и т.п.);
--------------------------------
<5> Принимается в соответствии с классификацией ЧС природного и техногенного характера, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
критические элементы Объекта с указанием для каждого: наименование; характера террористической угрозы; численность работников, участвующих в деятельности критического элемента; оценки уязвимости критического элемента с указанием уязвимых мест - участков (локальных мест) критических элементов;
количество пострадавших в результате террористического акта по каждому критическому элементу с указанием: количества персонала организации/персонала охраны/жителей (посетителей); количества человек, условия жизнедеятельности которых нарушены <6>; масштаб последствий террористического акта <7>;
--------------------------------
<6> Устанавливается в соответствии с приказом МЧС России от 30.12.2011 г. N 795 "Об утверждении порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт" с изм., внесенными приказом МЧС России от 14 июля 2016 г. N 376.
<7> Указываются с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
нарушение инфраструктуры (определяются в ходе изучения и обследования конструктивных особенностей объекта, его месторасположения, окружающей объект инфраструктуры, условий его функционирования);
вид охраны Объекта;
структура и порядок организации охраны;
штат подразделения физической охраны на объекте (при наличии);
наличие инструкции по физической защите Объекта, договора (контракта), инструкции охранников и др.);
инструкция по пропускному и внутриобъектовому режимам Объекта;
образцы пропускных документов на Объект;
наличие вспомогательных помещений для персонала охраны Объекта;
наличие контрольно-пропускных пунктов на Объект: проходных/автотранспортных/смешанных;
данные о дислокации постов физической охраны Объекта (при наличии) с указанием количества постов и человек на них: наружные посты, внутренние посты, 8-часовые, 12-ти часовые, круглосуточные, посты с иным режимом работы (указать режим);
данные об экипировке и используемых специальных средствах у персонала охраны: оружие (наименование и количество единиц оружия и патронов к нему; специальные средства (вид и количество единиц); служебные собаки (количество собак и вольеров);
дополнительные силы и средства, при необходимости привлекаемые для обеспечения АТЗ объекта (выставление охранной организацией дополнительных постов, направление территориальными органами МВД России и Росгвардии (вневедомственной охраны) сил и средств для усиления охраны объекта);
протяженность периметра территории Объекта, подлежащего ограждению;
состояние, протяженность и характеристика ограждения Объекта (капитальное, деревянное, сетчатое, наличие дополнительного (верхнего и (или) нижнего);
наличие освещения охраняемой территории и ограждения Объекта, его краткая характеристика (уличное, декоративное, охранное, места установки светильников);
внутренние помещения, участки периметра территории Объекта, ограждение которых заблокировано сигнализацией, тип (на движение, на открытие, на разбитие стекла, на приближение или прикосновение, на тряску, совмещенные, комбинированные) и количество приборов сигнализации (извещателей), установленных по периметру ограждения, куда выведено тревожное извещение, организация, осуществляющая реагирование;
тип и количество установленной на Объекте системы пожарной сигнализации, количество лучей (шлейфов) сигнализации <8>;
--------------------------------
<8> Заполняется по данным обслуживающей организации.
тип (автономная, пультовая), количество лучей (шлейфов) тревожной сигнализации, обеспечивающей формирование и передачу на пульт охранной организации или правоохранительных органов извещений о нападении на Объект с указанием: где установлены кнопки тревожной сигнализации (брелки либо мобильные устройства, работающие по радиоканалу), куда выведено тревожное извещение, наименования организации, осуществляющей реагирование;
количество постов охраны Объекта, оборудованных радиосвязью, тип и количество радиостанций;
количество постов охраны Объекта, оборудованных телефонной связью;
места установки мониторов, контролируемые зоны и количество видеокамер, установленных на Объекте;
тип и количество досмотровой техники, турникетов СКУД, механизированных ворот, применяемых на Объекте средств осмотра и принудительной остановки транспорта;
принимаемые на Объекте меры пожарной безопасности (действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности из имеющихся в распоряжении сведений: акта ввода в эксплуатацию объекта (территории), действующего предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований по пожарной безопасности, декларации о мерах пожарной безопасности, вступившего в силу решения суда об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности) <9>;
--------------------------------
<9> Заполняется по согласованию с представителем территориального подразделения МЧС России.
оценка эффективности и использования сил и средств охраны для выполнения мероприятий по АТЗ Объекта (установленные требования по обеспечению безопасности и АТЗ Объекта выполняются/не выполняются);
обоснованные и принятые комиссией согласованные решения о достаточности/не достаточности сил и средств для выполнения мероприятий по охране/защите Объекта с указанием (при наличии) необходимых дополнительных мероприятий по совершенствованию физической защиты и АТЗ Объекта с указанием срока их выполнения <10>;
--------------------------------
<10> Достаточность сил и средств оценивается на основе выводов о выполнении установленных требований к его АТЗ для установленной категории и задач по физической защите и предотвращению террористического акта.
вывод о системе охраны Объекта - позволяет/не позволяет обеспечить его безопасность и АТЗ.
Полномочия комиссии отражены в пункте 10 Требований.
В ходе обследования и категорирования Объекта комиссия также проводит проверку:
физической защиты Объекта <11> (см. Приложение N 5);
--------------------------------
<11> Организация физической охраны Объекта должна соответствовать положениям ППРФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
соответствия проводимой работы по АТЗ, инженерно-технической укрепленности и применяемых технических средств безопасности положениям Требований для установленной категории Объекта, а также положениям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области связи (для сооружений связи, сетей связи и объектов почтовой связи);
работоспособности технических средств безопасности, используемых на Объекте, и организации их эксплуатационно-технического обслуживания.
К акту категорирования прилагаются:
материалы (пояснительные записки (их копии), обосновывающие расчеты и исследования и др.), подтверждающие собранные об Объекте сведения и сделанные выводы, подлежащие последующему внесению в паспорт безопасности объекта;
план (схема) Объекта с обозначением потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) (при необходимости);
план (схема) охраны Объекта с указанием контрольно-пропускных пунктов, постов охраны, инженерно-технических средств безопасности (при необходимости);
особое мнение руководителя органа (организации, объекта), входящего в состав комиссии, о признании действующего паспорта безопасности Объекта утратившим силу по результатам актуализации (при наличии);
особое мнение членов комиссии, не согласных с общим принятым решением (при наличии).
Основные данные об Объекте, имеющем несколько зданий (корпусов), а также значения прогнозируемых показателей и установленная категория указываются для каждого здания (корпуса) объекта. В случае отнесения их к разным категориям Объекту в целом присваивается наивысшая категория из установленных для отдельного здания Объекта.
Если Объект представляет собой отдельное помещение или группу помещений, занимающих часть здания, акт категорирования составляется только в отношении этих помещений.
Справочно:
Административное здание: здание, предназначенное преимущественно для административной деятельности (ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.12.2020 N 1388-ст);
Виды административной деятельности приведены в разделе N Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), принятого и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст.
Результаты работы комиссии оформляются актом категорирования Объекта, который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории), составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.
В случае возникновения в ходе составления акта категорирования разногласий между членами комиссии решение принимается в форме голосования простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт категорирования Объекта, при этом их особое мнение приобщается к акту категорирования.