8.3. Подготовка документов и дел к передаче на архивное хранение
8.3.1. Подготовка документов и дел к передаче на архивное хранение и на уничтожение предусматривает:
экспертизу ценности документов;
оформление дел;
составление описей дел по результатам экспертизы их ценности;
составление актов на уничтожение документов и дел с истекшими сроками хранения.
8.3.2. Экспертиза ценности документов - это изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и их отбора для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации.
Экспертиза ценности документов в Министерстве на стадии делопроизводства проводится:
при составлении номенклатуры дел;
в процессе формирования дел и проверки правильности отнесения документов к делам;
при подготовке дел к передаче в архив Министерства.
8.3.3. Дела подлежат оформлению при их заведении и по завершении года. Оформление дела включает в себя комплекс работ по описанию дела на обложке, брошюровке, нумерации листов и составлению листа - заверителя дела.
8.3.4. Для организации и проведения экспертизы ценности документов в Министерстве создаются Центральная экспертная комиссия (далее - ЦЭК) и экспертные комиссии (далее - ЭК) в департаментах (далее - ЭК), действующие на основании положений, утверждаемых соответственно Министром или директором департамента.
8.3.5. Экспертиза ценности документов постоянного и временного хранения осуществляется ежегодно в департаментах Министерства работниками, ответственными за делопроизводство, совместно с ЦЭК (ЭК) под методическим руководством работников отдела документационного обеспечения Административного департамента, ответственных за архив.
При проведении экспертизы ценности документов осуществляется отбор дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения для передачи в архив Министерства, отбор дел с временными сроками хранения (до 10 лет) и с пометкой "До минования надобности", подлежащих дальнейшему хранению в департаментах, а также выделение к уничтожению дел за предыдущие годы, сроки хранения которых истекли.
Отбор документов для постоянного хранения проводится на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, перечней документов с указанием сроков их хранения и номенклатуры дел Министерства путем полистного просмотра дел. Из дел постоянного хранения подлежат изъятию дублетные экземпляры документов, черновики, неоформленные копии документов и не относящиеся к вопросу документы с временными сроками хранения. Окончательное решение по результатам экспертизы ценности документов принимает ЦЭК.
8.3.6. При проведении экспертизы ценности документов одновременно проверяются качество и полнота номенклатуры дел Министерства, правильность определения сроков хранения дел.
8.3.7. Дела с отметкой "ЭПК" (отметка означает, что часть документов может быть отнесена к сроку хранения "постоянно") подлежат полистному просмотру в целях выявления документов, подлежащих постоянному хранению. Выявленные в таких делах документы постоянного хранения выделяются и присоединяются к однородным делам или формируются в самостоятельные дела.
Остальные документы с отметкой "ЭПК" включаются в акт на уничтожение. При этом отметка "ЭПК" в акте не указывается.
8.3.8. По результатам экспертизы ценности документов составляются описи дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения, в том числе по личному составу, электронных документов (приложение N 20, N 21 к Инструкции), а также акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению.
Порядок составления описей дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу указан в приложении N 22 к Инструкции.
8.3.9. По завершении делопроизводственного года и по результатам экспертизы ценности документов дела подлежат оформлению в соответствии с правилами оформления дел и подготовки дел к передаче на архивное хранение (приложение N 23 к Инструкции).
8.3.10. Оформление дел производится работниками отдела документационного обеспечения Административного департамента и работниками, ответственными за делопроизводство, при методической помощи и под контролем работников архива.
8.3.11. Полному оформлению подлежат дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, в том числе дела по личному составу; дела временного (до 10 лет) хранения подлежат частичному оформлению.
Полное оформление дела предусматривает: оформление реквизитов обложки дела по установленной форме (приложение N 24 к Инструкции); нумерацию листов в деле и составление листа - заверителя дела (приложение N 25 к Инструкции); составление в необходимых случаях внутренней описи документов дела (приложение N 26 к Инструкции); подшивку и переплет дела; внесение необходимых уточнений в реквизиты обложки дела.
Внутренняя опись документов дела подписывается составителем с расшифровкой подписи, указанием наименования должности и даты составления описи. Если дело уже переплетено и подшито, то заверенная составителем внутренняя опись документов дела подклеивается за верхний край к внутренней стороне лицевой обложки дела.
Документы, составляющие дело, подшиваются на четыре прокола в твердую обложку из картона или переплетаются с учетом возможного свободного чтения всех документов. При подготовке дел к подшивке (переплету) металлические скрепления (булавки, скрепки) из документов удаляются.
Дела временного (до 10 лет включительно) хранения допускается хранить в скоросшивателях, а также допускается не проводить пересистематизацию документов, листы не нумеровать, листы - заверители дел не составлять.
8.3.12. В период подготовки дел департаментами к передаче в архив Министерства работником архива предварительно проверяется правильность их формирования, оформления и соответствие количества дел, включенных в опись, количеству дел, заведенных в соответствии с номенклатурой дел Министерства. Все выявленные при проверке недостатки в формировании и оформлении дел работники департамента обязаны устранить.