МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 ноября 2024 г. N 29647-ОГ/00
Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает.
1. По вопросу размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок) относятся к компетенции ФАС России.
Таким образом, по поставленным в обращении вопросам о тарифах на коммунальные услуги вправе обратиться в ФАС России.
Вместе с тем отмечается следующее.
Размер платы за содержание жилого помещения не подлежит государственному регулированию (за исключением минимального размера взноса на капитальный ремонт, который устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, которая рассчитывается по регулируемым тарифам), а определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, либо органами управления товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом.
Для собственников помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение о выборе способа управления таким домом, размер платы за содержание жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления.
Из приведенных норм следует, что плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме и тариф на коммунальный ресурс, подлежащий государственному регулированию, не являются тождественными понятиями.
В соответствии с частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. При этом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному собственниками помещений МКД перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию конкретного дома, согласно пункту 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу части 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ, пунктом 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 (далее - Правила N 416), управление многоквартирным домом осуществляется исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее - Минимальный перечень).
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, исходя из Минимального перечня и дополнительных работ и услуг, не внесенных в Минимальный перечень, и устанавливается на срок не менее чем один год.
Таким образом, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме применяется с момента принятия решения собрания или с даты, установленной решением общего собрания собственников помещений. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Размер платы за содержание жилого помещения должен определяться исходя из размера платы, установленного уполномоченным органом (пункт 34 Правил N 491).
Организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, не имеет права самостоятельно в одностороннем порядке изменять размер платы за содержание жилого помещения, в том числе применять размер платы за содержание жилого помещения, установленный органом местного самоуправления для такого типа домов или для дома с аналогичными конструктивными и техническими характеристиками.
Рассматриваемые нормы направлены на обеспечение баланса интересов потребителя и исполнителя, предоставляющего коммунальные услуги, не предусматривает возможности возложения на собственника жилого помещения обязанности по оплате услуг, не оказанных либо оказанных без законных оснований.
В силу статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с абзацами 1, 2 пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно статье 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
При этом установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу за все коммунальные услуги.
В соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 (далее - Основы N 400), предельные индексы формируются на основании показателей и параметров, определенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, с учетом предложений глав регионов.
Пунктом 12 Основ N 400 установлено, что предельные индексы по субъектам Российской Федерации и отклонения от величины указанных индексов утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 61 Основ N 400 органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют ежемесячный мониторинг соблюдения предельных индексов и государственный жилищный надзор.
В случае, если фактическое увеличение размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданином, потребляющим коммунальные услуги при использовании жилого помещения и (или) жилого дома, превышает размер установленного для соответствующего муниципального образования предельного индекса, размер вносимой гражданином платы за коммунальные услуги должен быть изменен с учетом предельного индекса в течение 15 рабочих дней с даты выдачи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственный жилищный надзор, обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
В указанном случае гражданину за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выплачивается компенсация по его заявлению в порядке, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти). Указанный порядок должен предусматривать индивидуальный расчет с учетом фактического объема потребления коммунальных услуг (ресурсов) в сопоставимых условиях в пределах соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг.
Также отмечается, что статьями 159 и 160 ЖК РФ предусмотрены механизмы социальной защиты граждан в виде предоставления льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе предусмотрено предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии), а также компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (далее - компенсация).
Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Размер субсидий рассчитывается в соответствии с разделом IV Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 (далее - Правила предоставления субсидий), и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты). В соответствии с пунктом 21 Правил предоставления субсидий размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - МДД) установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" в размере 22%.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2023 г. N 444 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в Правила предоставления субсидий внесены изменения, согласно которым субъекты Российской Федерации при установлении регионального стандарта МДД могут применять дифференциацию и устанавливать критерии такой дифференциации.
Таким образом, законодательством предусмотрена дифференциация МДД в зависимости от критериев, выбранных субъектами Российской Федерации, что позволяет повысить адресность предоставления субсидий с учетом финансовых возможностей и особенностей регионов.
Применение гибкой дифференциации МДД позволяет обеспечить адресный подход при предоставлении гражданам субсидий, позволяя наиболее незащищенным категориям граждан получать субсидию в более высоком размере.
Так, при установленной на территории субъекта Российской Федерации максимально допустимой доли на уровне 22% в регионе может быть предусмотрена льготная величина максимально допустимой доли в зависимости от ряда факторов. Например, для одиноко проживающих граждан, достигших возраста 55 - 70 лет, для многодетных и неполных семей, а также для семей, состоящих из неработающих пенсионеров, инвалидов, и семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума МДД может устанавливаться в размере от 0% до 22% (в том числе величина МДД может варьироваться в зависимости от уровня среднедушевого дохода).
Частью 1 статьи 160 ЖК РФ установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации за счет средств соответствующих бюджетов.
В частности, категории граждан, имеющих право на компенсацию платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, установлены Федеральными законами:
- Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием";
- Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
- Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
- Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах";
- Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам Трудовой Славы";
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Следует отметить, что с учетом положений статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать решения о предоставлении компенсации расходов отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, расходов на оплату взноса на капитальный ремонт с установлением механизмов реализации данных мер социальной поддержки.
Дополнительно в целях защиты граждан в сложной экономической ситуации с учетом возможного роста ключевой ставки Банка России в условиях продолжающегося санкционного давления недружественных государств, в том числе на экономику Российской Федерации, предусмотрено продление на 2024 год действия особенностей начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, начисления и взыскания неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, обращении с твердыми коммунальными отходами, начисления и уплаты пени в случае просрочки исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета используемых энергетических ресурсов, предоставления рассрочки по оплате договоров об установке приборов учета гражданами (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. N 2382 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2022 г. N 474").
2. По вопросам регистрации права собственности на общее имущество в многоквартирном доме, обязанности нести бремя содержания указанного имущества и порядке расчета платы за содержание жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 38 ЖК РФ при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 42 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества.
Таким образом, государственная регистрация права собственности отдельно на долю в праве общедолевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не обязательна, поскольку государственная регистрация права собственности на помещение в многоквартирном доме одновременно является государственной регистрацией права на долю в праве общедолевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со статьями 30, 39, 154, 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Частью 1 статьи 37 ЖК РФ установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Таким образом, размер платы за содержание жилого помещения и размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме для собственника помещения в таком доме пропорционален площади помещения (жилого или нежилого), принадлежащего такому собственнику.
Следовательно, при расчете размера платы за содержание жилого помещения, подлежащий оплате собственником помещения в многоквартирном доме, утвержденный размер платы в руб./кв. м умножается на площадь принадлежащего такому собственнику помещения в многоквартирном доме. Аналогично при расчете размера взноса на капитальный ремонт утвержденный размер взноса в руб./кв. м умножается на площадь принадлежащего такому собственнику помещения в многоквартирном доме.
Дополнительно отмечается, что пунктом 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75, понятие "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" определено как плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 кв. метра общей площади жилого или нежилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Учитывая, что согласно статье 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - КР СОИ), размер расходов собственников помещений на КР СОИ в составе платы за содержание жилья определяется исходя из площади помещений, принадлежащих соответствующим собственникам.
3. По вопросу контроля деятельности лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющий управление многоквартирным домом, обеспечивают свободный доступ к информации о деятельности по управлению МКД посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) в соответствии с приказом Минстроя России от 7 февраля 2024 г. N 79/пр "Об установлении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, обязательное размещение которой предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Состав и сроки размещения информации в ГИС ЖКХ).
Таким образом, управляющая организация размещает в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную разделом 10 Состава и сроков размещения информации в ГИС ЖКХ, в том числе бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пункт 15 раздела 10).
Согласно части 11 статьи 162 ЖК РФ если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в ГИС ЖКХ.
Необходимо обратить внимание, что договор управления многоквартирным домом может предусматривать и иные формы и мероприятия по контролю, срок и порядок их проведения.
Дополнительно отмечается, что согласно пункту 34 Правил N 416 управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме информацию, в том числе:
- в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
- в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - сведения о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета за период не более 3 лет со дня снятия показаний.
Также отмечается, что надзор за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований жилищного законодательства осуществляет орган государственного жилищного надзора в соответствии со статьей 20 ЖК РФ, а также Общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. N 1670. В этой связи по фактам нарушения требований действующего законодательства потребителям услуг рекомендуется обращаться в уполномоченные исполнительные органы субъектов Российской Федерации (органы государственного жилищного надзора).
Общий надзор за качеством и своевременностью исполнения обязанностей государственного жилищного надзора осуществляет Прокуратура Российской Федерации.
На основании Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти, организации или должностных лиц, которые, на его взгляд нарушили его права и свободы.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора
Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
Д.Ю.НИФОНТОВ