Приложение I. РУКОВОДСТВО ПО СУДЕЙСТВУ АРТИСТИЧНОСТИ

Приложение I

РУКОВОДСТВО ПО СУДЕЙСТВУ АРТИСТИЧНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ:

Артистичность оценивается по всем критериям, представленным в разделе АРТИСТИЧНОСТЬ Правил соревнований, используя предусмотренную шкалу оценки (масштаб).

Оценка Артистичности - это не только "ЧТО" исполняет спортсмен(ы), но также и "КАК" он (они) исполняют упражнение.

Это Приложение I является руководством для судей Артистичности, в нем даются описания каждого раздела судейства Артистичности с некоторыми примерами общих (обычных) ошибок.

Каждый раз, когда в Приложении I используется слово "например", это не означает, что возможен только представленный перечень вариантов, а предполагается множество других возможных ПРИМЕРОВ.

Превосходное (совершенное) упражнение не должно иметь никаких отрицательных ошибок и/или примеров.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Упражнение спортивной аэробики составлено из:
- Соединений аэробных движений
ДВИЖЕНИЯ
- Элементов сложности
- Переходов и соединений
- Подъемов (пирамид) (СП/ТР/ГР)
- Партнерства - взаимодействий (СП/ТР/ГР)
Определения

Соединения (комбинации, части) аэробных движений

Комбинации - танцевальные аэробные шаги, сочетающиеся с разновидностями движений руками, с высоким уровнем координации и высокой частотой движений рук и ног, выполняемые с перемещениями по всей соревновательной площадке, отражающие музыку для того, чтобы создать динамичные, ритмичные и непрерывные последовательности движений с высоким и низким воздействием (ударной нагрузкой).

Элементы Сложности

Элементы, внесенные в перечень в таблице элементов Правил соревнований, имеют номер и ценность, они оцениваются судьями Сложности. Также они оцениваются судьями Исполнения, которые анализируют техническое мастерство, и судьями Артистичности в аспектах распределения элементов по площадке для соревнования, размещения их на протяжении всего упражнения, логичного объединения в упражнении движений со структурой музыки.

Переходы

Переход - перемещение от одной формы, положения, стиля, или места на площадке к другому соединению второй темы или разделу упражнения. Они позволяют исполнителю изменять уровень на площадке (на полу - стоя - в воздухе)

Соединение

Объединение нескольких движений. Связь движений без изменения уровня на площадке.

Подъемы (пирамиды)

Подъем (пирамида) определяется, когда один или более спортсменов подняты другими, поддержаны и/или перенесены над площадкой. Судья Артистичности оценивает, куда подъемы (пирамиды) размещены в упражнении (время и место на соревновательной площадке), как они интегрированы в упражнении с музыкой (насколько быстро это сделано), и их творческий потенциал и новизну.

Для смешанных пар, трио и групп в упражнении необходимо выполнить три подъема (пирамиды). Они могут быть включены в начало и в окончание упражнения.

Партнерство (СП/ТР/ГР)

Отношения между отдельными спортсменами или группами, которые характеризуются взаимовыгодным сотрудничеством, включают также физическое взаимодействие и изменения построений (формирований).

Спортсмены должны демонстрировать единство и показывать преимущества совместных действий по сравнению с индивидуальными. Они должны также показать при работе взаимосвязь между членами СП, ТР или ГР.

Спортсмены должны проявлять контакт между собой (товарищество и взаимодействие). Это должно быть передано не только через хореографию, но и через движения и выразительность всего тела, обращение друг к другу, показывая согласованность между собой и умение впечатлять уверенностью, сложностью и новизной приемов, демонстрирующих товарищество.

Для смешанных пар: спортсмены должны отразить целесообразность использования сочетания - женщины и мужчины.

Для трио и группы: должен быть отражен смысл единства/сходства спортсменов как команды.

Соответственный уровень гармонии между спортсменами и демонстрация в упражнении того, что не может быть выражено индивидуальными спортсменами.

Партнерство включает также:

Физические взаимодействия: это связь (контакты) между одним или большим количеством спортсменов в течение движений, выполняемых спортсменами на площадке и на полу.

Физические взаимодействия рекомендуется (предлагается) выполнять более одного раза.

Построения (пространственные фигуры): - включают положения партнеров относительно друг друга и способы изменения позиций для перехода в другое формирование (фигуру) или в том же самом формировании или при переходе к следующему построению с одновременным выполнением связок аэробных или других движений.

- Примеры возможных построений для смешанной пары

- Примеры возможных построений для трио

- Примеры возможных построений для групп

Все эти движения должны быть выполнены на ПЛОЩАДКЕ ДЛЯ СОРЕВНОВАНИЙ, с использованием МУЗЫКИ и ДЕМОНСТРАЦИЕЙ уверенности.

Чтобы реализовать требования артистичности, упражнение и его хореография должны демонстрировать творческий потенциал и определенное спортивное содержание. В упражнении также должно быть показано разнообразие движений и высокая степень связи между музыкой, движениями и выразительными средствами, используемыми спортсменом.

Темы, демонстрирующие насилие и расизм, так же как и темы, передающие религиозную и сексуальную информацию (коннотацию), не соответствуют Олимпийским этическим идеалам и правилам ФИЖ.

Главными характеристиками аэробики являются:

- Сложность
- Координация
- Новизна
- Разнообразие
- Динамизм
- Высокая частота движений
- Решительность
- Энергия
- Интенсивность
- Выносливость
- Мощность
- Скорость
- Сила
- Гибкость
- Ритмичность
- Захватывающее зрелище
- Аэробный Танец
- Обратная реакция публики
- Музыка
- Выразительность
- Счастье
- Бодрость
- Обаяние
- Индивидуальность

Оценка Артистичности должна отразить, как все эти характеристики демонстрируются в упражнении

Судья должен видеть и анализировать все движения:

- Что сделано и насколько подходящие движения использованы для упражнения.

- Где они показаны в упражнении, где они исполнены на соревновательной площадке.

- Как они взаимосвязаны с музыкой, характеристиками, стилем и выразительностью движений спортсмена(ов).

- Как они представлены.

ХОРЕОГРАФИЯ - ВСЕГО 10 БАЛЛОВ

Судья Артистичности оценивает ХОРЕОГРАФИЮ упражнения, основанную на показателях разделов:

1. Хореографическое содержание (максимально 4 балла)

2. Аэробное содержание (максимально 3 балла)

3. Представление упражнения и музыкальность (максимально 3 балла)

1. Хореографическое содержание - максимум 4 балла

В содержании хореографии судьи оценивают ЧТО из перечисленного ниже, КАК и ГДЕ было сделано:

- Связки (последовательности) аэробных движений
ДВИЖЕНИЯ
- Элементы сложности
- Переходы и соединения
- Подъемы (пирамиды) (СП/ТР/ГР)
- Партнерство (СП/ТР/ГР)

А. Динамизм и уровень слитности движений во всем упражнении (максимально 1,0 балл)

Судьи Артистичности оценивают слитность (из/в): элементов, связок аэробных движений, подъемов (пирамид), в партнерстве (физическом взаимодействии, фигурных построениях, взаимодействиях). Связь между движениями должна быть динамичной, плавной (слитной) и быстрой.

Это означает, что все движения, представленные в упражнении, объединяются между собой без любых ненужных пауз, слитно, динамично, с энергией, с решительностью, выполняя движения легко, без демонстрации усталости (напряжения/нерешительности) или усилия, показывая мобильность с высоким уровнем интенсивности.

Динамичными и быстрыми упражнениями будут те, в которых демонстрируется связь между всеми компонентами (связками аэробных движений, элементами, и взаимодействиями), используются переходы и соединения, выполненные с энергией, ловкостью, решительностью, без чрезмерных пауз, и т.д. Чтобы выполнить динамичное и быстрое упражнение, от исполнителей будут требоваться как высокий уровень физической подготовленности, так и превосходные технические навыки, которые позволят гимнастам реализовать упражнение без прерывания, неуверенности и слитно на протяжении всей программы, без проявления усталости.

Общие ошибки (примеры)

- Остановки перед движениями или после них

- Выполнение излишних поз на полу и/или в положениях стоя на площадке

- В соревновательном упражнении нет объединения трех уровней динамичным способом или уменьшаются интенсивность, выносливость, скорость и частота движений

- Члены СП - ТР - ГР не плавно изменяют построения (формирования) и позицию в построении

- Они также выстраивают и демонтируют подъемы (пирамиды) не плавно и легко, показывая неуверенность или слишком большую паузу.

ШКАЛА ОЦЕНКИ

Отлично
Все упражнение - динамичное и быстрое, показаны все характеристики критериев, представленных выше.
1,0 балл
Очень хорошо
Упражнение немного отклоняется от отличного уровня, в критериях допущены мелкие ошибки.
0,8 - 0,9 балла
Хорошо
В упражнении допущены средние ошибки, проявляющиеся в отклонении от критериев.
0,6 - 0,7 балла
Удовлетворительно
В упражнении допущены большие ошибки, проявляющиеся в отклонении от критериев.
0,4 - 0,5 балла
Плохо
Уровень динамизма и слитности недопустим для упражнения спортивной аэробики.
0,0 - 0,3 балла

Б. Сложность движений и уровень творческого потенциала, выполняемых движений (максимальный 1,0 балл)

Движения являются комплексом, когда они составлены из многих связанных частей, они так усложнены или запутаны, что представляют трудность для исполнения или для разучивания.

Творческое содержание упражнения означает, что оно составлено и выполнено так, что сформированы значимые новые идеи, формы, демонстрируются интерпретации, оригинальность, прогрессивность или воображение, с уникальными и творческими характеристиками, исключающими копирования и монотонность.

Более трудно исполнять сложные и творческие движения, чем простые. Они требуют проявления большей координации, большего уровня физической подготовленности, лучшего управления телом и т.д.

Простое движение - это то, что вы можете сделать сразу же после демонстрации, без всякого обучения. Сложное и творческое движение - такое, для которого необходим некоторый период времени для обучения, требует координации и предыдущей подготовки (физической подготовленности, биомеханического анализа, аналитического и систематического анализа, прогрессирования...).

Оценка Артистичности должна отразить сложность движений и уровень творческого потенциала всех этих движений.

В каком случае движение является более сложным и творческим, чем другие?

- Движение требует проявления большей координации:

- большее количество частей тела вовлечены в движение

- использована асимметрия

- изменяется направление и уровень на площадке при выполнении движения

- изменяется ориентация в пространстве

- изменяется построение в СП, ТР и ГР

- имеются изменения ритма и различный ритм движений верхними и нижними частями тела

- Требуется большая ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ при обучении (для этих движений требуется большее проявление физических способностей)

- Движение должно выполняться быстро. Для него требуется проявление большего количества энергии и большей динамичности

- Движения выполняются с большой частотой

- Движение должно отличаться от других (одинаковые движения, один уровень физической подготовленности, более легкие)

- Движение должно быть внезапным. Непредвиденным

Сложные и творческие упражнения очень трудно исполнить, и они должны быть более высоко оценены. Атлет, который делает такой выбор, должен получить преимущество.

- Более легкие движения = понижают оценку

- Более сложные и творческие движения = повышают оценку.

Судьи Артистичности оценивают согласно этим критериям следующие движения:

- Переходы

- Соединения

- Физические взаимодействия

- Подъемы (пирамиды)

- Построения

- Партнерство (взаимодействия)

Сложность и творческий потенциал набора аэробных связок (последовательностей) будут оценены в разделе "Аэробное содержание", в пункте 2.

Ценность элементов сложности представлена в таблицах Сложности и дается судьями Сложности.

Сложными и творческими упражнения будут признаны те, в которых показан высокий уровень координации движений частями тела, технического мастерства и физической подготовленности исполнителей.

Сложность и творческий уровень движений нужно показывать всем членам СП, ТР и ГР, и демонстрировать во всех движениях, включенных в соревновательное упражнение (соединения, переходы, физическое взаимодействие, подъемы и построения)

Сложные и творческие упражнения содержат много деталей, использованных для того, чтобы увеличить качество упражнения, объединить всех членов в СП - ТР - ГР.

Специальные требования для построения пирамиды/творческое содержание подъемов

В упражнение входят пирамиды/подъемы, характеризующиеся творчеством; судьи применяют следующие понятия и критерии:

Нижний: спортсмен, который поднимает (держит) другого спортсмена

Верхний: спортсмен, которого держит его/ее партнер

- подъем (пирамида) будет отличаться от другой, если положение верхнего и нижнего будут различными в каждом подъеме (то есть нижний в положении стоя, на коленях, сидя, лежа, в упоре и т.д...., а верхний - в упоре углом, ноги врозь, горизонтальном упоре, в вертикальном шпагате, фронтальном шпагате и т.д.)

- если положение верхнего (них) изменяется в течение подъема

- если положение нижнего (них) изменяется в течение подъема

- изменение количества нижних в каждом подъеме (т.е. в трио: 1-й подъем - 1 партнер поднимает 2 партнеров, 2-й подъем - 2 партнера поднимают 1 партнера, 3-й подъем - два партнера поднимают 1 партнера, но выбранный (альтернативный) вариант должен быть без касания пола поднимаемым человеком до завершения подъема). Следует:

1. Показывать различную высоту поднимания партнера относительно оси плеч (ниже или выше плеч).

2. Показывать силу, и/или гибкость, и/или баланс подготовленности спортсменов.

3. Изменять форму в течение движения: поза поднятого человека(ек) демонстрирует различные формы.

- Изменение вида подъемов (статические подъемы в контрасте с динамическими подъемами)

Общие ошибки (примеры)

- Показан комплекс/творческое движение только в верхней части тела, тогда как в то же самое время действие ногами - не сложно

- Переходы, в которых требуется проявление только одной (отдельной) физической способности (например, силы)

- Исполнение в упражнении комплексов движений/творческих переходов только для смены уровня - от пола до положения стоя, демонстрация простых переходов от поверхности площадки /безопорного положения (в воздухе) на пол (спортсмен только падает на пол), используя элементы сложности, с приземлением в упор лежа или в положение шпагата

- движение легко выполняется другими спортсменами после однократного наблюдения.

- соединение между элементами сложности простое

- переходы для изменения уровня легкие

- Копирование

- Нет творческого партнерства и физических взаимодействий

- Соединение движений из/в аэробных базовых шагов без комплекса/без творческих переходов или соединений

- Соединение элементов между собой без комплекса/творческих переходов или соединений

- Изменение уровней на площадке осуществляется только при выполнении элементов сложности

- Использование простых подъемов (пирамид).

ШКАЛА ОЦЕНКИ

Отлично
Все упражнение содержит сложные движения и демонстрирует творчество во всех характеристиках по критериям, перечисленным выше.
1,0 балл
Очень хорошо
Упражнение немного отклоняется от отличного уровня, в критериях допущены мелкие ошибки.
0,8 - 0,9 балла
Хорошо
В упражнении допущены средние ошибки, проявляющиеся в отклонении от критериев.
0,6 - 0,7 балла
Удовлетворительно
В упражнении допущены большие ошибки, проявляющиеся в отклонении от критериев.
0,4 - 0,5 балла
Плохо
Уровень сложности движений и творческого потенциала недопустимы для упражнения спортивной аэробики.
0,0 - 0,3 балла

В. Выбор движений, демонстрирующий разнообразие (максимально 1,0 балл)

Разнообразие в наборе связок аэробных движений должно быть оценено в разделе "Аэробное содержание".

Судьи Артистичности оценивают в разнообразии:

- Переходы

- Соединения

- Построения

- Подъемы (пирамиды)

- Физические взаимодействия

- Партнерство

Упражнения спортивной аэробики должны демонстрировать хороший баланс выбранных движений (всех) в их последовательности, чтобы усилить характеристики и стиль упражнения и спортсмена(ов).

Чтобы оценить разнообразие в упражнении, судьи Артистичности учитывают, что все движения должны быть выполнены без повторений или без демонстрации тех же самых или однотипных движений.

Все в содержании упражнения должно демонстрировать многообразные действия, различные формы и различный тип движений, различный уровень физической подготовленности в течение выполнения переходов, соединений, подъемов, партнерства, физических взаимодействий и других движений.

В упражнении высокого качества (превосходном) должно быть показано большое количество движений различного типа.

Общие ошибки (примеры)

- Повторение того же самого вида переходов (они идентичны или на взгляд очень похожи)

- Повторение того же самого вида подъемов, без использования рекомендованных критериев

- Монотонные движения

- Повторение поз (они идентичны или на взгляд очень похожи)

- Повторение приемов, демонстрирующих партнерство

- Повторены похожие типы переходов или соединения

- Повторение похожих (аналогичных) типов подъемов.

ШКАЛА ОЦЕНКИ

Отлично
Все упражнение содержит разнообразные движения, соответствует всем характеристикам по критериям, упомянутым выше
1,0 балл
Очень хорошо
Упражнение немного отклоняется от отличного уровня, в критериях допущены мелкие ошибки.
0,8 - 0,9 балла
Хорошо
В упражнении допущены средние ошибки, проявляющиеся в отклонении от критериев.
0,6 - 0,7 балла
Удовлетворительно
В упражнении допущены большие ошибки, проявляющиеся в отклонении от критериев.
0,4 - 0,5 балла
Плохо
Уровень разнообразия недопустим для упражнения спортивной аэробики.
0,0 - 0,3 балла

Г. Эффективное использование соревновательной площадки и размещение всех движений в упражнении (максимальный 1,0 балл)

1. Зона соревнования должна эффективно использоваться на протяжении всего упражнения с балансом движений и частоты перемещений. Должны быть задействованы не только углы и центр площадки для соревнования, но все области зоны соревнования.

2. На протяжении всего упражнения нужно показать перемещения во всех направлениях (вперед, назад, в стороны, по диагонали и круговое) и на различных расстояниях друг от друга (близкая и далекая дистанция), с минимальным количеством повторений рисунка движений - след/в след (это подразумевает выбор направления для перемещения). Например, выполнено перемещение в сторону - справа налево, и позже выполнено еще одно перемещение в сторону - слева направо. Это может быть оценено как правильное действие (ok). Но если будет повторено опять перемещение справа налево, то это неправильно (плохо). Аналогично этому рассматриваются движения по диагонали и т.д..

3. Все три уровня относительно соревновательной площадки (работа на полу, в положениях стоя, движения с фазой полета - в воздухе) должны использоваться во всем упражнении, без преобладания движений на любом уровне.

4. Движения на площадке для соревнований должны быть распределены так, чтобы реализовывался принцип сбалансированности (КОТОРЫЙ ОЗНАЧАЕТ ЧТО, ЕСЛИ ВЫ, НАПРИМЕР, ВКЛЮЧАЕТЕ В УПРАЖНЕНИЕ 4 РАЗА ДВИЖЕНИЯ НА ПОЛУ, ТО ИСПОЛНЯТЬ ИХ НЕОБХОДИМО В РАЗНЫХ МЕСТАХ ПЛОЩАДКИ)

Движения на полу 1
Движения на полу 3
Движения на полу 2
Движения на полу 4

Движения должны быть размещены по всему упражнению по сбалансированной схеме.

В упражнении высокого качества соревновательная площадка должна использоваться эффективно (по максимуму) во всех аспектах, упомянутых выше, в балансе направлений, использовании расстояний между спортсменами (далеко - близко) и места на соревновательной площадке (СП-ТР-ГР).

Общие ошибки (примеры)

- Выполнение упражнения происходит только на ограниченном диапазоне площадки, без эффективного использование углов.

- Преобладание использования какой-либо области соревновательной площадки.

- Замечено много сходных направлений перемещений (след/в след) в связках аэробных движений,

- Спортсмен(ы) не перемещаются в различных направлениях с использованием изменения расстояний между ними.

- Выполнение движений в течение длительного времени на одном уровне соревновательной площадки.

- Преобладание движений, выполняемых на одном уровне.

Пример использования соревновательной площадки и размещение
всех движений в упражнении

ШКАЛА ОЦЕНКИ

Отлично
Использование соревновательной площадки и размещение всех движений в упражнении применяется с целью максимальной демонстрации всех характеристик по критериям, упомянутым выше.
1,0 балл
Очень хорошо
Упражнение немного отклоняется от отличного уровня, в критериях допущены мелкие ошибки.
0,8 - 0,9 балла
Хорошо
В упражнении допущены средние ошибки, проявляющиеся в отклонении от критериев.
0,6 - 0,7 балла
Удовлетворительно
В упражнении допущены большие ошибки, проявляющиеся в отклонении от критериев.
0,4 - 0,5 балла
Плохо
Использование соревновательной площадки и размещение движений недопустимо для. упражнения спортивной аэробики
0,0 - 0,3 балла

2. Аэробное содержание - максимум 3 балла

Связки аэробных движений должны включать много разновидностей шагов, сочетающихся с движениями руками. Необходимо использовать основные (базовые) шаги, чтобы составить сложные комбинации с высоким уровнем координации движений всем телом и оставляющих впечатление слитных непрерывных сочетаний движений.

Связка аэробных движений (САД) - это последовательное выполнение в течение полных 8 счетов движений с вариантами аэробных шагов. Если САД имеет меньшую чем 8 счетов длительность, то эта последовательность движений не будет рассматриваться как САД.

В аэробном содержании мы оцениваем, КАК выполнены следующие действия:

Движения:

ЧТО
Основные (базовые) шаги
КАК
Разнообразно/Монотонно
Движения руками
Сложно - Творчески/Просто

А. Разнообразие связок аэробных движений (максимально 1,0 балл)

Судьи Артистичности оценивают уровень разнообразия связок аэробных движений (шагов и движений руками).

В течение всего упражнения в связках аэробных движений нужно показать разнообразие. Без повторения одинаковых или похожих по типу связок аэробных движений.

Разновидности основных шагов (ногами) и движения руками выполнены, если изменяются следующие характеристики движений:

Движения ногами: высота, угол, плоскость, диапазон, амплитуда, скорость, изменение ритма, направление перемещения, ориентация в пространстве и высокая/низкая интенсивность.

Движения руками: высота, угол, плоскость, диапазон, амплитуда, скорость, изменение ритма, односторонние движения (асимметричные)/двусторонние (симметричные).

7 традиционных аэробных шагов и их разновидности - также см. описание техники исполнения в Приложении II.

шаг (March): движение с изменением угла в суставах ног, высоты подъема коленей или направления передвижения (т.е. V-step, turn-step, two-steps, box-step)

бег (Jog): движение с изменением угла в суставах ног и направления

подъем колена (Knee lift): движение с изменением плоскости, угла, с высоким или низким воздействием (ударной нагрузкой)

мах (Kick): движение с изменением плоскости, высоты, с высоким или низким воздействием (ударной нагрузкой) и направления, то есть средний мах, высокий мах, вертикальный мах

прыжок "в стойку ноги врозь - и ноги вместе" (Jumping Jack) движения: с изменением угла в тазобедренных и коленных суставах, с высоким или низким воздействием (ударной нагрузкой в приседе)

выпад (Lunge): движение с изменением плоскости, угла в суставах ног, с высоким или низким воздействием (ударной нагрузкой)

подскок (Skip): движение с изменением угла в суставах ног и направления, с высоким или низким воздействием (ударной нагрузкой).

Общие ошибки (примеры)

- Выполняются только основные шаги, бег

- Большое количество махов выполняется в сагиттальной или фронтальной плоскости

- Были выполнены различные движения, но ритм был монотонным

- Круг руками повторяется

- Используются только движения с большой длиной рычага (прямыми руками, ногами)

- Используется только линейная траектория движений

- Движения руками/ногами были одинаковыми или очень похожими.

ШКАЛА ОЦЕНКИ

Отлично
Связки аэробных движений выполнены без повторений на протяжении всего упражнения/разнообразие демонстрируется во всех характеристиках критериев, упомянутых выше.
1,0 балл
Очень хорошо
Разнообразие связок аэробных движений немного отклоняется от отличного уровня, в критериях допущены мелкие ошибки.
0,8 - 0,9 балла
Хорошо
В разнообразии связок аэробных движений показаны средние ошибки, проявляющиеся в отклонении от критериев.
0,6 - 0,7 балла
Удовлетворительно
В разнообразии связок аэробных движений показаны большие ошибки, проявляющиеся в отклонении от критериев.
0,4 - 0,5 балла
Плохо
Разнообразие связок аэробных движений недопустимо для упражнения спортивной аэробики
0,0 - 0,3 балла

Б. Сложность и уровень творческого потенциала связок аэробных движений (максимально 1,0 балл)

Связки аэробных движений должны быть сложными и творческими, для чего используются одновременные движения для обеих ног и рук, отличающиеся высоким уровнем координации.

Равномерное распределение движений верхних и нижних частей тела демонстрирует сбалансированность упражнения. Движения верхними и нижними конечностями выполняются одновременно, что делает их более сложными и творческими.

Сложные и творческие комбинации (связки) аэробных шагов могут быть достигнуты за счет:

- Большего количества вовлеченных в движение частей тела

- Изменения ориентации в пространстве

- Использования различных совмещенных действий/плоскости/набора движения/длины рычага

- Использования асимметричных движений

- Использования различного ритма

- Большей частоты движений

- Передвижения с выполнением связок аэробных движений.

Общие ошибки (примеры)

- Движения рук сложные/творческие, но комбинации шагов простые/легкие

- Движения рук и ног всегда однообразны по ритму

- Набор (диапазон) движения руками и движений ногами - тот же самый

- Движения руками и ногами сложные/творческие, но всегда выполняются с одной и той же ориентацией тела (тело при движениях по площадке сохраняет только одно направление)

- Движения руками и ногами сложные/творческие, но выполняются всегда в постоянном положении (позиции) на площадке.

ШКАЛА ОЦЕНКИ

Отлично
Сложность/творческий потенциал связок (комбинаций) аэробных движений имеет отличный уровень, высокая степень сложности/творческого потенциала и координации, демонстрируются во всех характеристиках критериев, упомянутых выше
1,0 балл
Очень хорошо
Сложность/творческий потенциал связок аэробных движений немного отклоняется от отличного уровня, в критериях допущены мелкие ошибки.
0,8 - 0,9 балла
Хорошо
В сложности/творческом потенциале связок аэробных движений показаны средние ошибки, проявляющиеся в отклонении от критериев
0,6 - 0,7 балла
Удовлетворительно
В сложности/творческом потенциале связок аэробных движений показаны большие ошибки, проявляющиеся в отклонении от критериев.
0,4 - 0,5 балла
Плохо
Сложность/творческий потенциал, показанные в связках аэробных движений, недопустимы для упражнения спортивной аэробики
0,0 - 0,3 балла

В. Количество и баланс связок (комбинаций) аэробных движений (максимально 1,0 балл)

На протяжении всего упражнения должны выполняться комбинации аэробных движений. Это означает, что другие движения, кроме элементов сложности, переходов/соединений, подъемов (пирамид) и взаимодействий (физических контактов), используемые в упражнении, должны демонстрировать хорошо сбалансированные связки непрерывных аэробных движений.

- В упражнение должно быть включено достаточное количество связок аэробных движений.

- Связки аэробных движений должны быть хорошо распределены, демонстрируя сбалансированность в пределах упражнения.

- Демонстрация связок аэробных движений во всем упражнении обеспечивает реализацию главных характеристик упражнения аэробной гимнастики.

Общие ошибки (примеры)

- Выполняется только серия комбинаций аэробных движений в одной части упражнения (например, во второй половине упражнения).

- Связки аэробных движений не распределены по всему упражнению, сконцентрированы и преобладают в части упражнения.

- Неполные связки аэробных движений демонстрируются на протяжении всего упражнения (то есть выполняются последовательности движений на 4 или 6 счетов, сочетающиеся с позами или подготовкой к элементам).

- Трудно признать в выполняемых действиях - связки аэробных движений.

- Во всем упражнении выполнено только несколько комбинаций аэробных движений.

ШКАЛА ОЦЕНКИ

Отлично
Во всем упражнении отлично показано достаточное количество и сбалансированность связок аэробных движений, которые соответствуют характеристикам критериев, упомянутых выше.
1,0 балл
Очень хорошо
Количество и сбалансированность связок аэробных движений немного отклоняются от отличного уровня, в критериях допущены мелкие ошибки.
0,8 - 0,9 балла
Хорошо
В количестве и сбалансированности связок аэробных движений показаны средние ошибки, проявляющиеся в отклонении от критериев.
0,6 - 0,7 балла
Удовлетворительно
В количестве и сбалансированности связок аэробных движений показаны большие ошибки, проявляющиеся в отклонении от критериев.
0,4 - 0,5 балла
Плохо
Количество и сбалансированность показанных в упражнении связок аэробных движений недопустимы для упражнения спортивной аэробики.
0,0 - 0,3 балла

3. Презентация (демонстрация) упражнения и музыкальность - максимум 3 балла

Оценивается степень уверенности, реализованная спортсменом(ами) во всем упражнении.

Выразительность (Экспрессия):

ЧТО (ВЫПОЛНЯЕТСЯ) ──> Выражения лица КАК (ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ) ──> Уверенность
                      Движения тела          Физическая энергия (мощность)
                      Исполняемые движения   Умение произвести эффект

А) Презентация (1,0 балл)

А.1. Спортсмен(ы) должен создать впечатление о спортивной сути упражнения, отличающегося высоким качеством движений (четкостью и законченностью).

Общие ошибки (примеры)

- Не создано впечатления о спортивном выступлении, которое свойственно соревновательным упражнениям аэробной гимнастики

- Хореография выполнена с усилием, без создания впечатления легкости

- Движения выполнены - без сбавок за исполнение, но они настолько непонятны, что не оставляют четкого впечатления о законченности.

А.2. Спортсмен(ы) должен показать физическую энергию и мастерство представления (талант), впечатляя аудиторию своей (его/ее) физической подготовленностью, навыками, обаянием, индивидуальностью, магнетизмом, эффектом присутствия - контактом с аудиторией, "языком" тела без театральной интерпретации, естественным способом, а не только улыбкой в течение упражнения. Вышеперечисленные характеристики должны передаваться движениями, "языком" тела, что и является демонстрацией энергии и таланта.

Общие ошибки (примеры)

- Спортсмен не обращается к аудитории.

- Атмосфера, созданная выступлением, мрачная и оставляет плохое впечатление.

- Содержание выступления неприлично (вульгарно).

- Недостает сосредоточенности, и в исполнении не показана слитность движений.

- Исполнение упражнения не соответствует никаким перечисленным выше требованиям, недостаточно страсти и энергии, много незначительных (мелких) движений и ощущается недостаток в настроении и уверенности.

- Движения не соответствуют стилю или невыразительны, чтобы стать незабываемыми, вызвать сопричастность аудитории.

- Использованы визг, крики или пение, чтобы подчеркнуть выполняемые движения.

А.3. Спортсмен(ы) должен показать уверенность в своих действиях с подлинными, приятными, естественными эмоциями и выражениями лица (не использовать искусственные или преувеличенные выражения лица - гримасы), без криков/пения.

Общие ошибки (примеры)

- Спортсмен применяет утрированные (преувеличенные) выражения лица.

- Очень серьезное лицо на протяжении исполнения всего упражнения.

- Упражнение выполняется с неестественными выражениями лица.

- Теряется уверенность при исполнении упражнения или проявляется нервное, возбужденное состояние.

ШКАЛА ОЦЕНКИ

Отлично
Презентация соответствует отличному уровню, демонстрация упражнения отражает все характеристики критериев, упомянутых выше.
1,0 балл
Очень хорошо
Презентация при исполнении упражнения немного отклоняются от отличного уровня, в критериях допущены мелкие ошибки.
0,8 - 0,9 балла
Хорошо
В демонстрации упражнения допущены средние ошибки, проявляющиеся в отклонении от критериев
0,6 - 0,7 балла
Удовлетворительно
В демонстрации упражнения показаны большие ошибки, проявляющиеся в отклонении от критериев.
0,4 - 0,5 балла
Плохо
Презентация недопустима для упражнения аэробной гимнастики спортивной аэробики
0,0 - 0,3 балла

МУЗЫКАЛЬНОСТЬ (максимально 2,0 балла)

Все упражнение должно быть выполнено в полном соответствии с музыкой. Может использоваться любой стиль музыки, адаптированной для аэробной гимнастики. Это означает, что музыка, используемая исполнителем, должна отразить и подчеркнуть главные характеристики аэробной гимнастики.

- Построение музыки

- Использование музыки

Б) Построение музыки (максимально 1,0 балл)

ПОСТРОЕНИЕ МУЗЫКИ ──>    ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ МУЗЫКОЙ

Композиция музыки (структура) технически должна быть законченной: с четкими отрезками. В ней должен распознаваться смысл каждой части музыки, она должна быть слитной, с понятным началом и четким окончанием, хорошо объединенной со звуковыми эффектами, если они включены, с соблюдением музыкальных фраз, которые должны иметь 8 или другие количество счетов, но должна быть соблюдена структура, создающая ощущение слитности и единства. Запись одного музыкального произведения и музыка, состоящая из частей, должны иметь профессиональное качество, а отрывки музыки должны быть хорошо объединены.

В музыке должна быть соблюдена следующая структура:

- Начало, окончание, фразы, акценты

- Ритм

- Темп

- Удары (доли такта, биты)

- Мелодия/Стиль музыки (салса, танго, евро-бит, техно, рок...)

- Настроение (тон)

- Тема или музыкальные части (одна или более, допустима - смешанная).

Кроме того, музыка, используемая спортсменами, должна соответствовать характеристикам аэробной гимнастики или учитывать их. Для этого музыка должна быть динамичной, разнообразной, без монотонности, ритмичной, творческой, энергичной и четкой. На основную мелодию (песню) могут быть наложены или не наложены музыкальные акценты (удары-биты). Подходящей для спортивной аэробики музыкой будет такая, в которой можно идентифицировать музыкальность исполнения - попадание в музыку, что характерно для аэробной гимнастики. Музыка должна иметь четкий ритм, который можно просчитать.

Общие ошибки (примеры)

- Использование различных концепций (идей)/настроения (тона) двух песен, объединенных вместе, нарушает единство музыки.

- Избыточное соединение нескольких песен сделано так, что не чувствуется слитности, нет ощущения необыкновенности.

- Аранжировка (смешивание) частей музыки неудачна, или, в случае использования только одной песни, обработка сделана грубо.

- Ритм музыки - медленный и не имеет достаточной энергии, характерной для аэробной гимнастики.

- Невозможно идентифицировать музыкальность (попадание в музыку), невозможно просчитать ее ритм, что требуется в аэробной гимнастике.

- Непонятный конец музыкальной фразы.

- Нечеткое окончание песни и любого уместного финала.

- Песня начинается сразу, без какой-либо вводной части или маленького вступления.

- Использованы очень похожие части одной песни, что показывает недостаток разнообразия, а музыка становится монотонной и повторной.

- Качество музыкальной записи не соответствует профессиональному стандарту.

- Объем (уровень громкости) звуковых эффектов громче, чем песня или излишне громкая музыка.

- Звуковые эффекты бессмысленны, неэффективны и не связаны с музыкой и выполняемыми движениями.

- Используемый звуковой эффект не имеет смысла, портит элегантность первоначальной мелодии.

ШКАЛА ОЦЕНКИ

Отлично
Построение музыки полностью соответствует всем характеристикам по критериям, упомянутым выше.
1,0 балл
Очень хорошо
Построение музыки немного отклоняется от отличного уровня, в критериях допущены мелкие ошибки.
0,8 - 0,9 балла
Хорошо
В построении музыки допущены средние ошибки, проявляющиеся в отклонении от критериев.
0,6 - 0,7 балла
Удовлетворительно
В построении музыки есть большие ошибки, проявляющиеся в отклонении от критериев.
0,4 - 0,5 балла
Плохо
Построение музыки недопустимо для упражнения спортивной аэробики.
0,0 - 0,3 балла

В) Использование музыки (максимально 1,0 балл)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ ───> КАК ИСПОЛЬЗУЕСЯ МУЗЫКА (максимально 1,0 балл)

Упражнение полностью должно быть выполнено под музыкальное сопровождение. Хореография использует идею, заданную музыкой. Все движения должны точно соответствовать выбранной музыке.

В творческом процессе хореограф создает движения, соответствующие определенной музыке, выбранной для конкретного спортсмена/нов.

Идея (концепция, замысел) и стиль исполняемых движений:

ЧТО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ (характер музыки) ──> КАК (музыка раскрывается движениями)

Темпераментная (захватывающая)
Острые/Четкие движения
Нарастающая/ Мощная
Энергичные/амплитудные движения
Веселая
Элегантные (оживленные) движения
Лирическая (проникновенная)
Мягкие (грациозные) движения
Яркая (выразительная)

- Выбранная музыка должна способствовать проявлению индивидуальных характеристик и стиля спортсменов.

Есть ли различия между исполнителем/лями - мужчиной или женщиной, а также спортсменами возрастных групп? Также должны быть учтены различия между индивидуальными выступлениями, или СП, или ТР или ГР, не всякая музыка может соответствовать всем категориям и возрастам спортсменов. Эти различия должны быть отражены в выбранной музыке.

- Стиль упражнения должен находиться в гармонии (согласоваться) с идеей музыки

Стиль музыки должен соответствовать характеристикам и стилю движений, исполненных спортсменами (или наоборот). Если используется музыка в стиле танго, то ожидается, что будут показаны некоторые движения, связанные с музыкой танго. Спортсмен должен быть способен выразить своими движениями и языком тела тему, заданную музыкой.

- Содержание движений должно согласоваться со структурой музыки (ритм, удары-биты, акценты и фразы)

Ожидается, что исполнители передадут движениями структуру и различные части музыки. Так же как музыка состоит из различных частей, так и движения должны быть различными. Различные части музыки с разными партиями (характеристиками) в ней (инструментальная часть, голос, хор, темп, и т.д.) должны согласовываться с выполняемыми связками аэробных движений, подъемами (пирамидами), переходами, движениями на полу.

Общие ошибки (примеры)

- Идея (концепция) музыки и исполняемые движения не соответствуют, если:

- Движения выполняются на полу, тогда как в музыке идет повышение темпа.

- Выполняется комплекс аэробных шагов, а мелодия в музыке имеет спокойный характер.

- Выполняются мощные движения, а музыка - легкая/спокойная.

- Выполняются однообразные движения под музыку с драматической концепцией.

- Когда музыка приближается к кульминационному моменту (в бурном темпе), движения не изменяются.

- Когда в музыке звучит спокойная часть, выполняются движения со сложными связками аэробных движений.

- Движения не совпадают с акцентами музыки.

- Выполняются простые движения, когда звучит сильная, внушительная и громкая музыка

- Выбранная музыка не соответствует характеристикам спортсмена, стилю его движений, и он/она оказались неспособными управлять движениями в соответствии с музыкой, и/или музыка не подходит для его/ее пола или возраста.

- Стиль упражнения не имеет никакого отношения к идее музыки, и музыка не была полностью использована.

- Движения имеют незначительную согласованность с развитием музыки, только выбор времени движений совпадает с битом музыки.

- Характеристики музыки полностью игнорируются, и даже если звучат изменения в музыке, хореография вообще не изменяется.

- Так как хореография не совпадает с музыкой, музыка используется только как фон (музыка звучит позади).

- Выполняемые движения не попадают в музыкальные фразы.

- Движения не попадают в музыкальные доли-биты (ошибки в музыкальности - выборе времени для движений).

ШКАЛА ОЦЕНКИ

Отлично
Использование музыки показано отлично, все характеристики соответствуют критериям, упомянутым выше.
1,0 балл
Очень хорошо
Использование музыки немного отклоняется от отличного уровня, в критериях допущены мелкие ошибки.
0,8 - 0,9 балла
Хорошо
В использовании музыки допущены средние ошибки, проявляющиеся в отклонении от критериев.
0,6 - 0,7 балла
Удовлетворительно
В использовании музыки есть большие ошибки, проявляющиеся в отклонении от критериев.
0,4 - 0,5 балла
Плохо
Использование музыки недопустимо для упражнения спортивной аэробики.
0,0 - 0,3 балла