IX. Эвакуация и спасение людей при пожаре

IX. Эвакуация и спасение людей при пожаре

595. Эвакуацию работающих со строящихся и ремонтируемых судов производят с целью исключения возможности воздействия на людей опасных факторов пожара в случае возникновения на судне пожара.

Для успешного проведения эвакуации необходимо обеспечить условия для выхода работающих из помещений судна в безопасные зоны до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара.

Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на судах должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной эвакуации людей.

596. Каждое строящееся (ремонтируемое) судно должно быть оборудовано системами сигнализации по НПБ 88 и РД 5Р.6207, оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей по НПБ 77 и НПБ 104. Эти системы должны разрабатываться в проекте ТОС и вноситься в заказные ведомости на системы ТОС постройки (ремонта) судна. Контроль за исправностью и готовностью систем сигнализации, оповещения о пожаре и управления эвакуацией осуществляет старший строитель судна.

597. Эвакуация работающих должна проводиться двумя способами:

- из внутренних помещений корпуса и надстройки - через коридоры, тамбуры, трапы, люки, горловины, двери и аварийные вырезы;

- с открытых частей палуб и надстроек - с помощью штормтрапов; веревочных лестниц; люлек (беседок), подвешенных на береговые краны; устройств канатно-спускных пожарных по НПБ 193; веревок пожарных спасательных по НПБ 167; устройств спасательных прыжковых пожарных по НПБ 303; с применением катеров (при достройке на плаву).

598. Тип, размеры, количество и места размещения средств эвакуации должны быть определены организацией-разработчиком проекта ТОС при подготовке раздела "Требования пожарной безопасности" в составе технического проекта постройки (ремонта) судна.

599. Каждое судно должно быть оборудовано не менее чем двумя сходами и выходами на берег. Один трап предназначен для выхода работающих, второй - для входа пожарных в случае пожара на период проведения работ. При постановке судна к стенке кормой допускается устройство одного трапа, имеющего ширину в два прохода.

600. Каждое замкнутое и труднодоступное помещение на судне должно иметь не менее двух штатных выходов (люков, горловин). Если по конструктивным соображениям устройство второго выхода невозможно, то необходимо сделать дополнительные технологические вырезы. Если по конструктивным соображениям дополнительные вырезы выполнить также невозможно, допускается наметить аварийные вырезы в соответствии с пунктом 609 настоящих правил.

601. В целях обеспечения спасения людей из помещений и отсеков судна, организацией-разработчиком проекта ТОС при подготовке раздела "Требования пожарной безопасности" при строительстве (ремонте) судна" должна быть разработана схема путей эвакуации с четким указанием всех возможных направлений движения из различных помещении и отсеков, включая иллюминаторы, аварийные и технологические вырезы.

602. Организация-строитель должна до начала строительства (ремонта) судна откорректировать схему путей эвакуации и план эвакуации с учетом местных условий и постоянно производить корректировку схемы и плана с учетом закрытия временных технологических вырезов, изменения трассировки путей эвакуации.

603. Количество и места установки схем путей эвакуации определяются организацией-строителем судна, исходя из конструктивных особенностей судна. Указанные схемы должны размещаться на видных и хорошо освещенных местах. При входе на судно (блок судна) должна размещаться общая схема эвакуации с объекта. В помещениях, выход из которых в безопасные зоны наиболее затруднен или в которых по технологии постройки (ремонта) производится большой объем пожароопасных работ, необходимо вывесить отдельные части общей схемы, отражающие пути эвакуации только из конкретного помещения.

604. Пути эвакуации, места размещения средств обеспечения безопасной эвакуации должны быть снабжены информационными средствами, аншлагами, знаками безопасности, сигнальной разметкой, выполненными и размещенными в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4.026 и НПБ 160.

605. При выборе путей эвакуации следует обеспечить:

- наименьшую длину пути эвакуации до безопасных зон;

- максимально возможные удобства для передвижения эвакуирующихся (достаточная ширина пути, максимальное использование наклонных трапов с небольшими углами наклонов (не более 55°)).

606. При установке по бортам судна лесов необходимо оборудовать не менее двух мест схода с судна и двух выходов с каждого яруса лесов. Расстояние между трапами не должно превышать 50 м. Главный трап-сходня должен иметь два прохода шириной не менее 1 м каждый. Выходы должны считаться эвакуационными, если они ведут:

- из помещений, расположенных в корпусе, - в коридоры и тамбуры, через которые можно выйти на открытую часть верхней палубы;

- из помещений, расположенных на любой палубе надстройки, - в коридоры и тамбуры, имеющие выход на открытую часть верхней палубы или на открытые части палуб.

Для судов длиной менее 40 м допускается применять один эвакуационный трап, имеющий два прохода шириной не менее 1 м каждый.

607. Освещение путей эвакуации должно быть обеспечено круглосуточно с помощью светильников общего (дежурного) освещения с обязательным дублированием их системой аварийного освещения. Для этапа испытаний заказа дублирование освещения путей эвакуации должно выполняться штатными системами аварийного освещения.

608. Указатели путей эвакуации из судовых помещений должны быть расположены в зоне эффективного действия аварийных светильников.

609. На корпусе судна должны быть очерчены контрастной краской места аварийных вырезов для дополнительных путей эвакуации при пожаре. Внутри контура разметки наносится надпись "Аварийный вырез" по ГОСТ Р 12.4.026. Определение мест таких вырезов производится организацией-разработчиком проекта ТОС при составлении "Требований пожарной безопасности" в составе технического или рабочего проекта постройки судна по данным организации- проектанта.

610. Для обеспечения эвакуации работающих с открытых частей, палуб, надстроек, мостиков при стоянке судна в доке, эллинге, на плаву необходимо создать запас переносных средств (устройств канатно-спускных пожарных; веревок пожарных спасательных; устройств спасательных прыжковых пожарных; штормтрапов; веревочных лестниц) с учетом количества одновременно работающих на открытых частях, в надстройках. Их количество определяется организацией-строителем, исходя из конструктивных особенностей судна.

Для судов, строящихся и ремонтируемых с применением сплошных лесов, допускается запас переносных средств не создавать.

611. Устройства канатно-спускные пожарные; устройства спасательные прыжковые пожарные; веревки пожарные спасательные; штормтрапы и веревочные лестницы должны быть выбраны из номенклатуры штатного аварийно-спасательного имущества с соответствующим сертификатом (паспортом), указывающим технические данные. Хранение должно быть обеспечено таким образом, чтобы они были равномерно распределены по всем местам возможного выхода работающих на открытые части. Необходимо предусмотреть емкости (контейнеры) для хранения штормтрапов, веревочных лестниц с устройством для быстрого извлечения средств спасения. Ответственным лицом за сохранность средств спасения и готовность их к использованию является старший строитель судна.

612. Люльки, предназначенные для спасения людей, должны быть изготовлены, испытаны и регулярно проходить переосвидетельствование в соответствии с требованиями Ростехнадзора. Они должны храниться на берегу в исправном состоянии в специально отведенных местах. Ответственным за исправность и регулярность переосвидетельствования является руководитель подразделения, за которым закреплен этот инвентарь.

613. Для эвакуации работающих из загазованных и задымленных помещений судов разработчику проекта систем ТОС в разделе "Требования пожарной безопасности" необходимо предусмотреть наличие сертифицированных средств индивидуальной защиты людей (защиты их органов зрения и дыхания) по НПБ 169 или НПБ 302. Средствами индивидуальной защиты должны быть обеспечены все работающие на судне. Допускается лицам, выполняющим работы на открытых палубах, лесах, бортах судна, средства индивидуальной защиты не выдавать. Ответственным за обеспечение средствами индивидуальной защиты всех работающих на судне является ответственный сдатчик (старший строитель).

614. Средства индивидуальной защиты рекомендуется выдавать при входе на судно всем работающим под расписку и изымать при уходе с судна, что позволит повысить эффективность учета находящихся на судне.

615. Допускается размещать средства индивидуальной защиты на судне вблизи путей эвакуации в специальных контейнерах, обеспечивающих их надежное хранение на весь необходимый срок. В этом случае необходимо в разделе "Требования пожарной безопасности" выполнять схемы размещения средств индивидуальной защиты и корректировать их в соответствии с периодом постройки. Указанные схемы могут быть совмещены со схемами размещения огнетушителей и/или схемами эвакуации. Места хранения средств индивидуальной защиты должны быть оборудованы "Памятками".

616. При разработке технического проекта постройки судна рекомендуется предусматривать зоны-убежища (отсеки, помещения и другие объемы, выбранные из числа помещений, предусмотренных проектом постройки судна), которые могут быть расположены, как в нижней части корпуса, так и в его верхней частях и в которых отсутствует возможность возникновения пожара или взрыва. Эти зоны должны быть оснащены всеми необходимыми средствами обеспечения жизнедеятельности людей (эффективная вентиляция, повышенная огнестойкость конструкций, герметичное закрывание люков, дверей, крышек, наличие средств индивидуальной защиты) на время до прибытия подразделений спасателей не менее 1 ч. Ответственным за состояние и готовность зон-убежищ является старший строитель судна.

617. Ответственным за организацию и проведение эвакуации с судна является старший строитель (в его отсутствие - лицо, координирующее проведение работ на судне), на сдаточном этапе - ответственный сдатчик. Данное требование уточняется в заводской инструкции.

618. Старший строитель (в его отсутствие - лицо, координирующее проведение работ на судне) обязан организовать спасение работающих и принять меры по уточнению данных о количестве людей, нуждающихся в эвакуации и местах их нахождения. Данное требование уточняется в заводской инструкции.

619. Начальник цеха (дока, эллинга), где производится постройка (ремонт) судна, в период выполнения работ должен обеспечить, в случае необходимости, оперативное вскрытие аварийных вырезов (по вызову).

620. Производственные мастера обязаны в случае возникновения пожара в кратчайший срок определить точное количество людей, находящихся в данное время на судне, их наиболее вероятное местонахождение и передать данные ответственному за проведение эвакуации.

621. Производственные мастера обязаны при проведении повторных инструктажей на рабочих местах ознакомить работающих с характером и особенностями путей эвакуации, способами эвакуации из районов, в которых они производят работы.

622. В целях обеспечения готовности эвакуационных путей по районам судна должен осуществляться еженедельный контроль состояния путей эвакуации в составе приемки общей противопожарной готовности судна.

623. ЗАПРЕЩАЕТСЯ загромождать пути эвакуации конструкциями, производственными материалами, отходами и т.д. Прокладываемые коммуникации систем ТОС через элементы путей эвакуации (трапы, двери, люки, горловины) не должны загромождать пути эвакуации.

624. При временном демонтаже трапов, входящих в состав путей эвакуации, необходимо предусмотреть дополнительные проходы, либо запретить производство работ в данном районе до восстановления конструкции.

625. Эвакуированных с судна собирают по цехам (участкам) и отделам и руководители подразделений (мастера) ведут поименный учет эвакуированных и докладывают о результатах эвакуации.

626. Согласно графику, составляемому организацией-строителем совместно с подразделением пожарной охраны, на каждом строящемся (ремонтируемом) судне с учетом этапа строительства должны ежеквартально проводиться учения по эвакуации с целью отработки работающими навыков прохождения пути эвакуации в случае возможного пожара.

На ремонтируемом судне учения проводят до начала пожароопасных работ на нем. Учения на конкретном ремонтируемом или строящемся судне могут не проводиться в случае, если в установленные сроки были проведены учения на однотипном судне с тем же составом работающих.

628. Перед началом производства работ мастер-руководитель работ обязан ознакомить каждого рабочего, находящегося в его распоряжении, со схемой эвакуации; схемами и местами размещения средств индивидуальной защиты, первичных средств пожаротушения; схемой аварийных вырезов и мест расположения телефонов для вызова пожарной охраны.

Все работающие на заказах должны уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты.

629. В случае, когда к работе приступают новые работники, производственному мастеру необходимо выполнить пункт 628 настоящих правил.

630. При работе на крупных судах при наличии больших помещений (объемов) и/или большого количества замкнутых объемов дополнительно рекомендуется оснащать работающих средствами сигнализации в случае потери сознания для повышения вероятности спасания при пожаре.