VIII. Дополнительные требования пожарной безопасности для ремонтируемых судов

VIII. Дополнительные требования пожарной безопасности
для ремонтируемых судов

Подготовка и организация работ

Раздел VIII настоящих правил распространяется только на ремонтируемые суда.

526. Ответственность за своевременную и качественную подготовку судна к постановке его в ремонт в части выполнения требований пожарной безопасности несет капитан (командир) судна.

527. До приемки в ремонт, по приказу руководителя судостроительной (ремонтной) организации, судно должно быть обследовано комиссией в составе: старшего строителя, строителя по технике безопасности, представителя Заказчика, капитана (командира) и старшего механика судна. По результатам обследования необходимо подготовить протокол (по форме приложения N 12) в четырех экземплярах, в котором отмечаются недостатки в обеспечении противопожарного состояния судна и соблюдения противопожарного режима, которые должны быть устранены до принятия судна в ремонт. До устранения замечаний, отмеченных в протоколе, проведение любых работ на корабле ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

В состав комиссии может быть включен, по согласованию, представитель пожарной охраны.

528. Перед постановкой в плавучий док судно должно быть обследовано доковой комиссией в составе: старшего строителя, док-мастера, строителя по технике безопасности, представителя Заказчика и старшего механика судна. По результатам обследования составляется акт (по форме приложения N 15) в четырех экземплярах, в котором фиксируются предложения, подлежащие выполнению до постановки судна в док.

В состав комиссии может быть включен, по согласованию, представитель пожарной охраны.

529. До постановки судна к причалу капитан (командир) обязан:

- изучить со всем личным составом заводскую инструкцию по пожарной безопасности с отметкой в журнале под роспись;

- выполнить полностью мероприятия, предложенные комиссиями (п. п. 527 и 528) настоящих правил) и изложенные в протоколе осмотра судна перед постановкой в ремонт;

- освободить судно от топлива, взрывчатых и огнеопасных веществ, материалов, грузов;

- обеспечить пропаривание, мытье, протирку ветошью цистерн, а также вентиляцию и анализ состава газовоздушной смеси в цистернах с оформлением акта анализа воздушной среды;

- укомплектовать штатное противопожарное имущество согласно проектной ведомости снабжения, соответствующей табелям снабжения;

- изъять из индивидуального пользования все электронагревательные приборы (печки, утюги, плитки, чайники и т.п.). Возможность их использования на ремонтируемом судне определяется капитаном (командиром) судна совместно с ответственным сдатчиком (ст. строителем). Для учета допустимой энергонагрузки на электрические сети, типы и количество электроприборов согласовываются со службой энергетика организации. О местах их установки информируется пожарная охрана;

- обеспечить закрытие и пломбирование кают после освобождения их личным составом. Открывать каюты разрешается только для проведения необходимых работ. На судне должно быть организовано централизованное хранение ключей;

- подготовить и опробовать в работе стационарные и первичные средства пожаротушения и сигнализации. Составить акт в свободной форме об их готовности и постоянно контролировать исправность систем и средств;

- проверить дыхательные аппараты и держать их в готовности к немедленному использованию;

- проверить исправность противопожарных дверей, не подлежащих заводскому ремонту;

- разработать план эвакуации работающих в случае пожара и разместить его на видных местах на судне и у входов на судно;

- разработать инструкцию по действию вахтенной службы при возникновении пожара на судне, в период ремонта;

- произвести замер сопротивления изоляции всей силовой и осветительной сети, составив по результатам замеров акт в произвольной форме;

- демонтировать нештатные электрические розетки в помещениях судна;

- демонтировать все сгораемые выгородки, не предусмотренные проектом;

- в случае, если судно не передано по акту организации, приказом по судну назначить лиц, которым дано право выдачи нарядов-допусков (заявок-разрешений) на выполнение пожароопасных работ;

- руководствоваться настоящими правилами при постановке судна в ремонт.

530. Допускается возможность постановки судна в док (эллинг) с топливом и маслом в цистернах на срок докования с оформлением карты размещения. Места расположения этих цистерн должны быть очерчены по контуру краской с установкой аншлагов и знаков пожарной безопасности, выполненными в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4.026 и НПБ 160. В период докования организацией-строителем совместно с капитаном (командиром) судна должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке дополнительные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности судна.

531. После постановки судна к причалу (в док, на стапель) и до начала работ капитан и строитель, в соответствии с проектной документацией, должны наметить места в корпусных конструкциях для прохода линий временного энергоснабжения. Строитель обязан обеспечить установку по разметке стаканов и коробок для прохождения временных трасс энергоснабжения.

532. Не позднее, чем через двое суток, после постановки судна к причалу, старший строитель должен оформить акт о приемке судна в ремонт (Приложение N 14).

533. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности ремонтируемых судов, переданных организации по Акту (Приложение N 14), возлагается на администрацию организации. В противном случае ответственность за обеспечение пожарной безопасности на период ремонта в организации возлагается на капитана судна (командира корабля).

534. Обязанности и ответственность должностных лиц организации по обеспечению пожарной безопасности на ремонтируемых судах, переданных организации по акту, изложены в настоящих правилах (пункты 83 - 96, разделы VII и X) и обязательны для всех лиц, занятых в процессе ремонта.

535. Обязанности и ответственность должностных лиц на кораблях ВМФ, не переданных по акту организации, регламентируются РОЖ-РК.

536. Порядок приемки в ремонт кораблей с ЯЭУ и проведение работ на них регламентирует соответствующая документация Заказчика. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности на ремонтируемых кораблях с ЯЭУ несет капитан (командир) корабля.

537. Администрация судна обязана осуществлять постоянное наблюдение за всеми работами, производимыми организацией, связанными с возможностью возникновения пожарной опасности, посредством выделения из числа личного состава наблюдающих.

538. Администрация судна обязана разработать инструкции по несению пожарно-вахтенной службы с утверждением маршрутов обхода помещений и определением режима обхода: в дневное время - не реже одного раза в два часа, а после окончания рабочего дня - не реже одного раза в час.

539. Все электрические сети и электрооборудование ремонтируемого судна, не подлежащие использованию в период ремонта, должны быть обесточены. На главном, аварийном и групповых распределительных щитах соответствующие предохранители должны быть вынуты, а рубильники (выключатели) отключены и опломбированы судовой администрацией.

540. На главном распределительном щите должен быть вывешен переносной аншлаг, на котором должно быть указано, какое электрооборудование разрешено включать в рабочее время.

541. В период ремонта судна в организации при проживании экипажа на судне, ответственность за обеспечение пожарной безопасности при эксплуатации электросетей и электрооборудования несет старший механик (механик) судна.

542. Устройства для блокировки вентиляционных систем с автоматической пожарной сигнализацией и системами (автоматическими) пожаротушения должны содержаться в исправном состоянии.

Проверки работоспособности устройств блокировки проводятся еженедельно.

543. По истечении 20 мин после окончания работы каналы вентиляции ремонтируемых судов должны быть перекрыты штатными заслонками, а противопожарные двери закрыты.

544. На ремонтируемых судах на плаву при наличии личного состава Заказчика необходимо дополнительно выполнять следующие требования пожарной безопасности:

- все временно отдраенные отверстия (переборочные двери, входные люки) должны находиться в готовности к немедленному задраиванию;

- переборочные двери (люки) держать постоянно закрытыми на кремальерном затворе. На период выполнения каких-либо работ согласно суточного плана разрешается открывать переборочные двери (люки) и протягивать через них шланги, кабели и т.п. В этом случае около дверей (люков) должен находиться инструмент (топор, доска) для перерубания шлангов, кабелей и других коммуникаций в аварийных ситуациях;

- разрешается проводить через двери (люки) технологические коммуникации ТОС, оборудованные устройствами для их быстрого разъединения вблизи дверей (люков). Разрешения на вскрытие отверстий (дверей, люков) должны оформляться записью ответственного сдатчика (сдаточного механика) в журнале распоряжений в центральном посту судна, согласовываться со сдаточным капитаном (командиром) судна, с указанием времени, на которое вскрывается отверстие (дверь, люк).

545. Распределение ответственности при тушении пожаров на ремонтируемых судах:

- руководителем тушения пожара (РТП) на судне, находящемся на плаву, а также на судне в любой точке его базирования, но не переданном организации по акту и при наличии личного состава, является капитан судна (командир корабля). Представители подразделения пожарной охраны, прибывшие на место пожара по вызову 01, действуют по распоряжению РТП с соблюдением существующих требований руководящих документов;

- руководителем тушения пожара (РТП) на судне, переданном организации по акту и находящемся на твердом основании, является старшее оперативное должностное лицо подразделения пожарной охраны. При этом РТП должен согласовывать свои решения по тушению пожара с ответственным организатором работ;

- ответственность за живучесть судна при тушении пожара несут: капитан судна (командир корабля), если судно не передано организации по акту; администрация организации, если судно передано организации по акту.

546. Порядок организации тушения пожаров на ремонтируемых судах определен разделом 10 настоящих правил.

Организация и проведение пожароопасных работ

547. Пожароопасные работы на судах, поставленных в ремонт, разрешается производить после оформления акта о готовности судна к выполнению таких работ (Приложение N 18).

548. В помещениях судна могут производиться только те пожароопасные работы, проведение которых невозможно вне судна, при наличии наряда-допуска на их производство (Приложение N 6), выданного строителем по заведованию (ответственным от администрации судна) и зарегистрированного в журнале дежурно-вахтенной службы.

549. До начала пожароопасных работ производственные мастера должны быть ознакомлены строителем судна и судовой администрацией с устройством и расположением выходов из помещений и отсеков, а также с системами связи, оповещения и сигнализации на судне (с соответствующей записью в вахтенном журнале).

550. Перед производством пожароопасных работ мастер обязан провести внеочередной инструктаж с рабочими по устройству и расположению выходов из помещений и отсеков, системе связи и оповещения и действиям по пожарной тревоге.

551. На ремонтируемых судах, переданных по акту организации, при проведении пожароопасных работ назначаются от личного состава наблюдающие (вахтенные) и обеспечивающие по пожарной безопасности из числа ДВС, функции которых определяются настоящими правилами, заводской инструкцией (положением) о ДВС и соответствующими нормативными документами Заказчика.

552. На ремонтируемых судах, не переданных по акту организации, с находящимся на них экипажем при проведении пожароопасных работ приказом капитана (командира) назначаются от личного состава вахтенные и обеспечивающие, сдавшие зачеты на знание требований пожарной безопасности и допущенные к обеспечению этих работ.

553. Перед производством огневых работ в машинных, котельных и других помещениях судов, поверхности, ранее соприкасавшиеся с нефтью и нефтепродуктами, необходимо тщательно очистить от остатков горюче-смазочных материалов и насухо протереть. Вся промасленная ветошь, тряпки, другие пропитанные ГСМ вещества должны быть убраны. В соответствии с требованиями пожарной безопасности трюмы, коридоры, льяла и деки должны быть тщательно очищены.

554. До постановки судна в ремонт капитан должен определить объем работ по зачистке и дегазации грузовых танков и топливных цистерн, заполнению топливных цистерн инертными газами или водой и оформить справку-заявку на подготовку емкостей, содержащих нефтепродукты к огневым работам (Приложение N 16).

Грузовые танки и топливные цистерны в зависимости от места проведения огневых работ на судне подразделяются на ремонтируемые, смежные и прочие.

К ремонтируемым относят танки и цистерны, внутри которых или на их наружных поверхностях проводят огневые работы.

К смежным относят танки и цистерны, примыкающие к ремонтируемым и имеющие с ними общую ограничивающую поверхность, а также танки и цистерны, расположенные в радиусе 1 м от места огневых работ.

К прочим относят все остальные танки и цистерны.

555. Пожарную безопасность танков, трубопроводов и коффердамов из-под нефтепродуктов с температурой вспышки ниже 61 °C следует обеспечивать зачисткой и дегазацией.

Пожарная безопасность ремонтируемых топливных цистерн в случае производства огневых работ внутри емкости должна обеспечиваться только зачисткой и дегазацией до санитарных норм.

556. Если внутри ремонтируемых цистерн никаких работ производиться не будет, то пожарная безопасность может быть обеспечена:

- зачисткой и дегазацией до концентрации горючих паров и газов не более 5% от нижнего концентрационного предела распространения пламени;

- заполнением внутреннего объема двуокисью углерода до снижения концентрации кислорода в объеме до 8% и менее;

- заполнением внутреннего объема азотом или дымовыми газами до снижения концентрации кислорода в объеме 6,5% и менее;

- заполнением водой до появления воды в мерительных трубках, при условии, что место огневых работ на 0,8 м ниже уровня воды.

557. Пожарная безопасность смежных цистерн должна обеспечиваться выполнением одного из требований пункта 556 настоящих правил, а прочих емкостей должна обеспечиваться их закрыванием таким образом, чтобы избежать случайного открывания или заполнения ГЖ и ЛВЖ.

558. Пожарная безопасность топливной арматуры и трубопроводов должна обеспечиваться зачисткой с последующей дегазацией или заполнением инертным газом до установленной нормы.

559. Для заполнения топливных цистерн и трубопроводов инертными газами должны применяться специальные станции (устройства, системы), позволяющие подавать требуемое количество инертного газа и оборудованные приборами газового контроля.

Инертный газ, используемый для заполнения топливных цистерн и трубопроводов должен содержать кислорода не более 5% объемных и иметь температуру не более 30 °C.

560. Контроль состояния атмосферы защищенных и дегазированных грузовых танков и топливных цистерн должен осуществляться датчиками-сигнализаторами горючих паров и газов по их концентрации, а в заполненных инертными газами цистернах - по концентрации кислорода; в цистернах наполненных водой - по уровню воды.

561. Факт зачистки и заполнения инертными газами грузовых танков и топливных цистерн должен быть удостоверен заводской (химической) лабораторией в справке-заявке и журнале контроля воздушной среды (Приложения N 16 и N 17). Заполнение топливных цистерн водой удостоверяется судовой администрацией. Ответственность за качество выполнения работ по подготовке грузовых танков и топливных цистерн несут:

- за зачистку и заполнение инертными газами - исполнитель работ (организация);

- за заполнение цистерн водой - судовая администрация.

562. Перед началом огневых работ и в процессе их выполнения на грузовых танках, топливных цистернах необходимо осуществлять контроль их воздушной среды в соответствии с требованиями пункта 560 настоящих правил.

Результаты проверки заносят в журнал контроля воздушной среды (Приложение N 17).

563. В случае увеличения содержания горючих паров и газов в зачищенных танках и топливных цистернах или содержания кислорода в заполненных инертными газами цистернах выше допустимой нормы - огневые работы должны быть немедленно прекращены. Лицо, ответственное за проведение огневых работ, обязано установить причины изменения состава воздушной среды и принять меры к их устранению в соответствии с требованиями пунктов 555 и 556 настоящих правил.

564. Возобновление огневых работ ДОПУСКАЕТСЯ после восстановления требуемого состава газовоздушной смеси, что должно быть подтверждено анализом с записью результатов в журнал (Приложение N 17).

565. Контроль за содержанием паров и газов СЛЕДУЕТ производить:

в заполненных инертными газами ремонтируемых топливных цистернах непрерывно;

в заполненных инертными газами смежных топливных цистернах через каждые три часа;

в зачищенных грузовых танках и в топливных цистернах ежедневно.

Если внутри зачищенных емкостей или на их наружных ограничивающих поверхностях будут проводиться огневые работы, то анализ воздушной среды в ремонтируемых и смежных грузовых танках, топливных цистернах должен осуществляться непосредственно перед началом работ.

566. Контроль воздушной среды в зачищенных и заполненных инертными газами емкостях должен производиться также по требованию лица, ответственного за проведение огневых работ.

567. Концентрацию паров и газов необходимо определять на двух уровнях по высоте емкости: нижнем - 0,3 м от поверхности остатка нефтепродукта или днища; верхнем - 0,3 м от верхней точки объема емкости.

В заполненных инертными газами емкостях места отбора должны находиться в противоположных концах от места ввода инертного газа.

568. Для непрерывного контроля состава газовой среды необходимо использовать штатные автоматические датчики-сигнализаторы горючих газов (газоанализаторы) с записью показаний.

Для периодических измерений допускается использование газоанализаторов, индикаторов и других приборов.

Автоматические датчики-сигнализаторы горючих газов (газоанализаторы) должны быть снабжены устройством звуковой сигнализации, включающейся автоматически при достижении предельно допустимой концентрации анализируемых паров и газов.

569. Производство огневых работ допускается только после тщательной уборки помещений, очистки аппаратуры, при содержании взрывоопасных газов и паров не более 5% от нижнего концентрационного предела распространения пламени, при непрерывной вентиляции и тщательном контроле за состоянием газовоздушной среды экспресс-анализом или, в случае необходимости, постоянным контролем с применением автоматических датчиков-сигнализаторов горючих газов (газоанализаторов).

570. Допускается проведение огневых работ по наружному контуру цистерны (отсека), емкостей с остатками ГЖ и ЛВЖ, заполненных инертными газами, а при вырезке отверстия в контуре цистерны (отсека) следует обеспечить непрерывную подачу инертного газа с непрерывным контролем за составом среды.

571. Одновременное проведение огневых работ внутри емкости и снаружи ее, а также одновременное применение на рабочем месте двух и более видов огневых работ (например, электродуговая сварка и газовая резка) ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

572. При нахождении ремонтируемого судна вне цеха с экипажем на нем о начале (окончании) пожароопасных работ исполнитель обязан сообщить в центральный пост дежурному по судну и приступить к работе только после его Разрешения с регистрацией в вахтенном журнале.

573. После уборки рабочего места исполнитель вместе с вахтенным и обеспечивающим от личного состава должны убедиться в отсутствии признаков загорания. Только после доклада обеспечивающего дежурному по судну и с его Разрешения исполнитель может покинуть рабочее место. Дальнейшие действия личного состава - в соответствии с требованиями Заказчика.

574. Проведение пожароопасных работ в помещениях, где размещены средства регенерации воздуха, а также в смежных с ними помещениях на судне ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

575. Порядок оформления нарядов-допусков на проведение работ на ремонтируемых судах с находящимся на них экипажем выполняется в соответствии с требованиями нормативной документации Заказчика.

576. Основанием на выдачу наряда-допуска на производство огневых работ в районах емкостей, содержащих нефтепродукты, служит справка-заявка по форме Приложения N 16.

При сдаче судна в ремонт справка-заявка предъявляется приемочной комиссии и прилагается к Акту приемки судна в ремонт (Приложение N 12).

577. Обеспечение пожарной безопасности при промывке, обезжиривании и чистке оборудования и механизмов в период подготовки и проведении ремонта судна на плаву, в наливном и плавучем доке, а также на твердом основании, оговаривается в технологической, конструкторской и эксплуатационной документации судостроительных (ремонтных) организаций, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

578. Горячие поверхности трубопроводов в помещениях с существующей опасностью воспламенения материалов или взрыва газов, паров, жидкостей или пыли должны изолироваться негорючими материалами для снижения температуры поверхности до безопасного значения. Температура поверхности оборудования во время работы не должна достигать предельно допустимой температуры нагрева поверхности, равной 80% минимальной температуры самовоспламенения веществ, находящихся в этих помещениях.

579. До проведения на ремонтируемом судне массовых работ по очистке старой изоляции и лакокрасочных покрытий, строитель судна должен разработать специальные мероприятия, которые должны отражать следующие положения:

- обеспечение постоянной и своевременной уборки демонтированной изоляции и краски с судна на берег в специально отведенные места в течение рабочего дня;

- обеспечение дополнительной вентиляцией на период очистных работ;

- запрещение проведения огневых работ на период очистных работ;

- проведение дополнительного инструктажа лиц, обеспечивающих работы.

Ответственным за выполнение указанных мероприятий является капитан судна (командир корабля).

Требования пожарной безопасности при стоянке судна в доке

580. Ремонт судов в док-кессоне выполняется согласно требованиям, предъявляемым к судам, ремонтирующимся в доке.

Перед вводом судна в док докмейстер, старший механик и старший электромеханик (или лица, отвечающие за состояние механической и электрической части судна) должны проверить состояние и комплектность доковых систем пожаротушения.

581. С постановкой судна в док администрация дока обязана обеспечить заземление судна.

582. С момента постановки судна в док старший строитель должен обеспечить подключение судна к АТС для обеспечения телефонной связи с диспетчером пожарной охраны.

583. Доковый цех должен оборудовать не менее двух мест схода с судна, двух мест выхода с каждого яруса наружных лесов.

584. Выброс воды, загрязненной остатками топлива, на стапель-палубу дока и в акваторию возле дока категорически запрещается.

585. Работа штатного оборудования судна во время стоянки в доке запрещена и допускается только в отдельных случаях (использование штатных систем пожаротушения, грузоподъемных средств для эвакуации и пр. экстренных ситуациях, грозящих потере живучести судна и спасению работающих) с разрешения доковой администрации.

586. Прием топлива, масла и других видов судового снабжения при нахождении судна в доке запрещается.

587. Установка временных помещений для обогрева людей в холодное время года допускается на стапель-палубе дока в местах, определенных схемой.

588. В тех случаях, когда судовые средства пожаротушения могут быть использованы для обеспечения пожарной безопасности судна, к нему предъявляются требования как к судну, ремонтирующемуся на плаву.

589. Системы пожарного водоснабжения дока (слипа, эллинга) должны быть исправными и находиться в постоянной эксплуатационной готовности.

К местам забора воды передвижными пожарными установками должен быть обеспечен подъезд с оборудованием пирса или съезда из расчета одновременной постановки на площадке размером 12 x 12 м необходимого количества автомобилей.

Система пожаротушения на плавучих доках должна соответствовать требованиям Правил классификации и постройки судов.

590. При неисправности систем пожаротушения, отсутствии телефонной связи с пожарной охраной и пожарных проездов работы на судне, находящемся в доке (слипе, эллинге) запрещены.

Ответственность за пожарную безопасность, своевременное выполнение противопожарных мероприятий и исправное содержание средств пожаротушения на территории дока, несет начальник дока, а на судах, стоящих в доке - капитан.

591. На период ремонта систем пожаротушения судна необходимо предусмотреть определенную последовательность выполнения, обеспечивающую высокую степень готовности средств пожаротушения.

592. При разборке и ремонте судовых противопожарных систем следует обеспечивать их дублирование исправными или дополнительными средствами пожаротушения. Требования к постам ППИ - в пунктах 148, 149 настоящих правил.

593. Каждое ремонтируемое судно должно быть обеспечено действующими штатными системами пожарной сигнализации, связи к оповещения. Включение и выключение этих систем может, производиться только с письменного разрешения администрации судна, являющейся ответственной за поддержание постоянной готовности средств сигнализации, связи и оповещения. При наличии штатных систем, временные системы не устанавливаются.

594. Все помещения, в которые для тушения пожаров подается газ или пар и в которых в это время могут находиться люди, должны иметь сигнализацию (предупреждающую о вводе в помещение огнетушащего составе), включение которой производится до включения систем пожаротушения.