VII. Дополнительные требования пожарной безопасности для подводных лодок и подводных технических средств

VII. Дополнительные требования пожарной безопасности
для подводных лодок и подводных технических средств

Общие требования

452. Раздел VII настоящих правил распространяется только на строящиеся и ремонтируемые подводные лодки и подводные технические средства.

453. На кораблях и строительных лесах вокруг корабля курить ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Места для курения должны быть оборудованы вне пределов корабля и лесов и оснащены знаками пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 и НПБ 160, а также урнами с водой и первичными средствами пожаротушения.

454. Использование открытого огня в отсеках, цистернах, шахтах, контейнерах, других отдельных помещениях и объемах для освещения ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Использование открытого огня для определения утечки газов и паров ЛВЖ и ПК из трубопроводов, систем, устройств, механизмов, баллонов ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

455. Противопожарные разрывы между кораблями, находящимися у достроечной набережной, а также количество кораблей в группе определяются совместно организацией-строителем, Заказчиком и пожарной охраной.

456. Стапельные леса должны быть оснащены огнетушителями, установленными на каждом ярусе лесов, на расстоянии не более 30 м друг от друга. Обязательна установка газовых и порошковых огнетушителей (Приложение N 2).

457. На стационарных строительных лесах должны быть установлены пожарные краны системы водяного (пенного) пожаротушения в соответствии с разделом "Требования пожарной безопасности...".

458. Для обеспечения эвакуации людей при возникновении пожара на водонепроницаемых переборках необходимо определить и обозначить контрастной (яркой) краской места аварийных вырезов.

459. При работе со средствами химической регенерации воздуха необходимо строго выполнять требования, изложенные в инструкциях, отраслевых документах, документах Заказчика по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации, ремонте, проверке данных средств.

460. Проведение пожароопасных работ на корабле при наличии на нем средств регенерации воздуха ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

461. Распределение электроэнергии по кораблю производится от распределительных щитов, устанавливаемых вне пределов корабля.

При выполнении огневых работ

462. Установка оборудования, предназначенного для проведения огневых работ, разрешается только на специально отведенных площадках, надежно защищенных сверху укрытием (кожухом, чехлом) из негорючего материала.

463. Огневые работы на кораблях ЗАПРЕЩАЮТСЯ:

- при вскрытых технических средствах, выделяющих в отсек (помещение) взрывоопасные пары и газы до полного вентилирования этих технических средств и отсеков (помещений);

- в отсеке (помещении), где размещается электролизная установка - при ее работе, наладке, испытании;

- на наружных конструкциях корпуса, надстройке или ограждении выдвижных устройств, если акватория в месте стоянки корабля не очищена от топлива, масла, древесного плавника и других сгораемых веществ и материалов;

- при не готовых к использованию средствах индивидуальной защиты дыхания и зрения для всего личного состава, находящегося в отсеке, где проводятся огневые работы;

- при наличии концентрации паров ЛВЖ и ПК выше допустимых значений, полученных в результате анализа воздушной среды;

- на расстоянии менее пяти метров от открытых шахт судовой, батарейной и специальной вентиляции, а также вентиляции топливных и масляных цистерн (на ремонтируемом корабле).

464. Кислородные и ацетиленовые баллоны, используемые для проведения огневых работ, должны размещаться на причале (пирсе, дебаркадере, плавучем причале) на расстоянии не менее 10 м от места проведения работ в специально оборудованных контейнерах (тележках), защищающих баллоны от прямого воздействия солнечных и тепловых лучей.

465. Вносить баллоны, используемые для проведения огневых работ, в отсеки, цистерны и междубортное пространство корабля ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

466. Проведение огневых и взрыво- и огнеопасных работ на кораблях рекомендуется в разные смены.

467. В местах проведения огневых работ должны быть удалены изоляция, спецпокрытия, другие горючие материалы, покрытия, вещества.

468. Установка индивидуальных газоразборных постов разрешается только вне пределов корабля на стационарных несгораемых строительных лесах.

469. До начала проведения работ по вскрытию наружного корпуса в доступных и недоступных местах на кораблях со спецпокрытием технологическое подразделение (отдел главного технолога) организации обязано разработать и согласовать в установленном в организации порядке мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при выполнении данных операций.

470. При достройке корабля на плаву допускается применение электросварочных кабелей длиной до 120 м. Кабель при этом не должен иметь повреждений изоляции и неизолированных участков.

471. При выполнении огневых работ в районах изделий "К" и "Ш" с установленной изоляцией ПС необходимо учитывать, что:

- изоляция загорается от пламени спички, горит в расплавленном состоянии с обильным выделением дыма;

- температура плавления материала составляет 200 - 250 °C;

- данный материал необходимо предохранять от воздействия источников нагрева с температурой выше 100 °C;

- воспламенившийся материал необходимо тушить распыленной водой или пеной.

472. Ответственные за выполнение работ лица (производственные мастера) и исполнители работ на корабле в районе изделий "К" и "Ш" с изоляцией ПС и установки покрытия типа "Шланг-2М" должны быть ознакомлены с пожароопасными свойствами этих материалов.

473. Координацию огневых и огнеопасных работ на корабле в районе изделий "К" и "Ш" и установки покрытия типа "Шланг-2М", а также периодический контроль за выполнением производственными мастерами требований пожарной безопасности осуществляют представители отдела (службы) строителей.

Примечание:

О начале производства работ по установке покрытия типа "Шланг-2М" в конкретных районах корабля (БЦ, надстройка и т.п.), цех - производитель этих работ письменно (факсимильной связью, электронной почтой и т.п.) извещает об этом ответственного сдатчика, администрацию цеха-строителя и пожарную охрану.

474. Для предупреждения загораний изоляции ПС и покрытия типа "Шланг-2М" при выполнении огневых работ (электросварка, газовая резка) необходимо строго выполнять следующие мероприятия:

- районы изделий "К" и "Ш" на корабле с установленной изоляцией ПС (размещенные вне ОК) и районы с установленным покрытием типа "Шланг-2М" должны быть постоянно ограждены с носовой, кормовой и бортовой границ зоны размещения изделий предупреждающими аншлагами:

"ВНИМАНИЕ! ОГНЕОПАСНО! ИЗОЛЯЦИЯ ПС"

"ВНИМАНИЕ! ОГНЕОПАСНО! ПОКРЫТИЕ ТИПА "ШЛАНГ-2М";

- в случае размещения изделий "К" и "Ш" и покрытия типа "Шланг-2М" в междукорпусном пространстве, дополнительные знаки пожарной безопасности, сигнальная разметка и аншлаги должны быть установлены в районе входов в данные объемы;

- изготавливает аншлаги, знаки пожарной безопасности к сигнальную разметку цех-строитель самостоятельно с учетом ГОСТ Р 12.4.026 и НГТБ 160;

- районы размещения изделий "К" и "Ш" с изоляцией типа ПС и с установленным покрытием типа "Шланг-2М" должны быть оборудованы огнетушителями согласно "Схем размещения...", выполненным организацией-разработчиком проекта ТОС для каждого проекта корабля и скорректированным по месту конструкторским подразделением организации-строителя. Кроме того, место проведения огневых работ перед началом их производства дополнительно должно быть оснащено 2 - 4 углекислотными или воздушно-пенными огнетушителями. Оснащение рабочего места дополнительными огнетушителями производится исполнителями работ и проверяется производственным мастером - ответственным за выполнение работ. На ремонтируемых подводных лодках оснащение рабочих мест первичными средствами пожаротушения выполняет обеспечивающий из числа личного состава;

- при нахождении корабля на плаву в качестве системы пожаротушения вне ОК использовать штатный трубопровод скатывания палубы, проложенный под надстройкой. В качестве дополнительных средств пожаротушения на плаву используются штатные системы наружного орошения изделий "К" и "Ш". В качестве дополнительных средств пожаротушения при размещении изделий "К" и "Ш" внутри ОК используются штатные системы пожаротушения корабля. Ответственность за готовность перечисленных систем пожаротушения на период выполнения пожароопасных работ на плаву возлагается на сдаточного механика корабля;

- в случае размещения изделий "К" и "Ш" и покрытия типа "Шланг-2М" в труднодоступных межкорпусных объемах и в объемах БЦ, последние должны быть оборудованы временным освещением, трапами-сходами внутри объемов и с надстройки на стапель-леса или плавсооружение. Трапы-сходы устанавливаются у основных и запасных выходов;

- все труднодоступные места и объемы в районе изделий "К" и "Ш" и покрытия типа "Шланг-2М" должны быть оснащены схемами эвакуации людей на случай пожара. Все дополнительные люки и горловины должны быть открыты;

- при проведении огневых работ на надстройке вблизи района изделий "К" и "Ш" необходимо принять меры против разлета искр и попадания их в объемы размещения "К" и "Ш", при этом в районе размещения изделий "К" и "Ш" необходимо выставить наблюдающего;

- в районе изделий "К" и "Ш" с поврежденной и незащищенной изоляцией ПС огневые работы - ЗАПРЕЩАЮТСЯ;

- в процессе выполнения огневых работ мастер должен проверять точное исполнение требований пожарной безопасности производителями работ, а по окончания работ обязан проверить удаление с рабочего места отходов производства, подручных и вспомогательных материалов, могущих вызвать пожар, убедиться в отсутствии признаков загорания и предъявить рабочее место старшине помещения с записью в журнале учета выполнения работ в районе размещения изделий "К" и "Ш";

- в процессе выполнения сварочных, газорезательных и механических с выделением тепла и ценообразованием работ на конструкциях с установленной изоляцией ПС следует периодически контролировать температуру разогрева металла;

- контроль температуры производится в зоне удаленной изоляции до чистого металла на расстоянии 30 - 50 мм от изоляции ПС (оставшейся на конструкции), расстояние между точками замера 400 - 500 мм. Контроль температуры производится термокарандашом или термощупом. Температура разогрева металла в указанных точках не должна превышать 80 °C. В случае если температура разогрева металла будет достигать 70 - 80 °C, то сварку (газорезку) или другие работы с выделением тепла необходимо выполнять с перерывами на охлаждение металла;

- в случае возникновения загорания изоляции ПС и покрытия типа "Шланг-2М" наблюдающий в первую очередь звонит по телефону 01 и ставит в известность производственного мастера и ответственного сдатчика, старшего строителя или строителя. Рабочий-исполнитель работ принимает меры по ликвидации пожара подручными средствами пожаротушения. Производственный мастер - ответственный за производство работ, дублируя наблюдающего, оповещает о возникновении пожара ответственного сдатчика, который действует в соответствии с обязанностями руководителя НШП. При нахождении корабля в бассейне или на плаву действует схема оповещения в соответствии с РОЖ-РК и положением о ДВС;

- при выполнении огневых работ в районе изделий "К" и "Ш" и установленного покрытия типа "Шланг-2М", как правило, должны применяться леса с металлическим настилом. Допускается применение деревянных настилов лесов, площадок, подмостей, прошедших глубокую пропитку огнезащитным составом под давлением;

- с целью наблюдения за противопожарным состоянием в районах размещения изделий "К" и "Ш" с установленной изоляцией ПС и покрытия типа "Шланг-2М" приказом по цеху назначаются старшины. Старшина контролирует ведение журнала учета выполнения работ в данных районах. Журнал учета выполнения работ ведется отдельно на каждую ЦГБ (помещение) и хранится у старшины;

- старшина ежедневно в конце смены производит осмотр ЦГБ и передает ее по смене за подписью "сдал-принял" в журнале;

- если в ЦГБ, в которых размещены изделия "К" и "Ш" и покрытие типа "Шланг-2М", закончены работы, они должны быть закрыты и опломбированы. Вскрытие пломб и снятие технологических кожухов производится старшиной при наличии у исполнителя наряда-допуска (по форме Приложения N 13) на выполнение работ. Исполнитель регистрирует наряд-допуск в журнале учета выполнения работ. ЦГБ закрываются и пломбируются старшиной после окончания работ и оформления производственным мастером результатов осмотра рабочего места. При закрытии ЦГБ, старшина должен убедиться в отсутствии в ней людей и сделать запись в журнале о времени открытия и закрытия;

- все виды работ в ЦГБ, в которых размещены изделия "К" и "Ш" и покрытие типа "Шланг-2М", должны производиться по наряду-допуску, который оформляется производственным мастером и визируется строителем. Строитель по наряду-допуску контролирует количество работающих в ЦГБ, не допуская превышения нормы допустимого количества работающих;

- оформление и проведение огневых работ в районах размещения изделий "К" и "Ш" и покрытия типа "Шланг-2М" должно производиться строго в соответствии с требованиями разделов V, VI и VII настоящих правил.

475. Перед приемом электропитания по кабелям, проходящим в районе изделий "К" и "Ш" с установленной изоляцией ПС и покрытием типа "Шланг-2М", энергослужба цеха проверяет качество прокладки и состояние изоляции кабелей. В случае обнаружения неисправностей, могущих вызвать нагрев, искрообразование, возгорание и т.п., они должны быть устранены до подачи питания на заказ.

При повторных включениях должны делаться соответствующие записи в вахтенном журнале.

При выполнении огнеопасных и взрывоопасных работ

476. Для обеспечения безопасного производства взрыво- и огнеопасных работ системы временного освещения, вентиляции, сигнализации, сварочной сети, сети питания электроинструмента и т.п. должны содержаться в исправном состоянии, исполнение их должно соответствовать проекту систем ТОС.

Результаты ежедневных проверок состояния систем ТОС должны фиксироваться лицом, ответственным за эксплуатацию ТОС, в журнале ДВС или журнале произвольной формы, вентиляции - мастером по вентиляции. Общий контроль осуществляет ДВС и старший строитель.

477. Совмещение работ по шероховке резины с окрасочными работами в одном районе снаружи наружного корпуса корабля ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

478. К моменту начала выполнения окончательной окраски должен быть разработай план эвакуации людей в случае возникновения пожара на период окраски.

Проведение окончательной окраски разрешается при исправности и готовности к действию штатных средств и систем пожаротушения.

479. До начала проведения электросварочных, газорезательных работ и окончательной окраски у переборочных дверей и люков, через которые проходят шланги и кабели, необходимо разместить топоры и доски.

480. (8.3.6) При проведении окончательной окраски разрешается применение временного освещения напряжением не свыше 36 В.

Переносные светильники должны быть напряжением не более 12 В согласно требований РД 5Р.6207.

481. Окраску помещений внутри основного корпуса в период отделки корабля на плаву разрешается проводить при штатном освещении корабля. На период выполнения механизированной окраски в помещениях корабля должны быть отключены потребители электроэнергии, за исключением систем электроосвещения и электрооборудования, обеспечивающего живучесть корабля в соответствии с разработанным конструкторским подразделением организации перечнем неотключаемого электрооборудования.

482. Проведение окончательной окраски является особо опасными массовыми работами. До начала этих работ отдел главного технолога должен разработать для каждого проекта мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении данного технологического процесса. Мероприятия должны быть согласованы с Заказчиком.

483. Изоляционные материалы на корабль разрешается подавать в количестве, не превышающем сменной потребности. Временное хранение расходных изоляционных материалов допускается только вне корабля и строительных лесов.

484. При проведении окрасочных работ на корабле следует строго выполнять требования технологических процессов, а также документов ОСТ 5Р.9566, РД 5.0241, РД 5.9822, ПОТ РМ-017, РД 5Р.ГКЛИ.3403-009.

485. Выполнение работ по расконсервации механизмов и оборудования с применением ЛВЖ и ГЖ относятся к особо опасным работам. Проведение их разрешается после оформления наряда-допуска (по форме Приложения N 13). Оформление нарядов-допусков (Приложение N 6) на пожароопасные работы при этом не отменяется.

486. Работы по приему топлива и масла на корабль относятся к особо опасным и для их проведения необходимо оформить наряд-допуск (по форме Приложения N 13). Оформление нарядов-допусков (Приложение N 6) на пожароопасные работы при этом не отменяется.

487. Ответственный за прием топлива и масла на корабль обязан объявить по кораблю о начале бункеровочных операций, о запрете курения на расстоянии до 20 м от корабля и о выполнении других мероприятий, изложенных в соответствующих документах Заказчика.

488. Применение бензина на корабле ЗАПРЕЩАЕТСЯ, за исключением выполнения работ в соответствии с пунктами 396, 494 - 499 настоящих правил.

При гуммировочных и формовочных работах

489. На рабочих местах не должны скапливаться отходы резины и стеклоткани, пропитанной связующим составом, использованной ветоши и т.п. Для сбора отходов необходимо установить небьющуюся тару из негорючих материалов с плотно закрывающимися крышками (ящики, бидоны и т.п.).

Скапливающиеся отходы необходимо не реже двух раз в смену выносить за пределы корабля и складывать в металлический ящик для вывоза.

490. ЛВЖ, горючие материалы, клеи, шпаклевки, эпоксидные смолы, стекающие или пролитые при работе на настилы лесов, должны немедленно убираться, для чего в районе выполнения работ при наформовке стеклопластика настилы лесов застилать пластиком или битумной бумагой.

491. Ответственные за выполнение работ организуют уборку в конце смены отходов резины, герметика, шпатлевки, стеклоткани, стеклопластика и резинового шлифа, образующихся при шероховке, не допуская их скапливания.

492. В период производства работ по наформовке стеклопластика, проведение огневых работ в радиусе 15 м по горизонтали и независимо от расстояния по вертикали ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

493. После окончания смены и уборки мест (где проводились огнеопасные работы) руководитель работ должен предъявить рабочее место представителю подразделения пожарной охраны (при ее наличии в организации) и дежурному по заказу с оформлением подписей в специальном журнале.

494. При выполнении работ по установке спецпокрытия на наружных поверхностях корабля допускается применение только нефраса. Работы с применением нефраса должны выполняться в строгом соответствии с технологическим процессом. Работы с применением нефраса внутри основного корпуса определяются требованиями пункта 396 настоящих правил.

495. Применение нефраса при гуммировочных и формовочных работах внутри корабля допускается только в тех случаях, когда это оговорено технологическим процессом, утвержденной главным инженером организации (п. 396).

496. К работам, связанным с применением нефраса на корабле, допускаются только квалифицированные рабочие, обученные действиям на случай пожара в закрытых и труднодоступных объемах, а также прошедшие специальный инструктаж по правилам техники безопасности и пожарной безопасности.

497. При работах с нефрасом следует:

- выполнять временное освещение во взрывозащищенном исполнении;

- использовать переносные светильники взрывозащищенного исполнения;

- штепсельные розетки для включения переносных светильников должны находиться за пределами взрывоопасных помещений;

- помещения должны иметь не менее двух штатных входов (выходов) или лазов, используемых для выхода (эвакуации) рабочих.

498. Учитывая повышенную пожарную опасность при работах с нефрасом в замкнутых объемах и помещениях корабля, перед началом работ необходимо:

- у всех наружных выходов, технологических вырезов и лазов установить предупреждающие аншлаги "ВНИМАНИЕ! ВЕДУТСЯ ВЗРЫВООПАСНЫЕ РАБОТЫ! ОГНЕОПАСНО!", с учетом требований ГОСТ Р 12.4.026 и НПБ 160;

- в районах расположения выходов (входов) и технологических вырезов выставить наблюдающих;

- установить первичные средства пожаротушения (огнетушители типа ОВП-10 или ОП-10). Необходимое количество и место их расположения определяется руководителем работ - мастером и представителем пожарной охраны при оформлении наряда-допуска;

- во время работы с нефрасом рабочие не должны иметь при себе спичек, зажигалок; одежда и белье не должны быть из синтетических и шелковых материалов, обувь, исключающая искрообразование, на спецодежде не должно быть металлических пуговиц, застежек, крючков и карабинов. Ответственность за выполнение данного требования исполнителями возлагается на руководителя работ (мастера, старшего мастера);

- строго руководствоваться "Картами технических указаний", определяющими безопасные условия выполнения работ на корабле.

499. До начала работ с применением нефраса в помещениях корабля необходимо дополнительно к изложенным выше требованиям:

- проверить наличие и исправность временных систем вентиляции и освещения перед производством работ в выгородках гидроакустических станций, аккумуляторных ямах и других помещениях. Проверку выполняет строитель совместно с представителями энергетической службы вентбюро отдела (службы) главного энергетика и составляет акт по результатам замеров вентиляционных установок;

- выдать рекомендации на проведение взрывоопасных работ по установленной форме (при положительных результатах проверки).

500. При выполнении работ по нанесению стеклопластика на тонкие покрытия и заформовке монтажных стыков обтекателей снаружи заказа необходимо руководствоваться требованиями технологических документов, технологических процессов, разрабатываемых организацией-строителем в соответствии с положениями настоящих правил.

501. В период производства работ со стеклопластиком все электрооборудование невзрывозащищенного (общего) исполнения на лесах и подошве стапеля (дока) на расстоянии 15 м от места проведения работ должно быть отключено, газовые посты опломбированы и закрыты на замок.

Работы на конструкциях с легковесным наполнителем из сферопластика

502. Перед выполнением огневых работ в районах со сферопластиком необходимо ознакомить персонал с тем, что:

- сферопластик не взрывоопасен, однако при непосредственном контакте с огнем, а также при теплопередаче посредством контактирующего со сферопластиком металла, нагретого до температуры 800 °C, либо при длительности воздействия (более 10 мин) на сферопластик температуры нагретого металла от 600 °C до 700 °C, сферопластик возгорается;

- воздействие на сферопластик температуры до 150 °C на минимальном расстоянии от сферопластика не может привести к возгоранию сферопластика;

- начиная с 250 °C происходит термическое разложение сферопластика с выделением газов: окиси и двуокиси углерода (CO, CO2) и оксидов азота;

- при механической обработке сферопластика переносными станками, ручным пневматическим инструментом (наждачные круги, борфрезы), пилами происходит образование пыли, которая является легковоспламеняющимся материалом и в соединении с воздухом может привести к образованию взрывоопасной смеси;

- после окончания работ, в процессе выполнения которых образуются отходы сферопластика в виде пыли, рабочие места должны подвергаться влажной уборке;

- в качестве средств пожаротушения сферопластика следует применять воду, песок, пену, огнетушители всех марок, асбестовое полотно.

503. С целью обеспечения пожарной безопасности с момента проведения на корабле работ по установке конструкций со сферопластиком, механической обработке при укладке его в монтажные районы и до момента вывода корабля из цеха, необходимо постоянно соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

- назначить приказом начальника цеха ответственных по пожарной безопасности при выполнении работ со сферопластиком;

- ответственные по пожарной безопасности назначаются из числа рабочих цеха, прошедших обучение и аттестацию по правилам пожарной безопасности при работе со сферопластиком в объеме требований действующих технологических процессов, настоящих правил и должностной инструкции;

- количество ответственных должно обеспечивать круглосуточное дежурство;

- прием-передача смен ответственными фиксируется в журнале подписями передавшего и принявшего смену, который находится у ответственного по пожарной безопасности.

504. Ответственный по пожарной безопасности отвечает:

- за наличие и исправность первичных средств пожаротушения на рабочих местах;

- за соблюдение требований пожарной безопасности исполнителями работ на рабочих местах;

- за чистоту и порядок на рабочих местах;

- за устранение замечаний представителя подразделения пожарной охраны исполнителями работ, записанных в журнале;

- за своевременное закрытие крышек люков в объемах со сферопластиком после окончания работ.

505. Ответственный по пожарной безопасности обязан:

- находиться во вверенном ему районе, оговоренном должностной инструкцией, в течение всей рабочей смены, а в конце смены провести осмотр районов корабля с установленным сферопластиком и передать их по смене за подписью в журнале;

- требовать от исполнителей работ принятия мер по сохранности сферопластика, предусмотренных технологическими процессами на выполнение работ и должностной инструкцией дежурного по пожарной безопасности;

- требовать от исполнителей работ выполнения правил пожарной безопасности, установленных технологическими процессами, настоящей инструкцией и должностной инструкцией дежурного по пожарной безопасности;

- не допускать проведения пожароопасных работ в районах без наблюдающих и наличия у исполнителей наряда-допуска установленной формы;

- запрещать проведение огневых работ без принятия исполнителями необходимых мер по защите сферопластика от попадания искр и воздействия высокой температуры, установленных настоящими правилами и технологическими процессами;

- немедленно докладывать о всех происшествиях, нарушениях требований пожарной безопасности производственному мастеру, ответственному сдатчику (строителю) корабля;

- сообщать о пожаре в пожарную охрану и извещать о случившемся производственного мастера и ответственного сдатчика, принять возможные меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара, строго выполняя положения настоящих правил.

506. Ответственный по пожарной безопасности имеет право:

- требовать от исполнителей работ соблюдения чистоты и поддержания порядка на рабочих местах;

- требовать от руководителей участков оснащения рабочих мест пригодными средствами пожаротушения согласно схем размещения и выполнения дополнительных требований пожарной безопасности, указанных в наряде-допуске;

- отстранять от работы лиц, нарушающих требования пожарной безопасности, с последующим докладом производственному мастеру, начальнику участка, ответственному сдатчику (строителю) корабля.

Порядок назначения ответственных по пожарной безопасности, их подчиненность и взаимоотношения с должностными лицами, организация труда оговариваются должностной инструкцией.

507. В районы корпуса с установленным сферопластиком доступ должен быть ограничен посредством:

- обязательного оформления на все работы в районах со сферопластиком наряда-допуска по форме Приложения N 13. Оформление нарядов-допусков (Приложение N 6) на пожароопасные работы при этом не отменяется;

- установки ограждений с предупреждающими, аншлагами следующего содержания: "ВНИМАНИЕ! СФЕРОПЛАСТИК! ОГНЕОПАСНО! РАБОТЫ БЕЗ "НАРЯДА-ДОПУСКА" ЗАПРЕЩЕНЫ".

508. На наружные поверхности конструкций со сферопластиком до установки их на корабль наносятся и сохраняются до вывода из цеха границы сферопластика в виде сплошной линии шириной 50 мм. По мере монтажа закладных блоков границы сферопластика корректируются.

В размеченной зоне, в местах хорошо видимых с каждого яруса лесов, выполнить с соблюдением ГОСТ Р 12.4.026 и НПБ 160 предупреждающие надписи "ОСТОРОЖНО! СФЕРОПЛАСТИК! ПРИВАРКА К ОБШИВКЕ И ЕЕ НАГРЕВ ЗАПРЕЩЕНЫ!". Высота букв 100 - 150 мм.

Разметку и надписи выполнить маркировочным составом ВЛ-02 МТ или аналогичным ему.

509. Производственные мастера, бригадиры, рабочие, участвующие в организации и выполнении работ в районах с установленным сферопластиком, должны пройти обучение и аттестацию по правилам пожарной безопасности в объеме требований технологических процессов и настоящих правил.

510. Перед началом проведения огневых работ производственный мастер, ответственный за выполнение работ, обязан проверить подготовку и обеспечить чистоту рабочих мест и смежных объемов к началу работ, ознакомить рабочих с порядком эвакуации, размещением огнетушителей, средств индивидуальной защиты, другими системами пожаротушения и расположением ближайших телефонов и проверять выполнение требований пожарной безопасности исполнителями работ.

По окончанию работ производственный мастер обязан проверить чистоту рабочих мест и обеспечить уборку от отходов мест проведения работ и всех нижележащих (ниже размещенных) конструкций.

511. Места проведения огневых работ перед началом их производства должны быть оснащены 2 - 4 дополнительными пенными или порошковыми огнетушителями, а также пожарным рукавом, подключенным к пожарному крану.

Перед началом огневых работ непосредственный исполнитель обязан убедиться в наличии воды в магистрали.

512. Сварка и нагрев конструкций, с обратной стороны которых присутствует сферопластик, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Газовая резка конструкций в условиях корабля (в том числе и на стапель-лесах) в районах, где установлены конструкции со сферопластиком, разрешается только в крайних случаях, при невозможности перенести ее в специально оборудованные места вне заказа и с обязательным выполнением мер пожарной безопасности, указанных в пунктах 510, 511, 513, 514, 515 настоящих правил.

513. Выполнение огневых работ на конструкциях со сферопластиком допускается при соблюдении следующих условий:

- при сварке - допустимое расстояние до кромки сферопластика должно быть не менее 100 мм (кроме случаев, особо оговоренных в конструкторской документации) на каждую сторону от центра сварного шва с лицевой и обратной сторон конструкции;

- должны быть разработаны дополнительные мероприятия по технологии сварки, обеспечивающие максимально низкую температуру нагрева металла.

При газовой резке - допустимое расстояние до кромки сферопластика должно быть не менее 50 мм на сторону от линии реза с лицевой и обратной сторон конструкции.

В местах, где не соблюдаются эти условия, необходимо предварительно выполнить демонтаж закладных (съемных) блоков на указанное расстояние. Удаление части моноблока может быть выполнено только по решению конструкторского подразделения организации.

Кромки оставшегося сферопластика для защиты от искр при сварке и газовой резке закрыть негорючими материалами (мокрый листовой асбест в три слоя, металлический лист и др.).

Все отверстия, щели и проемы, через которые при выполнении огневых работ возможно проникновение искр в смежные объемы, должны быть закрыты несгораемыми материалами или ограждены щитами из несгораемого материала в радиусе, указанном в таблице 1 пункта 170 настоящих правил.

514. На весь период проведения огневых работ на конструкциях со сферопластиком для наблюдения за местами в районе сварки, газовой резки, а также в смежных с ними объемах, при наличии там сферопластика, назначать наблюдающих, с занесением их фамилий в наряд-допуск на выполнение огневых работ.

Наблюдающий обязан контролировать разлет искр, состояние сферопластика и иметь на рабочем месте первичные средства пожаротушения, определенные нарядом-допуском и требованием пункта 511 настоящих правил.

515. Проемы между корпусными конструкциями и сферопластиком, в целях предотвращения попадания в них мусора, искр при производстве огневых работ, должны быть постоянно закрыты негорючими материалами.

516. При формировании наружного корпуса с образованием замкнутых объемов доступ в них всех исполнителей работ должен производиться только с разрешения ответственного по ПБ, при наличии оформленного наряда-допуска и назначенного наблюдающего.

По окончании работ (в конце смены) рабочие места в замкнутых объемах предъявляются ответственному по пожарной безопасности.

Горловины и другие отверстия (вырезы под решетки заполнения, кингстоны и т.п.) этих объемов на период, когда там не проводятся работы, должны быть закрыты крышками и опломбированы. Перед их закрытием необходимо убедиться в отсутствии людей, мусора, горючих отходов, загораний. Снятие и восстановление пломб на крышках производит ответственный по пожарной безопасности с записью в журнале о времени закрытия.

517. Хранение заготовок закладных блоков сферопластика должно осуществляться вне зоны стапельного места корабля на специально оборудованных площадках, предусмотренных технологическим процессом, обозначенных по ГОСТ Р 12.4.026 и НПБ 160.

518. Механическая обработка сферопластика переносными станками, ручным пневмоинструментом (наждачные круги, борфрезы), пилами с образованием мелкодисперсной пыли на корабле и лесах ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Допускается механическая обработка рубкой (ручным зубилом, топором и т.п.) с принятием мер, препятствующих образованию пыли, оговоренных технологическими процессами.

Для обработки сферопластика на механическом оборудовании должны быть выделены специальные участки, размещенные вне зоны расположения корабля на стапеле.

519. На рабочих местах не должны скапливаться отходы сферопластика. Сбор отходов необходимо осуществлять в металлические контейнеры с крышками и надписью на них "ДЛЯ СБОРА ОТХОДОВ СФЕРОПЛАСТИКА".

По окончании смены отходы должны удаляться с корабля в специально отведенные в цехе места.

Для выполнения работ на корабле закладные блоки из сферопластика разрешается подавать только в закрытых крышками металлических контейнерах и в объемах, не превышающих сменную потребность. Контейнеры размещать на специально отведенных местах лесов или корабля.

520. С момента начала монтажа блоков сферопластика на корабле на все огневые работы, выполняемые в зоне размещения заказа на расстоянии 10 м от него по горизонтали и на всю высоту цеха работы могут выполняться только при наличии наряда-допуска. Наряд-допуск должен быть подписан начальником цеха (его заместителем) и ответственным сдатчиком (старшим строителем) корабля.

При перемещении корабля и при нахождении его на станции берегового размагничивания

521. Ответственным за обеспечение пожарной безопасности при выводе корабля из цеха, эллинга, перемещения на плаву является руководитель перемещения, назначенный приказом по организации.

Руководитель перемещения обязан разработать дополнительные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности корабля при его перемещении.

522. Перед началом вывода корабля необходимо выполнить следующие мероприятия:

- все посторонние предметы, горючие вещества и материалы, не используемые для обеспечения перемещения или спуска корабля, должны быть удалены с корабля;

- электрооборудование должно находиться в исправном состоянии;

- аварийно-спасательное имущество должно быть раскреплено на штатных местах;

- корабль должен быть обеспечен первичными средствами пожаротушения в полном объеме;

- должны быть снаряжены и готовы к действию штатные системы пожаротушения;

- должно быть обеспечено дежурство пожарного автомобиля и автомобиля с автоматическим подъемником;

- должна быть назначена дежурно-вахтенная служба;

- должны быть приняты другие необходимые меры в соответствии с опытом и практикой обеспечения пожарной безопасности при спуске и перемещениях корабля.

523. На время вывода корабля проведение всех видов работ ЗАПРЕЩАЕТСЯ. При нахождении на станции берегового размагничивания выполнение на корабле всех видов пожароопасных работ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

524. Контроль за обеспечением пожарной безопасности корабля при нахождении его на станции берегового размагничивания возложен на ДВС и личный состав.

525. На период нахождения корабля на станции берегового размагничивания необходимо поддерживать в готовности к действию все штатные системы пожаротушения и системы скатывания палуб и орошения.