VI. Пожароопасные работы

VI. Пожароопасные работы

Общие положения

284. Проведение пожароопасных работ на судах, в том числе на судах с наличием личного состава и не сданных организации на ответственное хранение по акту, допускается только после оформления соответствующего наряда-допуска по рекомендуемой форме Приложения N 6. Проведение пожароопасных работ на судах без оформленного наряда-допуска ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

285. В связи с уже сложившейся практикой разрешительной системы производства работ в судостроительных (судоремонтных) организациях допускается, по согласованию с пожарной охраной, личным составом судна и Заказчика, использовать методы оформления и формы разрешительных документов на производство пожароопасных (огневых, огнеопасных и взрывоопасных) работ, заложенные в инструкциях по пожарной безопасности для строящихся и ремонтируемых (модернизируемых) судов для этих организаций, а также в ведомственных нормативных документах Заказчика.

286. В заводской инструкции по обеспечению пожарной безопасности при строительстве и ремонте судов должен быть определен порядок оформления нарядов-допусков на проведение пожароопасных работ, степень участия представителей подразделения пожарной охраны в согласовании и контроле за их проведением. При этом необходимо учесть следующее:

- наряд-допуск оформляется руководителем работ накануне дня производства работ;

- наряд-допуск выдается не более, чем на одну смену. Выдача наряда-допуска производится в день проведения работ;

- должностные лица, имеющие право выдачи наряда-допуска на проведение пожароопасных работ, назначаются приказом администрации организации-строителя судов.

287. Руководитель производства пожароопасных работ обязан провести перед их началом противопожарный инструктаж с исполнителем(ями) работ и наблюдающим(ими) с росписью в наряде-допуске.

288. Руководитель работ на судне отвечает за обеспечение требований пожарной безопасности на месте проведения работ, подготовку рабочих мест, наличие у исполнителя оформленного письменного наряда-допуска на их проведение, обеспечение места проведения работ средствами пожаротушения.

289. Руководитель работ обязан в течение рабочей смены организовать наблюдение за помещениями, в которых проводятся работы, а также за смежными помещениями. До начала и после окончания пожароопасных работ обязан лично осмотреть места их проведения и смежные помещения, в случае необходимости принять меры по устранению выявленных нарушений.

290. Исполнитель пожароопасных работ должен пройти обучение по ПТМ, иметь талон по пожарной безопасности, а исполнитель огневых работ и квалификационное удостоверение.

291. Исполнителям работ передача нарядов-допусков другим лицам и внесение исправлений в их тексте ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

292. Перед началом производства пожароопасных работ исполнитель обязан проверить исправность технологического оборудования, применяемого для их производства.

Место производства пожароопасных работ должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения. Тип и количество первичных средств пожаротушения определяется в зависимости от объема и пожарной опасности проводимых работ руководителем работ совместно с лицами, выдающими (согласовывающими) наряд-допуск.

293. По окончании пожароопасных работ место их производства и помещение, в котором они выполнялись, а также смежные помещения должны быть тщательно проверены и убраны от производственных отходов исполнителем работ. В особо ответственных случаях должен быть установлен наблюдательный пост дежурно-вахтенной службы.

294. Исполнители работ отвечают за правильную эксплуатацию применяемого оборудования, строгое соблюдение требований пожарной безопасности и не имеют права приступить к работе без наличия оформленного письменного наряда-допуска.

295. Ответственный сдатчик, старшие строители и строители несут ответственность за подготовку, координацию огневых, взрыво- и огнеопасных работ на судне.

296. Дежурно-вахтенная служба обязана после окончания рабочей смены периодически не реже чем каждые два часа проверять рабочие места и помещения, где проводились пожароопасные работы, и смежные помещения.

297. Проводить работы неисправным или непроверенным оборудованием и при неработающей вентиляции ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

298. Ремонтировать на судне оборудование и инструмент, применяемые при проведении пожароопасных работ, ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Неисправные инструмент и оборудование подлежат замене.

299. При проведении пожароопасных работ места их проведения должны быть обеспечены аншлагами, знаками пожарной безопасности и разметкой сигнальной в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 и НПБ 160.

300. Совмещение огневых и взрыво- и огнеопасных работ в одних и тех же или смежных помещениях и районах ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Возможность их одновременного производства, с учетом расчета пожарного риска, должны быть оговорены в технологических инструкциях по обеспечению пожарной безопасности для строящихся и ремонтируемых судов судостроительных (ремонтных) организаций.

Огневые работы

301. Необходимость оформления нарядов-допусков на проведение огневых работ до начала насыщения судна горючими веществами и материалами оговаривается требованиями заводских инструкций по пожарной безопасности для строящихся судов.

302. При проведении огневых работ исполнитель обязан принять меры к защите электрических кабелей и щитов, сгораемой изоляции, труднодоступных мест, отверстий, технологических проемов, механизмов, приборов и другого оборудования от искр, расплавленного металла и воздействия повышенной температуры (с помощью устройств типа "ковш", металлических экранов, асбестового полотна и др.), на расстояние в соответствии с таблицей 1 пункта 170 настоящих правил. При необходимости, перед проведением огневых, работ вблизи горючих конструкций (деревянные леса, изоляция и т.п.) к месту работ должен быть проложен пожарный рукав под напором с присоединенным стволом.

303. При перерывах в работе исполнитель не имеет права оставлять подключенными или передавать кому-либо на время своего отсутствия горелки, электросварочные кабели и другое оборудование и инструмент, применяемые для проведения огневых работ.

304. При проведении огневых работ в помещениях и местах с повышенной пожарной опасностью (замкнутые и труднодоступные помещения, конструкции со сгораемым покрытием, смежные помещения) недоступных для контроля самим исполнителем, а также в целях обеспечения защиты сгораемых материалов, оборудования в связи с большим радиусом разлета искр и расплавленного металла (в том числе при электрострожке, газовой резке на высоте снаружи судна) руководителем работ должен назначаться наблюдающий, для контроля и обеспечения пожарной безопасности мест производства работ.

305. Наблюдающие за обеспечением пожарной безопасности места производства работ назначаются из числа рабочих, прошедших обучение по ПТМ.

306. Наблюдающие отвечают за обеспечение требований пожарной безопасности в районе выполнения огневых работ, подчиняются непосредственному руководителю проведения огневых работ.

307. Наблюдающий обязан:

- проверить готовность места (помещения) к проведению огневых работ;

- проверить внешним осмотром исправность и готовность к действию средств пожаротушения, фактическую подачу воды в пожарный рукав (при необходимости);

- следить за тем, чтобы электросварочные кабели и газорезательные шланги в местах прохода через люки, двери и горловины были защищены от механических повреждений;

- при возникновении пожара немедленно прекратить работы, объявить тревогу, приступить к ликвидации пожара, используя все имеющиеся средства пожаротушения;

- находиться у места работ и следить за тем, чтобы искры или расплавленный металл не попадали на приборы, сгораемую изоляцию, электрокабели и другие сгораемые материалы;

- при нарушении исполнителем мер пожарной безопасности потребовать прекращения дальнейшего проведения работ и немедленно доложить об этом непосредственному руководителю проведения огневых работ;

- после окончания работ осмотреть место проведения работ и смежные помещения.

308. Наблюдающий имеет право оставить рабочее место только после осмотра непосредственным руководителем места проведения огневых работ и получения устного разрешения от него.

309. Конструкция систем подачи кислорода, ацетилена и газов - заменителей ацетилена на борт судна должна обеспечить, в случае необходимости, быстрое отключение энергомагистралей от аварийного судна.

310. Установка и монтаж на борту судна индивидуальных газоразборных постов разрешается только в полном соответствии с проектом системы ТОС.

311. Для обеспечения пожарной безопасности при подаче газов необходимо: производить подачу газов на судно по металлическим трубопроводам (кроме компенсаторов):

- осуществлять установку газоразборных постов и разводку газопроводов на открытой палубе;

- иметь вентиль аварийного отключения подачи газа, расположенный вне судна, на газопроводе подачи каждого газа;

- предусмотреть различные отличительную окраску и соединительную арматуру газопроводов подачи горючих газов, кислорода, сжатого воздуха и т.п. в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4 026;

- предусмотреть для судов массой порожнем более 3000 т установку на технологических газопроводах дополнительных вентилей на судне в местах подключения блокпостов.

312. Кислородные и ацетиленовые баллоны, используемые для огневых работ, следует размещать на расстоянии не менее 10 м от мест проведения работ.

313. Устанавливать газовые баллоны, а также хранить и ремонтировать газовую арматуру во внутренних помещениях судна ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

314. Кислородные и ацетиленовые баллоны, балластные реостаты, сварочные выпрямители допускается устанавливать только на специально отведенных площадках на палубе судна, металлических лесах. Устанавливать указанное оборудование на деревянных лесах ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

315. Кислородные и ацетиленовые баллоны следует устанавливать в специальных контейнерах. Контейнеры должны быть рассчитаны на 2 - 4 баллона и расположены вне района падения искр и действия источников тепла.

316. Устанавливать электросварочное оборудование (балластные реостаты, сварочные выпрямители, сварочные трансформаторы) во внутренних помещениях судна ЗАПРЕЩАЕТСЯ. В случае, если длина электросварочного кабеля не позволяет производить работы в наиболее удаленных точках допускается установка электросварочного оборудования в помещениях большого объема (ангар, рыбообрабатывающий цех и т.п.).

317. Производство огневых работ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- в районе работ с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и горючими материалами с учетом требований таблицы 1 пункта 170 настоящих правил;

- в случае возможности проникновения в помещение паров ПК, ЛВЖ, и взрывоопасных пылей через отверстия в корпусных конструкциях, а также через каналы энергокоммуникаций;

- при наличии в помещении (или смежных помещениях) коробок с химическим веществом для регенерации воздуха;

- при зарядке аккумуляторных батарей;

- при возникновении опасности попадания искр через местную вытяжную вентиляцию, по каналам энергокоммуникаций, через отверстия в корпусных конструкциях;

- на расстоянии менее 1 м от наружного контура емкостей с ЛВЖ;

- в топливных и масляных цистернах до проведения дегазации и последующего анализа воздушной среды;

- при наличии в атмосфере цистерн, выгородок, отсеков взрывоопасных газов, паров ГЖ и ЛВЖ выше допустимых норм;

- при наличии на одежде и рукавицах следов масла, жира и других горючих жидкостей;

- в районе гидравлических систем и коммуникаций в период их испытаний;

- на сосудах и трубопроводах, находящихся под давлением;

- при профилактической промывке электрических машин;

- на оборудовании, находящемся под электрическим напряжением;

- в объемах и помещениях, где в результате проведенного анализа проб воздуха (в соответствии с формой Приложения N 8) отмечено превышение значений величины предельно допустимой взрывоопасной концентрации применяемых легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (веществ).

В помещениях, где ранее проводились огнеопасные или взрывоопасные, работы, допускается проводить огневые работы при содержании в помещении паров растворителей не выше 5% от нижнего концентрационного предела распространения пламени.

318. ЗАПРЕЩАЕТСЯ проведение огневых работ на свежеокрашенных или обработанных пожароопасными материалами конструкциях, где время выдержки лакокрасочного и другого покрытия не превышает период его высыхания (полимеризации), определенный технологическими службами проектных организаций и указанный в технологической документации на их нанесение.

319. ЗАПРЕЩАЕТСЯ проведение огневых работ на конструкциях, где с лицевой и обратной стороны нанесены тепло- и звукоизоляция, линолеум или другие покрытия, без снятия последних в местах сварки или газорезки на расстояние, указанное в таблице 2:

Таблица 2

Горючесть изоляционного материала
Расстояние снятия изоляции (на каждую сторону шва), мм
Горючесть клея
Горючий
Трудногорючий
Негорючий, механическое крепление изоляции
Горючие
200
200
150
Трудногорючие
150
100
100
Негорючие
100
100

320. Огневые работы в судовых помещениях, где проводились огнеопасные или взрывоопасные работы, следует проводить только при работающей приточно-вытяжной вентиляции.

321. Проведение огневых работ на открытых площадках в районе судна ближе 10 м от емкостей с горючими газами, ГЖ и ЛВЖ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

322. Проведение работ, на конструкциях, отделяющих смежные помещения, в которых находятся емкости с горючими газами, ГЖ и ЛВЖ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

323. При выполнении огневых работ на вертикальных поверхностях и подволоке очистка палубы от горючих материалов должна производиться с учетом данных таблицы 1 пункта 170 настоящих правил.

324. Отверстия, находящиеся в пределах зон, указанных в таблице 1 пункта 170 настоящих правил (при выполнении огневых работ на вертикальных поверхностях, подволоке), должны быть защищены негорючими материалами от попадания в них капель расплавленного металла.

325. К местам производства огневых работ на судне, находящемся в плавдоке, должны быть проложены рукавные линии от систем, обеспечивающих пожарную безопасность самого плавдока.

326. В районе расположения групповых распределительных щитов огневые работы допускается проводить только после закрытия групповых распределительных щитов несгораемыми материалами для предотвращения попадания искр.

327. При перерывах в работе исполнитель огневых работ обязан надеть чехол из электроизоляционных материалов на электрододержатель (электровоздушный строгач и т.п.). При отсутствии чехла исполнитель к работе НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

328. Сварочные кабели не должны иметь открытых повреждений изоляционной оболочки. Длина сварочного кабеля не должна превышать 60 м.

329. При перерывах в работе газорезчик обязан отсоединить горелку со шлангами от кислородной и ацетиленовой магистралей (баллонов).

330. ЗАПРЕЩАЕТСЯ прокладывать газосварочные (газорезательные) и воздушные шланги совместно с электросварочными кабелями на расстоянии менее чем 0,5 м друг от друга. Длина газорезательных шлангов не должна превышать 40 м, в исключительных случаях допускается применять шланги длиной до 60 м.

331. Газорезательные шланги и электрические кабели в местах прохода через люки, лазы, двери и т.п. должны быть защищены от механических повреждений.

332. Перемещаться с зажженной горелкой или резаком за пределы рабочего места, а также подниматься с ними по трапам, лесам ЗАПРЕЩАЕТСЯ. После окончания работ газосварочные (газорезательные) шланги должны быть вынесены в специально отведенные для их хранения места.

333. ЗАПРЕЩАЕТСЯ прокладывать сварочные и другие электрокабели, газовые шланги через районы проведения работ с применением горючих материалов и веществ, а также работ с ГЖ и ЛВЖ.

334. Применять кислород для очистки одежды, обдувки изделий и приспособлений, вентилирования помещений ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

335. После принятия на судно топлива (масла) огневые работы в районе расположения цистерн и коммуникаций могут быть разрешены в виде исключения, и только после разработки дополнительных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на судне.

336. Применять жидкие горючие вещества при проведении огневых работ на судах ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

337. При проведении огневых работ ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать вентиляционные шланги, применявшиеся ранее при выполнении огнеопасных работ.

338. При проведении огневых работ надлежит также выполнять требования ГОСТ 12.3.002, ГОСТ 12.3.003, РД 5Р.9083, РД 5Р.9823, РД 5.0272, ПОТ РМ 019-2001, ПОТ РМ 020-2001.

Дополнительные требования пожарной безопасности при выполнении огневых работ на судах с корпусами и конструкциями из алюминиевых и титановых сплавов.

339. Выполнение любых огневых работ на конструкциях из легких сплавов выполняется с учетом требований РД 5.90.2291.

Проведение любых газорезательных работ на конструкциях из алюминиевых сплавов ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

340. Проведение любых газорезательных работ на конструкциях из титановых сплавов возможно лишь при использовании приспособления типа "ковш" для улавливания искр, шлака, расплавленного металла или при ограждении места выброса искр, шлака, расплавленного металла влажным асбестовым полотном, негорючими стальными щитами и т.п.

341. Строящиеся и ремонтируемые суда с корпусами из алюминиевых и титановых сплавов должны оснащаться установкой порошкового пожаротушения.

При проведении на конструкциях из алюминиевых и титановых сплавов сварочных работ, а также работ с возможным новообразованием (механическая зачистка, резка, фрезерование, сверление и т.п.), место проведения работ должно быть оснащено не менее чем двумя порошковыми огнетушителями общей вместимостью не менее 10 л. При проведении указанных работ на судах на воздушной подушке под ограждением необходимо устанавливать дополнительно не менее двух порошковых огнетушителей общей вместимостью не менее 10 л как в месте проведения работ, так и снаружи ограждения.

342. Применение сварки при установке элементов отделки и оборудования помещений из легких сплавов ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

343. При проведении огневых работ на конструкциях из легких сплавов, а также работ с возможным новообразованием на конструкциях из алюминиевых сплавов следует выполнять требования пунктов 303 - 308 настоящих правил.

344. Опилки, стружки, обрезки алюминиевых и титановых сплавов необходимо складывать в стальные контейнеры, установленные в местах, не опасных в пожарном отношении.

Совместное хранение отходов алюминиевых и титановых сплавов в одном контейнере ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Другие отходы (металлические и неметаллические) хранить в этих контейнерах ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

На контейнерах следует выполнять отчетливые надписи "ОТХОДЫ АЛЮМИНИЯ. ОГНЕОПАСНО" или "ОТХОДЫ ТИТАНА. ОГНЕОПАСНО".

345. Места выполнения работ на конструкциях из легких сплавов, связанных с образованием металлической пыли, должны быть подвергнуты тщательной влажной уборке, а помещение должно быть провентилировано в течение 20 минут непосредственно после окончания работ.

346. Перед началом огневых работ и работ с возможным искрообразованием необходимо убедиться в отсутствии алюминиевой или титановой пыли. В случае ее обнаружения следует выполнить требование пункта 345 настоящих правил.

347. В местах сбора и хранения отходов легких сплавов следует устанавливать соответствующие порошковые системы пожаротушения или порошковые огнетушители.

Применять для тушения легкосплавных отходов и конструкций воду, пену и не предназначенные для этих целей порошки ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

379. Проведение огневых работ на легкосплавных конструкциях, покрытых изоляцией и облицовкой, ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Способ снятия покрытия должен соответствовать требованиям технологической документации, утвержденной в установленном порядке. Покрытие снимают на расстояние 200 мм от линии сварки (реза) в обе стороны. Выжигание покрытия ЗАПРЕЩАЕТСЯ;

380. При обезжиривании свариваемых кромок и околошовной зоны ЛВЖ (ацетон, бензин, уайт-спирит, и др.) необходимо соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

- применять растворитель в закрытой небьющейся таре из неискрообразующего материалам с принудительной подачей растворителя для смачивания тампона. Вместимость тары - не более 200 мл;

- тщательно вытереть место сухой чистой ветошью в случае пролива растворителя;

- немедленно убирать использованные тампоны и ветошь а плотно и надежно закрывающийся сосуд из небьющегося материала, наполненный до половины водой;

- освобождать сосуды с использованными тампонами по мере заполнения, но не реже чем один раз до обеденного перерыва и один раз до окончания смены. Оставлять в сосудах использованные тампоны после окончания работ (смены) ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ протирать кромки деталей и участки швов, нагретых до температуры выше 50 °C.

350. Сосуды с растворителями хранят в отдельном помещении кладовой, расположенной вне судна. Сдачу неиспользованных остатков растворителей после окончания смены (работ) и на обеденный перерыв производят под контролем ответственного лица, ведущего учет их использования в соответствии с существующим в организации порядком.

Огнеопасные и взрывоопасные работы

351. До начала проведения на судне и в блоках взрыво- и огнеопасных работ администрацией организации назначается комиссия для проверки готовности судна к проведению таких работ. По результатам проверки составляется Акт (по форме приложения N 18), который утверждается главным инженером организации.

352. При проведении взрыво- и огнеопасных работ в судовых помещениях все электрическое и другое оборудование, не предназначенное для обеспечения выполнения взрыво- и огнеопасных работ (трансформаторы, электрические щиты и другое невзрывозащищенное электрооборудование), должно быть отключено и надежно укрыто от попадания внутрь и на оборудование горючих веществ и материалов. При окрашивании помещения следует защищать пожарные извещатели. Все переносное оборудование должно быть вынесено за пределы этих помещений (шланги, балластные реостаты и т.п.)

353. Работы с применением ЛВЖ и ГЖ должны производиться только после оформления наряда-допуска (Приложение N 6) при укомплектовании судна средствами пожаротушения и при действующей приточно-вытяжной вентиляции.

354. Лакокрасочные материалы, клей и другие горючие материалы должны приготовляться в специальных помещениях вне судна. На рабочие места указанные материалы следует доставлять в готовом виде. Составление и разбавление всех видов лаков, клеев, красок, других горючих материалов на судне ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

355. Подача на судно в целом и на каждое рабочее место горючих материалов разрешается в количестве, не более необходимого для работы на полсмены. Изоляционные материалы должны находиться на металлическом поддоне.

356. Применение на судне лакокрасочных материалов, эмалей, растворителей, моющих и обезжиривающих жидкостей неизвестного состава ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

357. При окрашивании изделий на открытой площадке (верхней палубе, вертолетной площадке и т.п.) взрывопожароопасным является пространство в радиусе 5 м от места производства работ.

358. Горючие и легковоспламеняющиеся жидкости следует переносить и хранить в небьющихся сосудах, исключающих возможность пролива. Применение стеклянной тары ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

359. Обезжиривание поверхностей судовых помещений под окраску, облицовку и изоляцию должно производиться негорючими жидкостями и препаратами. При невозможности (по условиям технологического процесса), допускается, как исключение, применение для этих целей ГЖ и ЛВЖ при условии выполнения настоящих правил и ОСТ 5Р.9566.

360. В судовых помещениях, в которых производятся взрыво- и огнеопасные работы, ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- осуществлять сушку окрашенных поверхностей открытыми электронагревательными приборами;

- разогревать лакокрасочные и другие огнеопасные материалы открытым огнем и с помощью открытых электронагревательных приборов;

- применять инструмент, дающий искрение при ударе, при очистке красок с поверхностей, а также при вскрытии тары с лакокрасочными материалами;

- располагать емкости с различными красками, растворителями и другими огнеопасными веществами и материалами вблизи электрооборудования и под светильниками временного освещения;

- прокладывать сварочные кабели и газовые шланги через районы производства взрыво- и огнеопасных работ;

- оставлять на рабочем месте рабочую одежду, использованную ветошь, пустую тару, отходы производства после окончания работ (смены).

361. Вентиляция помещений судна, в которых проводятся взрыво- и огнеопасные работы, должна быть выполнена в полном соответствии со схемами вентиляции, разрабатываемыми в составе технического проекта систем ТОС, рабочими чертежами и расчетом воздухообмена помещений.

362. По окончании взрыво- и огнеопасных работ с применением ГЖ и ЛВЖ для предупреждения возможного образования взрывоопасных концентраций паров растворителей, судовые помещения, где эти работы проводились, а также смежные с ними должны эффективно вентилироваться до прекращения выделения паров растворителей в течение времени, указанного в технологической документации.

363. Использование светильников не взрывозащищенного исполнения при окрасочных работах ручным способом (кистевая окраска) допускается при условии выполнения требований пунктов 177, 318, 320 и 373 и Приложения N 10 настоящих правил.

364. Проведение взрыво- и огнеопасных работ в помещениях судна разрешается только при наличии приточно-вытяжной вентиляции с обменом, рассчитанным на поддержание в воздухе рабочих помещений концентраций взрывопожароопасных паров растворителей не более 5% нижнего концентрационного предела распространения пламени.

Вентилятор должен включаться за 15 мин до начала работ и выключаться не ранее, чем через 20 мин после окончания работ.

365. В случае несоответствия параметров реальной вентиляции проектной (кратность воздухообмена, количество шлангов согласно расчету воздухообмена) взрыво- и огнеопасные работы проводить ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

366. В случае отключения вентиляции при проведении взрыво- и огнеопасных работ данные работы должны быть немедленно прекращены.

367. При взрыво- и огнеопасных работах с применением ГЖ, ЛВЖ, при возможном образовании в нем взрывоопасных концентраций паров, применяют светильники и телефонные аппараты во взрывозащищенном исполнении.

Возможность возникновения взрывоопасной концентрации паров ГЖ и ЛВЖ определяется в соответствии с технологической документацией на проведение работ.

368. В период проведения взрыво- и огнеопасных работ должностное лицо, исполняющее обязанности по обслуживанию и ремонту вентиляции, обязано ежедневно проверять исправность и работу всех вентиляционных средств на судне. Использование концевых вентиляционных шлангов, применяемых для огнеопасных работ, без защитной сетки на торце (за исключением специального автономного оборудования) ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

369. Температура поверхности элементов оборудования, как непосредственно применяемого для проведения взрыво- и огнеопасных работ, так и находящегося в помещении, в котором ведутся взрыво- и огнеопасные работы, не должна быть выше 80% от температуры самовоспламенения применяемых веществ и материалов.

370. Инструмент и оснастка, применяемые при проведении взрыво- и огнеопасных работ, должны быть изготовлены из материалов, исключающих образование искры. Лицам, проводящим взрыво- и огнеопасные работы, ЗАПРЕЩАЕТСЯ иметь с собой спички, зажигалки, металлические предметы, могущие вызвать искрение, а также работать в обуви, имеющей металлические подковки, гвозди и т.п.

371. Электрооборудование, применяемое для проведения взрывоопасных работ, должно быть во взрывозащищенном исполнении.

372. Порожнюю тару из-под растворителей, лакокрасочных материалов, ГЖ и ЛВЖ следует выносить и хранить в помещениях, специально оборудованных для этих целей. Хранение пустой тары на рабочих местах и строительных лесах категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

373. При проведении окрасочных работ в замкнутых и труднодоступных судовых помещениях, контроль воздушной среды должен производиться постоянно с помощью переносных сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, работающих в автоматическом режиме.

374. В период массового проведения на судне взрыво- и огнеопасных (окрасочных) работ, окончательной отделке помещений судна, организацией-строителем должны быть разработаны на основании раздела "Требования пожарной безопасности" и утверждены в установленном порядке дополнительные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при работах в этих условиях.

При проведении указанных окрасочных работ необходимо руководствоваться утвержденным технологическим процессом и проектом систем вентиляции ТОС.

375. При аварийных проливах ПК и ЛВЖ на металлические, пластиковые и иные не впитывающие и не повреждаемые указанными жидкостями поверхности необходимо немедленно удалить пролитую жидкость, убрать использованную ветошь в специальные плотно закрывающиеся металлические контейнеры (баки). В случае необходимости - смыть жидкость водным раствором синтетического моющего средства или мыльным раствором.

О проливе ГЖ и ЛВЖ необходимо доложить мастеру, который ставит в известность старшего строителя.

376. При попадании ГЖ и ЛВЖ на незащищенную поверхность изоляции необходимо:

- определить границу распространения жидкости по поверхности изоляции визуально или, при необходимости, анализом взятых проб в заводской лаборатории;

- удалить изоляцию по всей площади загрязнения;

- удалить ГЖ и ЛВЖ с металлической основы (переборки, палубы, труб и т.п.);

- обеспечить тщательную уборку и вентилирование помещения.

После выполнения работ по удалению изоляции и ГЖ и ЛВЖ необходимо составить акт по форме Приложения N 11.

377. При попадании значительных количеств ГЖ и ЛВЖ (сплошные подтеки, большие скопления на палубе) на поверхность зашивки (металл, металлопласт, пластик, резина и т.п.) помещений или на металлическую обшивку трубопроводов необходимо:

- удалить ГЖ или ЛВЖ с поверхности зашивки;

- вскрыть листы зашивки по всей площади распространения жидкости; осмотреть изоляцию по всей площади вскрытия;

- при обнаружении в изоляции горючих жидкостей или ЛВЖ выполнить требования пунктов 375, 376.

378. При попадании на поверхность зашивки незначительных количеств ГЖ или ЛВЖ (брызги, отдельные небольшие пятна) поверхность следует протереть чистой ветошью, затем обработать моющей жидкостью (водный раствор синтетического моющего средства, мыла; например, 2,5% раствор хозяйственного мыла).

379. После окончания взрыво- и огнеопасных работ оставшиеся горючие вещества (растворители, разбавители, ЛКМ, твердые материалы и др.) должны быть немедленно убраны из судового помещения и вынесены за пределы судна.

380. Использованные ветошь, тряпки, остатки огнеопасных материалов (изоляция, резина, краски и т.п.) должны быть перед обеденным перерывом и в конце рабочей смены вынесены за пределы судна, а непригодные к дальнейшему использованию следует утилизировать в порядке, принятом в организации.

381. При проведении в помещениях работ с ЛВЖ и ГЖ ЗАПРЕЩАЕТСЯ курить, применять открытый огонь и проводить огневые работы в данном и смежных помещениях.

382. При проведении огнеопасных работ следует выполнять требования ОСТ 5Р.9566, РД 5.0241, РД 5.0314, РД 5.9822, ПОТ РМ-017-2001.

Обеспечение пожарной безопасности при электромонтажных работах

383. Проведение электромонтажных работ с применением открытого огня или связанных с нагреванием деталей до температур, способных вызвать воспламенение веществ и материалов, а также с применением ГЖ и ЛВЖ в помещениях судна разрешается только при выполнении соответствующих требований, указанных в разделе VI настоящих правил.

384. Все электромонтажные работы, связанные с применением нагревательного оборудования и инструмента (сварочных клещей, вулканизаторов, электропаяльников, электротиглей и т.д.), должны производиться рабочими, прошедшими противопожарный инструктаж и аттестацию с росписью в специальном журнале.

385. Для ЛВЖ и ГЖ должны применяться только исключающие случайный разлив сосуды, выполненные из небьющихся безыскровых материалов. Емкость сосудов не должна превышать: для легковоспламеняющихся жидкостей - 0,2 л; для горючих жидкостей - не более 0,5 л; для сбора отходов (использованная ветошь, тампоны и т.д.) - не более 10 л.

386. Получение ЛВЖ и ГЖ, выдача их рабочим и сдача неиспользованных остатков должна производиться под контролем ответственного лица (мастера, кладовщика), ведущего специальный учет.

387. При работе со сварочными клещами, вулканизаторами, электропаяльниками, электротиглями и т.п. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ставить их на сгораемые поверхности, предметы, основания.

388. Питающий шланговый провод у ввода в электротигль необходимо фиксировать, крепя его к неподвижным предметам во избежание опрокидывания электротигля.

389. Необходимость проведения в помещениях судна, в которых накануне проводились работы с ЛВЖ, анализа воздушной среды перед включением электрооборудования определяется строителем судна. Заявку на проведение анализа подает строитель судна.

390. В период затяжки судового кабеля, свободные концы должны подвязываться так, чтобы не загромождать проходы. Для подвязывания кабеля использовать негорючий материал.

391. В помещениях судна может временно храниться (в течение рабочей смены) кабель местной разводки в количестве, необходимом для работы на одну смену, кроме случаев, вытекающих из особенностей технологического процесса (недопустимость расчленения по длине кабеля на части).

392. В случае, если работы проводились со вскрытием штатного электрооборудования, по окончании работ или смены последние должны быть надежно закрыты кожухами или чехлами.

393. Ответственность за поддержание чистоты на рабочем месте и контроль за состоянием штатного электрооборудования возлагается на исполнителя работ и его руководителя.

394. Допускается проведение электропаяльных работ, вулканизация и контактное оконцевание жил кабеля с одновременным применением спирта. При этом спирт должен находиться в герметичной таре емкостью не более 50 мл на одного работника. Общее количество спирта не должно превышать 1 литра одновременно на всех работающих в отсеке.

395. Работы с применением нефраса внутри судна ЗАПРЕЩАЮТСЯ.

396. Допускается электровулканизация с применением нефраса только в случаях, когда по условиям технологического процесса требуется применение нефраса в помещениях судна и замена его на другой растворитель невозможна. При этом нефрас должен находиться в герметичной небьющейся таре емкостью не более 50 мл на одного работника, а общее количество нефраса не должно превышать минимально технологически необходимого для проведения процесса вулканизации, что определяется при разработке технологического процесса (технологической инструкции).

Разрешение на применение нефраса дает главный инженер организации, который утверждает соответствующий технологический процесс (соответствующую технологическую инструкцию).

397. Допускается одновременное проведение работ электропаяльных и отдельных видов огнеопасных при условии выполнения требований пункта 300 настоящих правил.

398. Категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ оставлять без наблюдения включенную в сеть технологическую радиоэлектронную аппаратуру, используемую для монтажа, испытания и контроля устанавливаемых на судне радиоэлектронного вооружения и оборудования.

399. По окончании работ или смены исполнитель обязан убрать рабочее место от всех производственных отходов, в том числе и от обрезков кабеля.

Обеспечение пожарной безопасности при приемке горючих и смазочных материалов

400. Ответственным за обеспечение пожарной безопасности при приемке горючих и смазочных материалов является лицо, назначенное приказом руководителя организации (цеха, подразделения).

401. Ответственный обязан до начала работ проверить укомплектование судна необходимыми средствами пожаротушения, указанными в разделе "Требования пожарной безопасности".

402. Ответственный за проведение работ обязан объявить по судну о начале работ, запрете курения на судне и необходимости задраить иллюминаторы по борту, со стороны которого осуществляют прием топлива и масла. При невыполнении данных мероприятий проводить работы ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

403. Ответственный за проведение работ обязан провести противопожарный инструктаж со всем персоналом, обеспечивающим проведение работ, и оформить наряд-допуск по форме Приложения N 6.

404. Сдаточный механик судна обязан проверить:

- состояние сеток на головках воздушных труб цистерн;

- состояние мерных труб цистерн;

- положение всех клапанов цистерн;

- количество подачи топлива и допустимое давление в трубопроводах;

- наличие сертификата на топливо или масло,

- установленную связь с машинным отделением;

- чистоту шпигатов на открытой палубе;

- обжатие заглушки приема топлива противоположного борта.

405. До начала проведения работ по приемке масла и топлива должны быть закончены огневые работы на всех конструкциях, образующих объемы, в которые будет приниматься ПК.

406. До начала проведения работ должен быть закончен монтаж и проверены штатные и временные трубопроводы, используемые для этих целей.

407. Перед приемом топлива (масла) должен быть произведен контрольный наддув цистерн совместно со штатными и временными трубопроводами, а также проверена исправность путевых соединений трубопроводов, подающих топливо (масло).

408. Технологическое оборудование, применяемое при приемке топлива (масла), должно находиться в исправном состоянии, не должно соприкасаться с токоведущими кабелями.

409. Приемку на судно горючих жидкостей производят в соответствии с разработанным технологическим процессом, закрытым способом через специальные судовые присоединительные устройства, предназначенные для этих целей.

410. При значительных, требующих особого внимания объемах принимаемого на судно топлива (масла), в целях обеспечения безопасности и контроля за планируемой производственной операцией, ответственный за приемку обязан, по согласованию с подразделением пожарной охраны, обеспечить дежурство пожарного автомобиля в непосредственной близости от судна, находящегося у достроечной набережной организации.

411. Место проведения работ по приему топлива (масла) должно быть обеспечено дополнительными средствами пожаротушения, определенными технологическими инструкциями на их производство.

412. До начала приемки на судне должны быть установлены аншлаги, знаки безопасности, выполненные в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 и НПБ 160. На судне должен быть поднят флаг "браво", а в темное время суток - красный фонарь.

413. Прием топлива при сложных погодных условиях (гроза, сильный ветер, сопровождающийся большой волной) не допускается.

414. Непосредственные исполнители работ обязаны постоянно вести наблюдение за ходом работ и состоянием технологического оборудования, периодически осматривать все рабочие соединения трубопроводов, по которым подают топливо или масло.

415. Фланцы переносных трубопроводов и соединительные муфты переносных шлангов должны быть выполнены из металла, исключающего искрообразование.

416. При сборке и разборке трубопроводов и шлангов необходимо применять инструмент и оснастку, исключающие искрообразование при ударах.

417. Прием ГЖ необходимо начинать при минимальной интенсивности подачи. После проверки системы необходимо увеличить подачу топлива до количества, не допускающего перелива.

418. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при приеме топлива (масла) из переносных цистерн должны быть разработаны отделом (службой) главного строителя и включены в заводскую инструкцию по пожарной безопасности, утвержденную и согласованную в установленном порядке.

Требования пожарной безопасности при техническом обслуживании аккумуляторных батарей

419. На строящихся и ремонтируемых судах распоряжением главного строителя назначается лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности при погрузке, выгрузке, техническом обслуживании и хранении аккумуляторных батарей (АБ).

420. Обязанности должностных лиц по организации эксплуатации АБ строящихся судах определяются специальной инструкцией, которую необходимо разработать организации-строителю и согласовать с Заказчиком.

421. Погрузка, выгрузка, заряд АБ и все виды работ по их обслуживанию должны оформляться письменным нарядом-допуском по форме Приложения N 13. Оформление нарядов-допусков (Приложение N 6) на пожароопасные работы при этом не отменяется.

422. Наряд-допуск на проведение любого вида работ в аккумуляторном (при наличии АБ) и смежных с ним помещениях выписывается только на исполнителя и наблюдающего. Оформлять один наряд-допуск на нескольких исполнителей ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

423. До начала погрузки на судно аккумуляторных батарей все работники организации-строителя и контрагентских организаций, принимающие участие в работах по погрузке АБ или других работах в аккумуляторном помещении, обязаны пройти специальный инструктаж с росписью.

424. В период погрузки (выгрузки) АБ на судно все щиты временного электроснабжения, установленные в аккумуляторных помещениях, на время погрузки (выгрузки) АБ должны быть обесточены.

425. В период погрузки (выгрузки) АБ нахождение в аккумуляторном помещении лиц, непосредственно не занятых на операциях погрузки или выгрузки, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

426. Категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ проведение огневых работ и пользование открытым огнем на расстоянии ближе 5 м по горизонтали и независимо от высоты по вертикали от места выхода воздуха системы вентиляции аккумуляторного помещения. В случае работы аварийной вентиляции проведение огневых работ и пользование открытым огнем ЗАПРЕЩАЕТСЯ на расстоянии ближе 20 м от места выброса воздуха из системы вентиляции.

427. В процессе хранения АБ и проведения работ с ними необходимо выполнять также требования заводских инструкций о мерах пожарной безопасности на строящихся и ремонтируемых судах. Для подводных лодок ВМФ дополнительно выполнять требования Руководства по эксплуатации аккумуляторных батарей РЭАБ-78.

428. <*> Погрузка АБ на судно производится с разрешения Заказчика при условии обеспечения живучести судна, безопасности погрузки, готовности систем (обеспечивающих заряд), вентилирования, контроля за газовым составом и взрывопожаробезопасности. В целях конкретизации отмеченных условий, для каждого судна должен быть разработан и выпущен перечень мероприятий (методика) на погрузку АБ.

--------------------------------

<*> Здесь и далее по тексту требования, отмеченные (*), распространяются только на подводные лодки и подводные технические средства.

429. Район взрывоопасных работ на весь период погрузки (выгрузки) и вентилирования АБ, исполнителями работ должен быть огражден и обозначен предупреждающими знаками и аншлагами.

430. Во время погрузки категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ проведение огневых работ в аккумуляторных и смежных с ним отсеках судна.

431. До начала погрузки АБ на судно для оперативной связи с подразделением пожарной охраны на посту вахтенного по АБ должен быть установлен телефон с отдельным номером телефонной станции организации. На судне должна быть задействована громкоговорящая связь.

432. В процессе зарядки АБ должен осуществляться постоянный контроль за состоянием атмосферы аккумуляторных помещений. Контроль концентрации водорода в аккумуляторном помещении должен осуществляться в течение всего периода зарядки в автоматическом режиме.

433. Вентилирование АБ в атмосферу применяется:

а) при нормальном и форсированном заряде:

- за 15 минут до начала заряда;

- в течение всего заряда;

- по окончании заряда в течение времени, указанного в таблице 3.

Таблица 3 - Продолжительность вентилирования АБ
по окончании заряда

Температура электролита в конце заряда (°C)
До 30
30...40
Выше 40
Продолжительность вентилирования (в часах)
4
6
9

б) при проведении работ в аккумуляторных помещениях, осмотрах и обмерах АБ: за 15 минут до начала работ и в течение всего времени проведения.

в) в разрядных режимах АБ (разряд лечебного цикла и т.д.).

434. <*> Вся арматура систем вентиляции АБ должна иметь четкую маркировку. В аккумуляторных отсеках, а также в отсеках, через которые проходят батарейная (судовая) вентиляция, к моменту погрузки АБ должны быть вывешены наглядные схемы вентиляции, выполненные по месту. Схемы должны содержать нумерацию арматуры и указания о ее положении для каждого режима вентилирования АБ. Указанные схемы выполняются по технической документации конструкторского подразделения организации.

435. <*> Для ручного управления арматурой системы вентиляции АБ должен быть предусмотрен комплект ключей, находящийся у вахтенного по вентиляции.

436. <*> Учитывая, что работы по вентилированию и вскрытию аккумуляторных ям могут проводиться систематически в течение суток и более, оформление нарядов-допусков на эти работы не производится в следующих случаях:

- вскрытие аккумуляторной ямы за 3 часа до начала дневной смены при условии отсутствия работ в указанный период на судне (для проведения ее осмотра);

- вентилирование каждый час на 15 минут (при выполнении огневых работ в аккумуляторном отсеке);

- вентилирование через 4 часа на 15 минут (при отсутствии огневых работ в аккумуляторном отсеке).

437. <*> Время вскрытия аккумуляторной ямы и вентилирования учитываются при оформлении нарядов-допусков на огневые работы. В наряде-допуске строителем даются дополнительные указания о соблюдении требований настоящей главы.

438. <*> Осмотр аккумуляторной ямы при передаче смен совмещается с проведением периодического вентилирования.

439. Для обеспечения взрывопожаробезопасности при заряде АБ от внешнего источника ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- швартовать к судну, проводящему заряд АБ, другие плавсредства (кроме обеспечивающих заряд ЛБ);

- заряжать АБ при большой волне, способной заливать входные люки или токовводы зарядных кабелей;

- проводить заряд АБ при отсутствии связи с зарядной станцией;

- проводить во время заряда и вентилирования (после заряда АБ) осмотр и проворачивание технических средств, а также учения и тренировки, связанные с переключениями в силовой сети, с пуском и остановкой систем и механизмов, обеспечивающих заряд АБ;

- создавать крены и дифференты, принимать боезапас, топливо, масло, продувать ЦГБ.

440. <*> При погрузке АБ вентилирование аккумуляторной ямы осуществляется в атмосферу искусственно за 15 минут до начала работ и далее в течение всех работ - непрерывно (погрузка АБ, монтаж и закрытие АЯ), при этом:

- огневые работы разрешаются во всех отсеках и надстройке, кроме аккумуляторных ям, аккумуляторных отсеков, смежных с ними помещений, надстройки над аккумуляторным отсеком, а также на расстоянии не ближе одного метра до разделяющей переборки и не ближе пяти метров до шахт судовой вентиляции, связанной с аккумуляторной ямой;

- один раз в час стационарными газоанализаторами проводится анализ газовой смеси по водороду в аккумуляторной яме или переносными газоанализаторами в аккумуляторном отсеке и через четыре часа то же переносными газоанализаторами, включая районы выполнения огневых работ;

- при содержании водорода в аккумуляторной яме или в любом отсеке заказа 0,2% и более, огневые работы в помещениях, где проходит судовая вентиляция, ЗАПРЕЩАЮТСЯ.

441. <*> Во время периодического пятнадцатиминутного (один раз в 4 часа) вентилирования смонтированной аккумуляторной ямы в атмосферу (заряд АБ не производится) огневые работы ЗАПРЕЩАЮТСЯ в аккумуляторной яме, аккумуляторном отсеке, а также в отсеках, где проходят трубопроводы вентиляции, связанные с аккумуляторным отсеком, и в районах выбросов газов на расстоянии пяти метров.

442. <*> При вентилировании в атмосферу во время заряда АБ и по окончании его в течение времени, указанного в пункте 433 таблицы 3, производство огневых работ на судне ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

внутри - во всех отсеках;

снаружи - ближе пяти метров от трубопроводов батарейной вентиляции и от районов выбросов газов.

443. <*> При вентилировании АБ по замкнутому циклу (периодическом или во время заряда АБ) огневые работы ЗАПРЕЩАЮТСЯ только в аккумуляторных отсеках и на переборках этих отсеков со стороны смежных с ними помещений. Допускается производство электропаяльных работ на электрооборудовании, установленном на прочных переборках отсеков, смежных с аккумуляторным отсеком.

444. <*> При работах с открытым огнем в аккумуляторных отсеках необходимо выполнять следующие меры предосторожности:

- за 15 минут до начала работ искусственно провентилировать аккумуляторную яму и отсеки в атмосферу, после чего аккумуляторную яму загерметизировать, не прекращая искусственного вентилирования отсеков в атмосферу;

- измерить концентрацию водорода в аккумуляторной яме и отсеках, которая должна быть равна нулю;

- начать работы с огнем в отсеке, не прекращая искусственного вентилирования его в атмосферу;

- через каждый час прекращать огневые работы, измерять концентрацию водорода в аккумуляторной яме и отсеках и после 15-минутного вентилирования аккумуляторной ямы и отсеков в атмосферу продолжить огневые работы. При достижении объемной концентрации водорода в аккумуляторном отсеке 0,2%, огневые работы в отсеке - ЗАПРЕЩАЮТСЯ, в этом случае время проведения огневых работ в отсеке до очередного вентилирования аккумуляторной ямы в атмосферу сократить до 30 минут.

445. <*> При проведении пропайки укупорочной мастики с использованием открытого пламени в аккумуляторных ямах с погруженной АБ необходимо выполнять следующие меры предосторожности:

- пропайку производить не ранее, чем через 12 часов по окончании предыдущего заряда и перехода на периодическое вентилирование;

- за 30 минут до начала работ начать искусственное вентилирование АЯ в атмосферу;

- перед началом работ в АЯ измерить концентрацию водорода, которая должна быть равна нулю;

- перед пропайкой мастики у ремонтируемого аккумулятора и соседних с ним снять вентиляционные пробки и тщательно продуть воздухом внутренние полости;

- начать работы по пропайке мастики, не прекращая искусственного вентилирования АЯ в атмосферу;

- через каждый час прекращать работы с огнем и измерять концентрацию водорода, которая должна быть равна нулю;

- в случае общего нарушения укупорки аккумуляторов группы перед началом работ по исправлению или замене мастики необходимо снять все межэлементные соединения.

446. Проведение огневых работ на конструкциях, образующих объем аккумуляторного помещения, приравнивается к огневым работам в аккумуляторном помещении.

447. Категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ производство огневых работ в аккумуляторном помещении без присутствия аккумуляторщике и рабочего по системе вентиляции.

448. <*> С момента погрузки АБ, в случае необходимости экстренной вентиляции, по докладу вахтенного по АБ, вахтенного по вентиляции или фактическому состоянию самой АБ, инженер управления (отдела, подразделения) общекорабельной службы (или дежурный по судну) по системе громкоговорящей связи прекращает огневые работы и обеспечивает вентиляцию АБ. Изменение режима вентилирования АБ, вскрытие аккумуляторной ямы в особых случаях может разрешить только ответственный сдатчик (или дежурный по судну и его помощник).

449. После погрузки АБ выполнение огневых и других работ в аккумуляторном помещении и на конструкциях, образующих объем аккумуляторного помещения, производится с оформлением наряда-допуска по форме Приложения N 13. Оформление нарядов-допусков (Приложение N 6) на пожароопасные работы при этом не отменяется.

450. <*> С момента начала погрузки АБ внутри судна в районе АЯ, аккумуляторных и смежных с ним отсеков, а также в районе воздуховодов вытяжной вентиляции АЯ вывесить аншлаги, предупреждающие о проведении взрывоопасных работ.

451. <*> В период массовой окраски блока, в котором размещается аккумуляторная батарея, она вентилируется штатными средствами через каждые 4 часа по 15 минут вытяжным вентилятором. За 1 час до начала вентилирования прекращаются механизированные окрасочные работы в помещениях, где проходят трубопроводы вентиляции АБ. В период окрасочных работ стояночный вентилятор АБ не работает, приборы газового анализа АБ включены постоянно.