4.2.2. Умеренно-оптимистичный сценарий развития транспортного машиностроения

4.2.2. Умеренно-оптимистичный сценарий развития
транспортного машиностроения

Реализация настоящей Стратегии и применение мер, направленных на решение системной проблемы - развитие внутреннего и внешнего рынков продукции отрасли, стимулирование инвестиционных и инновационных процессов - позволит отрасли преодолеть наиболее значимые составляющие системной проблемы: недостаток производственных мощностей, техническое и технологическое отставание продукции отрасли, недостаточные объемы инвестиций в обновление основных фондов и НИОКР.

Реализация мер, направленных на развитие рынка продукции транспортного машиностроения, позволит улучшить финансовое состояние предприятий отрасли, повысит их инвестиционную привлекательность. К этим мерам относится внедрение практики заключения долгосрочных договоров на поставку продукции и лизинг подвижного состава, направленного на замену подвижного состава с истекшим сроком эксплуатации, что обеспечит потребность экономики в перевозках и повысит безопасность на железнодорожном транспорте.

Реализация последовательной государственной политики по формированию условий привлечения ведущих иностранных производителей к производству продукции отрасли на территории Российской Федерации позволит сократить, а впоследствии и ликвидировать технологическое отставание от ведущих мировых производителей.

Мировой опыт и анализ его возможного применения в России показывает, что в интересах национальной экономики наиболее целесообразно создание совместных предприятий с ведущими мировыми производителями при условии передачи технологий и высокой степени локализации выпускаемой продукции. Такое развитие событий позволит в короткие сроки освоить производство высокотехнологичных комплектующих, повысить уровень выпускаемой продукции до мирового и успешно конкурировать с зарубежными производителями не только на внутреннем, но и на мировом рынке. Государство при реализации данного направления формирует условия, обеспечивающие привлекательность российской экономики для иностранных инвестиций. При этом стоит отметить необходимость сохранения государственного контроля над предприятиями, имеющими стратегическое значение для России.

В таких условиях интересам отечественной промышленности будет соответствовать сохранение контроля национального бизнеса над активами отрасли, удержание внутреннего рынка продукции транспортного машиностроения, развитие технического уровня продукции и технологии производства, экспансия на внешние рынки.

Реализация данного варианта развития отрасли позволяет решить системную проблему отрасли и обеспечить потребности железнодорожного и городского рельсового транспорта в современном высокоэффективном подвижном составе, динамичное развитие транспортного машиностроения в долгосрочной перспективе.

Следует отметить, что отдельные предприятия отрасли самостоятельно определяют стратегию своего развития, однако, принятие единой государственной стратегии позволит им наиболее полно реализовать имеющийся научный, технический и финансовый потенциал.

Целевое состояние отрасли при реализации умеренно-оптимистического варианта будет характеризоваться следующими показателями:

- доля отечественных производителей на внутреннем рынке возрастет до 90%;

- объем экспорта вырастет до 15% от объема производства продукции отрасли;

- количество занятых в производстве нового подвижного состава вырастет с 96 тыс. до 162 тыс. человек.

При этом будет обеспечено соответствие мировому уровню показателей надежности, производительности и экономичности подвижного состава.