4. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ, ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
4.1. Последовательность решаемых задач
Для достижения стратегической цели - развития конкурентоспособности химического комплекса России и обеспечения эффективного соответствия объемов производства, качества и ассортимента химической и нефтехимической продукции совокупному спросу российского и мирового рынков - необходимо решение следующих задач:
1. Техническое перевооружение и модернизация действующих и создание новых экономически эффективных и экологически безопасных производств.
┌───────────────────────────────────────────┬─────────┬──────────┐ │ Критерий оценки достижения данного │ 2005 г. │ Целевое │ │ результата │ │ значение │ ├───────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤ │Степень износа основных фондов, % │49,5 │30,0 │ ├───────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤ │Коэффициент обновления основных фондов, % │2,6 │15,0 │ └───────────────────────────────────────────┴─────────┴──────────┘
В рамках данной задачи необходимо сохранение определенных объемов выпуска химической и нефтехимической продукции для обеспечения экономической, оборонной и экологической безопасности страны и их дальнейшее развитие. К таким производствам относятся конструкционные, композиционные и другие материалы специального назначения, такие как: электро-, звуко-, теплоизоляционные материалы, фильтровальные материалы, материалы для защиты от действия рентгеновского и радиационного излучения, композиты для самолето- и аппаратостроения, материалы для световодов и стекловолокнистых кабелей, химические реактивы и особо чистые химические вещества, специальные химикаты и добавки для производства продукции с заранее заданными свойствами, химические средства защиты растений, отдельные виды лакокрасочных покрытий, средства очистки сточных вод, газовых выбросов, дезактивации зараженных поверхностей и ряд других.
Решение данной задачи обеспечивается за счет:
- стратегического планирования и форсайта;
- налогового стимулирования инвестиционного процесса;
- государственного финансирования в рамках государственно-частного партнерства крупных проектов на конкурсной основе (согласно Положению об Инвестиционном фонде Российской Федерации, и Закону "О Банке развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)");
- внесения изменений в нормы и правила проектирования, строительства и эксплуатации нефтехимических производств для снижения расходов на капитальное строительство и эксплуатацию производств до среднемировых;
- временных таможенно-тарифных преференций на импорт оборудования и технологий, не имеющих отечественных аналогов, для обеспечения модернизации химического производства и химического машиностроения;
- налогового и нормативно-правового стимулирования внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий;
- комплекса мер по развитию химического машиностроения.
2. Развитие экспортного потенциала и внутреннего рынка химической продукции.
┌───────────────────────────────────────────┬──────────┬─────────┐ │ Критерий оценки достижения данного │ 2005 г. │ Целевое │ │ результата │ │значение │ ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤ │Объем экспортных поставок, млрд. долл. │11,3 │18,1 │ ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤ │Доля импорта в объеме потребления на │ │ │ │внутреннем рынке, % │ │ │ │Полиэтилен │19,7 │5,7 │ ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤ │Полипропилен │30,3 │5,2 │ ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤ │Полистирол и сополимеры стирола │38,3 │17,2 │ ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤ │Поливинилхлоридная смола и сополимеры │15,1 │11,6 │ │винилхлорида │ │ │ ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤ │Полиэтилентерефталат │89,8 │21,4 │ ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤ │Поликарбонаты │100,0 │8,3 │ ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤ │Сода каустическая │1,3 │0,0 │ ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤ │Сода кальцинированная │7,3 │7,0 │ ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤ │Минеральные удобрения (100% питательных │1,8 │0,4 │ │веществ) │ │ │ ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤ │Синтетические каучуки и латексы │10,4 │7,0 │ ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤ │Шины для легковых автомобилей │31,5 │31,1 │ ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤ │Шины для грузовых автомобилей │10,4 │10,0 │ ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤ │Волокна и нити химические │60,3 │34,0 │ ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤ │Лакокрасочные материалы │33,7 │26,9 │ ├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤ │Синтетические моющие средства (товарная │12,9 │9,0 │ │композиция) │ │ │ └───────────────────────────────────────────┴──────────┴─────────┘
Решение данной задачи обеспечивается за счет:
- снижения ставок вывозных таможенных пошлин;
- совершенствования администрирования НДС;
- защиты отечественных производителей на внешних рынках и защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции;
- предоставления субсидий сельскохозяйственным производителям на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
- гармонизации российского и зарубежного законодательства (REACH), регулирующего производство и оборот химической продукции;
- мер технического регулирования;
- выставочно-ярмарочной и представительской деятельности.
3. Организационно-структурное развитие химического комплекса в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции.
┌─────────────────────────────────────────────┬────────┬─────────┐ │Критерий оценки достижения данного результата│2005 г. │ Целевое │ │ │ │значение │ ├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │Доля в структуре химического комплекса (по │ │ │ │объему отгруженных товаров): │ │ │ │Объема производства пластмассовых изделий │10,07 │30,0 │ ├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │Объема производства резиновых изделий │9,0 │20,0 │ ├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │Объема производства химических средств защиты│0,23 │0,5 │ │растений (пестицидов) и прочих агрохимических│ │ │ │продуктов │ │ │ ├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │Объема производства красок и лаков │2,45 │7,0 │ ├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │Объема производства искусственных и │1,4 │7,0 │ │синтетических волокон │ │ │ └─────────────────────────────────────────────┴────────┴─────────┘
Решение данной задачи обеспечивается за счет:
- вертикальной интеграции, обеспечивающей охват всей технологической цепочки от добычи сырья до конечной товарной продукции;
- горизонтальной интеграции (кластеры и "химические парки");
- создания инжиниринговых центров и центров компетенции;
- межотраслевых программ сотрудничества предприятий химического комплекса с потребителями их продукции.
4. Повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий химического комплекса.
┌──────────────────────────────────────────────┬───────┬─────────┐ │Критерий оценки достижения данного результата │2005 г.│ Целевое │ │ │ │значение │ ├──────────────────────────────────────────────┼───────┼─────────┤ │Объем отгруженной инновационной продукции, │46,2 │185,0 │ │млрд. руб. │ │ │ └──────────────────────────────────────────────┴───────┴─────────┘
Решение данной задачи обеспечивается за счет:
- технологического форсайта развития химического комплекса;
- ФЦП, ВЦП, программы НИР федеральных органов исполнительной власти;
- особых экономических зон, технопарков и т.п.;
- налогового стимулирования инновационной деятельности, в том числе за счет:
- освобождения от НДС реализации любыми организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции и технологий,
- включения в состав средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы налога на прибыль, средств, получаемых из зарегистрированных в установленном порядке фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности,
- установления к основной норме амортизации повышающего коэффициента (в размере 3) в отношении основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности;
- комплексных инновационных проектов, обеспечивающих реализацию полного инновационного цикла от научного исследования до серийного выпуска продукции;
- деятельности Российской корпорации нанотехнологий, созданной в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ.
5. Развитие ресурсно-сырьевого и топливно-энергетического обеспечения химического комплекса.
┌─────────────────────────────────────────────┬────────┬─────────┐ │Критерий оценки достижения данного результата│2005 г. │ Целевое │ │ │ │значение │ ├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │Глубина переработки нефти │72,0 │80,0 │ ├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤ │Доля перерабатываемых попутных нефтяных газов│48,0 │85,0 │ └─────────────────────────────────────────────┴────────┴─────────┘
Решение данной задачи обеспечивается за счет:
- мер по увеличению глубины переработки нефти;
- мер по развитию промышленной утилизации попутных нефтяных газов;
- мер по разработке новых технологий производства химической продукции на основе использования в качестве исходного сырья природного газа;
- мер по расширению ресурсно-сырьевой базы (восстановление и расширение добычи на существующих и ввод в эксплуатацию новых месторождений) и обеспечению углубленной переработки минерального сырья;
- оптимизации тарифов на продукцию естественных монополий.
6. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры.
С учетом прогнозируемого в рамках Стратегии роста объемов производства химической и нефтехимической продукции необходимо адекватное развитие транспортной инфраструктуры, предназначенной для ее перевозки, в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года. Транспортная техника для перевозки опасных химических продуктов должна соответствовать международным и национальным требованиям.
С целью исключения диспропорций в развитии химического комплекса и соответствующих видов транспорта, в том числе предназначенного для перевозки опасных видов химических грузов, обеспечения безопасности перевозок и готовности транспортных предприятий к ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с их перевозкой, необходимо:
- увеличение производства специальных видов транспортных средств (железнодорожных и автомобильных цистерн, контейнеров и др.);
- лицензирование организаций, занимающихся транспортировкой опасных видов химической продукции;
- страхование ответственности и рисков, связанных с транспортировкой опасных видов химической продукции;
- развитие портов для отправки химических грузов.
Критерием оценки достижения данного результата является модернизация и создание новых инфраструктурных транспортных объектов, в том числе строительство портов для отправки химических грузов, а также специальных средств (железнодорожных и автомобильных цистерн, контейнеров и др.).
Предусмотрено строительство собственных портов и терминалов по отгрузке химической продукции на Балтийском (Усть-Луга) и Черном (Туапсе) морях.
4.2. Этапы и сроки реализации Стратегии
Реализацию Стратегии предусматривается осуществить в два этапа - 2007 - 2010 гг. и 2011 - 2015 гг.
На первом этапе (2007 - 2010 гг.) развитие химического комплекса намечается за счет направления средств компаний, холдингов и предприятий в основном на модернизацию и реконструкцию действующих мощностей, частичный ввод новых производств и более эффективное использование имеющихся мощностей.
Задача 1. Техническое перевооружение и модернизация действующих и создание новых экономически эффективных и экологически безопасных производств.
На первом этапе обеспечивается модернизация и реконструкция действующих мощностей, завершение начатых инвестиционных проектов, строящихся на основе импортных технологий и оборудования.
┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┐ │Критерий оценки достижения данного результата │2005 г. │2010 г. │ ├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┤ │Степень износа основных фондов, % │49,5 │40,0 │ ├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┤ │Коэффициент обновления основных фондов, % │2,6 │5,5 │ └──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┘
Применительно к первому этапу Стратегии развития отрасли основными приоритетами являются:
В промышленности пластмасс и синтетических смол:
модернизация действующих и строительство новых производств крупнотоннажных полимеров с новыми свойствами и сырья для их производства на базе агрегатов большой единичной мощности;
резкое увеличение мощностей по переработке пластмасс с расширением марочного ассортимента товаров народного потребления и изделий для потребляющих секторов экономики (машиностроение, строительство, сельское хозяйство, медицина и т.д.).
В подотрасли химических волокон и нитей:
увеличение производства полиэфирной текстурированной текстильной нити и модернизация производств вискозных текстильных нитей и капроновых технических и кордных нитей.
В производстве соды каустической и в хлорпотребляющих производствах:
постепенный вывод ртутных производств каустической соды и организация новых мощностей с использованием мембранной и диафрагменной технологии;
реконструкция и развитие хлорпотребляющих производств (комплексов винилхлорида-поливинилхлорида, хлорметанов, эпихлоргидрина, перхлорэтилена и др.).
В промышленности синтетических красителей:
развитие сырьевой базы для производства красителей, текстильно-вспомогательных веществ, химикатов-добавок для полимерных материалов и изделий из них.
В производстве малотоннажной химической продукции:
разработка и организация производства современных композиционных материалов с высокими прочностными, теплоизоляционными и другими специальными характеристиками для авиационно-космического и энергетического машиностроения, двигателестроения, автомобилестроения металлургии и других высокотехнологичных отраслей.
В шинной промышленности:
совершенствование структуры шинного производства для удовлетворения современных и перспективных требований к ним автомобилестроителей по их долговечности, эксплуатационным свойствам, экономии ресурсов (топлива) и экологической безопасности.
В производстве минеральных удобрений:
поддержание и развитие сырьевой базы;
создание и внедрение в производство новых видов удобрений - органоминеральных, водорастворимых, пролонгированного действия, с микроэлементами;
строительство производства продуктов глубокой степени переработки с использованием современных технологий на базе минерального и углеводородного сырья, кооперированных с производством минеральных удобрений.
Задача 2. Развитие экспортного потенциала и внутреннего рынка химической продукции.
┌────────────────────────────────────────────────┬───────┬───────┐ │ Критерий оценки достижения данного результата │2005 г.│2010 г.│ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Объем экспортных поставок, млрд. долл. │11,3 │16,3 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Доля импорта в объеме потребления на внутреннем │ │ │ │рынке, % │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Полиэтилен │19,7 │9,3 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Полипропилен │30,3 │8,2 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Полистирол и сополимеры стирола │38,3 │38,7 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Поливинилхлоридная смола и сополимеры │15,1 │29,8 │ │винилхлорида │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Полиэтилентерефталат │89,8 │31,7 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Поликарбонаты │100,0 │14,0 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Сода каустическая │1,3 │0,0 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Сода кальцинированная │7,3 │7,0 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Минеральные удобрения (100% питательных веществ)│1,8 │0,5 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Синтетические каучуки и латексы │10,4 │9,5 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Шины для легковых автомобилей │31,5 │32,4 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Шины для грузовых автомобилей │10,4 │10,0 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Волокна и нити химические │60,3 │45,0 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Лакокрасочные материалы │33,7 │30,8 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Синтетические моющие средства (товарная │12,9 │8,6 │ │композиция) │ │ │ └────────────────────────────────────────────────┴───────┴───────┘
На первом этапе обеспечивается сохранение экспортного потенциала, удержание позиций на внешнем и внутреннем рынке.
Для обеспечения потребности внутреннего и внешнего рынков предполагается доведение объемов производства:
- по минеральным удобрениям - до 19,5 млн. тонн;
- по полиэтилену - до 1835 тыс. тонн;
- по полипропилену - до 695 тыс. тонн;
- по поливинилхлориду - до 665 тыс. тонн;
- по полистиролу - до 385 тыс. тонн;
- по синтетическим каучукам - до 1,5 млн. тонн;
- по шинам для грузовых автомобилей - до 15,5 млн. штук;
- по шинам для легковых автомобилей - до 35,0 млн. штук;
- по химическим волокнам и нитям - до 343,9 тыс. тонн;
- по соде каустической - до 1410 тыс. тонн.
Задача 3. Организационно-структурное развитие химического комплекса в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции.
На первом этапе реализации Стратегии целевые значения для решения данной задачи не устанавливаются.
Задача 4. Повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий химического комплекса.
┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┐ │Критерий оценки достижения данного результата │2005 г. │2010 г. │ ├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┤ │Объем отгруженной инновационной продукции, │46,2 │74,0 │ │млрд. руб. │ │ │ └──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┘
На первом этапе основными целями в научно-технической и инновационной сфере будут являться:
технологический форсайт развития химического комплекса;
стимулирование инновационной деятельности, направленной на разработку и внедрение новых экономически эффективных, экологически безопасных, ресурсосберегающих технологий химического производства;
разработка и внедрение нанотехнологий;
повышение спроса на научно-технические новшества;
развитие кадрового потенциала в научно-исследовательской сфере;
комплексное техническое перевооружение химического комплекса.
Задача 5. Развитие ресурсно-сырьевого и топливно-энергетического обеспечения химического комплекса.
┌────────────────────────────────────────────────┬───────┬───────┐ │ Критерий оценки достижения данного результата │2005 г.│2010 г.│ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Глубина переработки нефти │71,0 │75,0 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Доля перерабатываемых попутных нефтяных газов │48,0 │65,0 │ └────────────────────────────────────────────────┴───────┴───────┘
Задача 6. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры.
Строительство собственных портов и терминалов на Балтийском (Усть-Луга) и Черном (Туапсе) морях.
На втором этапе (2011 - 2015 гг.) предусматривается концентрация усилий на вводе новых мощностей и создании конкурентоспособных производств по выпуску инновационной продукции.
Задача 1. Техническое перевооружение и модернизация действующих и создание новых экономически эффективных и экологически безопасных производств.
На втором этапе обеспечивается ввод в действие новых высокотехнологичных производств.
┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┐ │Критерий оценки достижения данного результата │2010 г. │2015 г. │ ├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┤ │Степень износа основных фондов, % │40 │30,0 │ ├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┤ │Коэффициент обновления основных фондов, % │5,5 │15,0 │ └──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┘
На втором этапе основными приоритетами развития отрасли являются:
В промышленности пластмасс и синтетических смол:
разработка и организация производств прогрессивных видов полимерных композиционных материалов инженерно-технического назначения и способов их переработки в изделия.
В подотрасли химических волокон и нитей:
значительное увеличение обеспечения потребности внутреннего рынка в химических волокнах и нитях за счет развития отечественного производства.
В промышленности синтетических красителей:
расширение ассортимента и создание новых видов красителей: фталоцианиновые пигменты и красители, сернистые красители в виде порошков широкой цветовой гаммы, азокрасители, азопигменты и др.
В производстве малотоннажной химической продукции:
разработка и организация производства негорючих полиамидных стеклопластиков конструкционного и радиотехнического назначения, стеклокерамических и кремнийорганических стекловолокнистых материалов с высокими эксплуатационными техническими характеристиками, а также разработка способов производства изделий из них.
В шинной промышленности:
увеличение объемов производства целиком металлокордных шин для автобусов, грузовых автомобилей и троллейбусов с показателями качества на уровне ведущих зарубежных фирм;
постепенный переход на выпуск "зеленых" шин, обеспечивающих сочетание экономии топлива (до 5%), эксплуатационную безопасность (оптимальный баланс между сцеплением и износостойкостью) и экологическую безопасность (уменьшение вредных примесей при производстве и утилизации шин).
Задача 2. Развитие экспортного потенциала и внутреннего рынка химической продукции.
┌────────────────────────────────────────────────┬───────┬───────┐ │ Критерий оценки достижения данного результата │2010 г.│2015 г.│ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Объем экспортных поставок, млрд. долл. │16,3 │18,1 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Доля импорта в объеме потребления на внутреннем │ │ │ │рынке, % │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Полиэтилен │9,3 │5,7 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Полипропилен │8,2 │5,2 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Полистирол и сополимеры стирола │38,7 │17,2 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Поливинилхлоридная смола и сополимеры │29,8 │11,6 │ │винилхлорида │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Полиэтилентерефталат │31,7 │21,4 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Поликарбонаты │14,0 │8,3 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Сода каустическая │0,0 │0,0 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Сода кальцинированная │7,0 │7,0 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Минеральные удобрения (100% питательных веществ)│0,5 │0,4 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Синтетические каучуки и латексы │9,5 │7,0 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Шины для легковых автомобилей │32,4 │31,1 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Шины для грузовых автомобилей │10,0 │10,0 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Волокна и нити химические │45,0 │34,0 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Лакокрасочные материалы │30,8 │26,9 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Синтетические моющие средства (товарная │8,6 │9,0 │ │композиция) │ │ │ └────────────────────────────────────────────────┴───────┴───────┘
Для обеспечения потребности внутреннего и внешнего рынков предполагается доведение объемов производства:
- по минеральным удобрениям - до 21,3 млн. тонн;
- по полиэтилену - до 2720 тыс. тонн;
- по полипропилену - до 1028 тыс. тонн;
- по поливинилхлориду - до 1350 тыс. тонн;
- по полистиролу - до 705 тыс. тонн;
- по синтетическим каучукам - до 2,025 млн. тонн;
- по шинам для грузовых автомобилей - до 19,0 млн. штук;
- по шинам для легковых автомобилей - до 42,5 млн. штук;
- по химическим волокнам и нитям - до 502,7 тыс. тонн;
- по соде каустической - до 2250 тыс. тонн.
Задача 3. Организационно-структурное развитие химического комплекса в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции.
┌────────────────────────────────────────────────┬───────┬───────┐ │ Критерий оценки достижения данного результата │2005 г.│2015 г.│ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Доля в структуре химического комплекса (по │ │ │ │объему отгруженных товаров): │ │ │ │Объема производства пластмассовых изделий │10,07 │30,0 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Объема производства резиновых изделий │9,0 │20,0 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Объема производства химических средств защиты │0,23 │0,5 │ │растений (пестицидов) и прочих агрохимических │ │ │ │продуктов │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Объема производства красок и лаков │2,45 │7,0 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Объема производства искусственных и │1,4 │7,0 │ │синтетических волокон │ │ │ └────────────────────────────────────────────────┴───────┴───────┘
Задача 4. Реализация инновационных программ по обеспечению структурной перестройки производства и созданию нового научно-технического задела.
┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┐ │Критерий оценки достижения данного результата │2010 г. │2015 г. │ ├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┤ │Объем отгруженной инновационной продукции, │74,0 │185,0 │ │млрд. руб. │ │ │ └──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┘
На данном этапе усилия научного потенциала будут направлены на разработку и реализацию "прорывных" инновационных проектов, технологических процессов по выпуску конкурентоспособной продукции на базе экономически эффективных, экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий по следующим важнейшим направлениям:
- материалы на базе нанотехнологий со специфическими эксплуатационными свойствами (сверхпрочность, твердость, химо-термостойкость, химическая и каталитическая активность и др.) для химической и аэрокосмической отрасли; атомных станций, авто-судостроения, при разработке и производстве современных образцов вооружений, лекарственных препаратов и т.д.;
- пластмассы новых поколений и продукты их переработки для различных сфер применения с учетом обновления и расширения сырьевой базы и переработки вторичных полимеров;
- эластомерные материалы новых поколений с более высокими потребительскими свойствами, в т.ч. резинотехнические изделия и шины оптимальных конструкций с ресурсом работы, соизмеримым со сроком службы комплектуемой техники;
- оптимальный ассортимент химических волокон и нитей различного назначения с улучшенными потребительскими и гигиеническими свойствами;
- расширенный ассортимент минеральных удобрений: органоминеральных, пролонгированного действия с микроэлементами и других видов на основе местных источников сырья;
- обновленный ассортимент лакокрасочной продукции, красителей широкой цветовой гаммы, пигментов, текстильно-вспомогательных веществ с повышенными потребительскими свойствами на базе гибких, модульных технологических процессов с использованием широкой сырьевой основы;
- стекловолокно, стеклоткани, стеклопластики, нетканые материалы, волокнисто-оптические элементы новых поколений;
- гигиенически безопасный ассортимент товаров бытовой химии, производимых с использованием сырьевой основы нового поколения, для насыщения внутреннего рынка;
- обновленный ассортимент продукции малотоннажной химии (сорбенты, катализаторы, абсорбенты, адсорбенты, добавки к полимерным материалам, химические реактивы и особо чистые вещества, ингибиторы, комплексоны и др.) для повышения эффективности производственных процессов в различных сферах народного хозяйства и улучшения качества жизни и здоровья населения;
- новые менее опасные формы химических средств защиты растений и технологии их производства на основе импортных и отечественных действующих веществ, снижающих воздействие их на окружающую среду и человека.
Реализация "прорывных" инновационных проектов в химическом комплексе позволит снять структурные ограничения развития отрасли и выйти на производство совершенно новых (по потребительским свойствам) видов продукции.
Задача 5. Развитие ресурсно-сырьевого и топливно-энергетического обеспечения химического комплекса.
┌────────────────────────────────────────────────┬───────┬───────┐ │ Критерий оценки достижения данного результата │2010 г.│2015 г.│ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Глубина переработки нефти │75,0 │80,0 │ ├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤ │Доля перерабатываемых попутных нефтяных газов │65,0 │85,0 │ └────────────────────────────────────────────────┴───────┴───────┘
Задача 6. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры.
На втором этапе реализации Стратегии целевые значения для решения данной задачи не устанавливаются.
4.3. Приоритетные программы, важнейшие инвестиционные проекты и обеспечивающие мероприятия
Реализация Стратегии предполагает осуществление ряда важнейших инвестиционных проектов на условиях частно-государственного партнерства:
1. Создание Каспийского газо-химического комплекса - организация производства этилена и его производных и конверсии метана в крупнотоннажную химическую продукцию - 3,7 млрд. долл. США (ЗАО "Лукойл-Нефтехим").
2. Строительство производства пропилена и полипропилена мощностью около 500 тыс. тонн в год по полипропилену на площадке ООО "Тобольск-Полимер" - инвестиции составят около 24 млрд. рублей (ОАО "СИБУР Холдинг").
3. Реализация проекта по созданию нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в г. Нижнекамске (Республика Татарстан) - переработка 7 млн. т нефти с получением нефтепродуктов и нефтехимической продукции - 4,8 млрд. долл. США (ОАО "Татнефть").
4. Строительство в Нижегородской области комплекса по производству поливинилхлорида (ПВХ) мощностью 330 тыс. тонн в год (СП с бельгийской фирмой "Сольвей") и реконструкция ЭП-300 - по предварительным оценкам суммарные инвестиции составят около 23,5 млрд. рублей (ОАО "СИБУР Холдинг").
5. Развитие газоперерабатывающих и газофракционирующих мощностей в Западной Сибири с целью увеличения и углубления переработки попутного нефтяного газа, увеличения извлечения и транспортировки широкой фракции легких углеводородов - предполагаемый объем инвестиций 28 млрд. рублей (ОАО "СИБУР Холдинг").
Данные проекты имеют параметры, соответствующие требованиям, предъявляемым для участия в конкурсе на получение средств из Инвестиционного фонда.
Разработка НИОКР в рамках прикладных исследований (см. Приложение 11) и их реализация предполагает участие бизнес-структур на условиях частно-государственного партнерства во внедрении новейших технологий в производство.
Оценка объемов и источников финансирования каждой из планируемых к реализации ведомственных целевых программ будет произведена после принятия решения об их разработке и реализации.
Экологическая безопасность и рациональное использование природных ресурсов обеспечивается системой мероприятий, включающей в себя:
- Создание безотходных и малоотходных технологий и их реализация в промышленности.
- Снижение токсичных выбросов загрязняющих веществ (аммиак, хлор, ртуть и др.) и отходов при увеличении объемов производства за счет внедрения передовых технологических процессов, нового оборудования и материалов.
- Переработка накопленных и образующихся промышленных отходов по экологически безопасным и экономически эффективным технологиям.
- Повышение качества эксплуатации и ремонта оборудования химических предприятий, что позволит избегать чрезвычайных ситуаций.
- Приведение российских правил и нормативов промышленной безопасности к международным стандартам.
- Реконструкция водооборотных циклов на горнохимических предприятиях.
- Снижение нагрузки на земельные площади от горнохимических предприятий (использование отходов обогащения для закладки выработанного пространства, использование вскрышных горных пород в качестве вторичного минерального сырья, рекультивация объектов хранения отходов и др.).
- Проведение экологической экспертизы проектной документации новых химических производств.
Кадровое и социальное обеспечение потребует принятия следующих мер:
1) Совершенствование социально-трудовых отношений на уровне предприятий на условиях социального партнерства при разработке норм, правил, условий и обязательств Генерального тарифного и Отраслевого тарифного соглашений по определению минимальных уровней затрат на оплату труда, на подготовку кадров, на удовлетворение социальных потребностей работников, имея в виду, прежде всего:
- внедрение эффективных форм оплаты труда с учетом рыночных механизмов хозяйствования;
- осуществление мероприятий по созданию безопасных условий труда и снижению производственного травматизма, существенному повышению уровня медицинского обслуживания и профилактики профзаболеваний;
- качественное улучшение общественного питания на производстве;
- создание на крупных предприятиях непрофильных производств для использования высвобождаемых работников;
- разработка и внедрение системы выдачи ссуд молодым специалистам на социальное обустройство, включая приобретение жилья.
2) Укрепление (воссоздание) на средних и крупных предприятиях материально-технической базы подготовки кадров на производстве на новой учебно-технологической и методической основах, развитие внутрифирменного обучения.
3) Повышение значимости периодической аттестации инженерно- технического персонала и руководителей предприятий от начального до высшего звена управления; воссоздание системы формирования кадрового резерва руководителей различного уровня управления.
4) Организация подготовки и переподготовки специалистов отрасли для работы в условиях присоединения России к ВТО.