4. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ, ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

4. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ, ЭТАПЫ И СРОКИ
РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

4.1. Последовательность решаемых задач

Для достижения стратегической цели - развития конкурентоспособности химического комплекса России и обеспечения эффективного соответствия объемов производства, качества и ассортимента химической и нефтехимической продукции совокупному спросу российского и мирового рынков - необходимо решение следующих задач:

1. Техническое перевооружение и модернизация действующих и создание новых экономически эффективных и экологически безопасных производств.

┌───────────────────────────────────────────┬─────────┬──────────┐
│    Критерий оценки достижения данного     │ 2005 г. │ Целевое  │
│                результата                 │         │ значение │
├───────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤
│Степень износа основных фондов, %          │49,5     │30,0      │
├───────────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┤
│Коэффициент обновления основных фондов, %  │2,6      │15,0      │
└───────────────────────────────────────────┴─────────┴──────────┘

В рамках данной задачи необходимо сохранение определенных объемов выпуска химической и нефтехимической продукции для обеспечения экономической, оборонной и экологической безопасности страны и их дальнейшее развитие. К таким производствам относятся конструкционные, композиционные и другие материалы специального назначения, такие как: электро-, звуко-, теплоизоляционные материалы, фильтровальные материалы, материалы для защиты от действия рентгеновского и радиационного излучения, композиты для самолето- и аппаратостроения, материалы для световодов и стекловолокнистых кабелей, химические реактивы и особо чистые химические вещества, специальные химикаты и добавки для производства продукции с заранее заданными свойствами, химические средства защиты растений, отдельные виды лакокрасочных покрытий, средства очистки сточных вод, газовых выбросов, дезактивации зараженных поверхностей и ряд других.

Решение данной задачи обеспечивается за счет:

- стратегического планирования и форсайта;

- налогового стимулирования инвестиционного процесса;

- государственного финансирования в рамках государственно-частного партнерства крупных проектов на конкурсной основе (согласно Положению об Инвестиционном фонде Российской Федерации, и Закону "О Банке развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)");

- внесения изменений в нормы и правила проектирования, строительства и эксплуатации нефтехимических производств для снижения расходов на капитальное строительство и эксплуатацию производств до среднемировых;

- временных таможенно-тарифных преференций на импорт оборудования и технологий, не имеющих отечественных аналогов, для обеспечения модернизации химического производства и химического машиностроения;

- налогового и нормативно-правового стимулирования внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий;

- комплекса мер по развитию химического машиностроения.

2. Развитие экспортного потенциала и внутреннего рынка химической продукции.

┌───────────────────────────────────────────┬──────────┬─────────┐
│    Критерий оценки достижения данного     │ 2005 г.  │ Целевое │
│                результата                 │          │значение │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Объем экспортных поставок, млрд. долл.     │11,3      │18,1     │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Доля импорта в объеме потребления на       │          │         │
│внутреннем рынке, %                        │          │         │
│Полиэтилен                                 │19,7      │5,7      │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Полипропилен                               │30,3      │5,2      │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Полистирол и сополимеры стирола            │38,3      │17,2     │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Поливинилхлоридная смола и сополимеры      │15,1      │11,6     │
│винилхлорида                               │          │         │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Полиэтилентерефталат                       │89,8      │21,4     │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Поликарбонаты                              │100,0     │8,3      │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Сода каустическая                          │1,3       │0,0      │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Сода кальцинированная                      │7,3       │7,0      │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Минеральные удобрения (100% питательных    │1,8       │0,4      │
│веществ)                                   │          │         │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Синтетические каучуки и латексы            │10,4      │7,0      │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Шины для легковых автомобилей              │31,5      │31,1     │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Шины для грузовых автомобилей              │10,4      │10,0     │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Волокна и нити химические                  │60,3      │34,0     │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Лакокрасочные материалы                    │33,7      │26,9     │
├───────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤
│Синтетические моющие средства (товарная    │12,9      │9,0      │
│композиция)                                │          │         │
└───────────────────────────────────────────┴──────────┴─────────┘

Решение данной задачи обеспечивается за счет:

- снижения ставок вывозных таможенных пошлин;

- совершенствования администрирования НДС;

- защиты отечественных производителей на внешних рынках и защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции;

- предоставления субсидий сельскохозяйственным производителям на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений;

- гармонизации российского и зарубежного законодательства (REACH), регулирующего производство и оборот химической продукции;

- мер технического регулирования;

- выставочно-ярмарочной и представительской деятельности.

3. Организационно-структурное развитие химического комплекса в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции.

┌─────────────────────────────────────────────┬────────┬─────────┐
│Критерий оценки достижения данного результата│2005 г. │ Целевое │
│                                             │        │значение │
├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤
│Доля в структуре химического комплекса (по   │        │         │
│объему отгруженных товаров):                 │        │         │
│Объема производства пластмассовых изделий    │10,07   │30,0     │
├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤
│Объема производства резиновых изделий        │9,0     │20,0     │
├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤
│Объема производства химических средств защиты│0,23    │0,5      │
│растений (пестицидов) и прочих агрохимических│        │         │
│продуктов                                    │        │         │
├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤
│Объема производства красок и лаков           │2,45    │7,0      │
├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤
│Объема производства искусственных и          │1,4     │7,0      │
│синтетических волокон                        │        │         │
└─────────────────────────────────────────────┴────────┴─────────┘

Решение данной задачи обеспечивается за счет:

- вертикальной интеграции, обеспечивающей охват всей технологической цепочки от добычи сырья до конечной товарной продукции;

- горизонтальной интеграции (кластеры и "химические парки");

- создания инжиниринговых центров и центров компетенции;

- межотраслевых программ сотрудничества предприятий химического комплекса с потребителями их продукции.

4. Повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий химического комплекса.

┌──────────────────────────────────────────────┬───────┬─────────┐
│Критерий оценки достижения данного результата │2005 г.│ Целевое │
│                                              │       │значение │
├──────────────────────────────────────────────┼───────┼─────────┤
│Объем отгруженной инновационной продукции,    │46,2   │185,0    │
│млрд. руб.                                    │       │         │
└──────────────────────────────────────────────┴───────┴─────────┘

Решение данной задачи обеспечивается за счет:

- технологического форсайта развития химического комплекса;

- ФЦП, ВЦП, программы НИР федеральных органов исполнительной власти;

- особых экономических зон, технопарков и т.п.;

- налогового стимулирования инновационной деятельности, в том числе за счет:

- освобождения от НДС реализации любыми организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции и технологий,

- включения в состав средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы налога на прибыль, средств, получаемых из зарегистрированных в установленном порядке фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности,

- установления к основной норме амортизации повышающего коэффициента (в размере 3) в отношении основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности;

- комплексных инновационных проектов, обеспечивающих реализацию полного инновационного цикла от научного исследования до серийного выпуска продукции;

- деятельности Российской корпорации нанотехнологий, созданной в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ.

5. Развитие ресурсно-сырьевого и топливно-энергетического обеспечения химического комплекса.

┌─────────────────────────────────────────────┬────────┬─────────┐
│Критерий оценки достижения данного результата│2005 г. │ Целевое │
│                                             │        │значение │
├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤
│Глубина переработки нефти                    │72,0    │80,0     │
├─────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┤
│Доля перерабатываемых попутных нефтяных газов│48,0    │85,0     │
└─────────────────────────────────────────────┴────────┴─────────┘

Решение данной задачи обеспечивается за счет:

- мер по увеличению глубины переработки нефти;

- мер по развитию промышленной утилизации попутных нефтяных газов;

- мер по разработке новых технологий производства химической продукции на основе использования в качестве исходного сырья природного газа;

- мер по расширению ресурсно-сырьевой базы (восстановление и расширение добычи на существующих и ввод в эксплуатацию новых месторождений) и обеспечению углубленной переработки минерального сырья;

- оптимизации тарифов на продукцию естественных монополий.

6. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры.

С учетом прогнозируемого в рамках Стратегии роста объемов производства химической и нефтехимической продукции необходимо адекватное развитие транспортной инфраструктуры, предназначенной для ее перевозки, в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года. Транспортная техника для перевозки опасных химических продуктов должна соответствовать международным и национальным требованиям.

С целью исключения диспропорций в развитии химического комплекса и соответствующих видов транспорта, в том числе предназначенного для перевозки опасных видов химических грузов, обеспечения безопасности перевозок и готовности транспортных предприятий к ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с их перевозкой, необходимо:

- увеличение производства специальных видов транспортных средств (железнодорожных и автомобильных цистерн, контейнеров и др.);

- лицензирование организаций, занимающихся транспортировкой опасных видов химической продукции;

- страхование ответственности и рисков, связанных с транспортировкой опасных видов химической продукции;

- развитие портов для отправки химических грузов.

Критерием оценки достижения данного результата является модернизация и создание новых инфраструктурных транспортных объектов, в том числе строительство портов для отправки химических грузов, а также специальных средств (железнодорожных и автомобильных цистерн, контейнеров и др.).

Предусмотрено строительство собственных портов и терминалов по отгрузке химической продукции на Балтийском (Усть-Луга) и Черном (Туапсе) морях.

4.2. Этапы и сроки реализации Стратегии

Реализацию Стратегии предусматривается осуществить в два этапа - 2007 - 2010 гг. и 2011 - 2015 гг.

На первом этапе (2007 - 2010 гг.) развитие химического комплекса намечается за счет направления средств компаний, холдингов и предприятий в основном на модернизацию и реконструкцию действующих мощностей, частичный ввод новых производств и более эффективное использование имеющихся мощностей.

Задача 1. Техническое перевооружение и модернизация действующих и создание новых экономически эффективных и экологически безопасных производств.

На первом этапе обеспечивается модернизация и реконструкция действующих мощностей, завершение начатых инвестиционных проектов, строящихся на основе импортных технологий и оборудования.

┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┐
│Критерий оценки достижения данного результата │2005 г. │2010 г. │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┤
│Степень износа основных фондов, %             │49,5    │40,0    │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┤
│Коэффициент обновления основных фондов, %     │2,6     │5,5     │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┘

Применительно к первому этапу Стратегии развития отрасли основными приоритетами являются:

В промышленности пластмасс и синтетических смол:

модернизация действующих и строительство новых производств крупнотоннажных полимеров с новыми свойствами и сырья для их производства на базе агрегатов большой единичной мощности;

резкое увеличение мощностей по переработке пластмасс с расширением марочного ассортимента товаров народного потребления и изделий для потребляющих секторов экономики (машиностроение, строительство, сельское хозяйство, медицина и т.д.).

В подотрасли химических волокон и нитей:

увеличение производства полиэфирной текстурированной текстильной нити и модернизация производств вискозных текстильных нитей и капроновых технических и кордных нитей.

В производстве соды каустической и в хлорпотребляющих производствах:

постепенный вывод ртутных производств каустической соды и организация новых мощностей с использованием мембранной и диафрагменной технологии;

реконструкция и развитие хлорпотребляющих производств (комплексов винилхлорида-поливинилхлорида, хлорметанов, эпихлоргидрина, перхлорэтилена и др.).

В промышленности синтетических красителей:

развитие сырьевой базы для производства красителей, текстильно-вспомогательных веществ, химикатов-добавок для полимерных материалов и изделий из них.

В производстве малотоннажной химической продукции:

разработка и организация производства современных композиционных материалов с высокими прочностными, теплоизоляционными и другими специальными характеристиками для авиационно-космического и энергетического машиностроения, двигателестроения, автомобилестроения металлургии и других высокотехнологичных отраслей.

В шинной промышленности:

совершенствование структуры шинного производства для удовлетворения современных и перспективных требований к ним автомобилестроителей по их долговечности, эксплуатационным свойствам, экономии ресурсов (топлива) и экологической безопасности.

В производстве минеральных удобрений:

поддержание и развитие сырьевой базы;

создание и внедрение в производство новых видов удобрений - органоминеральных, водорастворимых, пролонгированного действия, с микроэлементами;

строительство производства продуктов глубокой степени переработки с использованием современных технологий на базе минерального и углеводородного сырья, кооперированных с производством минеральных удобрений.

Задача 2. Развитие экспортного потенциала и внутреннего рынка химической продукции.

┌────────────────────────────────────────────────┬───────┬───────┐
│ Критерий оценки достижения данного результата  │2005 г.│2010 г.│
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Объем экспортных поставок, млрд. долл.          │11,3   │16,3   │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Доля импорта в объеме потребления на внутреннем │       │       │
│рынке, %                                        │       │       │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Полиэтилен                                      │19,7   │9,3    │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Полипропилен                                    │30,3   │8,2    │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Полистирол и сополимеры стирола                 │38,3   │38,7   │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Поливинилхлоридная смола и сополимеры           │15,1   │29,8   │
│винилхлорида                                    │       │       │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Полиэтилентерефталат                            │89,8   │31,7   │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Поликарбонаты                                   │100,0  │14,0   │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Сода каустическая                               │1,3    │0,0    │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Сода кальцинированная                           │7,3    │7,0    │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Минеральные удобрения (100% питательных веществ)│1,8    │0,5    │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Синтетические каучуки и латексы                 │10,4   │9,5    │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Шины для легковых автомобилей                   │31,5   │32,4   │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Шины для грузовых автомобилей                   │10,4   │10,0   │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Волокна и нити химические                       │60,3   │45,0   │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Лакокрасочные материалы                         │33,7   │30,8   │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Синтетические моющие средства (товарная         │12,9   │8,6    │
│композиция)                                     │       │       │
└────────────────────────────────────────────────┴───────┴───────┘

На первом этапе обеспечивается сохранение экспортного потенциала, удержание позиций на внешнем и внутреннем рынке.

Для обеспечения потребности внутреннего и внешнего рынков предполагается доведение объемов производства:

- по минеральным удобрениям - до 19,5 млн. тонн;

- по полиэтилену - до 1835 тыс. тонн;

- по полипропилену - до 695 тыс. тонн;

- по поливинилхлориду - до 665 тыс. тонн;

- по полистиролу - до 385 тыс. тонн;

- по синтетическим каучукам - до 1,5 млн. тонн;

- по шинам для грузовых автомобилей - до 15,5 млн. штук;

- по шинам для легковых автомобилей - до 35,0 млн. штук;

- по химическим волокнам и нитям - до 343,9 тыс. тонн;

- по соде каустической - до 1410 тыс. тонн.

Задача 3. Организационно-структурное развитие химического комплекса в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции.

На первом этапе реализации Стратегии целевые значения для решения данной задачи не устанавливаются.

Задача 4. Повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий химического комплекса.

┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┐
│Критерий оценки достижения данного результата │2005 г. │2010 г. │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┤
│Объем отгруженной инновационной продукции,    │46,2    │74,0    │
│млрд. руб.                                    │        │        │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┘

На первом этапе основными целями в научно-технической и инновационной сфере будут являться:

технологический форсайт развития химического комплекса;

стимулирование инновационной деятельности, направленной на разработку и внедрение новых экономически эффективных, экологически безопасных, ресурсосберегающих технологий химического производства;

разработка и внедрение нанотехнологий;

повышение спроса на научно-технические новшества;

развитие кадрового потенциала в научно-исследовательской сфере;

комплексное техническое перевооружение химического комплекса.

Задача 5. Развитие ресурсно-сырьевого и топливно-энергетического обеспечения химического комплекса.

┌────────────────────────────────────────────────┬───────┬───────┐
│ Критерий оценки достижения данного результата  │2005 г.│2010 г.│
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Глубина переработки нефти                       │71,0   │75,0   │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Доля перерабатываемых попутных нефтяных газов   │48,0   │65,0   │
└────────────────────────────────────────────────┴───────┴───────┘

Задача 6. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры.

Строительство собственных портов и терминалов на Балтийском (Усть-Луга) и Черном (Туапсе) морях.

На втором этапе (2011 - 2015 гг.) предусматривается концентрация усилий на вводе новых мощностей и создании конкурентоспособных производств по выпуску инновационной продукции.

Задача 1. Техническое перевооружение и модернизация действующих и создание новых экономически эффективных и экологически безопасных производств.

На втором этапе обеспечивается ввод в действие новых высокотехнологичных производств.

┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┐
│Критерий оценки достижения данного результата │2010 г. │2015 г. │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┤
│Степень износа основных фондов, %             │40      │30,0    │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┤
│Коэффициент обновления основных фондов, %     │5,5     │15,0    │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┘

На втором этапе основными приоритетами развития отрасли являются:

В промышленности пластмасс и синтетических смол:

разработка и организация производств прогрессивных видов полимерных композиционных материалов инженерно-технического назначения и способов их переработки в изделия.

В подотрасли химических волокон и нитей:

значительное увеличение обеспечения потребности внутреннего рынка в химических волокнах и нитях за счет развития отечественного производства.

В промышленности синтетических красителей:

расширение ассортимента и создание новых видов красителей: фталоцианиновые пигменты и красители, сернистые красители в виде порошков широкой цветовой гаммы, азокрасители, азопигменты и др.

В производстве малотоннажной химической продукции:

разработка и организация производства негорючих полиамидных стеклопластиков конструкционного и радиотехнического назначения, стеклокерамических и кремнийорганических стекловолокнистых материалов с высокими эксплуатационными техническими характеристиками, а также разработка способов производства изделий из них.

В шинной промышленности:

увеличение объемов производства целиком металлокордных шин для автобусов, грузовых автомобилей и троллейбусов с показателями качества на уровне ведущих зарубежных фирм;

постепенный переход на выпуск "зеленых" шин, обеспечивающих сочетание экономии топлива (до 5%), эксплуатационную безопасность (оптимальный баланс между сцеплением и износостойкостью) и экологическую безопасность (уменьшение вредных примесей при производстве и утилизации шин).

Задача 2. Развитие экспортного потенциала и внутреннего рынка химической продукции.

┌────────────────────────────────────────────────┬───────┬───────┐
│ Критерий оценки достижения данного результата  │2010 г.│2015 г.│
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Объем экспортных поставок, млрд. долл.          │16,3   │18,1   │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Доля импорта в объеме потребления на внутреннем │       │       │
│рынке, %                                        │       │       │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Полиэтилен                                      │9,3    │5,7    │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Полипропилен                                    │8,2    │5,2    │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Полистирол и сополимеры стирола                 │38,7   │17,2   │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Поливинилхлоридная смола и сополимеры           │29,8   │11,6   │
│винилхлорида                                    │       │       │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Полиэтилентерефталат                            │31,7   │21,4   │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Поликарбонаты                                   │14,0   │8,3    │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Сода каустическая                               │0,0    │0,0    │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Сода кальцинированная                           │7,0    │7,0    │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Минеральные удобрения (100% питательных веществ)│0,5    │0,4    │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Синтетические каучуки и латексы                 │9,5    │7,0    │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Шины для легковых автомобилей                   │32,4   │31,1   │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Шины для грузовых автомобилей                   │10,0   │10,0   │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Волокна и нити химические                       │45,0   │34,0   │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Лакокрасочные материалы                         │30,8   │26,9   │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Синтетические моющие средства (товарная         │8,6    │9,0    │
│композиция)                                     │       │       │
└────────────────────────────────────────────────┴───────┴───────┘

Для обеспечения потребности внутреннего и внешнего рынков предполагается доведение объемов производства:

- по минеральным удобрениям - до 21,3 млн. тонн;

- по полиэтилену - до 2720 тыс. тонн;

- по полипропилену - до 1028 тыс. тонн;

- по поливинилхлориду - до 1350 тыс. тонн;

- по полистиролу - до 705 тыс. тонн;

- по синтетическим каучукам - до 2,025 млн. тонн;

- по шинам для грузовых автомобилей - до 19,0 млн. штук;

- по шинам для легковых автомобилей - до 42,5 млн. штук;

- по химическим волокнам и нитям - до 502,7 тыс. тонн;

- по соде каустической - до 2250 тыс. тонн.

Задача 3. Организационно-структурное развитие химического комплекса в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции.

┌────────────────────────────────────────────────┬───────┬───────┐
│ Критерий оценки достижения данного результата  │2005 г.│2015 г.│
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Доля в структуре химического комплекса (по      │       │       │
│объему отгруженных товаров):                    │       │       │
│Объема производства пластмассовых изделий       │10,07  │30,0   │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Объема производства резиновых изделий           │9,0    │20,0   │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Объема производства химических средств защиты   │0,23   │0,5    │
│растений (пестицидов) и прочих агрохимических   │       │       │
│продуктов                                       │       │       │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Объема производства красок и лаков              │2,45   │7,0    │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Объема производства искусственных и             │1,4    │7,0    │
│синтетических волокон                           │       │       │
└────────────────────────────────────────────────┴───────┴───────┘

Задача 4. Реализация инновационных программ по обеспечению структурной перестройки производства и созданию нового научно-технического задела.

┌──────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┐
│Критерий оценки достижения данного результата │2010 г. │2015 г. │
├──────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┤
│Объем отгруженной инновационной продукции,    │74,0    │185,0   │
│млрд. руб.                                    │        │        │
└──────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┘

На данном этапе усилия научного потенциала будут направлены на разработку и реализацию "прорывных" инновационных проектов, технологических процессов по выпуску конкурентоспособной продукции на базе экономически эффективных, экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий по следующим важнейшим направлениям:

- материалы на базе нанотехнологий со специфическими эксплуатационными свойствами (сверхпрочность, твердость, химо-термостойкость, химическая и каталитическая активность и др.) для химической и аэрокосмической отрасли; атомных станций, авто-судостроения, при разработке и производстве современных образцов вооружений, лекарственных препаратов и т.д.;

- пластмассы новых поколений и продукты их переработки для различных сфер применения с учетом обновления и расширения сырьевой базы и переработки вторичных полимеров;

- эластомерные материалы новых поколений с более высокими потребительскими свойствами, в т.ч. резинотехнические изделия и шины оптимальных конструкций с ресурсом работы, соизмеримым со сроком службы комплектуемой техники;

- оптимальный ассортимент химических волокон и нитей различного назначения с улучшенными потребительскими и гигиеническими свойствами;

- расширенный ассортимент минеральных удобрений: органоминеральных, пролонгированного действия с микроэлементами и других видов на основе местных источников сырья;

- обновленный ассортимент лакокрасочной продукции, красителей широкой цветовой гаммы, пигментов, текстильно-вспомогательных веществ с повышенными потребительскими свойствами на базе гибких, модульных технологических процессов с использованием широкой сырьевой основы;

- стекловолокно, стеклоткани, стеклопластики, нетканые материалы, волокнисто-оптические элементы новых поколений;

- гигиенически безопасный ассортимент товаров бытовой химии, производимых с использованием сырьевой основы нового поколения, для насыщения внутреннего рынка;

- обновленный ассортимент продукции малотоннажной химии (сорбенты, катализаторы, абсорбенты, адсорбенты, добавки к полимерным материалам, химические реактивы и особо чистые вещества, ингибиторы, комплексоны и др.) для повышения эффективности производственных процессов в различных сферах народного хозяйства и улучшения качества жизни и здоровья населения;

- новые менее опасные формы химических средств защиты растений и технологии их производства на основе импортных и отечественных действующих веществ, снижающих воздействие их на окружающую среду и человека.

Реализация "прорывных" инновационных проектов в химическом комплексе позволит снять структурные ограничения развития отрасли и выйти на производство совершенно новых (по потребительским свойствам) видов продукции.

Задача 5. Развитие ресурсно-сырьевого и топливно-энергетического обеспечения химического комплекса.

┌────────────────────────────────────────────────┬───────┬───────┐
│ Критерий оценки достижения данного результата  │2010 г.│2015 г.│
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Глубина переработки нефти                       │75,0   │80,0   │
├────────────────────────────────────────────────┼───────┼───────┤
│Доля перерабатываемых попутных нефтяных газов   │65,0   │85,0   │
└────────────────────────────────────────────────┴───────┴───────┘

Задача 6. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры.

На втором этапе реализации Стратегии целевые значения для решения данной задачи не устанавливаются.

4.3. Приоритетные программы, важнейшие инвестиционные проекты и обеспечивающие мероприятия

Реализация Стратегии предполагает осуществление ряда важнейших инвестиционных проектов на условиях частно-государственного партнерства:

1. Создание Каспийского газо-химического комплекса - организация производства этилена и его производных и конверсии метана в крупнотоннажную химическую продукцию - 3,7 млрд. долл. США (ЗАО "Лукойл-Нефтехим").

2. Строительство производства пропилена и полипропилена мощностью около 500 тыс. тонн в год по полипропилену на площадке ООО "Тобольск-Полимер" - инвестиции составят около 24 млрд. рублей (ОАО "СИБУР Холдинг").

3. Реализация проекта по созданию нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в г. Нижнекамске (Республика Татарстан) - переработка 7 млн. т нефти с получением нефтепродуктов и нефтехимической продукции - 4,8 млрд. долл. США (ОАО "Татнефть").

4. Строительство в Нижегородской области комплекса по производству поливинилхлорида (ПВХ) мощностью 330 тыс. тонн в год (СП с бельгийской фирмой "Сольвей") и реконструкция ЭП-300 - по предварительным оценкам суммарные инвестиции составят около 23,5 млрд. рублей (ОАО "СИБУР Холдинг").

5. Развитие газоперерабатывающих и газофракционирующих мощностей в Западной Сибири с целью увеличения и углубления переработки попутного нефтяного газа, увеличения извлечения и транспортировки широкой фракции легких углеводородов - предполагаемый объем инвестиций 28 млрд. рублей (ОАО "СИБУР Холдинг").

Данные проекты имеют параметры, соответствующие требованиям, предъявляемым для участия в конкурсе на получение средств из Инвестиционного фонда.

Разработка НИОКР в рамках прикладных исследований (см. Приложение 11) и их реализация предполагает участие бизнес-структур на условиях частно-государственного партнерства во внедрении новейших технологий в производство.

Оценка объемов и источников финансирования каждой из планируемых к реализации ведомственных целевых программ будет произведена после принятия решения об их разработке и реализации.

Экологическая безопасность и рациональное использование природных ресурсов обеспечивается системой мероприятий, включающей в себя:

- Создание безотходных и малоотходных технологий и их реализация в промышленности.

- Снижение токсичных выбросов загрязняющих веществ (аммиак, хлор, ртуть и др.) и отходов при увеличении объемов производства за счет внедрения передовых технологических процессов, нового оборудования и материалов.

- Переработка накопленных и образующихся промышленных отходов по экологически безопасным и экономически эффективным технологиям.

- Повышение качества эксплуатации и ремонта оборудования химических предприятий, что позволит избегать чрезвычайных ситуаций.

- Приведение российских правил и нормативов промышленной безопасности к международным стандартам.

- Реконструкция водооборотных циклов на горнохимических предприятиях.

- Снижение нагрузки на земельные площади от горнохимических предприятий (использование отходов обогащения для закладки выработанного пространства, использование вскрышных горных пород в качестве вторичного минерального сырья, рекультивация объектов хранения отходов и др.).

- Проведение экологической экспертизы проектной документации новых химических производств.

Кадровое и социальное обеспечение потребует принятия следующих мер:

1) Совершенствование социально-трудовых отношений на уровне предприятий на условиях социального партнерства при разработке норм, правил, условий и обязательств Генерального тарифного и Отраслевого тарифного соглашений по определению минимальных уровней затрат на оплату труда, на подготовку кадров, на удовлетворение социальных потребностей работников, имея в виду, прежде всего:

- внедрение эффективных форм оплаты труда с учетом рыночных механизмов хозяйствования;

- осуществление мероприятий по созданию безопасных условий труда и снижению производственного травматизма, существенному повышению уровня медицинского обслуживания и профилактики профзаболеваний;

- качественное улучшение общественного питания на производстве;

- создание на крупных предприятиях непрофильных производств для использования высвобождаемых работников;

- разработка и внедрение системы выдачи ссуд молодым специалистам на социальное обустройство, включая приобретение жилья.

2) Укрепление (воссоздание) на средних и крупных предприятиях материально-технической базы подготовки кадров на производстве на новой учебно-технологической и методической основах, развитие внутрифирменного обучения.

3) Повышение значимости периодической аттестации инженерно- технического персонала и руководителей предприятий от начального до высшего звена управления; воссоздание системы формирования кадрового резерва руководителей различного уровня управления.

4) Организация подготовки и переподготовки специалистов отрасли для работы в условиях присоединения России к ВТО.