Приложение 3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПЕРСПЕКТИВУ

Приложение 3

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПЕРСПЕКТИВУ

Налог на прибыль организаций

1. Рассмотрение вопроса о необходимости снятия ограничений, предусмотренных для применения холдингового режима налогообложения, в части:

- уменьшения минимальной доли владения капиталом компаний, выплачивающих дивиденды;

- уточнения нормы об освобождении продажи акций российских организаций (уменьшение минимально установленного срока владения с пяти до трех лет).

Введение данных изменений должно быть обусловлено оценкой лучших мировых практик налогообложения в данной сфере для повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации.

2. Проработка вопроса смягчения политики учета расходов страхования при налогообложении. Отказ от закрытого перечня видов страхования, по которым соответствующие расходы учитывались для целей налогообложения, в пользу открытой позиции по возможности списания данных затрат с установлением отдельных видов страхования, которые не могут учитываться для целей налогообложения.

3. Проработка вопроса о продлении действия нормы, ограничивающей уменьшение налоговой базы текущего периода на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах.

Налог на добавленную стоимость

1. Рассмотрение целесообразности о возложении обязанности уплаты НДС за иностранную организацию российским покупателем - налоговым агентом, за исключением случаев оказания услуг в электронной форме либо, когда иностранная организация состоит на учете в налоговых органах в силу наличия представительства (филиала) и товары реализуются (работы выполняются, услуги оказываются) через такие обособленные подразделения.

Принятие данных изменений облегчит условия ведения бизнеса в Российской Федерации иностранным организациям, состоящим на налоговом учете только в связи с наличием имущества или счета в российском банке, поскольку у таких организаций будет отсутствовать обязанность по исчислению и уплате НДС и представлению налоговых деклараций в налоговые органы.

2. Проработка в рамках заседаний Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию при Коллегии Евразийской экономической комиссии, в том числе на предмет финансовых последствий для федерального бюджета, изменений в порядок определения места реализации работ (услуг) и установление его во всех случаях по принципу страны нахождения покупателя.

3. Инициатива бизнес-сообщества о возможности добровольной постановки на учет для иностранных поставщиков с использованием НДС-офиса при осуществлении любых видов деятельности (реализации в адрес российских покупателей), доступного сейчас только поставщикам электронных услуг, перечень которых установлен пунктом 1 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налог на имущество организаций

Проработка возможности отказа от исключения движимого имущества из объекта налогообложения при одновременном снижении предельной налоговой ставки налога на имущество организаций. Результатом станет упрощение администрирования налога, снижение количества налоговых споров по отнесению имущества к движимым и недвижимым вещам.

При этом необходимо определение оптимального размера предельной налоговой ставки, обеспечивающего, с одной стороны, недопущение роста налоговой нагрузки на бизнес, и, с другой стороны, соблюдение интересов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Налогообложение международных холдинговых компаний

Существует необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы осуществления международными холдинговыми компаниями деятельности в специальных административных районах (далее - САР).

С августа 2018 года в Российской Федерации САР функционируют на о. Русский (Приморский край) и о. Октябрьский (Калининградская область), участниками которых могут стать иностранные юридические лица при условии изменения местонахождения (редомициляции) с иностранной юрисдикции на российскую с присвоением особого статуса международной компании при соблюдении определенных условий.

Указанные районы и уже существующие налоговые преференции компаниям, редомицилированным в эти районы, становятся все более привлекательным способом структурирования бизнеса для иностранных компаний с российскими собственниками.

Однако практика показывает, что в настоящее время редомициляция в САР недоступна для многих налогоплательщиков, в связи с чем условия для редомициляции требуют улучшения с целью повышения привлекательности САР как перспективной стратегии структурирования иностранного бизнеса.

Бизнес-сообщество заинтересовано в донастройке правовых и налоговых параметров деятельности в САР и предлагает ключевые меры, необходимые для стимулирования перевода российских и зарубежных холдингов в САР. Среди этих мер освобождение от налогообложения в Российской Федерации доходов международной компании от деятельности ее обособленных подразделений за пределами Российской Федерации и законодательное закрепление налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 5 процентов по доходам в виде дивидендов, выплачиваемым непубличными международными холдинговыми компаниями.

Ввиду того, что налогообложение доходов международной компании от деятельности ее обособленных подразделений за пределами Российской Федерации может являться сдерживающим фактором для приобретения иностранными организациями статуса международной компании в порядке редомициляции в САР в случае, если иностранные организации зарегистрированы или имеют обособленные подразделения в юрисдикциях с более благоприятными налоговыми условиями, предложение по освобождению таких доходов от налогообложения заслуживает внимания и требует проработки.

Что касается закрепления налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 5 процентов по доходам в виде дивидендов, выплачиваемым непубличными международными холдинговыми компаниями, то необходимо отметить, что в настоящее время по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина осуществляется пересмотр международных соглашений Российской Федерации об избежании двойного налогообложения в части увеличения налога у источника до 15 процентов в отношении дивидендов и процентов. При этом с целью защиты российской налоговой базы пониженная ставка по налогу у источника останется только в отношении доходов, выплачиваемым публичным компаниям. В этой связи представляется целесообразным комплексный подход к реализации всех новаций в области налогообложения с учетом дополнительных доходов, которые они принесут бюджету.

Совершенствование налогового администрирования

Проработка возможности реализации режима урегулирования долгов физических лиц без дополнительных для них расходов с возможностью упрощенной внесудебной защиты своих прав и свобод с использованием сервисов дистанционного взаимодействия с налоговым органом.

Исключение избыточных административных процедур, неоправданно затягивающих урегулирование долга физического лица, при отсутствии у него возражений в отношении размера задолженности или оснований ее возникновения.

Повышение защищенности прав граждан за счет встраивания в процедуру урегулирования долга цифровых механизмов дистанционного взаимодействия налогоплательщика и налогового органа для актуализации при необходимости сведений о величине долга и оснований его образования.