Приложение 1. АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ НАЛОГОВЫХ УСЛОВИЙ

Приложение 1

АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ НАЛОГОВЫХ УСЛОВИЙ

Налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей), определяемые как процентная доля ВВП, на протяжении последних 6 лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне от 29% - до 32% ВВП). В 2019 году данный показатель составил 32,64% ВВП.

Таблица 1. Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2013 - 2019 гг. (% к ВВП)

2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
Доходы всего
33,49
33,87
32,40
32,92
33,80
35,67
35,89
Налоговые доходы и платежи
30,86
31,36
28,97
28,64
30,35
32,48
32,64
в том числе
Налог на прибыль организаций
2,84
3,01
3,13
3,24
3,58
3,92
4,13
Налог на доходы физических лиц
3,42
3,42
3,38
3,53
3,54
3,49
3,60
Налог на добавленную стоимость
4,85
4,99
5,10
5,34
5,59
5,75
6,45
Акцизы
1,39
1,36
1,29
1,58
1,74
1,52
1,24
Таможенные пошлины
6,81
6,99
4,05
3,08
2,80
3,55
2,75
Налог на добычу полезных ископаемых
3,53
3,68
3,88
3,42
4,50
5,86
5,55
Страховые взносы
6,36
6,28
6,42
6,67
6,71
6,51
7,12
Прочие налога и сборы <*>
1,67
1,65
1,73
1,78
1,88
1,88
1,82

--------------------------------

<*> - Налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины.

Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство

При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации традиционно выделяют нефтегазовые доходы - НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета составляют доходы, получаемые из этих источников (Таблица 2).

Таблица 2. Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2013 - 2019 гг. (% к ВВП)

2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
Налоговые доходы и платежи
30,86
31,36
28,97
28,64
30,35
32,48
32,64
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов
9,67
10,04
7,42
6,15
6,86
8,96
7,82
из них:
НДПИ на нефть
3,00
3,12
3,25
2,74
3,65
5,00
4,70
НДПИ на газ
0,44
0,47
0,51
0,57
0,73
0,74
0,72
Акцизы на нефтепродукты
0,57
0,49
0,36
0,49
0,36
0,35
0,33
Вывозные таможенные пошлины на нефть
3,20
3,32
1,72
1,20
1,06
1,48
1,01
Вывозные таможенные пошлины на газ
0,66
0,62
0,67
0,63
0,63
0,77
0,63
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты
1,65
1,88
0,90
0,52
0,43
0,62
0,42
Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти)
0,14
0,14
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов
21,19
21,33
21,55
22,49
23,49
23,52
24,82

Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство

В 2019 году налоговая нагрузка на экономику в Российской Федерации практически не изменилась по сравнению с 2018 годом. Произошло лишь незначительное увеличение на 0,16 п.п. с 32,48% к ВВП в 2018 году до 32,64% к ВВП в 2019 году. При этом налоговая нагрузка в части налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и таможенной пошлины суммарно снизилась на 1,38 п.п. Основной прирост налоговой нагрузки произошел за счет налога на добавленную стоимость (увеличился на 0,7 п.п.) и страховых взносов (увеличились на 0,6 п.п.). Уровень налоговой нагрузки по остальным налогам в 2019 году существенно не менялся, что позволило сохранить стабильность налоговых условий.

Налоговая нагрузка без учета нефтегазовых доходов в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличилась на 1,3% и составила 24,82% к ВВП. Основное увеличение налоговой нагрузки произошло в связи с увеличением налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость и прекращения действия пониженных тарифов страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Средний уровень прочих сборов, таких как государственная пошлина, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджеты бюджетной системы страны, за последние 6 лет не превышал 1% к ВВП. В 2019 году совокупный уровень указанных доходов составил 0,82% к ВВП, и, таким образом, фискальная нагрузка на экономику суммарно составила 33,47% к ВВП (Таблица 3).

Таблица 3. Фискальная нагрузка (налоги и платежи, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации) на экономику Российской Федерации в 2013 - 2019 гг. (% к ВВП)

2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
Доходы всего
33,49
33,87
32,40
32,92
33,80
35,67
35,89
в том числе
Фискальная нагрузка
31,67
32,10
29,92
29,38
31,14
33,22
33,47
Налоговые доходы и платежи
30,86
31,36
28,97
28,64
30,35
32,48
32,64
Нефтегазовые доходы
9,67
10,04
7,42
6,15
6,86
8,96
7,82
Доходы, не относящиеся к нефтегазовым
21,19
21,33
21,55
22,49
23,49
23,52
24,82
Доходы от прочих сборов и неналоговых платежей
0,81
0,74
0,96
0,74
0,79
0,74
0,82

Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство

Расчетный уровень налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации можно сопоставить с аналогичными показателями по странам - членам Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) (Таблица 4). При этом необходимо отметить, что величина фискальной нагрузки по странам ОЭСР не включает в себя различного рода неналоговые платежи, которые хотя и установлены законодательством, но не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах, таможенных платежах или страховых взносах на обязательное государственное социальное страхование.

Таблица 4. Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР (% ВВП)

Страна
2013
2014
2015
2016
2017
2018 (оценка)
Австралия
27,33
27,33
27,92
27,60
28,53
н.д.
Австрия
42,82
42,71
43,10
41,91
41,80
42,18
Бельгия
45,16
45,07
44,81
43,88
44,46
44,85
Великобритания
32,57
31,83
32,16
32,73
33,27
33,54
Венгрия
38,07
37,99
38,71
39,15
38,18
36,55
Германия
36,76
36,70
36,99
37,42
37,57
38,19
Голландия
36,54
37,05
37,01
38,40
38,70
38,75
Греция
35,46
35,75
36,58
38,70
38,91
38,74
Дания
45,89
48,53
46,13
45,69
45,71
44,86
Израиль
30,72
31,15
31,31
31,11
32,51
31,09
Ирландия
28,17
28,41
23,11
23,36
22,52
22,32
Исландия
35,75
38,32
36,33
50,81
37,50
36,69
Испания
33,13
33,59
33,59
33,29
33,68
34,40
Италия
44,05
43,47
43,11
42,31
42,13
42,05
Канада
30,86
31,34
32,68
33,17
32,81
32,99
Латвия
28,50
28,98
29,22
31,20
31,12
30,74
Литва
н.д.
27,49
28,88
29,69
29,53
30,26
Люксембург
38,23
37,45
37,09
37,94
38,71
40,05
Мексика
13,75
13,70
15,93
16,62
16,09
16,13
Новая Зеландия
31,13
31,22
31,57
31,68
32,08
32,69
Норвегия
39,93
38,79
38,43
38,71
38,80
39,03
Польша
31,94
31,88
32,37
33,54
34,14
35,03
Португалия
34,07
34,26
34,45
34,12
34,44
35,39
Словакия
30,24
31,12
32,18
32,34
33,10
33,05
Словения
36,75
36,19
36,35
36,51
36,28
36,38
США
25,65
25,98
26,24
25,87
26,78
24,33
Турция
25,35
24,58
25,09
25,30
24,90
24,35
Финляндия
43,62
43,81
43,93
44,03
43,31
42,67
Франция
45,23
45,45
45,28
45,37
46,12
46,10
Чехия
34,08
33,10
33,35
34,24
34,87
35,28
Чили
19,86
19,61
20,38
20,14
20,11
21,07
Швейцария
26,89
26,88
27,60
27,71
28,44
27,94
Швеция
42,91
42,59
43,08
44,21
44,39
43,93
Эстония
31,70
32,27
33,31
33,54
32,77
33,24
Южная Корея
24,30
24,59
25,16
26,24
26,90
28,42
Япония
28,85
30,26
30,63
30,73
31,37
н.д.
Средняя по ОЭСР
33,61
33,60
33,72
34,42
34,19
34,26
Россия
30,86
31,36
28,97
28,64
30,35
32,48
Россия (без учета нефтегазовых доходов)
21,19
21,33
21,55
22,49
23,49
23,52

Источники данных: данные по ОЭСР - Revenue Statistics 1965 - 2019

Таблица 5. Налоговая нагрузка на экономику в странах Евразийского экономического союза в 2013 - 2019 гг. (% налоговых доходов к ВВП)

Страна
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
Россия
33,48
33,86
31,88
32,76
33,27
35,54
34,91
Средняя по ЕАЭС (кроме России)
30,31
30,07
28,12
27,73
28,49
29,14
28,91
Армения
22,20
22,05
21,49
21,42
21,24
21,65
23,52
Беларусь
39,83
38,93
38,81
39,02
38,71
39,88
37,79
Казахстан
24,75
23,74
16,61
17,01
20,30
22,22
21,01
Киргизия
34,45
35,55
35,55
33,47
33,72
32,80
33,32

Источники данных: Международный валютный фонд (http://elibrary-data.imf.org)

Уровень налоговой нагрузки в России по данным Международного валютного фонда (2019 год - 34,91) отличается от уровня налоговой нагрузки, рассчитанного в соответствии с методикой, применяемой ОЭСР (налоговая нагрузка в России за 2019 год - 32,64), в связи с различными подходами к определению общей суммы налоговых доходов. В частности, могут по-разному учитываться таможенные пошлины, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, взносы на обязательное социальное страхование.