4. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

4. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

4.1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Реализация масштабной антикризисной программы, наряду с сокращением ненефтегазовых доходов, потребовали существенного расширения структурного (при базовой цене на нефть) первичного дефицита федерального бюджета в 2020 году. Это поддерживает спрос в экономике в наиболее острый период снижения расходов внебюджетного сектора, смягчая, таким образом, масштабы сокращения выпуска и оказывая содействие скорейшему восстановлению экономической активности.

Таблица 4.1.1. Основные характеристики федерального бюджета в 2019 - 2023 гг.

млрд рублей

Показатель
2019
2020 <*>
2021
2022
2023
ДОХОДЫ
20 188,8
17 852,4
18 765,1
20 637,5
22 262,7
%% ВВП
18,3
16,7
16,2
16,6
16,8
Нефтегазовые доходы (НГД)
7 924,3
5 127,0
5 987,2
6 884,3
7 489,8
базовые НГД
4 967,4
5 508,7
6 078,3
6 181,6
6 702,5
%% ВВП
7,2
4,8
5,2
5,5
5,6
в % от общего объема
39,3
28,7
31,9
33,4
33,6
Ненефтегазовые доходы
12 264,5
12 725,5
12 777,9
13 753,2
14 772,9
%% ВВП
11,1
11,9
11,1
11,1
11,1
в % от общего объема
60,7
71,3
68,1
66,6
66,4
РАСХОДЫ
18 214,5
22 561,7
21 520,1
21 885,0
23 671,3
%% ВВП
16,6
21,1
18,6
17,6
17,8
ПЕРВИЧНЫЙ СТРУКТУРНЫЙ БАЛАНС (при базовой цене на нефть)
-251,8
-3 430,6
-1 460,0
-585,0
-585,0
%% ВВП
-0,2
-3,2/-4,2 <**>
-1,3/-1,45 <**>
-0,5
-0,4
Справочно:
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЙ БАЛАНС
-5 950,0
-9 836,2
-8 742,2
-8 131,8
-8 898,4
%% ВВП
-5,4
-9,2
-7,6
-6,5
-6,7
БАЛАНС
1 974,3
-4 709,3
-2 755,0
-1 247,5
-1408,6
%% ВВП
1,8
-4,4
-2,4
-1,0
-1,1

--------------------------------

<*> - Оценка расходов без учета перенесенных остатков 2019 года (включая средства резервного фонда Правительства РФ), не использованных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий COVID 19.

<**> Без учета перечисления Банком России части прибыли от продажи ПАО "Сбербанк России".

С учетом постепенного восстановления экономики и продолжения реализации отдельных антикризисных мер в 2021 году, размер структурного первичного дефицита в переходный период 2021 года повышен на 875 млрд. рублей до 1 460 млрд. рублей. Уровень структурного первичного дефицита 2022 года и последующих лет определяется в соответствии с действующими "бюджетными правилами" (в размере 585 млрд. рублей в 2022 - 2023 гг.).

Это обеспечит постепенную нормализацию бюджетной политики по мере восстановления экономической активности, а также будет способствовать сохранению высокого уровня доверия инвесторов к проводимой макроэкономической политике и доступности финансового ресурса для внебюджетного сектора.

Доходы федерального бюджета

В 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов на фоне ожидаемого восстановления экономической активности после ее снижения в 2020 году в результате пандемии коронавирусной инфекции и падения цен на углеводородное сырье прогнозируется рост доходов в номинальном выражении с постепенным восстановлением их доли по отношению к ВВП.

В 2021 - 2023 годах ожидается поступление дополнительных доходов федерального бюджета, в том числе вследствие:

- модификация параметров режима НДД;

- актуализация параметров предоставления льгот нефтегазовому сектору;

- повышение НДПИ на ряд прочих полезных ископаемых (многокомпонентные руды, руды черных и цветных металлов);

- повышение ставки акциза на табачную продукцию;

- переход к дополнительному обложению повышенного дохода физлиц и введение НДФЛ на депозиты и проценты (с зачислением соответствующих дополнительных доходов в федеральный бюджет);

- изменение практики взимания налога на прибыль организаций за счет внесения изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения.

Эти меры в соответствии с целями и задачами бюджетной политики не только обеспечат положительный эффект с фискальной точки зрения, но и будут содействовать созданию положительных структурных изменений и устранению препятствий для сбалансированного развития экономики.

Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде достаточно стабильны - после разового увеличения в 2020 году до 11,9% ВВП за счет поступления в федеральный бюджет части дохода, полученного Банком России от продажи обыкновенных акций ПАО "Сбербанк России" (10,9% без учета данного поступления в 2020 году) на протяжении 2021 - 2023 годов доля ненефтегазовых доходов будет составлять 11,1%.

Доля НДС по отношению к ВВП после ее снижения в 2020 году до 6,4% к ВВП на фоне сокращения экономической активности, снижения объемов облагаемого импорта и предоставления отсрочек предприятиям пострадавших отраслей в последующие годы восстановится до уровня 6,6 - 6,7% за счет восстановления налогооблагаемой базы.

Кроме того, ожидается, что в рассматриваемом периоде вырастет вклад в ненефтегазовые доходы поступлений дивидендов от компаний с государственным участием. В прогнозе учтен переход к единому подходу по определению дивидендной политики компаний - направление на дивиденды не менее 50% чистой прибыли по МСФО (скорректированной на результаты операций неденежного/нерегулярного характера).

Таблица 4.1.2. Доходы федерального бюджета в 2019 - 2023 гг.

млрд рублей

Показатель
2019
2020 <*>
2021
2022
2023
ДОХОДЫ, ВСЕГО
20 188,8
17 852,4
18 765,1
20 637,5
22 262,7
%% ВВП
18,3
16,7
16,2
16,6
16,8
НЕФТЕГАЗОВЫЕ
7 924,3
5 127,0
5 987,2
6 884,3
7 489,8
%% ВВП
7,2
4,8
5,2
5,5
5,6
базовые НГД <2>
4 967,4
5 508,7
6 078,3
6181,6
6 702,5
дополнительные НГД
2 956,8
-381, 7
-91,1
702,7
787,3
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ
12 264,5
12 725,5
12 777,9
13 753,2
14 772,9
%% ВВП
11,1
11,9
11,1
11,1
11,1
Оборотные налоги (НДС, акцизы, ввозная пошлина)
8 842,8
8 425,6
9 341,1
9 989,0
10 699,0
Налоги на доходы
1 185,0
987,6
1 257,8
1 453,3
1 555,2
налог на прибыль с капитала в офшорах
139, 7
150,7
162,9
НДФЛ с высоких доходов (в т.ч. с пассивных)
60,0
164,1
171,5
Дивиденды
622,3
639,5
442,1
754,3
913,4
Другие доходы
1 614,4
2 672,8
1 736,9
1 556,6
1 605,3
перечисление прибыли ЦБ от продажи Сбербанка
1 066,0
200,0

--------------------------------

<*> Оценка.

<2> Согласно проектируемым изменениям в Бюджетный кодекс Российской Федерации базовые нефтегазовые доходы в 2021 году рассчитываются без учета снижения добычи нефти в результате соглашения с ОПЕК+.

Расходы федерального бюджета

Основные параметры бюджета предусматривают финансирование дополнительных расходов, связанных с временной поддержкой граждан, отраслей и экономики в период восстановления после пандемии (2020 - 2021 гг.) с постепенной нормализацией бюджетной политики и выходом на соблюдение "бюджетных правил" к 2022 году.

Формирование бюджетных ассигнований на 2021 и 2022 годы осуществляется на основе бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Федеральный закон N 380-ФЗ), на 2023 год на основе бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом N 380-ФЗ на 2022 год. В расчете базовых бюджетных ассигнований учтены следующие факторы:

1) уточнение законодательно установленного объема бюджетных ассигнований на прогнозный уровень инфляции (индекс роста потребительских цен) в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации (далее - макропрогноз) в 2021 году - 3,7%, в 2022 году - 4,0%, в 2023 году - 4,0%;

2) увеличение законодательно установленного объема бюджетных ассигнований на оплату труда, денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц с учетом:

а) ежегодной индексации с 1 октября бюджетных ассигнований на денежное довольствие военнослужащих в 2021 году - 4%, в 2022 году - 4% и в 2023 году - 4%;

б) осуществления ежегодной индексации с 1 октября бюджетных ассигнований на оплату труда в 2022 году - 4% и в 2023 году - 4%;

3) увеличение с 1 января ежегодно в соответствии с макропрогнозом на прогнозный темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций (в 2021 году на 5,9%, в 2022 году на 6,2%, в 2023 году на 6,6%) на оплату труда отдельных категорий работников федеральных государственных учреждений здравоохранения, социального обеспечения населения, образования, культуры и науки, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в целях сохранения соотношения средней заработной платы на достигнутом уровне;

4) уточнение законодательно установленного объема бюджетных ассигнований в соответствии со среднегодовым курсом доллара США по отношению к рублю, предусмотренным в макропрогнозе: в 2021 году - 72,4 рублей за доллар США, в 2022 году - 73,1 рублей за доллар США, в 2032 году - 73,8 рублей за доллар США;

5) уточнение законодательно установленного объема бюджетных ассигнований в связи с изменением численности (контингента) получателей социальных выплат и пособий, пенсий, грантов;

6) уменьшение законодательно установленного объема бюджетных ассигнований по мероприятиям, реализация которых завершается;

7) увеличение законодательно установленного объема бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий "длящегося" характера, расходные обязательства по которым приняты после утверждения Федерального закона N 380-ФЗ;

8) увеличение законодательно установленного объема бюджетных ассигнований на реализацию послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г.;

9) уточнение законодательно установленного объема бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

10) уточнение законодательно установленного объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда в соответствии с положением статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

11) уточнение законодательно установленного объема бюджетных ассигнований, зависящих от объема поступления доходов;

12) уточнение законодательно установленного объема бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга Российской Федерации;

13) уточнение законодательно установленного объема бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов, включая приведение бюджетных ассигнований 2023 года в соответствие с паспортами национальных проектов;

14) изменение структуры законодательно установленного объема бюджетных ассигнований в связи с отражением изменений сводной бюджетной росписи федерального бюджета и уточнением порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации;

15) приоритезация расходов федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов в целях поддержки мероприятий, направленных на достижение национальных целей развития, реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Самый масштабный рост предусмотрен по статьям развития человеческого капитала, социальной сферы и программам повышения качества жизни граждан.

Таблица 4.1.3. Расходы федерального бюджета в 2019 - 2023 гг.

млрд рублей

Показатель
2019
2020 <*>
2021
2022
2023
Всего
18 214,5
23 734,2
21 520,1
21 885,0
23 671,3
Общегосударственные вопросы
1 363,5
3 639,1
1 582,8
1 458,5
1 617,2
Национальная оборона
2 997,4
3 308,9
3 113,2
3 231,7
3 257,5
Нацбезопасность и правоохрана
2 083,2
2 359,1
2 456,7
2 408,9
2 544,5
Национальная экономика
2 827,1
3 190,7
3 326,6
3 004,2
3 119,7
ЖКХ
282,2
384,0
322,2
296,1
417,3
Охрана окружающей среды
197,6
301,7
335,7
358,1
382,7
Образование
826,5
1 011,2
1 082,7
1 052,1
1 094,8
Культура, кинематография
122,4
144,9
135,1
125,0
121,6
Здравоохранение
713,0
1 264,7
1 129,4
1 134,8
1 100,9
Социальная политика
4 882,8
5 767,1
5 594,5
5 762,1
6 073,9
Физическая культура и спорт
81,4
74,4
65,3
63,8
53,9
СМИ
103,5
101,2
102,8
102,2
102,4
Обслуживание госдолга
730,8
897,0
1 203,9
1 365,1
1 611,0
Межбюджетные трансферты
1 003,1
1 290,3
1 069,2
975,1
990,4
Условно утвержденные
-
-
-
547,1
1 183,6

--------------------------------

<*> С учетом сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 1 сентября 2020 г.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Финансирование антикризисных мер наряду с сокращением доходов в связи со снижением деловой активности привели к формированию значительного дефицита в 2020 году. С учетом постепенной траектории восстановления деловой активности и продолжения финансирования отдельных антикризисных программ, связанных с временной поддержкой граждан, отраслей и экономики, в период восстановления после пандемии в 2021 году дефицит бюджета останется на повышенном уровне.

Основным источником финансирования дефицита будут выступать внутренние заимствования. При этом значительные денежные средства, накопленные на бюджетных счетах, позволят обеспечить гибкость в части выполнения плана заимствований.

Формирование с 2022 года параметров в соответствии с "бюджетными правилами", позволит сохранить уровень долговой нагрузки на устойчивом уровне.

Таблица 4.1.4. Источники финансирования дефицита ФБ в 2019 - 2023 гг.

млрд рублей

Показатель
2019
2020 <*>
2021
2022
2023
Источники финансирования дефицита
-1 974,3
4 709,3
2 755,0
1 247,5
1 408,6
Источники внутреннего финансирования дефицита
-2 268,4
4 977,0
2 738,1
1 391,3
1 627,8
Использование ФНБ
4,7
342,1
95,0
3,8
3,8
Государственные ценные бумаги
1 377,6
4 500,7
2 681,6
2 056,1
2 400,9
Приватизация
11,5
11,8
3,6
3,6
3,3
Бюджетные кредиты
53,3
8,4
54,4
58,4
46,1
Увеличение остатков на спецсчете (дополнительные НГД)
-2 956,8
0,0
0,0
-702,7
-787,3
Прочие
-758,7
114,0
-96,4
-28,0
-38,9
Источники внешнего финансирования
289,3
-267,7
16,9
-143,8
-219,2
Заемные источники
260,0
-99,3
256,0
42,9
-13,1
Государственные кредиты
29,4
- 166,9
-234,6
-183,8
-197,5
Прочие
-0,1
-1,5
-4,5
-2,9
-8,6

--------------------------------

<*> Оценка.

Таблица 4.1.5. Государственный долг Российской Федерации в 2019 - 2023 гг.

млрд рублей

Показатель
2019
2020 <*>
2021
2022
2023
Объем государственного долга
13 567,4
20 398,6
23 552,8
25 883,9
28 407,4
%% ВВП
12,3
19,1
20,4
20,8
21,4
в т.ч. по госгарантиям
1 661,0
3 489,2
3 593,9
3 681,8
3 781,9
%% ВВП
1,5
3,3
3,1
3,0
2,8
Внутренний госдолг
10 171,9
15 492,7
18 315,3
20 519,2
22 946,9
%% к общему объему
75,0
75,9
77,8
79,3
80,8
в т.ч. по госгарантиям
840,5
1 542,3
1 572,3
1 602,3
1 632,3
Внешний госдолг
3 395,4
4 905,9
5 237,5
5 364,6
5 460,5
%% к общему объему
25,0
24,1
22,2
20,7
19,2
в т.ч. по госгарантиям
820,4
1 946,9
2 021,6
2 079,5
2 149,5

--------------------------------

<*> Оценка.

В 2021 году средства ФНБ будут использоваться в целях финансирования дефицита федерального бюджета в связи с образованием недополученных нефтегазовых доходов. В 2023 году предполагается пополнение ФНБ за счет дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в 2022 году.

Таблица 4.1.6. Фонд национального благосостояния в 2019 - 2023 гг.

млрд рублей

Показатель
2019
2020 <*>
2021
2022
2023
Объем ФНБ на начало года
4 036,0
7 773,1
12 447,5
12 487,3
12 638,2
%% ВВП
3,7
7,3
10,8
10,1
9,5
резервные активы
(счет в ЦБ РФ)
2 355,6
6 137,8
8 197,0
8 238,2
8 402,1
%% ВВП
2,1
5,7
7,1
6,6
6,3
иные финансовые активы
1 680,4
1 635,3
4 250,5
4 249,1
4 236,2
%% ВВП
1,5
1,5
3,7
3,4
3,2
Объем ФНБ на конец года
7 773,1
12 447,5
12 487,3
12 638,2
13 474,4
%% ВВП
7,1
11,6
10,8
10,2
10,1
резервные активы
(счет в ЦБ РФ)
6 137,8
8 197,0
8 238,2
8 402,1
9 252,7
%% ВВП
5,6
7,7
7,1
6,8
7,0
иные финансовые активы
1 635,3
4 250,5
4 249,1
4 236,2
4 221,8
%% ВВП
1,5
4,0
3,7
3,1
3,2

--------------------------------

<*> Оценка.

4.2. БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Параметры консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2021 - 2023 годы будут определяться с учетом преодоления последствий распространения в 2020 году новой коронавирусной инфекции, поэтапного восстановления экономики и ориентирования на достижение национальных целей развития.

Таблица 4.2.1. Параметры консолидированных бюджетов субъектов в 2019 - 2023 гг.

млрд рублей

Показатель
2019
2020 <*>
2021
2022
2023
Доходы
13 572,3
13 630,2
14 348,0
15 036,0
16 020,0
%% ВВП
12,3
12,7
12,4
12,1
12,1
Собственные доходы
11 185,1
10 161,2
11 498,3
12 272,4
13 138,1
Межбюджетные трансферты из ФБ
2 387,2
3 469,0
2 849,7
2 763,6
2 881,9
Расходы
13 567,6
14 511,6
14 761,5
15 256,5
16 048,4
%% ВВП
12,3
13,6
12,8
12,3
12,1
Дефицит
4,7
-881,4
-413,6
-220,5
-28,4
%% ВВП
0,0
-0,8
-0,4
-0,2
0,0

--------------------------------

<*> С учетом сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 1 сентября 2020 г.

Объем налоговых и неналоговых доходов на субфедеральном уровне будет сохраняться на стабильном уровне по отношению к ВВП за счет принятия дополнительных мер поддержки, направленных на увеличение собственных доходов регионов и стимулирование экономического развития.

В 2022 - 2023 годах прогнозируется наращивание темпов роста расходов консолидированных бюджетов субъектов до 2 п.п. ежегодно.

При планировании объема расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации учитывается оценка исполнения в 2020 году, уточненный прогноз макроэкономических показателей социально-экономического развития и следующие факторы:

- сохранение в 2021 - 2023 годах установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" целевых показателей повышения оплаты труда работников в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания;

- индексация фондов оплаты труда категорий работников бюджетной сферы, которые не попадают под действие указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в 2022 - 2023 годах на прогнозный уровень инфляции;

- повышение уровня минимального размера оплаты труда;

- ежегодная индексация на уровень инфляции расходов на социальное обеспечение населения;

- ежегодное изменение объемов целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета;

- реализация национальных проектов и программ, в том числе индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития.

В 2021 - 2023 годах прогнозируется постепенное сокращение дефицита консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по отношению к ВВП с 0,4% в 2021 году до 0,02% в 2023 году.

Источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов в рассматриваемом периоде будут являться ценные бумаги, кредиты от кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов субъектов и прочие источники финансирования.

Таблица 4.2.2. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2019 - 2023 гг.

млрд рублей

Показатель
2019
2020 <*>
2021
2022
2023
Межбюджетные трансферты
2 387,2
3 469,0
2 849,7
2 763,6
2 881,9
%% ВВП
2,2
3,2
2,5
2,2
2,2
Дотации
924,0
1 191,3
896,5
911,8
925,1
в % к МБТ (всего)
38,7
34,3
31,5
33,0
32,1
Субсидии
556,6
1 008,1
976,1
965,9
1 070,5
в % к МБТ (всего)
23,3
29,1
34,3
34,9
37,1
Субвенции
396,6
589,5
591,0
558,3
568,6
в % к МБТ (всего)
16,6
17,0
20,7
20,2
19,7
иные МБТ
510,0
680,1
386,0
327,7
317,7
в % к МБТ (всего)
21,4
19,6
13,5
11,9
11,0

--------------------------------

<*> С учетом сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 1 сентября 2020 г.

4.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Пенсионный фонд

Доходы бюджета Пенсионного фонда в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сформированы исходя из тарифа страхового взноса, установленного в размере 22% в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов и 10% свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов в отношении каждого физического лица определена исходя из прогнозного размера средней заработной платы на соответствующий финансовый год с учетом применения к нему повышающих коэффициентов на соответствующий финансовый год. Предельная база для исчисления страховых взносов: в 2021 году - 1 465 тыс. рублей, в 2022 году - 1 556 тыс. рублей, в 2023 году - 1 660 тыс. рублей.

Для отдельных категорий плательщиков, определенных законодательством, применены пониженные тарифы страховых взносов с учетом установленных сроков их действия.

Поступление страховых взносов от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), определено дифференцированно в зависимости от получаемых ими доходов от предпринимательской деятельности.

При формировании доходной части бюджета учтен "мораторий" на 2021 - 2023 годы на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии.

Расходы сформированы, с учетом следующих особенностей:

- расходы бюджета Пенсионного фонда определены с учетом повышения пенсионного возраста, а также ежегодной корректировки и индексации страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 января 2021 года неработающим пенсионерам на единый коэффициент;

- размер индексации страховых пенсий неработающих пенсионеров составит: в 2021 году - 6,3%; в 2022 году - 5,9%; в 2023 году - 5,6%.

- средний размер страховых пенсий неработающих пенсионеров составит: в 2021 году 17 443 руб., в 2022 году 18 369 руб., в 2023 году 19 294 рублей.

- на финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий предусмотрены бюджетные ассигнования, перечисляемые из федерального бюджета;

- трансферт на обязательное пенсионное страхование (ОПС) определен как разница между поступившими страховыми взносами и расходами на выплату страховых пенсий;

- расчет бюджетных ассигнований на осуществление выплат, пособий и компенсаций производится исходя из прогнозной численности, умноженной на средний размер указанных выплат (с 1 февраля указанные выплаты индексируются на фактический индекс роста потребительских цен за прошедший год).

Дефицит бюджета Пенсионного фонда на 2021 - 2022 годы (в 2021 году - 535,2 млрд. рублей, в 2022 году - 148,1 млрд. рублей) будет покрыт за счет переходящих остатков средств на счетах бюджета Пенсионного фонда на начало 2021 года.

Формирование переходящих остатков средств на счетах бюджета Пенсионного фонда в 2020 ожидается в связи с увеличением предельного объема расходов федерального бюджета для реализации антикризисных мер и их приоритетного направления в Пенсионный фонд в целях недопущения риска нехватки средств для безусловного исполнения всех социальных обязательств.

Таблица 4.3.1. Основные параметры бюджета Пенсионного фонда в 2019 - 2023 гг. <*>

млрд рублей

Показатель
2019
2020 <**>
2021
2022
2023
Доходы
8 720,2
10 376,0
9 032,3
9 918,1
10 467,7
Межбюджетные трансферты
3 307,1
4 707,6
3 344,6
3 897,1
4 027,0
из федерального бюджета
3 303,8
4 703,2
3 341,0
3 893,2
4 022,9
в т.ч. на ОПС
1 065,2
1 687,9
427,6
830,2
777,7
из бюджетов субъектов
3,3
4,5
3,7
3,9
4,1
Собственные доходы
5 413,1
5 668,4
5 687,7
6 021,1
6 440,7
Расходы
8 564,3
9 692,8
9 567,5
10 066,2
10 467,7
Дефицит/профицит
155,9
683,3
-535,2
-148,1
0,0
Справочно: с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по накопительной составляющей
Доходы
8 781,0
10 423,0
9 101,8
10 015,1
10 565,2
Расходы
8 627,1
9 698,2
9 596,7
10 110,0
10 512,7

--------------------------------

<*> Без учета накопительной составляющей пенсионной системы.

<**> Оценка.

Фонд социального страхования

При расчете параметров бюджета Фонда социального страхования не предполагались изменения законодательства в сфере обязательного социального страхования.

Доходы бюджета Фонда в части страховых взносов рассчитаны исходя из базы для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица не превышающей в расчете на год: 966 тыс. рублей в 2021 году, 1 026 тыс. рублей в 2022 году и далее с учетом темпов роста заработной платы; и тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков (от 0 до 2,9%).

Доходы от страховых взносов определены путем применения установленного размера тарифа к соответствующему застрахованному фонду заработной платы с учетом влияния коэффициента полноты сбора страховых взносов.

По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на весь период расчета принят средний по видам экономической деятельности страховой тариф в размере 0,51% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий:

- на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов;

- на выплату пособий работающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в размерах сверх размеров, установленных законодательством об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (исходя из установленных бюджетных назначений);

- на выплату пособий по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов;

- на выплату пособий по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов;

- на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами;

- на выплату капитализированных повременных платежей;

- на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Средства из бюджета ФОМС предусмотрены на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также на проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в первый год его жизни.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда не предусматриваются.

Расходы бюджета Фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учитывают положения и нормы, предусматривающие:

- выплату пособия за счет средств Фонда начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности (первые три дня оплачиваются за счет средств работодателя);

- исчисление размера пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов;

- следующие предельные размеры пособий исходя из стажевых периодов: до 5 лет - 60% среднего заработка, от 5 до 8 лет - 80% среднего заработка, свыше 8 лет - 100% среднего заработка.

При определении расходов на выплату пособия по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, учитывалось исчисление пособия исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов исходя из 100% размера среднего заработка.

Расчет расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременного пособия при рождении ребенка и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведен исходя из количества пособий с учетом прогнозируемого изменения рождаемости.

Исчисление расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет осуществлялось исходя из 40% среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов.

Размеры пособий, исчисляемых исходя из заработной платы, произведены на основе отчетных данных, увеличенных на темп роста номинальной среднемесячной заработной платы.

Размеры пособий застрахованным лицам, имеющим детей, установленные в фиксированном размере, определены с учетом их ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года.

При расчете расходов на финансовое обеспечение единовременных и ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному, предусмотрена с учетом ее ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года.

Расчет расходов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, произведен исходя из 30 процентов сумм страховых взносов, начисленных страхователем, за вычетом расходов на выплату обеспечения по страхованию, произведенных страхователем в предшествующем календарном году. При этом разница между 30 и 20 процентами указанных сумм направляется на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.

Таблица 4.3.2. Основные параметры бюджета ФСС в 2019 - 2023 гг.

млрд рублей

Показатель
2019
2020 <*>
2021
2022
2023
Доходы
770,6
823,1
815,7
922,5
984,3
Межбюджетные трансферты
56,8
76,5
154,7
161,3
168,3
из ФОМС
14,0
16,7
13,3
12,9
12,2
из федерального бюджета
42,8
59,8
141,4
148,4
156,1
Собственные доходы
713,8
746,6
661,0
761,2
816,1
Расходы
738,1
799,6
833,3
863,1
893,2
Дефицит/профицит
32,5
23,5
-17,6
59,4
91,1

--------------------------------

<*> Оценка.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

В основу бюджетной политики в части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования положены стратегические цели развития здравоохранения, сформулированные в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 6 июня 2019 г. N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года", от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640, Федеральных законах от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

В 2021 - 2023 годах решение задач по развитию обязательного медицинского страхования направлено на обеспечение сбалансированности и устойчивости системы, дальнейшее укрепление ее финансовой стабильности, создание условий для реализации переданных полномочий субъектам Российской Федерации по организации обязательного медицинского страхования с целью повышения доступности и качества медицинской помощи, неуклонное развитие высокотехнологической медицинской помощи, повышение эффективности бюджетных расходов.

Увеличение доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации будет осуществляться за счет поступающих сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения, налоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Дополнительным источником увеличения поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации является вовлечение в экономику самозанятых граждан и уплата ими в установленном законодательством Российской Федерации порядке страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

На период 2021 - 2023 годов поступление страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения по основной категории плательщиков будет исчисляться по тарифу 5,1% от фонда заработной платы без ограничения по предельной величине базы для уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование с учетом повышения уровня их собираемости, в том числе за счет взыскания задолженности прошлых лет налоговыми органами.

При этом коэффициент собираемости указанных страховых взносов применен на уровне 99,66 процента.

Для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации применяются пониженные тарифы страховых взносов с постепенным выходом на общеустановленный тариф. Выпадающие доходы бюджета ФОМС в период льготного обложения страховыми взносами компенсируются за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

Во исполнение решений, принятых Правительством Российской Федерации, направленных на достижение сбалансированности бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, необходимо предусматривать ежегодное увеличение объема страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Указанная задача будет решаться с помощью увеличения на индекс потребительских цен коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг к тарифу страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в размере 18 864,6 рублей.

Обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, для получения качественной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, будет осуществляться путем предоставления субвенций из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Размер субвенций планируется ежегодно увеличивать.

Таблица 4.3.3. Основные характеристики бюджета ФОМС в 2019 - 2023 гг.

млрд рублей

Показатель
2019
2020 <*>
2021
2022
2023
Доходы
2 124,0
2 367,2
2 533,8
2 656,5
2 798,8
Страховые взносы на ОМС
2 043,0
2 119,9
2 237,0
2 359,1
2 499,2
Трансферты из федерального бюджета
79,0
246,7
293,1
293,5
295,5
в т.ч. на выпадающие доходы
9,0
12,0
35,5
37,9
40,6
Расходы
2 186,7
2 368,6
2 545,4
2 658,0
2 798,8
Дефицит/профицит
-62,7
-1,4
-11,6
-1,5
0,0

--------------------------------

<*> С учетом изменений в Федеральный закон от 2 декабря 2019 года N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".

4.4. БЮДЖЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации в 2021 - 2023 годах характеризуется увеличением доходов и снижением расходов по отношению к ВВП при изменении уровня дефицита с 3,2% ВВП в 2021 году до 1,0% ВВП к 2023 году.

Таблица 4.4.1. Основные параметры бюджетов бюджетной системы в 2019 - 2023 гг. <*>

млрд рублей

Показатель
2019
2020 <**>
2021
2022
2023
Доходы, всего
39 431
36 528
38 838
42 053
45 160
%% ВВП
35,8
34,1
33,6
33,9
34,0
Федеральный бюджет
20 189
17 852
18 765
20 637
22 263
без учета межбюджетных трансфертов
20 140
17 831
18 750
20 635
22 261
Консолидированные бюджеты субъектов
13 572
13 630
14 348
15 036
16 020
без учета межбюджетных трансфертов
11 119
10 161
11 498
12272
13 138
Государственные внебюджетные фонды
11 615
13 566
12 382
13 497
14 251
без учета межбюджетных трансфертов
8 172
8 536
8 589
9 145
9 760
Пенсионный фонд
8 720
10 376
9 032
9 918
10 468
без учета межбюджетных трансфертов
5 413
5 668
5 688
6 021
6 441
Фонд социального страхования
771
823
816
922
984
без учета межбюджетных трансфертов
714
747
661
761
816
Фонд обязательного медицинского страхования
2 124
2 367
2 534
2 657
2 799
без учета межбюджетных трансфертов
2 045
2 120
2 241
2 363
2 503
Расходы, всего
37 327
41 413
42 570
43 611
46 506
%% ВВП
33,9
38,7
36,8
35,1
35,0
Федеральный бюджет
18 215
22 562
21 520
21 885
23 671
без учета межбюджетных трансфертов
12 337
14 083
14 895
14 786
16 315
Консолидированные бюджеты субъектов
13 568
14 512
14 762
15 256
16 048
без учета межбюджетных трансфертов
13 521
14 486
14 743
15 250
16 043
Государственные внебюджетные фонды
11 489
12 861
12 946
13 587
14 160
без учета межбюджетных трансфертов
11 469
12 844
12 933
13 574
14 147
Пенсионный фонд
8 564
9 693
9 568
10 066
10 468
Фонд социального страхования
738
800
833
863
893
Фонд обязательного медицинского страхования
2 187
2 369
2 545
2 658
2 799
без учета межбюджетных трансфертов
2 167
2 352
2 532
2 645
2 787
Дефицит, всего
2 105
-4 885
-3 733
-1 558
-1 346
%% ВВП
1,9
-4,6
-3,2
-1,3
-1,0

--------------------------------

<*> Без учета накопительной составляющей пенсионной системы.

<**> Оценка расходов федерального бюджета без учета перенесенных остатков 2019 года (включая средства резервного фонда Правительства РФ), не использованных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий COVID 19.

В структуре расходов бюджетов бюджетной системы по разделам функциональной классификации в 2021 - 2023 гг. основную долю расходов продолжат занимать расходы на социальную политику (12,3% ВВП в среднем за 2021 - 2023 гг.). Расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2021 - 2023 гг. составят в среднем 4,7% ВВП с общей тенденцией к снижению в плановом периоде. Расходы на человеческий капитал (образование, здравоохранение) в течение планового периода ожидаются на уровне 7,4% ВВП.

Таблица 4.4.2. Расходы бюджетов бюджетной системы по разделам функциональной классификации в 2019 - 2023 гг. <*>

млрд рублей

Показатель
2019
2020 <**>
2021
2022
2023
% ВВП
% ВВП
% ВВП
% ВВП
% ВВП
Всего
37 327
33,9
42 585
39,8
42 570
36,8
43 611
35,1
46 506
35,0
из них:
Общегосударственные вопросы
2 320
2,1
3 884
3,6
2 576
2,2
2 468
2,0
2 662
2,0
Национальная оборона
2 999
2,7
3 310
3,1
3 114
2,7
3 231
2,6
3 258
2,5
Нацбезопасность и правоохрана
2 234
2,0
2 508
2,3
2 610
2,3
2 565
2,1
2 707
2,0
Национальная экономика
5 172
4,7
5 598
5,2
5 928
5,1
5 780
4,7
6 072
4,6
ЖКХ
1 575
1,4
1 697
1,6
1 665
1,4
1 693
1,4
1 869
1,4
Охрана окружающей среды
250
0,2
356
0,3
391
0,3
416
0,3
443
0,3
Образование
4 050
3,7
4 270
4,0
4 465
3,9
4 573
3,7
4 788
3,6
Культура, кинематография
588
0,5
617
0,6
625
0,5
638
0,5
662
0,5
Здравоохранение
3 805
3,5
4 394
4,1
4 428
3,8
4 591
3,7
4 748
3,6
Социальная политика
12 966
11,8
14 420
13,5
14 822
12,8
15 090
12,1
15 841
11,9
Физкультура и спорт
375
0,3
370
0,3
371
0,3
381
0,3
383
0,3
СМИ
156
0,1
154
0,1
155
0,1
155
0,1
155
0,1
Обслуживание госдолга
835
0,8
1 007
0,9
1 318
1,1
1 483
1,2
1 734
1,3
Условно утвержденные расходы
-
-
-
-
-
-
547,1
0,4
1 184
0,9

--------------------------------

<*> Без учета накопительной составляющей пенсионной системы.

<**> Оценка с учетом сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 1 сентября 2020 г.

Сформированный на основе изложенных выше основных направлений бюджетной политики проект федерального бюджета на 2021 - 2023 годы должен стать одним из ключевых инструментов экономической политики, обеспечивающей переход от фазы восстановления экономики и доходов граждан к повышению потенциала развития экономики и достижению национальных целей развития.

Бюджетные параметры предусматривают финансирование дополнительных расходов, связанных с временной поддержкой граждан, отраслей и экономики в период восстановления после пандемии (2020 - 2021 гг.) с постепенной нормализацией бюджетной политики и выходом на соблюдение "бюджетных правил" к 2022 году.

Формирование бюджета на основе обозначенных подходов, с одной стороны, позволит обеспечить поддержку экономики в период восстановления, а с другой стороны, будет содействовать устойчивому развитию и структурным изменениям в экономике на среднесрочном горизонте.

За счет мер налоговой политики предусматривается перераспределение налоговой нагрузки: маневр по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти, повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых и снижения степени регрессивности в налогообложении доходов, а также формирование благоприятных условий для развития перспективных отраслей (информационные технологии, нефтегазохимия и иные).

Формирование структуры расходов федерального бюджета предполагает выделение в приоритетном порядке бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов, а также задач, поставленных Президентом Российской Федерации Федеральному Собранию. Особенный приоритет акцентирован на мерах по снижению бедности.

На достижение национальных целей развития ориентированы как национальные проекты, так и мероприятия государственных программ, инвентаризация которых должна быть осуществлена с учетом актуализации Единого плана по достижению национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.

Совершенствование проектных принципов управления, расширение охвата обзоров бюджетных расходов, совершенствование системы государственных закупок, а также полноценное внедрение концепции налоговых расходов с оценкой их эффективности будут ключевыми мерами операционной эффективности для повышения вклада мер государственной поддержки в достижение национальных целей развития.

Неотъемлемым условием эффективной реализации, обозначенной бюджетной политики, является обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.