Приложение 1. "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (утв. Минфином России)
Приложение 1. АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ НАЛОГОВЫХ УСЛОВИЙ
Налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей), определяемые как процентная доля ВВП, на протяжении последних 6 лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне от 29% - до 32% ВВП). В 2019 году данный показатель составил 32,64% ВВП.
Таблица 1. Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2013 - 2019 гг. (% к ВВП)
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
|
Доходы всего
|
33,49
|
33,87
|
32,40
|
32,92
|
33,80
|
35,67
|
35,89
|
Налоговые доходы и платежи
|
30,86
|
31,36
|
28,97
|
28,64
|
30,35
|
32,48
|
32,64
|
в том числе
|
|||||||
Налог на прибыль организаций
|
2,84
|
3,01
|
3,13
|
3,24
|
3,58
|
3,92
|
4,13
|
Налог на доходы физических лиц
|
3,42
|
3,42
|
3,38
|
3,53
|
3,54
|
3,49
|
3,60
|
Налог на добавленную стоимость
|
4,85
|
4,99
|
5,10
|
5,34
|
5,59
|
5,75
|
6,45
|
Акцизы
|
1,39
|
1,36
|
1,29
|
1,58
|
1,74
|
1,52
|
1,24
|
Таможенные пошлины
|
6,81
|
6,99
|
4,05
|
3,08
|
2,80
|
3,55
|
2,75
|
Налог на добычу полезных ископаемых
|
3,53
|
3,68
|
3,88
|
3,42
|
4,50
|
5,86
|
5,55
|
Страховые взносы
|
6,36
|
6,28
|
6,42
|
6,67
|
6,71
|
6,51
|
7,12
|
Прочие налога и сборы <*>
|
1,67
|
1,65
|
1,73
|
1,78
|
1,88
|
1,88
|
1,82
|
--------------------------------
<*> - Налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины.
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации традиционно выделяют нефтегазовые доходы - НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета составляют доходы, получаемые из этих источников (Таблица 2).
Таблица 2. Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2013 - 2019 гг. (% к ВВП)
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
|
Налоговые доходы и платежи
|
30,86
|
31,36
|
28,97
|
28,64
|
30,35
|
32,48
|
32,64
|
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов
|
9,67
|
10,04
|
7,42
|
6,15
|
6,86
|
8,96
|
7,82
|
из них:
|
|||||||
НДПИ на нефть
|
3,00
|
3,12
|
3,25
|
2,74
|
3,65
|
5,00
|
4,70
|
НДПИ на газ
|
0,44
|
0,47
|
0,51
|
0,57
|
0,73
|
0,74
|
0,72
|
Акцизы на нефтепродукты
|
0,57
|
0,49
|
0,36
|
0,49
|
0,36
|
0,35
|
0,33
|
Вывозные таможенные пошлины на нефть
|
3,20
|
3,32
|
1,72
|
1,20
|
1,06
|
1,48
|
1,01
|
Вывозные таможенные пошлины на газ
|
0,66
|
0,62
|
0,67
|
0,63
|
0,63
|
0,77
|
0,63
|
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты
|
1,65
|
1,88
|
0,90
|
0,52
|
0,43
|
0,62
|
0,42
|
Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти)
|
0,14
|
0,14
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов
|
21,19
|
21,33
|
21,55
|
22,49
|
23,49
|
23,52
|
24,82
|
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
В 2019 году налоговая нагрузка на экономику в Российской Федерации практически не изменилась по сравнению с 2018 годом. Произошло лишь незначительное увеличение на 0,16 п.п. с 32,48% к ВВП в 2018 году до 32,64% к ВВП в 2019 году. При этом налоговая нагрузка в части налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и таможенной пошлины суммарно снизилась на 1,38 п.п. Основной прирост налоговой нагрузки произошел за счет налога на добавленную стоимость (увеличился на 0,7 п.п.) и страховых взносов (увеличились на 0,6 п.п.). Уровень налоговой нагрузки по остальным налогам в 2019 году существенно не менялся, что позволило сохранить стабильность налоговых условий.
Налоговая нагрузка без учета нефтегазовых доходов в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличилась на 1,3% и составила 24,82% к ВВП. Основное увеличение налоговой нагрузки произошло в связи с увеличением налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость и прекращения действия пониженных тарифов страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Средний уровень прочих сборов, таких как государственная пошлина, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджеты бюджетной системы страны, за последние 6 лет не превышал 1% к ВВП. В 2019 году совокупный уровень указанных доходов составил 0,82% к ВВП, и, таким образом, фискальная нагрузка на экономику суммарно составила 33,47% к ВВП (Таблица 3).
Таблица 3. Фискальная нагрузка (налоги и платежи, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации) на экономику Российской Федерации в 2013 - 2019 гг. (% к ВВП)
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
|
Доходы всего
|
33,49
|
33,87
|
32,40
|
32,92
|
33,80
|
35,67
|
35,89
|
в том числе
|
|||||||
Фискальная нагрузка
|
31,67
|
32,10
|
29,92
|
29,38
|
31,14
|
33,22
|
33,47
|
Налоговые доходы и платежи
|
30,86
|
31,36
|
28,97
|
28,64
|
30,35
|
32,48
|
32,64
|
Нефтегазовые доходы
|
9,67
|
10,04
|
7,42
|
6,15
|
6,86
|
8,96
|
7,82
|
Доходы, не относящиеся к нефтегазовым
|
21,19
|
21,33
|
21,55
|
22,49
|
23,49
|
23,52
|
24,82
|
Доходы от прочих сборов и неналоговых платежей
|
0,81
|
0,74
|
0,96
|
0,74
|
0,79
|
0,74
|
0,82
|
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
Расчетный уровень налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации можно сопоставить с аналогичными показателями по странам - членам Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) (Таблица 4). При этом необходимо отметить, что величина фискальной нагрузки по странам ОЭСР не включает в себя различного рода неналоговые платежи, которые хотя и установлены законодательством, но не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах, таможенных платежах или страховых взносах на обязательное государственное социальное страхование.
Таблица 4. Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР (% ВВП)
Страна
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018 (оценка)
|
Австралия
|
27,33
|
27,33
|
27,92
|
27,60
|
28,53
|
н.д.
|
Австрия
|
42,82
|
42,71
|
43,10
|
41,91
|
41,80
|
42,18
|
Бельгия
|
45,16
|
45,07
|
44,81
|
43,88
|
44,46
|
44,85
|
Великобритания
|
32,57
|
31,83
|
32,16
|
32,73
|
33,27
|
33,54
|
Венгрия
|
38,07
|
37,99
|
38,71
|
39,15
|
38,18
|
36,55
|
Германия
|
36,76
|
36,70
|
36,99
|
37,42
|
37,57
|
38,19
|
Голландия
|
36,54
|
37,05
|
37,01
|
38,40
|
38,70
|
38,75
|
Греция
|
35,46
|
35,75
|
36,58
|
38,70
|
38,91
|
38,74
|
Дания
|
45,89
|
48,53
|
46,13
|
45,69
|
45,71
|
44,86
|
Израиль
|
30,72
|
31,15
|
31,31
|
31,11
|
32,51
|
31,09
|
Ирландия
|
28,17
|
28,41
|
23,11
|
23,36
|
22,52
|
22,32
|
Исландия
|
35,75
|
38,32
|
36,33
|
50,81
|
37,50
|
36,69
|
Испания
|
33,13
|
33,59
|
33,59
|
33,29
|
33,68
|
34,40
|
Италия
|
44,05
|
43,47
|
43,11
|
42,31
|
42,13
|
42,05
|
Канада
|
30,86
|
31,34
|
32,68
|
33,17
|
32,81
|
32,99
|
Латвия
|
28,50
|
28,98
|
29,22
|
31,20
|
31,12
|
30,74
|
Литва
|
н.д.
|
27,49
|
28,88
|
29,69
|
29,53
|
30,26
|
Люксембург
|
38,23
|
37,45
|
37,09
|
37,94
|
38,71
|
40,05
|
Мексика
|
13,75
|
13,70
|
15,93
|
16,62
|
16,09
|
16,13
|
Новая Зеландия
|
31,13
|
31,22
|
31,57
|
31,68
|
32,08
|
32,69
|
Норвегия
|
39,93
|
38,79
|
38,43
|
38,71
|
38,80
|
39,03
|
Польша
|
31,94
|
31,88
|
32,37
|
33,54
|
34,14
|
35,03
|
Португалия
|
34,07
|
34,26
|
34,45
|
34,12
|
34,44
|
35,39
|
Словакия
|
30,24
|
31,12
|
32,18
|
32,34
|
33,10
|
33,05
|
Словения
|
36,75
|
36,19
|
36,35
|
36,51
|
36,28
|
36,38
|
США
|
25,65
|
25,98
|
26,24
|
25,87
|
26,78
|
24,33
|
Турция
|
25,35
|
24,58
|
25,09
|
25,30
|
24,90
|
24,35
|
Финляндия
|
43,62
|
43,81
|
43,93
|
44,03
|
43,31
|
42,67
|
Франция
|
45,23
|
45,45
|
45,28
|
45,37
|
46,12
|
46,10
|
Чехия
|
34,08
|
33,10
|
33,35
|
34,24
|
34,87
|
35,28
|
Чили
|
19,86
|
19,61
|
20,38
|
20,14
|
20,11
|
21,07
|
Швейцария
|
26,89
|
26,88
|
27,60
|
27,71
|
28,44
|
27,94
|
Швеция
|
42,91
|
42,59
|
43,08
|
44,21
|
44,39
|
43,93
|
Эстония
|
31,70
|
32,27
|
33,31
|
33,54
|
32,77
|
33,24
|
Южная Корея
|
24,30
|
24,59
|
25,16
|
26,24
|
26,90
|
28,42
|
Япония
|
28,85
|
30,26
|
30,63
|
30,73
|
31,37
|
н.д.
|
Средняя по ОЭСР
|
33,61
|
33,60
|
33,72
|
34,42
|
34,19
|
34,26
|
Россия
|
30,86
|
31,36
|
28,97
|
28,64
|
30,35
|
32,48
|
Россия (без учета нефтегазовых доходов)
|
21,19
|
21,33
|
21,55
|
22,49
|
23,49
|
23,52
|
Источники данных: данные по ОЭСР - Revenue Statistics 1965 - 2019
Таблица 5. Налоговая нагрузка на экономику в странах Евразийского экономического союза в 2013 - 2019 гг. (% налоговых доходов к ВВП)
Страна
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
Россия
|
33,48
|
33,86
|
31,88
|
32,76
|
33,27
|
35,54
|
34,91
|
Средняя по ЕАЭС (кроме России)
|
30,31
|
30,07
|
28,12
|
27,73
|
28,49
|
29,14
|
28,91
|
Армения
|
22,20
|
22,05
|
21,49
|
21,42
|
21,24
|
21,65
|
23,52
|
Беларусь
|
39,83
|
38,93
|
38,81
|
39,02
|
38,71
|
39,88
|
37,79
|
Казахстан
|
24,75
|
23,74
|
16,61
|
17,01
|
20,30
|
22,22
|
21,01
|
Киргизия
|
34,45
|
35,55
|
35,55
|
33,47
|
33,72
|
32,80
|
33,32
|
Источники данных: Международный валютный фонд (http://elibrary-data.imf.org)
Уровень налоговой нагрузки в России по данным Международного валютного фонда (2019 год - 34,91) отличается от уровня налоговой нагрузки, рассчитанного в соответствии с методикой, применяемой ОЭСР (налоговая нагрузка в России за 2019 год - 32,64), в связи с различными подходами к определению общей суммы налоговых доходов. В частности, могут по-разному учитываться таможенные пошлины, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, взносы на обязательное социальное страхование.