III. Организация документооборота и исполнения документов
Организация документооборота
86. Документооборотом является движение документов в Министерстве с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.
Вся документация Министерства делится в системе автоматизации документооборота и контроля исполнения на три документопотока:
входящие документы;
исходящие документы;
внутренние документы.
87. Порядок прохождения документов и операции, производимые с ними в Министерстве, регламентируются Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305, N 47, ст. 4933; 2007, N 43, ст. 5202; 2008, N 9, ст. 852; N 14, ст. 1413), Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 31, ст. 3233; 2007, N 43, ст. 5202; 2008, N 9, ст. 852; N 14, ст. 1413), Регламентом Министерства энергетики Российской Федерации, утвержденным Приказом Минэнерго России от 20 ноября 2008 г. N 213 (зарегистрирован в Минюсте России 26 декабря 2008 г. N 13011), и настоящей Инструкцией.
88. Учет количества документов по Министерству в целом или по отдельным департаментам ведется с помощью системы автоматизации документооборота и контроля исполнения.
Организация доставки документов
89. Доставка документов в Министерство осуществляется курьером, средствами почтовой, фельдъегерской и электрической связи.
90. Почтовой связью доставляются письменная корреспонденция в виде простых, заказных и ценных писем, почтовых карточек, бандеролей и мелких пакетов, а также печатные издания.
По каналам электрической связи поступают: телеграммы, факсограммы, телефонограммы; электронные документы.
Прием, обработка и распределение входящих документов
91. Прием и первичная обработка документов осуществляются сотрудниками отдела организации делопроизводства и архива Департамента управления делами и государственной службы.
92. Перед вскрытием почтовых отправлений проверяется сохранность их упаковки и правильность адресования. Ошибочно доставленная корреспонденция возвращается почтовому отделению или пересылается по принадлежности.
При первичной обработке документов вскрываются все конверты (за исключением конвертов с пометкой "лично", "для конкурсной комиссии"). При обнаружении повреждений, а также отсутствия документов или приложений к ним составляется акт в двух экземплярах: один экземпляр акта остается в отделе организации делопроизводства и архива Департамента управления делами и государственной службы, другой экземпляр акта вместе с документом направляется адресату.
При отсутствии на документе адреса отправителя или наименования адресата к документу прилагается конверт. Конверты прилагаются к письмам, полученным от граждан, а также к любым судебным актам и документам, поступающим от граждан и организаций в рамках судебных дел и исполнительного производства, в остальных случаях конверты уничтожаются.
93. На полученном документе сотрудник отдела организации делопроизводства и архива Департамента управления делами и государственной службы в левой нижней части оборотной стороны последнего листа проставляет штамп о приеме с указанием даты поступления.
94. Поступившие документы распределяются на регистрируемые и нерегистрируемые.
Не подлежат регистрации:
повестки дня заседания коллегии Министерства и материалы к заседаниям;
материалы к заседаниям Правительства Российской Федерации и Президиума Российской Федерации;
задания и отчеты сотрудников по командировкам;
сводки и справки по контролю исполнения поручений;
поздравительные письма, телеграммы, пригласительные билеты;
работы научных организаций, направленные для сведения;
печатные издания (книги, журналы, бюллетени, вырезки из газет);
статистические сборники и информационные справочники;
счета организаций;
образцы проспектов, каталогов и других рекламных материалов организаций, международных ярмарок и выставок;
месячные и квартальные бухгалтерские отчеты;
формы статистической отчетности;
бухгалтерские документы по внутренним расчетам;
графики распределения отпусков, заявления, списки, сводки об использовании отпусков;
сводки о движении личного состава;
извещения об отпусках и командировках;
учебные планы и программы учебных заведений;
документы (заявки, списки) по хозяйственному, культурно-бытовому и медицинскому обслуживанию;
заявления о предоставлении путевок в дома отдыха, оздоровительные лагеря, детские сады.
95. Вся корреспонденция, адресованная Министерству, поступает в отдел организации делопроизводства и архива Департамента управления делами и государственной службы.
Документы, поступившие на имя Министра, заместителей Министра или в адрес Министерства, регистрируются сотрудниками отдела организации делопроизводства и архива Департамента управления делами и государственной службы, а документы, поступившие в адрес департаментов Министерства, - ответственными за делопроизводство в департаментах.
96. Регистрация входящих документов осуществляется путем создания электронной регистрационной карточки в системе автоматизации документооборота и контроля исполнения, которой автоматически присваивается регистрационный номер. Карточка имеет следующие реквизиты:
вид документа;
гриф (отметка) ограничения доступа к документу;
корреспондент - указывается организация, откуда поступил документ;
номер документа - проставляется исходящий номер документа, присвоенный ему корреспондентом;
дата документа - дата, присвоенная корреспондентом документа;
подпись - указывается фамилия лица, подписавшего документ;
адресат - указываются название организации или фамилия должностного лица, на чье имя поступил документ;
содержание - включает в себя краткое содержание документа;
тип доставки - фельдсвязь, почта, факс и др.;
состав - указывается количество листов документа и при наличии приложения через знак "+" количество листов (брошюр) приложения.
Кроме того, к регистрационной электронной карточке прикрепляется электронный образ (файл) документа.
При необходимости в электронную регистрационную карточку вводятся дополнительные сведения: пометка "Для служебного пользования" с номером экземпляра, связки с другими документами.
97. Регистрационный штамп документа печатается на лицевой стороне первой страницы и содержит регистрационный номер и дату, который автоматически присваивается системой автоматизации документооборота и контроля исполнения. Здесь же указываются количество листов основного документа, количество листов приложения.
98. Зарегистрированный документ на имя Министра и в адрес Министерства передается для рассмотрения и подготовки проекта резолюции в Департамент управления делами и государственной службы либо помощнику Министра, на имя заместителей Министра передается для рассмотрения и подготовки проекта резолюции в приемные заместителей Министра.
Резолюции документов и если есть отметка "КОНТРОЛЬ" вносятся в электронную регистрационную карточку документа.
99. После занесения резолюции, при наличии нескольких соисполнителей поручения, документ копируется и передается исполнителям.
Документы с отметками "Срочно", "Весьма срочно", "Вручить немедленно" незамедлительно передаются в департаменты.
Документы с резолюциями Министра и заместителей Министра из одного департамента Министерства в другой передаются через отдел организации делопроизводства и архива Департамента управления делами и государственной службы.
100. Документы, поступившие на съемных носителях, должны иметь сопроводительное письмо на бумажном носителе.
Организация обработки и передачи исходящих документов
101. Документы, подписанные Министром или его заместителями и направляемые в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации, Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации (далее - высшие органы государственной власти), в федеральные органы исполнительной власти и другие организации, печатаются в количестве, необходимом для отправки адресатам, плюс два экземпляра (второй "визовой" - остается в деле отдела организации делопроизводства и архива Департамента управления делами и государственной службы, третий - передается в департамент, подготовивший документ).
Исходящие документы, подписанные руководством департаментов, регистрируются в системе автоматизации документооборота и контроля исполнения ответственными за делопроизводство в департаментах.
Исполнитель представляет подписанный документ для его регистрации вместе с подлинником поручения, а также вторым "визовым" и третьим экземплярами исходящего документа.
"Визовой" экземпляр с оригинальными визами и подлинником поручения, списанным в дело исполнителем, сдается на архивное хранение и должен соответствовать по содержанию и количеству листов первому экземпляру.
Сотрудник, ответственный за отправку исходящей корреспонденции, проверяет правильность оформления документа: адресат, заголовок, наличие приложений, визы, подпись, отметка об исполнителе. Неправильно оформленные документы и корреспонденция неслужебного характера к отправке не принимаются и возвращаются исполнителю.
Вторая и третья копии исходящего документа заверяются оттиском штампа "Верно" и подписываются работником, ответственным за отправку исходящей корреспонденции. Второй "визовой" экземпляр документа с подлинником поручения подшиваются в дело в соответствии с номенклатурой дел.
102. При регистрации исходящих документов в электронную регистрационную карточку вводятся следующие реквизиты:
подпись - фамилия должностного лица, подписавшего документ;
содержание - краткое содержание документа;
исполнитель - фамилия исполнителя, подготовившего документ;
визы - фамилии должностных лиц, завизировавших документ;
адресаты - организации или граждане, которым направляется документ;
ответ на N - указываются номер и дата письма, на которое дается ответ;
списание в дело - проставляется номер дела по номенклатуре дел.
Далее прикрепляется электронный образ документа (файл).
Порядковый регистрационный номер и дата документа присваиваются системой автоматизации документооборота и контроля исполнения автоматически и с электронной регистрационной карточки переносятся на документ сотрудником отдела организации делопроизводства и архива Департамента управления делами и государственной службы, зарегистрировавшим его.
103. Отправку исходящих документов (оформленных, зарегистрированных, с указанием почтового адреса или с рассылкой), подписанных руководством Министерства, осуществляют сотрудники отдела организации делопроизводства и архива Департамента управления делами и государственной службы в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 17, ст. 1556).
Документы, подлежащие отправке, должны обрабатываться и отправляться в день их подписания или не позднее следующего рабочего дня.
Если подлинный экземпляр исходящего документа получает исполнитель для передачи непосредственно адресату, то на копии документа, остающейся в деле, исполнитель расписывается за полученный документ.
Документы, подписанные руководством Министерства и адресованные в высшие органы государственной власти и федеральные органы исполнительной власти, отправляются отделом организации делопроизводства и архива Департамента управления делами и государственной службы с помощью Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации. На документы, отправляемые фельдсвязью, оформляется реестр.
Отправка иной корреспонденции осуществляется средствами почтовой и электрической связи.
На заказную корреспонденцию, на корреспонденцию, направляемую в адрес иностранных организаций, на документы с пометкой "Для служебного пользования" составляются списки, которые с распиской работника почтового отделения связи возвращаются в отдел организации делопроизводства и архива Департамента управления делами и государственной службы.
Порядок прохождения внутренних документов
104. Прохождение внутренних документов на этапах их подготовки и оформления должно соответствовать прохождению отправляемых документов, а на этапе исполнения - поступающих документов.
105. Копии подписанных руководством Министерства организационно-распорядительных документов в обязательном порядке рассылаются в департаменты, в ведении которых находятся рассматриваемые вопросы.
106. Обмен документами между департаментами осуществляется ответственными за делопроизводство в департаментах. В электронной регистрационной карточке документа производится отметка о соответствующей передаче.
Работа исполнителей с документами
107. Исполнение документа состоит из следующих основных этапов:
сбор и обработка необходимой информации;
подготовка проекта документа в электронном виде;
распечатка электронного образца (файла) на бумажный носитель;
согласование (визирование) документа;
представление на подпись (утверждение) руководству Министерства или руководству департамента;
создание временной регистрационной карточки документа в соответствующей электронной папке департамента системы автоматизации документооборота и контроля исполнения;
прикрепление электронного образа (файла) к временной регистрационной карточке;
присвоение временного регистрационного номера, временный регистрационный номер ставится на лицевой стороне визового экземпляра;
подготовка к пересылке адресату.
На документ, рассылаемый более чем в четыре адреса, исполнитель подготавливает указатель рассылки за подписью директора (заместителя директора) департамента Министерства.
108. Документы представляются на подпись Министру через Департамент управления делами и государственной службы.
Документы, представляемые на подпись Министру, заместителям Министра, помещаются в мягкую обложку (Приложение N 8).
109. Редакционная и корректорская работа с документами, представляемыми на подпись Министру, осуществляется Департаментом управления делами и государственной службы.
Поисковая система по документам
110. Основой построения поисковых систем является регистрация документов - запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая факт его создания, отправления или получения.
111. Регистрации подлежат все документы, требующие учета, исполнения и использования в справочных целях, независимо от способа их доставки, передачи или создания.
Документы регистрируются в Министерстве один раз.
112. Регистрация входящих, исходящих и внутренних документов производится в департаментах в соответствии со своими полномочиями.
113. Регистрационный номер документа состоит из цифрового индекса департамента и порядкового номера.
114. Для осуществления поиска документа используются установленные в системе автоматизации документооборота и контроля исполнения электронные папки.
115. В системе автоматизации документооборота и контроля исполнения поиск конкретного документа или подборки материалов осуществляется по реквизитам:
номеру документа;
промежутку дат регистрации;
корреспонденту;
лицу, подписавшему документ;
виду документа;
по содержанию.
Поисковый запрос может содержать любую комбинацию реквизитов и элементов текста.
Контроль исполнения документов
116. Контроль исполнения документов включает постановку документа на контроль, регулирование хода исполнения, снятие исполненного документа с контроля, направление исполненного документа в дело, учет, обобщение и анализ хода и результатов исполнения документов, информирование руководства Министерства и руководителей департаментов о состоянии исполнения документов.
117. Контроль исполнения документов обеспечивается отделом контроля и работы с обращениями граждан Департамента управления делами и государственной службы в соответствии с Регламентом Министерства энергетики Российской Федерации, утвержденным Приказом Минэнерго России от 20 ноября 2008 г. N 213 (зарегистрирован в Минюсте России 26 декабря 2008 г. N 13011).
118. Контроль исполнения документов ведется в системе автоматизации документооборота и контроля исполнения.