МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 февраля 2023 г. N 64
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ
КОРПОРАЦИЙ, НАДЕЛЕННЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ
ЗАКОНАМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УСЛУГ В УСТАНОВЛЕННОЙ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПО ОТНЕСЕНИЮ
ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УСЛУГ, К ДОКУМЕНТАМ, ВЫДАВАЕМЫМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОКАЗАНИЯ
УСЛУГ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ НЕОБХОДИМЫМИ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ
ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ, ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ
ФОНДОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ КОРПОРАЦИЯМИ, НАДЕЛЕННЫМИ
В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
В УСТАНОВЛЕННОЙ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
Во исполнение подпункта "б" пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, государственными корпорациями, наделенными в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, государственных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, по отнесению документов, необходимых для предоставления государственных услуг, к документам, выдаваемым по результатам оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, государственными корпорациями, наделенными в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, государственных услуг (далее - методические рекомендации).
2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться методическими рекомендациями при формировании:
- перечней услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг;
- перечней услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.
3. Признать утратившим силу приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 января 2022 г. N 33 "Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, по отнесению документов, необходимых для предоставления государственных услуг, к документам, выдаваемым по результатам оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, государственными корпорациями, наделенными в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, государственных услуг".
Министр
М.Г.РЕШЕТНИКОВ
Утверждены
приказом Минэкономразвития России
от 8 февраля 2023 г. N 64
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ
КОРПОРАЦИЙ, НАДЕЛЕННЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ
ЗАКОНАМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УСЛУГ В УСТАНОВЛЕННОЙ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПО ОТНЕСЕНИЮ
ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УСЛУГ, К ДОКУМЕНТАМ, ВЫДАВАЕМЫМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОКАЗАНИЯ
УСЛУГ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ НЕОБХОДИМЫМИ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ
ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ, ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ
ФОНДОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ КОРПОРАЦИЯМИ, НАДЕЛЕННЫМИ
В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
В УСТАНОВЛЕННОЙ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, по отнесению документов, необходимых для предоставления государственных услуг, к документам, выдаваемым по результатам оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, государственными корпорациями, наделенными в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, государственных услуг (далее соответственно - методические рекомендации, федеральные органы, фонды, госкорпорации, необходимые и обязательные услуги) разработаны в целях содействия федеральным органам, фондам и госкорпорациям (далее - уполномоченные органы) в реализации положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), регулирующих отношения в сфере оказания необходимых и обязательных услуг.
Перечень необходимых и обязательных услуг сформирован во исполнение части 1 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ (далее - перечень необходимых и обязательных услуг) и утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, государственными корпорациями, наделенными в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, государственных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание" (далее соответственно - постановление N 352, организации, уполномоченные эксперты).
2. Методические рекомендации направлены на обеспечение методологической помощи уполномоченным органам при решении следующих задач:
а) выявление в числе документов, необходимых для предоставления государственных услуг, документов, являющихся результатом оказания необходимых и обязательных услуг;
б) выявление новой услуги, отвечающей требованиям статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ, для включения ее в перечень необходимых и обязательных услуг;
в) соблюдение требований законодательства Российской Федерации по дополнению перечня необходимых и обязательных услуг в целях размещения сведений о необходимой и обязательной услуге в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ФРГУ) и их последующей публикации в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ);
г) обеспечение возможности обращения за получением необходимых и обязательных услуг через ЕПГУ.
3. Методические рекомендации подготовлены с учетом положений следующих нормативных правовых актов Российской Федерации:
а) Федерального закона N 210-ФЗ;
б) постановления Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия";
в) постановления N 352;
г) постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)";
д) постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2021 г. N 1228 "Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 1228).
4. Методические рекомендации содержат следующие разделы:
а) основные критерии отнесения услуги к необходимым и обязательным услугам (примеры разграничения необходимых и обязательных услуг и прочих услуг, не являющихся необходимыми и обязательными услугами, приведены в приложении N 1 к методическим рекомендациям);
б) рекомендуемый порядок действий уполномоченных органов по отнесению документов, необходимых для предоставления государственных услуг, к документам, выдаваемым по результатам оказания необходимых и обязательных услуг (перечень документов, представляемых заявителем, для получения или формирования которых не требуется обязательное обращение за услугой в организацию или к уполномоченному эксперту, приведен в приложении N 2 к методическим рекомендациям);
в) рекомендуемый состав сведений о проектируемой необходимой и обязательной услуге представляемых уполномоченным органом в Минэкономразвития России и включаемых в пояснительную записку к проекту постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление N 352 в части дополнения перечня необходимых и обязательных услуг;
г) рекомендуемая последовательность размещения и актуализации сведений о необходимых и обязательных услугах в ФРГУ и на ЕПГУ.
II. Основные критерии отнесения услуги к необходимым
и обязательным услугам
5. При отнесении услуги к необходимым и обязательным услугам рекомендуется руководствоваться следующими критериями, отсутствие хотя бы одного из которых может не позволить признать услугу необходимой и обязательной:
а) обязанность заявителя обратиться за необходимой и обязательной услугой в целях предоставления государственной услуги предусмотрена федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
б) необходимая и обязательная услуга оказывается непосредственно в целях предоставления государственной услуги;
в) документ, выдаваемый по результатам оказания необходимой и обязательной услуги, является документом, необходимым для предоставления государственной услуги;
г) результатом оказания необходимой и обязательной услуги является формирование новых сведений о заявителе или принадлежащем ему имуществе либо сведений о третьих лицах, которые не содержались ранее в информационных ресурсах организаций и уполномоченных экспертов;
д) необходимая и обязательная услуга оказывается организациями (включая бюджетные учреждения, автономные учреждения, казенные учреждения, государственные унитарные предприятия, иные организации вне зависимости от их организационно-правовой формы) и уполномоченными экспертами;
е) требования к организациям и уполномоченным экспертам (например, наличие лицензии, аккредитации, специального разрешения у организаций; прохождение аттестации, членство в саморегулируемой организации, наличие специального образования у уполномоченных экспертов и прочее) должны содержаться в нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих отношения, связанные с оказанием необходимых и обязательных услуг;
ж) требование о возмездности оказания необходимой и обязательной услуги, которое должно содержаться в федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах Российской Федерации. В случае отсутствия в указанных актах положений о возмездном характере оказания необходимой и обязательной услуги такая услуга должна оказываться без взимания платы.
6. С учетом критериев, содержащихся в пункте 5 методических рекомендаций, не рекомендуется относить к необходимой и обязательной услуге:
а) государственную (муниципальную) услугу, предоставляемую органами государственной власти, органами местного самоуправления;
б) услугу, обязанность заявителя обратиться за которой установлена исключительно ведомственными правовыми актами (актами уполномоченных органов);
в) услугу, за которой заявитель обязан обратиться в целях получения любой другой услуги, помимо государственной услуги, в том числе в целях получения необходимой и обязательной услуги;
г) услугу по выдаче документов, которые находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
д) услугу, документ по результатам оказания которой является формой подтверждения сведений о самом заявителе или принадлежащем ему имуществе либо сведений о третьих лицах, которые имеются на момент обращения заявителя;
е) незавершенную услугу - услугу, целью обращения за которой является лишь факт заключения гражданско-правового договора на ее оказание, но не получение документа по результатам ее исполнения;
ж) услугу, которая не требует обязательного обращения заявителя в организацию или к уполномоченному эксперту в целях предоставления государственной услуги;
з) услугу, документ по результатам оказания которой может быть получен заявителем самостоятельно или у любого произвольно выбранного юридического или физического лица.
III. Рекомендуемый порядок действий
уполномоченных органов по отнесению документов,
необходимых для предоставления государственных услуг,
к документам, выдаваемым по результатам оказания
необходимых и обязательных услуг
7. При внесении сведений о государственной услуге в ФРГУ уполномоченный орган определяет согласно пункту 6 части 1 статьи 14 Федерального закона N 210-ФЗ перечень документов, необходимых для ее предоставления, в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые регулируют отношения, возникающие в связи с предоставлением данной государственной услуги.
Указанный перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, рекомендуется проанализировать на наличие документов, выдаваемых по результатам оказания необходимых и обязательных услуг.
8. Из перечня документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренного пунктом 7 методических рекомендаций, рекомендуется исключить документы, имеющие иное правовое основание, чем оказание необходимой и обязательной услуги:
а) документы, подлежащие представлению заявителем в соответствии с частью 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ;
б) документы, которые находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ;
в) документы, представляемые заявителем, для получения или формирования которых не требуется обязательное обращение за услугой в организацию или к уполномоченному эксперту.
9. После исключения документов, перечисленных в пункте 8 методических рекомендаций, по каждому из документов, оставшихся в перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги, рекомендуется производить анализ услуги, результатом которой является рассматриваемый документ, на предмет соответствия всем критериям отнесения такой услуги к необходимым и обязательным услугам, содержащимся в пункте 5 методических рекомендаций.
В случае несоответствия услуги указанным критериям такую услугу не следует относить к необходимым и обязательным услугам, а соответствующий документ - к документам, выдаваемым по результатам оказания необходимых и обязательных услуг.
10. В целях повышения качества предоставления государственных услуг рекомендуется провести анализ перечня документов, выдаваемых по результатам оказания необходимых и обязательных услуг, на предмет его оптимизации.
Оптимизация предусматривает снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами уполномоченного органа, в частности, путем направления документов от организаций и уполномоченных экспертов, оказывающих необходимые и обязательные услуги, непосредственно в уполномоченный орган посредством межведомственного информационного взаимодействия без участия заявителя.
Информационный обмен с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия может осуществляться между информационными системами уполномоченных органов, государственных и муниципальных учреждений, иных органов и организаций в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах.
После формирования и актуализации в ФРГУ сведений об организациях и уполномоченных экспертах документы, выдаваемые по результатам оказания необходимых и обязательных услуг, могут направляться такими организациями и уполномоченными экспертами (последними - от лица саморегулируемой организации) по выбору заявителя в его личный кабинет на ЕПГУ или непосредственно в уполномоченный орган, в который заявитель обратился за предоставлением государственной услуги.
Уполномоченным органам рекомендуется также проанализировать перечень документов, выдаваемых по результатам оказания необходимых и обязательных услуг, на предмет устранения избыточных документов с одновременным формированием предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации более высокой юридической силы, регулирующие порядок предоставления государственной услуги.
11. Выявленная необходимая и обязательная услуга, а также документ, выдаваемый по результатам ее оказания, рекомендуется проверять на наличие в перечне необходимых и обязательных услуг.
С этой целью рекомендуется осуществлять сопоставление и анализ сведений о необходимой и обязательной услуге и документе, выдаваемом по результатам ее оказания, со сведениями о необходимых и обязательных услугах, содержащимися в реестре необходимых и обязательных услуг, размещенном в ФРГУ (далее - реестр необходимых и обязательных услуг ФРГУ).
В случае отсутствия услуги в перечне необходимых и обязательных услуг уполномоченному органу рекомендуется по согласованию с Минэкономразвития России инициировать внесение изменений в постановление N 352 в части дополнения перечня необходимых и обязательных услуг.
12. Уполномоченным органам рекомендуется проводить анализ действующих и разрабатываемых административных регламентов предоставления государственных услуг на предмет отнесения документов, необходимых для предоставления государственных услуг, к документам, выдаваемым по результатам оказания необходимых и обязательных услуг, в соответствии с порядком, предусмотренным пунктами 7 - 9 методических рекомендаций.
В случае выявления документов, выдаваемых по результатам оказания необходимых и обязательных услуг, в административный регламент предоставления государственных услуг включаются положения о перечне необходимых и обязательных услуг в соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением N 1228.
IV. Рекомендуемый состав сведений о проектируемой
необходимой и обязательной услуге, представляемых
уполномоченным органом в Минэкономразвития России
и включаемых в пояснительную записку к проекту
постановления Правительства Российской Федерации
о внесении изменений в постановление N 352
в части дополнения перечня необходимых
и обязательных услуг
13. Уполномоченному органу рекомендуется направлять подготовленный проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление N 352 в части дополнения перечня необходимых и обязательных услуг на согласование в Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 57 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.
14. В целях обеспечения полноты сведений о проектируемой необходимой и обязательной услуге, удостоверяющих соответствие критериям ее отнесения к необходимым и обязательным услугам, уполномоченным органам рекомендуется в пояснительной записке к проекту постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление N 352 в части дополнения перечня необходимых и обязательных услуг указывать следующие сведения об услуге:
а) наименование необходимой и обязательной услуги;
б) наименование документа, выдаваемого по результатам оказания необходимой и обязательной услуги;
в) наименование государственной услуги, для предоставления которой необходимо получение необходимой и обязательной услуги;
г) наименование уполномоченного органа, предоставляющего государственную услугу;
д) наименование и реквизиты административного регламента предоставления государственной услуги (при наличии);
е) наименование и реквизиты нормативного правового акта Российской Федерации более высокой юридической силы (с указанием структурной единицы), которым устанавливается обязанность обратиться за получением необходимой и обязательной услуги;
ж) наименование федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оказания необходимой и обязательной услуги;
з) наименование и реквизиты акта, устанавливающего порядок оказания необходимой и обязательной услуги (при наличии);
и) требования к организациям или уполномоченным экспертам, оказывающим необходимую и обязательную услугу;
к) сведения об организациях или уполномоченных экспертах, оказывающих необходимую и обязательную услугу (при наличии);
л) наименование и реквизиты нормативного правового акта Российской Федерации (с указанием структурной единицы), устанавливающего возмездность оказания необходимой и обязательной услуги;
м) размер платы или наименование и реквизиты акта, утвердившего методику определения размера платы, а также предельные размеры платы (при наличии);
н) основание разработки проекта постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление N 352 в части дополнения перечня необходимых и обязательных услуг.
15. Основанием для внесения изменений в сведения о необходимых и обязательных услугах могут являться вступившие в силу изменения:
а) в постановление N 352;
б) в федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (в части изменения наименования необходимой и обязательной услуги, документа, выдаваемого по результатам оказания необходимой и обязательной услуги, размера платы за оказание необходимой и обязательной услуги, требований к организациям и уполномоченным экспертам).
16. Основанием для внесения изменений в сведения об организациях и уполномоченных экспертах могут являться произведенные изменения в реестрах федеральных органов, содержащих сведения о таких организациях и уполномоченных экспертах.
V. Рекомендуемая последовательность размещения
и актуализации сведений о необходимых и обязательных
услугах в ФРГУ и на ЕПГУ
17. Сведения о необходимой и обязательной услуге рекомендуется размещать в реестре необходимых и обязательных услуг ФРГУ после издания постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление N 352 в части дополнения перечня необходимых и обязательных услуг.
18. После издания указанного акта Правительства Российской Федерации сведения о новой необходимой и обязательной услуге рекомендуется включать в административный регламент предоставления государственной услуги.
19. Федеральным органам, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оказания соответствующих необходимых и обязательных услуг, рекомендуется актуализировать сведения о необходимых и обязательных услугах, сведения об организациях и уполномоченных экспертах, содержащиеся в реестре необходимых и обязательных услуг ФРГУ.
20. Исключение сведений о необходимой и обязательной услуге из ФРГУ рекомендуется осуществлять уполномоченным органом по ведению информационного ресурса ФРГУ после исключения соответствующего пункта из перечня необходимых и обязательных услуг.
21. Оператору ЕПГУ рекомендуется осуществлять публикацию сведений о необходимых и обязательных услугах, содержащихся в реестре необходимых и обязательных услуг ФРГУ, на ЕПГУ и обеспечивать круглосуточный доступ пользователей к указанным сведениям.
Приложение N 1
к методическим рекомендациям
для федеральных органов исполнительной
власти, органов государственных
внебюджетных фондов, государственных
корпораций, наделенных в соответствии
с федеральными законами полномочиями
по предоставлению государственных услуг
в установленной сфере деятельности,
по отнесению документов, необходимых
для предоставления государственных
услуг, к документам, выдаваемым
по результатам оказания услуг, которые
являются необходимыми и обязательными
для предоставления федеральными органами
исполнительной власти государственных
услуг, утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 8 февраля 2023 г. N 64
ПРИМЕРЫ
РАЗГРАНИЧЕНИЯ НЕОБХОДИМЫХ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ПРОЧИХ
УСЛУГ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ НЕОБХОДИМЫМИ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ
N п/п
|
Основания для разграничения
|
Примеры услуг
|
1
|
Необходимая и обязательная услуга оказывается непосредственно в целях предоставления государственной услуги.
Не является необходимой и обязательной услуга, за которой заявитель обязан обратиться в целях получения любой другой услуги, помимо государственной услуги, в том числе в целях получения необходимой и обязательной услуги
|
Подготовка технического задания и программы (проекта) выполнения инженерных изысканий, соответствующих требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации к их составу и оформлению, не является необходимой и обязательной услугой.
Согласно части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о выполнении инженерных изысканий должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций (случаи перечислены в указанной статье).
Таким образом, инженерные изыскания, выполняемые индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, а не органами государственной власти, не могут быть признаны государственной услугой по субъектному составу. Следовательно, подготовка технического задания и программы (проекта), осуществляемая в целях выполнения указанных инженерных изысканий, не может быть отнесена к услуге, которая является необходимой и обязательной для предоставления государственных услуг.
Необходимая и обязательная услуга оказывается непосредственно в целях предоставления государственной услуги. Напротив, услуга, за которой заявитель обязан обратиться в целях получения любой другой услуги, помимо государственной услуги, не является необходимой и обязательной услугой
|
2
|
Обязанность заявителя обратиться за необходимой и обязательной услугой в целях предоставления государственной услуги предусмотрена федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Не является необходимой и обязательной услуга, обязанность заявителя обратиться за которой устанавливается исключительно ведомственными правовыми актами (актами уполномоченных органов)
|
Для предоставления ряда государственных услуг заявитель представляет фотографии на бумажном носителе или в электронной форме. Однако услуга по проведению фотосъемки не является необходимой и обязательной в целях подготовки и представления таких фотографий, в частности при подаче запроса о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации.
Согласно пунктам 11, 13 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 (далее - Положение о паспорте гражданина Российской Федерации), для получения или замены паспорта гражданин представляет две личные фотографии размером 35 x 45 мм.
При этом Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации более высокой юридической силы (здесь и далее - федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации) не содержат требований обратиться к организациям или уполномоченным экспертам за получением услуги по изготовлению фотографий в целях получения паспорта гражданина Российской Федерации.
Следовательно, уполномоченный орган не вправе устанавливать в административном регламенте и иных нормативных правовых актах Российской Федерации требование для заявителя обратиться за услугой по проведению фотосъемки, но вправе предусмотреть такую возможность в рамках административных процедур.
|
Так, в соответствии с пунктом 36.10 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 16 ноября 2020 г. N 773, при наличии технической возможности фотографирование и получение фотографий может быть произведено непосредственно в подразделении по вопросам миграции либо в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг.
Аналогичное положение содержится в Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 31 марта 2021 г. N 186 (пункт 88)
|
||
3
|
Необходимая и обязательная услуга оказывается организациями (вне зависимости от их организационно-правовой формы) и уполномоченными экспертами.
Не является необходимой и обязательной государственная (муниципальная) услуга, предоставляемая органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Услуги, содержащиеся в Перечне государственных услуг и государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора), региональных перечнях государственных (муниципальных) услуг, не могут быть отнесены к необходимым и обязательным услугам
|
Утративший силу Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденный приказом Минтруда России от 29 октября 2012 г. N 346н, содержал указание, что "для граждан необходимой и обязательной для предоставления государственной услуги является государственная услуга по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал" (пункт 37).
Однако государственная услуга по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал содержится в Перечне государственных услуг и государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора) и не является необходимой и обязательной услугой.
В действующем Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденном постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 364п, указанное противоречие отсутствует
|
Утративший силу Административный регламент предоставления Роспотребнадзором государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 18 июля 2012 г. N 775, содержал указание, что необходимой и обязательной услугой является государственная регистрация юридического лица, индивидуального предпринимателя в налоговом органе (абзац третий пункта 25).
Однако государственная услуга по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств содержится в Перечне государственных услуг и государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора) и не является необходимой и обязательной услугой.
В Административном регламенте предоставления Роспотребнадзором государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, утвержденном приказом Роспотребнадзора от 5 ноября 2020 г. N 747, указанное противоречие отсутствует
|
||
4
|
Нормативным правовым актом Российской Федерации более высокой юридической силы устанавливается обязанность обратиться именно за услугой (осуществить запрос на совершение определенных действий) в целях получения государственной услуги.
Документ, выдаваемый по результатам оказания необходимой и обязательной услуги, лишь подтверждает факт ее оказания, но не представляется в отрыве от получения такой услуги
|
В соответствии с пунктом 9 Правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками и выплаты ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. N 708, в целях обеспечения инвалидов собаками-проводниками с комплектом снаряжения представляется документ, подтверждающий специальное обучение собаки-проводника (паспорт установленного образца на собаку-проводника).
Выдача паспорта производится организацией, осуществляющей подготовку собак-проводников, на основании направления, выданного уполномоченным органом в организацию, при передаче инвалиду собаки-проводника по завершении ее обучения (пункты 2 - 4 Порядка выдачи паспорта на собаку-проводника, утвержденного приказом Минтруда России от 22 июня 2015 г. N 386н).
Таким образом, паспорт на собаку-проводника не является результатом оказания необходимой и обязательной услуги, поскольку в целях обеспечения собакой-проводником заявитель не обязан обращаться за услугой по ее специальному обучению, но лишь представить документ, выдаваемый по результатам такого обучения
|
5
|
Результатом обращения за необходимой и обязательной услугой является документ, необходимый для предоставления государственной услуги.
Не является необходимой и обязательной услугой незавершенная услуга, целью обращения за которой является лишь факт заключения гражданско-правового договора на ее оказание, но не документ по результатам ее исполнения (документом, необходимым для предоставления государственной услуги, является договор или его заверенная копия)
|
В соответствии с пунктом 5 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 926, при направлении средств на оплату платных образовательных услуг, оказываемых организацией либо индивидуальным предпринимателем, к заявлению о распоряжении средствами прилагается заверенная организацией либо индивидуальным предпринимателем копия договора об оказании платных образовательных услуг.
Однако указанная копия договора не является документом, выдаваемым по результатам оказания необходимой и обязательной услуги, поскольку результатом исполнения обязательств по договору со стороны образовательной организации является предоставление образовательных услуг с выдачей документа об образовании и о квалификации.
Данное правомочие реализуется заявителем при получении им государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, порядок предоставления которой установлен постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 364п "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала"
|
В целях получения государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации заявитель представляет в подразделение по вопросам миграции действующий на территории Российской Федерации на срок осуществления трудовой деятельности договор (полис) добровольного медицинского страхования.
Аналогичным образом указанный договор (полис) не является документом, выдаваемым по результатам оказания необходимой и обязательной услуги.
Порядок предоставления государственной услуги утвержден приказом МВД России от 5 октября 2020 г. N 695 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации"
|
||
6
|
Результатом оказания необходимой и обязательной услуги является формирование новых сведений о заявителе или принадлежащем ему имуществе либо сведений о третьих лицах, которые не содержались ранее в информационных ресурсах организаций и уполномоченных экспертов.
Не является необходимой и обязательной услуга, документ по результатам оказания которой является формой подтверждения таких сведений, которые имеются на момент обращения заявителя
|
Не являются результатом оказания необходимых и обязательных услуг следующие документы, необходимые для предоставления государственных услуг, которые содержат сведения, уже имеющиеся в организациях на момент обращения к ним заявителя:
- справка с места работы при назначении и выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (приказ Минтруда России от 29 сентября 2020 г. N 668н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей");
- справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы и периода, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером и заверенная печатью (при наличии печати) (постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 136 "О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой");
- копия документа о высшем образовании по специальности и удостоверения о повышении квалификации по заявленной области экспертизы, а также копия трудовой книжки или иного документа, подтверждающего стаж работы за весь период трудовой деятельности, при аттестации экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю в сфере здравоохранения (приказ Минздрава России от 21 декабря 2016 г. N 981н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по аттестации экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю в сфере здравоохранения");
- копии документов, подтверждающих наличие открытого юридическим лицом счета в банке (иной кредитной организации) в целях регистрации страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений (приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 22 апреля 2019 г. N 217 "Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений");
- нотариальное свидетельство верности копий документов, а также выписок из документов, подлинности подписи на документе при подаче запроса о предоставлении государственных услуг (Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 г. N 4462-1, далее - Основы законодательства о нотариате)
|
7
|
Требования к организациям и уполномоченным экспертам должны содержаться в нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих отношения, связанные с оказанием необходимых и обязательных услуг.
Не является необходимой и обязательной услуга, в отношении которой в нормативных правовых актах Российской Федерации не содержится требований к оказывающим ее организациям и уполномоченным экспертам (прямое указание на подведомственную организацию (учреждение), требование о наличии лицензии, аккредитации, членства в саморегулируемой организации) либо документ по результатам оказания которой может быть получен заявителем самостоятельно или у любого произвольно выбранного юридического или физического лица, без обязательного обращения в организации или к уполномоченным экспертам
|
Для признания в Российской Федерации иностранного ученого звания к заявлению прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык документа об иностранном ученом звании.
Порядок предоставления государственной услуги установлен приказом Минобрнауки России от 11 июня 2020 г. N 721 "Об утверждении Административного регламента Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по признанию ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве, выдаче свидетельства о признании ученой степени или ученого звания, полученных в иностранном государстве".
В соответствии со статьей 81 Основ законодательства о нотариате нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.
Однако в законодательстве Российской Федерации не установлены какие-либо требования к подтверждению необходимого уровня знаний иностранного языка нотариусом и переводчиком, не определен круг субъектов, оказывающих указанные услуги, поэтому перевод на русский язык документа об иностранном ученом звании для признания в Российской Федерации иностранного ученого звания не может быть признан необходимой и обязательной услугой.
Более того, в законодательстве Российской Федерации отсутствует также запрет на осуществление перевода заявителем самостоятельно (в том числе с использованием словарей, автоматических переводчиков) и последующее его нотариальное заверение
|
Для оформления, выдачи, продления срока действия и восстановления виз иностранным гражданам и лицам без гражданства заявителю надлежит представить анкету с одной фотографией, а в случае оформления визы на вкладном визовом бланке дополнительно две фотографии размером 3 x 4 см.
Порядок предоставления государственной услуги установлен приказом МВД России от 4 декабря 2019 г. N 907 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства".
Нормативными правовыми актами Российской Федерации более высокой юридической силы не устанавливаются требования к организациям и уполномоченным экспертам, которые вправе осуществлять изготовление фотографий.
Поскольку нормативными правовыми актами Российской Федерации не определен круг и требования к субъектам, оказывающим услуги по фотографированию (фотографии могут быть созданы заявителем самостоятельно посредством собственных технических устройств и приспособлений или заказаны в любой организации, располагающей необходимым оборудованием), деятельность по изготовлению фотографий не является необходимой и обязательной услугой
|
Приложение N 2
к методическим рекомендациям
для федеральных органов исполнительной
власти, органов государственных
внебюджетных фондов, государственных
корпораций, наделенных в соответствии
с федеральными законами полномочиями
по предоставлению государственных услуг
в установленной сфере деятельности,
по отнесению документов, необходимых
для предоставления государственных
услуг, к документам, выдаваемым
по результатам оказания услуг, которые
являются необходимыми и обязательными
для предоставления федеральными органами
исполнительной власти государственных
услуг, утвержденным приказом
Минэкономразвития России
от 8 февраля 2023 г. N 64
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ЗАЯВИТЕЛЕМ, ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ
ИЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОТОРЫХ НЕ ТРЕБУЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
ЗА УСЛУГОЙ В ОРГАНИЗАЦИЮ ИЛИ К УПОЛНОМОЧЕННОМУ ЭКСПЕРТУ
N п/п
|
Наименование государственной услуги; наименование уполномоченного органа
|
Документ, необходимый для предоставления государственной услуги (представляется заявителем)
|
1
|
Выдача разрешения на проведение клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения; Минздрав России
|
Брошюра исследователя
|
2
|
Признание ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве, выдача свидетельства о признании ученой степени или ученого звания, полученных в иностранном государстве; Минобрнауки России
|
Список опубликованных научных, учебно-методических работ, патентов (свидетельств) на объекты интеллектуальной собственности соискателя, подписанный заявителем
|
3
|
Признание ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве, выдача свидетельства о признании ученой степени или ученого звания, полученных в иностранном государстве; Минобрнауки России
|
Список основных творческих работ соискателя, подписанный заявителем (для соискателя, являющегося специалистом в области искусства)
|
4
|
Присвоение ученых званий профессора и доцента; Минобрнауки России
|
Список подготовленных соискателем ученого звания лиц, являющихся чемпионами, призерами Олимпийских игр, Паралимпийских игр, чемпионатов мира, Европы, Российской Федерации, национальных чемпионатов по направлению физической культуры и спорта (для лиц, претендующих на присвоение ученых званий в области физической культуры и спорта)
|
5
|
Установление и выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией; Пенсионный фонд Российской Федерации
|
Диплом лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, Государственной премии Российской Федерации (РСФСР)
(для назначения дополнительного материального обеспечения граждан из числа лауреатов Ленинской премии, Государственной премии СССР, Государственной премии Российской Федерации (РСФСР)
|
6
|
Отнесение объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и ведению реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть; Минэнерго России
|
Главная схема электрических соединений объекта электросетевого хозяйства
|
7
|
Отнесение объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и ведению реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть; Минэнерго России
|
Сведения о суммарной присоединенной мощности энергетических установок (энергопринимающих устройств), присоединенных к объекту электросетевого хозяйства, в том числе о количестве и номинальной мощности подключенных к сети генераторов и трансформаторов
|
8
|
Утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, расположенным в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также в городах федерального значения; Минэнерго России
|
Эксплуатационные температурные графики, заверенные печатью организации (при наличии) и подписанные ее руководителем или уполномоченным лицом
|
9
|
Утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, расположенным в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также в городах федерального значения; Минэнерго России
|
Расчеты и документы, обосновывающие значения нормативов, представленных к утверждению в соответствии с перечнем и требованиями порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя (в случае отсутствия программного комплекса для расчета технологических потерь при передаче тепловой энергии - в формате табличного процессора в форме активных макетов со всеми необходимыми исходными данными и расчетными формулами)
|
10
|
Выдача разрешений на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; МВД России
|
Разрешение компетентного органа государства-импортера на ввоз на его территорию конкретной партии наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров
|
11
|
Выдача заключения о том, что в границах географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, которое прилагается к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование; Минздрав России
|
Этикетка минеральной воды
|
12
|
Выдача разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, конкретной партии лекарственных средств, предназначенных для проведения экспертизы лекарственных средств в целях осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов, конкретной партии лекарственных средств для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента; Минздрав России
|
Обоснование количества ввозимых лекарственных препаратов и (или) фармацевтических субстанций
|
13
|
Выдача заключений (разрешительных документов) на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации биологических материалов, полученных при проведении клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения; Минздрав России
|
Обоснование расчета количества единиц каждого вида ввозимого (вывозимого) биологического материала исходя из протокола клинического исследования и числа пациентов, участвующих (участвовавших) в клиническом исследовании, и иные документы, подтверждающие необходимость ввоза (вывоза) биологических материалов в заявленном объеме, выданные в соответствии с законодательством страны происхождения биологических материалов
|
14
|
Выдача разрешения на проведение клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения; Минздрав России
|
Информация о составе лекарственного препарата
|
15
|
Государственная регистрация лекарственных препаратов для медицинского применения; Минздрав России
|
Проект изменений в инструкцию по медицинскому применению лекарственного препарата и новая редакция инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата с учетом всех заявляемых в нее изменений (в случае внесения изменений в инструкцию по медицинскому применению лекарственного препарата)
|
16
|
Утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики; Минэнерго России
|
Паспорта инвестиционных проектов, предусмотренных проектом инвестиционной программы
|
17
|
Лицензирование деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники; Росздравнадзор
|
Копии эксплуатационной документации производителя на медицинскую технику, необходимой для технического обслуживания заявленных групп медицинских изделий по классам потенциального риска применения (для осуществления деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники)
|