I. Общие положения

I. Общие положения

1. Регламент Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - Регламент) устанавливает общие правила внутренней организации Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - Министерство) и разработан в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 865 (далее - Положение о Министерстве) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2880; 2020, N 38, ст. 5853), Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 (далее - Регламент Правительства) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст. 2313; 2021, N 12, ст. 2002), Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 (далее - Типовой регламент взаимодействия) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305; 2020, N 6, ст. 677), Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 (далее - Типовой регламент внутренней организации) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 31, ст. 3233; 2020, N 6, ст. 677).

2. В соответствии с пунктом 3 Положения о Министерстве в систему Министерства входят: центральный аппарат, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее - загранучреждения), территориальные органы - представительства МИД России на территории Российской Федерации (далее - территориальные органы), организации, подведомственные МИД России, которые обеспечивают его деятельность на территории Российской Федерации (далее - подведомственные организации).

Структура и штатное расписание
Министерства, загранучреждений, территориальных органов,
подведомственных организаций

3. Структура и штатное расписание центрального аппарата Министерства утверждаются Министром иностранных дел Российской Федерации (далее - Министр) в пределах фонда оплаты труда и численности (без персонала по обслуживанию зданий), установленных Президентом Российской Федерации с учетом Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 118; 2020, N 31, ст. 5162) (далее - Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы), и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений <1>.

--------------------------------

<1> Абзац первый пункта 1.5 Типового регламента внутренней организации.

Структура центрального аппарата Министерства включает в себя руководство Министерства (Министра, заместителей Министра, в том числе первого заместителя Министра, заместителя Министра по вопросам противодействия терроризму, статс-секретаря - заместителя Министра (далее - заместители Министра), генерального директора Министерства (далее - генеральный директор), помощников (советников) Министра, а также структурные подразделения Министерства - департаменты и отделы. В департаментах образуются отделы.

В штатное расписание структурных подразделений Министерства включаются должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также могут включаться должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

Сферы деятельности и компетенция структурных подразделений Министерства определяются в положении о структурном подразделении Министерства, утверждаемом Министром <2>.

--------------------------------

<2> Пункт 1.7 Типового регламента внутренней организации.

Организационное обеспечение деятельности Министра осуществляется структурным подразделением Министерства, на которое возложены соответствующие функции, а также помощниками и советниками Министра.

Помощники и советники Министра назначаются на должность Министром на период исполнения им своих полномочий <3>.

--------------------------------

<3> Абзац второй пункта 1.9 Типового регламента внутренней организации.

4. Штатные расписания загранучреждений в пределах установленной Президентом Российской Федерации численности работников, а также сметы расходов на содержание загранучреждений в пределах выделенных бюджетных ассигнований, утверждаются Министром <4>. В штатные расписания загранучреждений включаются должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также могут включаться должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

--------------------------------

<4> Подпункт 9 пункта 10 Положения о Министерстве.

Структура загранучреждений Министерства определяется их руководителями в соответствии с нормативными актами Министерства <5>.

--------------------------------

<5> Абзац второй пункта 11 Положения о Консульском учреждении Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 1330 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5509) (далее - Положение о Консульском учреждении); часть 1 статьи 5 и часть 1 статьи 7 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 186-ФЗ "О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 26, ст. 3855) (далее - Закон о После и Постоянном представителе Российской Федерации).

5. Структура и штатное расписание территориальных органов Министерства утверждаются Министром <6> в пределах установленного фонда оплаты труда и численности (без персонала по обслуживанию зданий) на основе утвержденной схемы размещения территориальных органов Министерства с учетом Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений. <7>

--------------------------------

<6> Подпункт 5 пункта 10 Положения о Министерстве.

<7> Абзац второй пункта 1.5 Типового регламента внутренней организации.

В штатное расписание территориальных органов включаются должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также могут включаться должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

6. Структура и штатное расписание подведомственных Министерству организаций утверждаются их руководителями.

Полномочия руководителей в Министерстве, загранучреждениях,
территориальных органах, подведомственных организациях

7. Министр организует работу Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство функций, а также за реализацию государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере международных отношений Российской Федерации, организацию и осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Министерстве, представляет Министерство в отношениях с другими органами государственной власти, гражданами и организациями, подписывает от имени Министерства договоры и другие документы гражданско-правового характера, а также осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации <8>.

--------------------------------

<8> Пункт 1.10 Типового регламента внутренней организации.

Основные полномочия Министра предусмотрены в пункте 10 Положения о Министерстве.

8. Заместитель Министра, генеральный директор:

а) представляет Министерство по отдельным вопросам сферы его деятельности, организует и координирует осуществление функций Министерства в соответствии с Регламентом, распределением обязанностей между заместителями Министра и генеральным директором, поручениями Министра, а также иными актами Министерства;

б) в случае предоставления соответствующих полномочий по отдельным вопросам организации деятельности Министерства может подписывать приказы и иные виды актов Министерства, а также на основании выданных Министром доверенностей подписывать от имени Министерства договоры и другие гражданско-правовые документы;

в) взаимодействует (в том числе ведет переписку) с органами государственной власти и органами местного самоуправления, гражданами и организациями, а также подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации;

г) координирует и контролирует работу соответствующих структурных подразделений Министерства, дает поручения их руководителям;

д) взаимодействует (в том числе дает поручения) с загранучреждениями, территориальными органами Министерства и подведомственными организациями;

е) проводит совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

ж) рассматривает поступившие в Министерство обращения, документы и материалы;

з) рассматривает и визирует проекты документов, представляемых на подпись Министру;

и) согласовывает проекты актов и другие документы, а также подписывает заключения на них в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

к) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Регламентом и приказами Министерства.

9. В соответствии с Регламентом, положением о структурном подразделении Министерства, должностным регламентом руководителя структурного подразделения Министерства, поручениями Министра (заместителей Министра, генерального директора) руководитель структурного подразделения Министерства:

а) осуществляет непосредственное руководство структурным подразделением Министерства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на структурное подразделение Министерства функций и полномочий, а также за состояние исполнительской дисциплины;

б) взаимодействует с иными структурными подразделениями Министерства;

в) взаимодействует (в том числе ведет переписку) с территориальными органами, загранучреждениями и подведомственными организациями, со структурными подразделениями других органов исполнительной власти;

г) обеспечивает подготовку проектов актов и других документов Министерства;

д) обеспечивает рассмотрение поступивших в Министерство обращений, проектов актов и других документов, а также подготовку заключений на них;

е) обеспечивает в пределах своей компетенции рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций и запросов информации о деятельности Министерства и подписывает ответы на них;

ж) распределяет обязанности между своими заместителями, определяет должностные обязанности сотрудников структурного подразделения Министерства и утверждает должностные регламенты;

з) обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением государственной гражданской службы, в том числе представляет предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, о временном исполнении обязанностей, о повышении квалификации, поощрении сотрудников структурного подразделения Министерства и наложении на них взысканий;

и) привлекает при необходимости для проработки вопросов, отнесенных к сферам деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;

к) на основании выданных Министром (лицом, исполняющим его обязанности) доверенностей подписывает от имени Министерства договоры и другие документы гражданско-правового характера;

л) проводит совещания с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по отнесенным к его компетенции вопросам;

м) осуществляет иные полномочия, установленные Регламентом, положением о структурном подразделении Министерства, должностным регламентом руководителя структурного подразделения Министерства и поручениями (указаниями) Министра, его заместителей и генерального директора.

10. Помимо указанных в пункте 9 Регламента функций на руководителя структурного подразделения Министерства могут быть также возложены следующие функции:

обеспечение подготовки для представления в Правительство Российской Федерации проектов актов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации;

обеспечение рассмотрения и согласования в Министерстве поступивших проектов актов.

Руководитель структурного подразделения Министерства взаимодействует (в том числе ведет переписку) с федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении Министерства, структурными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, а также другими федеральными органами исполнительной власти, организациями и гражданами.

11. Руководитель загранучреждения осуществляет свои полномочия в соответствии с Законом о После и Постоянном представителе Российской Федерации, Положением о Консульском учреждении, приказами Министерства, поручениями Министра, заместителей Министра и генерального директора.

12. Руководитель территориального органа осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о территориальном органе - Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным приказом МИД России от 22 ноября 2011 г. N 21341 (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2011 г., регистрационный N 22881), с изменениями, внесенными приказами МИД России от 7 ноября 2012 г. N 19609 (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2012 г., регистрационный N 26391), от 5 июня 2014 г. N 9085 (зарегистрирован Минюстом России 20 июня 2014 г., регистрационный N 32827), от 4 июля 2017 г. N 11992 (зарегистрирован Минюстом России 27 июля 2017 г., регистрационный N 47544), от 7 апреля 2020 г. N 5466 (зарегистрирован Минюстом России 16 июля 2020 г., регистрационный N 58988) (далее - Положение о территориальном органе).

13. Руководитель подведомственной организации осуществляет свои полномочия в соответствии с уставом данной организации.

14. На период временного отсутствия Министра в связи с болезнью, отпуском, командировкой Министр назначает временно исполняющим его обязанности одного из своих заместителей или генерального директора. В приказе о временном исполнении обязанностей Министра указываются причины и срок временного исполнения полномочий и должностных обязанностей, а также ограничения по исполнению полномочий (при необходимости).

В случае временного отсутствия заместителя Министра, генерального директора исполнение его полномочий возлагается на одного из заместителей Министра в соответствии со схемой временного исполнения обязанностей заместителей Министра и генерального директора. Исполнение отдельных полномочий заместителя Министра, генерального директора приказом Министерства может быть возложено на руководителя структурного подразделения Министерства с его согласия.

В случае временного отсутствия руководителя структурного подразделения Министерства исполнение его полномочий и должностных обязанностей возлагается на одного из его заместителей с согласия курирующего заместителя Министра.

В случае временного отсутствия руководителя загранучреждения, исполнение его полномочий и должностных обязанностей возлагается руководителем загранучреждения На сотрудника загранучреждения из числа дипломатических работников.

В случае временного отсутствия руководителя территориального органа, исполнение его полномочий и должностных обязанностей возлагается руководителем территориального органа на одного из сотрудников территориального органа.

15. В случае временного отсутствия руководителя подведомственной организации исполнение его полномочий и должностных обязанностей возлагается на одного из его заместителей.

Административные регламенты и стандарты
государственных услуг

16. Министерство в порядке и в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, организует разработку административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, которые определяют административные процедуры, обеспечивающие осуществление функций Министерства, эффективную работу его структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан <9>.

--------------------------------

<9> Пункт 1.20 Типового регламента внутренней организации.