II. ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА 2020 ГОД
II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Государственный надзор в области гражданской обороны (далее - государственный надзор) осуществляется в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Надзорные органы осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами власти и организациями требований в области гражданской обороны посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности органов власти и организаций (далее - объекты надзора), а также на систематическое наблюдение за исполнением требований в области гражданской обороны, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении органами власти и организациями своей деятельности.
Государственный надзор осуществляется надзорными органами с применением риск-ориентированного подхода.
К категории высокого риска относится деятельность следующих объектов надзора:
организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне;
организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих критически важные объекты;
организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оборонно-промышленного комплекса.
К категории значительного риска относится деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к первой категории по гражданской обороне.
К категории среднего риска относится деятельность следующих объектов надзора:
организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне;
организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны.
К категории низкого риска относится деятельность иных организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
2.2. Обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля
На официальном сайте МЧС России www.mchsgov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов в разделе Документы, ссылке:
https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/perechen-obyazatelnyh-trebovaniy
Перечень нормативных правовых актов поддерживается в актуальном состоянии в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов.
Обращения граждан, организаций по вопросам полноты и актуальности перечней нормативных правовых актов в адрес МЧС России не поступало.
Надзорные органы ведут перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки в области гражданской обороны.
Включение в перечни объектов надзора осуществляется на основании решений уполномоченных должностных лиц об отнесении деятельности объектов надзора к соответствующим категориям риска.
Отнесение деятельности объектов надзора к определенной категории риска осуществляется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании критериев тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
Сведения о распределении объектов надзора, чья деятельность отнесена к определенной категории риска, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сведения о распределении объектов надзора, отнесенных
к определенной категории риска
N п/п
|
Наименование показателя
|
Кол-во объектов надзора, (ед.)
|
II
|
Категория высокого риска
|
|
1
|
деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне
|
300
|
2
|
деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих потенциально опасные объекты
|
3 208
|
3
|
деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих критически важные объекты
|
1 859
|
4
|
деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оборонно-промышленного комплекса
|
1 051
|
Всего объектов категории высокого риска:
|
6418
|
|
II
|
Категория значительного риска
|
|
1
|
деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к первой категории по гражданской обороне
|
1445
|
III
|
Категория среднего риска
|
|
1
|
деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне
|
5432
|
2
|
деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны
|
11023
|
Всего объектов категории среднего риска:
|
16455
|
|
IV
|
Категория низкого риска
|
|
1
|
деятельность иных организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
|
169626
|
Данные за 9 месяцев 2019 г. о результатах осуществления государственного надзора на территории Российской Федерации, а также об административно-правовой деятельности при осуществлении государственного надзора, представленные территориальными органами МЧС России по формам 10-ГОЧС и 11-ГОЧС приказа МЧС России от 08.02.2017 N 43 "О предоставлении отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России" соответственно, приведены ниже.
Государственному надзору подлежит 193944 объекта надзора.
В соответствии с требованиями Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, деятельность всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих государственному надзору, отнесена к следующим категориям риска:
высокого риска - 6418, это:
организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные в установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне;
организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие потенциально опасные объекты;
организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие критически важные объекты;
организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели оборонно-промышленного комплекса;
значительного риска - 1445, это организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные в установленном порядке к первой категории по гражданской обороне;
среднего риска - 16455, это:
организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне;
организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны;
низкого риска - 169626, это иные организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Надзорными органами МЧС России в 2019 году в области гражданской обороны запланировано 3875 проверок (2018 г. - 2417, увеличение на 60,3%).
Всего за 3 квартала 2019 г. проведено 3619 проверок (3 квартала 2018 г. - 2657, увеличение на 36,2%), из них:
2635 - плановых (АППГ - 1616, увеличение на 63%);
984 - внеплановых (АППГ - 1041, уменьшение на 5,4%).
Внеплановые проверки проводились в соответствии со следующими основаниями:
по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 967 проверок;
по заявлениям и обращениям граждан, организаций и органов власти, информации из СМИ - 9 проверки;
по требованиям органов прокуратуры - 8 проверок.
В ходе проведенных проверок выявлено 18188 нарушений обязательных требований (АППГ - 13254, увеличение на 37,2%).
По результатам надзорных мероприятий вручено 1650 предписаний по устранению выявленных нарушений обязательных требований (АППГ - 1654, уменьшение на 0,2%).
Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны составил 64,8% (АППГ - 68,8%, уменьшение на 4%).
По результатам надзорных мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлен 2061 протокол об административных правонарушениях (АППГ - 1513, увеличение на 36,2%), из них на должностных лиц 1204 (АППГ - 834, увеличение на 44,3%) и на юридических лиц 857 (АППГ - 679, увеличение на 26,2%), в том числе по ст. 20.7 КоАП РФ (невыполнение требований и мероприятий в области ГО) - 1354 протоколов (АППГ - 830, увеличение на 63,1%).
К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 1132 лица (АППГ - 876, увеличение на 29,2%), из них должностных - 684 лица (АППГ - 551, увеличение на 24,1%) и юридических - 448 лиц (АППГ - 325, увеличение на 37,8%), в том числе по ст. 20.7 КоАП РФ - 696 лиц (АППГ - 468, увеличение на 48,7%).
Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение обязательных требований составила 16817,78 тыс. руб. (АППГ - 10491,33 тыс. руб., увеличение на 60,3%).
Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области гражданской обороны за 3 квартала 2019 г., представленные территориальными органами МЧС России по форме 6-ГПН приказа МЧС России от 08.02.2017 N 43 "О предоставлении отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России", приведены в таблице 2.
Таблица 2
Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений
обязательных требований в области гражданской обороны
Наименование мероприятия
|
2019
|
|
Информирование подконтрольных хозяйствующих субъектов и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий и научно-технических достижений:
|
X
|
|
проведено онлайн консультирований, раз
|
89
|
|
рассмотрено жалоб, полученных по "горячей линии"
|
на нарушителей обязательных требований, ед.
|
1
|
на действие (бездействие) контрольно-надзорного органа, ед.
|
3
|
|
опубликовано обзоров типовых нарушений обязательных требований с описанием способов их недопущения в сети Интернет, ед.
|
223
|
|
размещено информаций о требованиях, сгруппированных по видам предпринимательской деятельности, ед.
|
27
|
|
воспользовались программой самопроверки в электронном виде на сайте МЧС России, чел.
|
75
|
|
подготовлено и опубликовано руководств по соблюдению обязательных требований, ед.
|
231
|
|
Подготовлено комментариев об изменениях в законодательстве, ед.
|
44
|
|
Размещено в открытых источниках описаний процессов проведения контрольно-надзорных мероприятий, раз
|
127
|
|
Проведено консультаций, инструктажей, по разъяснению обязательных требований, ед.
|
58584
|
|
Проведено семинаров, вебинаров, конференций, заседаний рабочих групп по разъяснению обязательных требований, ед.
|
1090
|
Таблица 3
Сведения о причиненном вреде в разрезе категорий риска
Категория риска
|
Количество подконтрольных объектов по состоянию на конец 2018 г.
|
Объем ущерба, причиненного на объектах надзора за 2018 г.
|
||
Зарегистрировано погибших людей, чел
|
Кол-во травмированных людей, чел
|
Прямой ущерб, млн. руб.
|
||
Высокий риск
|
6156
|
-
|
-
|
-
|
Значительный риск
|
1516
|
-
|
-
|
-
|
Средний риск
|
16217
|
-
|
-
|
-
|
Низкий риск
|
222672
|
-
|
-
|
-
|
На объектах надзора всех категорий риска за весь период осуществления указанного вида надзора негативных явлений - военных конфликтов - не зарегистрировано, в соответствии с чем в МЧС России отсутствуют сведения о количестве людей, погибших/пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также о материальном ущербе.
Целями профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны являются:
предотвращение рисков причинения вреда и снижения уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;
предупреждение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нарушений установленных обязательных требований;
устранение существующих и потенциальных причин и условий, способствующих совершению нарушений обязательных требований и наступлению возможных негативных последствий.
Задачами профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны являются:
выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;
создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;
формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц контрольно-надзорных органов и подконтрольных субъектов;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.