ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА 2020 ГОД

Утверждена
распоряжением МЧС России
от 20.12.2019 N 758

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА 2020 ГОД

I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны (далее - Программа) подготовлена в соответствии с положениями статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680).

Сроки и этапы реализации Программы: краткосрочный период - 2020 год, плановый период - 2021, 2022 гг.

Источники финансирования мероприятий Программы - бюджет Российской Федерации.

Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований организуются и осуществляются в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Органами, уполномоченными на осуществление мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, являются:

а) Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России (далее - ДНПР);

б) главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России по субъектам РФ) в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, и их территориальные отделы (отделения, инспекции).

Должностными лицами надзорных органов МЧС России (далее - надзорные органы), уполномоченными на выдачу при получении сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений обязательных требований предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в субъекте Российской Федерации, являются руководитель, заместитель руководителя ГУ МЧС России по субъектам РФ и его структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, и руководители, заместители руководителей их территориальных отделов (отделений, инспекций).

II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

1. Вид осуществляемого государственного контроля (надзора)

Государственный надзор в области гражданской обороны (далее - государственный надзор) осуществляется в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

2. Обзор текущего состояния подконтрольной среды

2.1. Подконтрольные субъекты

Надзорные органы осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами власти и организациями требований в области гражданской обороны посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности органов власти и организаций (далее - объекты надзора), а также на систематическое наблюдение за исполнением требований в области гражданской обороны, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении органами власти и организациями своей деятельности.

Государственный надзор осуществляется надзорными органами с применением риск-ориентированного подхода.

К категории высокого риска относится деятельность следующих объектов надзора:

организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне;

организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих критически важные объекты;

организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оборонно-промышленного комплекса.

К категории значительного риска относится деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к первой категории по гражданской обороне.

К категории среднего риска относится деятельность следующих объектов надзора:

организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне;

организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны.

К категории низкого риска относится деятельность иных организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2.2. Обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля

На официальном сайте МЧС России www.mchsgov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов в разделе Документы, ссылке:

https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/perechen-obyazatelnyh-trebovaniy

Перечень нормативных правовых актов поддерживается в актуальном состоянии в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов.

Обращения граждан, организаций по вопросам полноты и актуальности перечней нормативных правовых актов в адрес МЧС России не поступало.

2.3. Количество подконтрольных субъектов

Надзорные органы ведут перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки в области гражданской обороны.

Включение в перечни объектов надзора осуществляется на основании решений уполномоченных должностных лиц об отнесении деятельности объектов надзора к соответствующим категориям риска.

Отнесение деятельности объектов надзора к определенной категории риска осуществляется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании критериев тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

Сведения о распределении объектов надзора, чья деятельность отнесена к определенной категории риска, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сведения о распределении объектов надзора, отнесенных
к определенной категории риска

N п/п
Наименование показателя
Кол-во объектов надзора, (ед.)
II
Категория высокого риска
1
деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне
300
2
деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих потенциально опасные объекты
3 208
3
деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих критически важные объекты
1 859
4
деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оборонно-промышленного комплекса
1 051
Всего объектов категории высокого риска:
6418
II
Категория значительного риска
1
деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к первой категории по гражданской обороне
1445
III
Категория среднего риска
1
деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне
5432
2
деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны
11023
Всего объектов категории среднего риска:
16455
IV
Категория низкого риска
1
деятельность иных организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
169626

2.4. Данные о проведенных мероприятиях по контролю

Данные за 9 месяцев 2019 г. о результатах осуществления государственного надзора на территории Российской Федерации, а также об административно-правовой деятельности при осуществлении государственного надзора, представленные территориальными органами МЧС России по формам 10-ГОЧС и 11-ГОЧС приказа МЧС России от 08.02.2017 N 43 "О предоставлении отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России" соответственно, приведены ниже.

2.4.1. Данные о результатах осуществления
государственного надзора в области
гражданской обороны

Государственному надзору подлежит 193944 объекта надзора.

В соответствии с требованиями Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, деятельность всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих государственному надзору, отнесена к следующим категориям риска:

высокого риска - 6418, это:

организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные в установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне;

организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие потенциально опасные объекты;

организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие критически важные объекты;

организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели оборонно-промышленного комплекса;

значительного риска - 1445, это организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные в установленном порядке к первой категории по гражданской обороне;

среднего риска - 16455, это:

организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне;

организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны;

низкого риска - 169626, это иные организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Надзорными органами МЧС России в 2019 году в области гражданской обороны запланировано 3875 проверок (2018 г. - 2417, увеличение на 60,3%).

Всего за 3 квартала 2019 г. проведено 3619 проверок (3 квартала 2018 г. - 2657, увеличение на 36,2%), из них:

2635 - плановых (АППГ - 1616, увеличение на 63%);

984 - внеплановых (АППГ - 1041, уменьшение на 5,4%).

Внеплановые проверки проводились в соответствии со следующими основаниями:

по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 967 проверок;

по заявлениям и обращениям граждан, организаций и органов власти, информации из СМИ - 9 проверки;

по требованиям органов прокуратуры - 8 проверок.

В ходе проведенных проверок выявлено 18188 нарушений обязательных требований (АППГ - 13254, увеличение на 37,2%).

По результатам надзорных мероприятий вручено 1650 предписаний по устранению выявленных нарушений обязательных требований (АППГ - 1654, уменьшение на 0,2%).

Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны составил 64,8% (АППГ - 68,8%, уменьшение на 4%).

По результатам надзорных мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлен 2061 протокол об административных правонарушениях (АППГ - 1513, увеличение на 36,2%), из них на должностных лиц 1204 (АППГ - 834, увеличение на 44,3%) и на юридических лиц 857 (АППГ - 679, увеличение на 26,2%), в том числе по ст. 20.7 КоАП РФ (невыполнение требований и мероприятий в области ГО) - 1354 протоколов (АППГ - 830, увеличение на 63,1%).

К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 1132 лица (АППГ - 876, увеличение на 29,2%), из них должностных - 684 лица (АППГ - 551, увеличение на 24,1%) и юридических - 448 лиц (АППГ - 325, увеличение на 37,8%), в том числе по ст. 20.7 КоАП РФ - 696 лиц (АППГ - 468, увеличение на 48,7%).

Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение обязательных требований составила 16817,78 тыс. руб. (АППГ - 10491,33 тыс. руб., увеличение на 60,3%).

2.5. Мероприятия по профилактике нарушений обязательных
требований и их результаты

Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области гражданской обороны за 3 квартала 2019 г., представленные территориальными органами МЧС России по форме 6-ГПН приказа МЧС России от 08.02.2017 N 43 "О предоставлении отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России", приведены в таблице 2.

Таблица 2

Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений
обязательных требований в области гражданской обороны

Наименование мероприятия
2019
Информирование подконтрольных хозяйствующих субъектов и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий и научно-технических достижений:
X
проведено онлайн консультирований, раз
89
рассмотрено жалоб, полученных по "горячей линии"
на нарушителей обязательных требований, ед.
1
на действие (бездействие) контрольно-надзорного органа, ед.
3
опубликовано обзоров типовых нарушений обязательных требований с описанием способов их недопущения в сети Интернет, ед.
223
размещено информаций о требованиях, сгруппированных по видам предпринимательской деятельности, ед.
27
воспользовались программой самопроверки в электронном виде на сайте МЧС России, чел.
75
подготовлено и опубликовано руководств по соблюдению обязательных требований, ед.
231
Подготовлено комментариев об изменениях в законодательстве, ед.
44
Размещено в открытых источниках описаний процессов проведения контрольно-надзорных мероприятий, раз
127
Проведено консультаций, инструктажей, по разъяснению обязательных требований, ед.
58584
Проведено семинаров, вебинаров, конференций, заседаний рабочих групп по разъяснению обязательных требований, ед.
1090

2.6. Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и причиненного ущерба

Таблица 3

Сведения о причиненном вреде в разрезе категорий риска

Категория риска
Количество подконтрольных объектов по состоянию на конец 2018 г.
Объем ущерба, причиненного на объектах надзора за 2018 г.
Зарегистрировано погибших людей, чел
Кол-во травмированных людей, чел
Прямой ущерб, млн. руб.
Высокий риск
6156
-
-
-
Значительный риск
1516
-
-
-
Средний риск
16217
-
-
-
Низкий риск
222672
-
-
-

На объектах надзора всех категорий риска за весь период осуществления указанного вида надзора негативных явлений - военных конфликтов - не зарегистрировано, в соответствии с чем в МЧС России отсутствуют сведения о количестве людей, погибших/пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также о материальном ущербе.

3. Цели и задачи Программы, направленные на минимизацию рисков вреда охраняемым законам ценностям

Целями профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны являются:

предотвращение рисков причинения вреда и снижения уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;

предупреждение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нарушений установленных обязательных требований;

устранение существующих и потенциальных причин и условий, способствующих совершению нарушений обязательных требований и наступлению возможных негативных последствий.

Задачами профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны являются:

выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;

создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;

формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц контрольно-надзорных органов и подконтрольных субъектов;

повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.

III. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ НА 2020 ГОД

План мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области гражданской обороны при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны на 2020 год (далее - План) и проект плана мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области гражданской обороны при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны на 2021 - 2022 годы (далее - проект плана) приведены в приложении.

На основании Плана и проекта плана надзорными органами осуществляется планирование мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.

IV. ОТЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПРОГРАММЫ

Одним из основных мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований является информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований. Уровень информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является одним из основных показателей деятельности органов надзора. Величина уровня информированности определится охватом мероприятиями по профилактике нарушений обязательных требований подконтрольных субъектов и зависит от интенсивности проведения профилактических мероприятий.

Эффективная реализация мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований должна мотивировать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (подконтрольных объектов надзора) на выполнение установленных требований в области гражданской обороны, а также мероприятий, предложенных предписаниями надзорных органов. Для этого вводится показатель, характеризующий степень устранения выявленных нарушений.

Таблица 4

Целевые количественные отчетные показатели оценки
Программы по годам

N п/п
Наименование показателя (индикатора)
Единица измерения
Значение показателя по годам
2020
проект
2021
2022
1.
Информированность населения Российской Федерации в области комплексной безопасности жизнедеятельности, не менее
процентов
50
53
55
2.
Увеличение количества выполненных мероприятий, предложенных предписаниями не менее чем на (по отношению к показателю 2019 года)
процентов
3
6
8

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D