V. Порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов ГУСПа при осуществлении нормативного регулирования в установленной сфере деятельности

V. Порядок подготовки и принятия нормативных правовых
актов ГУСПа при осуществлении нормативного регулирования
в установленной сфере деятельности

94. Нормативные правовые акты ГУСПа издаются в виде приказов и распоряжений или в ином виде в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026; 2006, N 29, ст. 3251; 2009, N 2, ст. 240; N 12, ст. 1443; 2010, N 9, ст. 964; N 21, ст. 2602; 2011, N 9, ст. 1251; N 29, ст. 4472; 2012, N 1, ст. 148; N 19, ст. 2419; N 27, ст. 3739; N 38, ст. 5102; N 49, ст. 6880; N 52, ст. 7491, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575; N 38, ст. 4831; N 48, ст. 6259; 2014, N 8, ст. 816; N 51, ст. 7434; 2015, N 6, ст. 965; 2016, N 13, ст. 1840; N 20, ст. 2832; N 35, ст. 5348; 2017, N 32, ст. 5088; 2018, N 25, ст. 3696; N 40, ст. 6142; N 45, ст. 6947).

95. Нормативные правовые акты ГУСПа подписываются начальником ГУСПа (лицом, исполняющим его обязанности).

96. Подготовка проекта нормативного правового акта ГУСПа (далее в настоящей главе - проект правового акта) включает в себя:

разработку текста проекта правового акта;

согласование проекта правового акта с заинтересованными структурными подразделениями ГУСПа;

правовую экспертизу и антикоррупционную экспертизу проекта правового акта в юридической службе ГУСПа;

раскрытие информации о подготовке проекта правового акта и результатах его общественного обсуждения;

независимую антикоррупционную экспертизу проекта правового акта;

согласование проекта правового акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти либо направление проекта правового акта на заключение (экспертизу) в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

97. Подготовка проекта правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений ГУСПа с учетом их задач и полномочий (далее - подразделения-разработчики).

В процессе работы над проектом правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.

К подготовке проекта правового акта при необходимости привлекаются специалисты научных и иных организаций.

98. Подготовленные проекты правовых актов подлежат обязательному согласованию со структурными подразделениями ГУСПа по вопросам, входящим в их компетенцию. Представление проекта правового акта на согласование осуществляется путем его направления руководителям заинтересованных структурных подразделений ГУСПа.

Рассмотрение проекта правового акта руководителями соответствующих структурных подразделений ГУСПа осуществляется в срок, не превышающий 3 рабочих дня, либо в срок, согласованный руководителями структурных подразделений ГУСПа.

99. Должностные лица ГУСПа несут ответственность за достоверность информации, указанной в завизированных ими проектах правовых актов, в соответствии со своей компетенцией.

100. Согласование проекта правового акта осуществляется на оборотной стороне подписываемого начальником ГУСПа (лицом, исполняющим его обязанности) листа проекта правового акта с указанием даты и расшифровки подписи.

Отказ в визировании не допускается. При наличии замечаний к проекту правового акта они излагаются на отдельном листе и прилагаются к проекту правового акта. На листе согласования рядом с визой делается указание о прилагаемых замечаниях.

При наличии разногласий по проекту правового акта замечания по неурегулированным разногласиям могут быть подписаны только руководителями соответствующих структурных подразделений ГУСПа либо лицами, исполняющими их обязанности.

При наличии таких разногласий исполнитель должен уведомлять руководителей иных заинтересованных структурных подразделений ГУСПа, участвующих в согласовании проекта правового акта.

101. Проекты правовых актов подлежат обязательному согласованию с юридической службой ГУСПа и начальником структурного подразделения ГУСПа, в состав которого входит юридическая служба ГУСПа.

Представление на подпись начальнику ГУСПа (лицу, исполняющему его обязанности) проектов правовых актов, не прошедших правовую экспертизу, не допускается.

102. Правовая экспертиза проекта правового акта проводится последовательно в два этапа - предварительная правовая экспертиза и заключительная правовая экспертиза.

103. В ходе предварительной правовой экспертизы определяется соответствие проекта правового акта установленным законодательством Российской Федерации полномочиям ГУСПа, указываются направления его доработки и уточняется перечень структурных подразделений ГУСПа, с которыми он должен быть согласован.

Предварительная правовая экспертиза проекта правового акта проводится в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его поступления в юридическую службу ГУСПа.

104. На заключительную правовую экспертизу проект правового акта представляется после его согласования с руководителями всех заинтересованных структурных подразделений ГУСПа. Заключительная правовая экспертиза проекта правового акта проводится в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его поступления в юридическую службу ГУСПа. Для проведения заключительной правовой экспертизы представляется экземпляр проекта правового акта, в отношении которого проводилась предварительная правовая экспертиза.

105. Одновременно с заключительной правовой экспертизой проекта правового акта проводится его антикоррупционная экспертиза.

106. В случае необходимости срок проведения правовой экспертизы может быть продлен руководителем юридической службы ГУСПа, но не более чем на 10 рабочих дней, а по решению начальника структурного подразделения ГУСПа, в состав которого входит юридическая служба ГУСПа, - до 15 рабочих дней.

О продлении срока проведения правовой экспертизы уведомляется подразделение-разработчик.

107. На правовую экспертизу проект правового акта представляется с приложением пояснительной записки, содержащей:

правовые основания и цели издания правового акта;

сведения обо всех действующих правовых актах по данному вопросу и нормативных правовых актах Российской Федерации, относящихся к предмету правового регулирования проекта правового акта;

сведения о заинтересованных структурных подразделениях ГУСПа и федеральных органах исполнительной власти, с которыми необходимо согласовать проект правового акта, и уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, в которые необходимо направить проект правового акта на заключение (экспертизу).

108. Проект правового акта, пояснительная записка и сопроводительное письмо к ним подписываются руководителем структурного подразделения - разработчика.

109. В случае несоответствия проекта правового акта актам более высокой юридической силы и правилам юридической техники юридическая служба ГУСПа подготавливает мотивированное правовое заключение и направляет его подразделению-разработчику.

Замечания юридико-технического характера могут быть отражены по тексту проекта правового акта, который возвращается подразделению-разработчику для их устранения и повторного представления на правовую экспертизу.

Проекты правовых актов, подготовленные подразделениями-разработчиками, в которых штатом предусмотрены юридические подразделения либо отдельные должности юридической специальности, представляются на правовую экспертизу в юридическую службу ГУСПа завизированными руководителем соответствующего юридического подразделения либо сотрудником, занимающим должность юридической специальности соответственно.

110. Проекты правовых актов, представленные на правовую экспертизу с нарушениями установленного настоящим Регламентом порядка, возвращаются подразделениям-разработчикам без рассмотрения.

111. В ходе правовой экспертизы подразделение-разработчик по запросу юридической службы ГУСПа дает необходимые пояснения по проекту правового акта и представляет документы, указанные в проекте правового акта либо являющиеся основанием для его подготовки.

112. После согласования с юридической службой ГУСПа проект правового акта направляется подразделением-разработчиком для согласования заместителям начальника ГУСПа.

113. Если в процессе согласования в проект правового акта вносятся существенные изменения, проект правового акта подлежит повторному представлению на правовую экспертизу.

114. Информация о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4902; N 52, ст. 7491, ст. 7507; 2014, N 32, ст. 4502; 2015, N 6, ст. 965; N 31, ст. 4692; 2016, N 10, ст. 1423; N 15, ст. 2086; 2017, N 4, ст. 657; N 29, ст. 4374; N 2018, N 6, ст. 880; N 45, ст. 6947) (далее - Правила раскрытия информации), размещается уполномоченными должностными лицами подразделений-разработчиков на официальном сайте regulation.gov.ru в сети Интернет.

Руководитель подразделения-разработчика несет ответственность за размещение всей необходимой информации, предусмотренной Правилами раскрытия информации, и ее соответствие установленным данными Правилами требованиям.

115. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, размещаются уполномоченными должностными лицами подразделения-разработчика на официальном сайте regulation.gov.ru в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Проект правового акта размещается для проведения независимой антикоррупционной экспертизы на сайте regulation.gov.ru в сети Интернет не менее чем на 7 дней.

В случае если в отношении проекта правового акта необходимо проведение процедуры оценки регулирующего воздействия, возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта правового акта обеспечивается в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 52, ст. 7491; 2015, N 6, ст. 965; N 36, ст. 5037; N 44, ст. 6122; 2016, N 28, ст. 4738; 2017, N 29, ст. 4374; N 41, ст. 5963; N 42, ст. 6167; 2018, N 45, ст. 6947) (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия).

В случае если в отношении проекта правового акта необходимо проведение процедуры раскрытия информации о подготовке проекта правового акта и результатах его общественного обсуждения, возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта правового акта обеспечивается в рамках общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия информации, за исключением случаев, установленных пунктом 11 указанных Правил.

116. Заместитель начальника ГУСПа (в соответствии с распределением обязанностей) и руководители структурных подразделений ГУСПа обеспечивают согласование проекта правового акта, в том числе путем проведения согласительных совещаний.

При наличии неурегулированных разногласий по проекту правового акта соответствующий заместитель начальника ГУСПа либо руководитель подразделения-разработчика докладывает о них начальнику ГУСПа (лицу, исполняющему его обязанности) и действует в соответствии с его указаниями.

117. По завершении согласования, общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы проект правового акта представляется на подпись начальнику ГУСПа (лицу, исполняющему его обязанности) через структурное подразделение ГУСПа, на которое возложены функции по ведению делопроизводства, либо непосредственно руководителем структурного подразделения - разработчика.

118. В целях подготовки проектов правовых актов межведомственного характера, ответственным за подготовку которых является ГУСП, начальник ГУСПа по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти может создавать межведомственные рабочие группы.

Согласование указанных проектов правовых актов осуществляется в порядке, аналогичном установленному Регламентом Правительства Российской Федерации порядку согласования проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

119. Правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию (кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера).

120. Направление правовых актов, подлежащих государственной регистрации, в Министерство юстиции Российской Федерации обеспечивает юридическая служба ГУСПа. Правовые акты, подлежащие государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, представляются подразделением-разработчиком в юридическую службу ГУСПа не позднее одного рабочего дня со дня его регистрации в структурном подразделении ГУСПа, на которое возложены функции по ведению делопроизводства.

121. Первые экземпляры правовых актов подлежат учету и постоянному поддержанию в актуальной редакции (с учетом изменений и дополнений) структурным подразделением ГУСПа, на которое возложены функции по ведению делопроизводства.

122. Подразделения-разработчики осуществляют мониторинг применения подготовленных ими правовых актов и представляют начальнику ГУСПа предложения по внесению в них изменений.

123. Ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за истекшим, структурное подразделение ГУСПа, на которое возложены функции по ведению делопроизводства, направляет в юридическую службу ГУСПа для систематизированного учета перечень изданных правовых актов с приложением их электронных образов.

124. Положения настоящей главы применяются также при подготовке проектов актов, не имеющих нормативного характера, и межведомственных соглашений.