Глава IV. Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства N 6 "О единых правилах в области защиты прав потребителей" (принят в г. Минске 06.12.2024)
Глава IV. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ПРОДУКТОВ
1. Продавец (агрегатор) обязан предоставить потребителю цифровой продукт (доступ к цифровому продукту) незамедлительно после заключения договора, если иной порядок не предусмотрен договором между потребителем и продавцом (агрегатором).
2. Если цифровой продукт предполагает организацию непрерывного доступа потребителя к такому продукту, продавец (изготовитель, агрегатор, представитель) обязан обеспечить непрерывную доступность такого продукта.
3. Если цифровой продукт предполагает периодическое внесение (списание) абонентской платы, продавец (агрегатор) обязан не менее чем за три дня до очередного внесения (списания) абонентской платы уведомить потребителя о предстоящем внесении (списании). Уведомление о предстоящем внесении (списании) абонентской платы должно содержать информацию о порядке отказа от цифрового продукта и прекращения внесения (списания) абонентской платы.
4. Продавец (изготовитель, представитель) отвечает за недостатки цифрового продукта, если не докажет, что они возникли после передачи цифрового продукта потребителю (предоставления доступа к цифровому продукту) вследствие нарушения потребителем правил использования, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
1. Потребитель в случае обнаружения в цифровом продукте недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на аналогичный цифровой продукт;
потребовать замены на другой цифровой продукт с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков цифрового продукта или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора о реализации цифрового продукта (предоставления доступа к цифровому продукту) и потребовать возврата уплаченной за цифровой продукт суммы.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие реализации цифрового продукта ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в 10-дневный срок.
2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу, изготовителю, представителю либо агрегатору.
3. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки цифрового продукта, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Для подтверждения факта приобретения товара могут использоваться свидетельские показания, банковские выписки, техническая документация к цифровому продукту, а также документы и другие средства доказывания, указывающие на приобретение цифрового продукта у данного продавца.
4. Требования потребителя, указанные в пункте 1 настоящей статьи, подлежат удовлетворению в пределах сроков, установленных статьями 21 - 23 настоящих Единых правил.
За нарушение установленных сроков выполнения требований потребителей продавец (изготовитель, представитель, агрегатор), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены цифрового продукта.
Цена цифрового продукта определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, представителем, агрегатором), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
5. В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 21, 22, 23 настоящих Единых правил, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 44 настоящих Единых правил.
1. Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 44 настоящих Единых правил требования к продавцу (изготовителю, представителю, агрегатору) в отношении недостатков цифрового продукта, если они обнаружены в течение гарантийного срока.
В отношении цифровых продуктов, на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки цифрового продукта обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи его потребителю (предоставления доступа к цифровому продукту).
2. Гарантийный срок цифрового продукта исчисляется со дня передачи цифрового продукта потребителю (предоставления доступа к цифровому продукту), если иное не предусмотрено договором.
3. Сроки, указанные в настоящей статье, доводятся до сведения потребителя в информации о товаре, предоставляемой потребителю в соответствии со статьей 17 настоящих Единых правил.
4. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки цифрового продукта обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю, представителю, агрегатору) требования, предусмотренные статьей 44 настоящих Единых правил, в течение двух лет со дня передачи цифрового продукта потребителю (предоставления доступа к цифровому продукту).
В случаях, когда гарантийный срок на цифровой продукт не установлен, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю, представителю, агрегатору) требования, предусмотренные статьей 44 настоящих Единых правил, в течение двух лет со дня передачи цифрового продукта потребителю (предоставления доступа к цифровому продукту).
Последствия нарушения продавцом (агрегатором) срока передачи
предварительно оплаченного цифрового продукта потребителю
1. Договор о реализации цифрового продукта, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить цифровой продукт, должен содержать условие о сроке передачи цифрового продукта потребителю (сроке предоставления доступа к цифровому продукту).
2. В случае, если продавец (агрегатор), получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором о реализации цифрового продукта размере, не исполнил обязанность по передаче цифрового продукта потребителю (предоставлению доступа к цифровому продукту) в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
передачи оплаченного цифрового продукта (предоставления доступа к цифровому продукту) в установленный им новый срок;
возврата суммы предварительной оплаты цифрового продукта, не переданного продавцом или агрегатором (цифрового продукта, доступ к которому не предоставлен).
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения, установленного договором о реализации цифрового продукта срока передачи предварительно оплаченного цифрового продукта (срока предоставления доступа к цифровому продукту).
3. В случае нарушения, установленного договором о реализации цифрового продукта срока передачи предварительно оплаченного цифрового продукта (предоставления доступа к цифровому продукту) потребителю продавец (агрегатор) уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере одного процента суммы предварительной оплаты цифрового продукта.
Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору о реализации цифрового продукта передача цифрового продукта потребителю (предоставление доступа к цифровому продукту) должна была быть осуществлена, до дня передачи цифрового продукта потребителю (предоставления доступа к цифровому продукту) или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.
4. Требования потребителя о возврате уплаченной за цифровой продукт суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом (агрегатором) в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования.
1. При замене цифрового продукта ненадлежащего качества на аналогичный цифровой продукт перерасчет цены цифрового продукта не производится.
2. При замене цифрового продукта ненадлежащего качества на другой цифровой продукт в случае, если цена цифрового продукта, подлежащего замене, ниже цены цифрового продукта, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; в случае, если цена цифрового продукта, подлежащего замене, выше цены цифрового продукта, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается потребителю. Цена цифрового продукта, подлежащего замене, определяется на момент его замены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом (агрегатором), цена заменяемого цифрового продукта и цена передаваемого взамен цифрового продукта определяются на момент вынесения судом решения о замене цифрового продукта.
3. В случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены цифрового продукта в расчет принимается цена цифрового продукта на момент предъявления потребителем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены.
4. При возврате цифрового продукта ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой цифрового продукта, установленной договором, и ценой соответствующего цифрового продукта на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.
Потребитель вправе отказаться от цифрового продукта надлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за указанный цифровой продукт денежной суммы в течение семи дней, не считая дня его покупки, если более длительный срок не объявлен продавцом (агрегатором).
Если цифровой продукт предполагает организацию непрерывного доступа потребителя к такому продукту и периодическое внесение (списание) абонентской платы, возврату подлежит часть абонентской платы, пропорциональная оставшемуся оплаченному периоду.