IX. РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
IX. Оценка регулирующего воздействия проектов решений Комиссии
1. Объекты оценки регулирующего воздействия, качественные
характеристики и этапы оценки регулирующего воздействия
проектов решений Комиссии
141. Решения Комиссии, которые могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности, за исключением решений Комиссии, указанных в пункте 142 настоящего Регламента, принимаются с учетом результатов проведения оценки регулирующего воздействия проектов таких решений (далее - оценка регулирующего воздействия).
Методическое обеспечение и консультационное сопровождение проведения оценки регулирующего воздействия осуществляются департаментом Комиссии, закрепленным в соответствии с решением Совета за членом Коллегии, к обязанностям которого отнесены вопросы, касающиеся условий ведения предпринимательской деятельности (далее - сводный департамент).
142. Положения настоящего раздела не распространяются на:
1) проекты решений Комиссии, содержащих сведения ограниченного распространения;
2) проекты решений Комиссии, которые носят программно-стратегический характер и не оказывают влияния на условия ведения предпринимательской деятельности;
3) проекты решений Комиссии по вопросам организации и финансирования деятельности Комиссии;
4) проекты решений органов Союза по вопросам бюджета Союза и его исполнения;
5) проекты решений Комиссии о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, об изменении или об отмене специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер либо о неприменении мер, а также проекты решений Комиссии о начале расследования в соответствии с Протоколом о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение N 8 к Договору о Союзе);
6) проекты решений Комиссии по вопросам таможенно-тарифного регулирования;
7) проекты решений Комиссии о введении, применении, продлении или отмене единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран, по которым в соответствии с пунктом 8 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Союзе) не проводятся консультации с участниками внешнеторговой деятельности государств-членов, экономические интересы которых могут быть затронуты принятием таких решений;
8) проекты решений Комиссии по делам о нарушении хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) общих правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях 2 и более государств-членов, принимаемых в соответствии с разделом XVIII Договора о Союзе и Протоколом об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору о Союзе), а также решений Комиссии о наложении штрафов за непредставление либо несвоевременное представление в Комиссию по ее требованию сведений (информации) или за представление в Комиссию заведомо недостоверных сведений (информации);
9) проекты решений Комиссии по вопросам регулирования, контроля и применения промышленных субсидий;
10) проекты решений Комиссий по вопросам регулирования, контроля и применения мер государственной поддержки сельского хозяйства, а также реализации согласованной (скоординированной) агропромышленной политики;
11) проекты решений Комиссии, касающихся вопросов заключения международных договоров Союза с третьей стороной;
12) проекты решений Комиссии в сфере таможенного регулирования по вопросам:
перемещения через таможенную границу Союза товаров физическими лицами для личного пользования;
перемещения через таможенную границу Союза товаров дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального пользования;
классификации отдельных видов товаров;
13) проекты решений Комиссии, принимаемых по результатам рассмотрения заявлений потребителей о защите их прав и интересов, нарушенных действиями организаций железнодорожного транспорта по изменению уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов;
14) проекты решений Совета об отмене решений Комиссии, принятых Коллегией, или о внесении в них изменений в соответствии с пунктом 30 Положения о Комиссии в порядке, установленном разделом IV настоящего Регламента;
15) проекты решений Комиссии о необходимости отмены государственного ценового регулирования, о согласовании продления срока государственного ценового регулирования, об отказе в согласовании продления срока государственного ценового регулирования;
16) проекты решений Комиссии о необходимости отмены актов государств-членов об установлении изъятий из национального режима в сфере государственных (муниципальных) закупок;
17) проекты решений Комиссии об одобрении проектов решений Высшего совета об основных направлениях и этапах реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики, а также о программе поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена;
18) проекты решений Комиссии, которые носят технический и (или) юридико-технический характер и не оказывают влияния на условия ведения предпринимательской деятельности. Вопросы о характере указанных проектов решений Комиссии (технический и (или) юридико-технический), о неоказании влияния таких проектов решений Комиссии на условия ведения предпринимательской деятельности решаются департаментом-разработчиком;
19) проекты решений Комиссии по вопросам регулирования финансового рынка;
20) проекты решений Комиссии по расширению сфер естественных монополий в государствах-членах;
21) проекты решений о применении мер в соответствии со статьей 50 Договора о Союзе;
22) проекты решений в отношении временного приостановления предоставления тарифных преференций, предусмотренных международным договором Союза с третьей стороной об установлении режима свободной торговли;
23) проекты решений Совета Комиссии о введении экстренной фитосанитарной меры на таможенной территории Союза.
143. При наличии позиции сводного департамента о необходимости проведения оценки регулирующего воздействия проекта решения Комиссии соответствующий вопрос подлежит рассмотрению на заседании рабочей группы Комиссии по проведению оценки регулирующего воздействия проектов решений Комиссии, указанной в пункте 164 настоящего Регламента (далее - рабочая группа).
В случае если по вопросу о необходимости проведения оценки регулирующего воздействия проекта решения Комиссии по результатам проведения заседания рабочей группы между департаментом-разработчиком и сводным департаментом не было достигнуто согласие, решение по данному вопросу принимается Коллегией.
144. Оценка регулирующего воздействия является обязательным этапом процесса подготовки проектов решений Комиссии, которые могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности. Оценка регулирующего воздействия направлена на выявление и устранение предусмотренных положениями проектов решений Комиссии или возникающих в связи с указанными положениями избыточных обязанностей, ограничений и (или) запретов для субъектов предпринимательской деятельности, необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности (далее - избыточные ограничения), создающих барьеры для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территории Союза.
145. Оценка регулирующего воздействия включает публичное обсуждение предлагаемого регулирования с субъектами предпринимательской деятельности и иными заинтересованными лицами, подготовку на этой основе структурированной оценки проекта решения Комиссии.
146. В целях настоящего раздела под регулированием понимается принятие решения Комиссии, имеющего нормативно-правовой характер, обязательного для исполнения и входящего в право Союза, под воздействием понимается положительный или отрицательный эффект регулирования, включающий как эффекты, которые могут быть оценены в денежном выражении, так и эффекты, которые невозможно подвергнуть денежной оценке.
147. Оценка регулирующего воздействия проводится по следующим основным качественным характеристикам регулирования:
1) проблема, на решение которой направлен проект решения Комиссии, цель регулирования и группа лиц, на защиту интересов которых направлен проект решения Комиссии;
2) адресаты регулирования, в том числе субъекты предпринимательской деятельности, и воздействие, оказываемое на них регулированием;
3) содержание устанавливаемых для адресатов регулирования ограничений (обязательных правил поведения);
4) механизм разрешения проблемы и достижения цели регулирования, предусмотренный проектом решения Комиссии (описание взаимосвязи между предлагаемым регулированием и решаемой проблемой);
5) сведения о рассмотренных альтернативах предлагаемому регулированию.
148. Проведение оценки регулирующего воздействия состоит из следующих этапов:
1) текущая оценка - разработка проекта решения Комиссии, составление информационно-аналитической справки о последствиях влияния проекта решения Комиссии на условия ведения предпринимательской деятельности (далее информационно-аналитическая справка) и опросного листа для проведения публичного обсуждения проекта решения Комиссии (далее - опросный лист), а также их публичное обсуждение (заполнение);
2) итоговая оценка - подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия.
149. Оценка регулирующего воздействия проводится посредством реализации всех мероприятий этапа итоговой оценки, а также посредством реализации мероприятий этапа текущей оценки только в части составления информационно-аналитической справки, предусмотренной абзацем вторым пункта 154 настоящего Регламента, в отношении:
1) проектов решений Комиссии в сфере применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер;
2) проектов решений Комиссии о введении, применении, продлении или отмене единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран, по которым Комиссией с учетом норм, установленных пунктами 6 - 8 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Союзе), были проведены консультации с участниками внешнеторговой деятельности государств-членов, экономические интересы которых могут быть затронуты принятием таких решений, а также о внесении изменений в эти решения.
150. Опубликование для целей публичного обсуждения проектов решений Комиссии в сфере применения санитарных мер осуществляется в соответствии с утверждаемым Комиссией порядком разработки, утверждения, изменения и применения единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований и процедур. В отношении проектов решений Комиссии в сфере применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер срок публичного обсуждения не может составлять менее 60 календарных дней со дня опубликования проекта решения на официальном сайте Союза. Сводка комментариев и предложений, поступивших по итогам публичного обсуждения указанных проектов решений Комиссии (с указанием позиции департамента-разработчика по поступившим комментариям и предложениям), размещается на официальном сайте Союза не позднее 30 календарных дней со дня окончания срока, установленного для публичного обсуждения.
Консультации по проектам решений Комиссии о введении, применении, продлении или отмене единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран с участниками внешнеторговой деятельности государств-членов, экономические интересы которых могут быть затронуты принятием таких решений, проводятся в соответствии с порядком, утверждаемым Комиссией.
151. В отношении проектов решений Комиссии о принятии технических регламентов Союза, внесении в них изменений или об их отмене, о введении в действие принятых технических регламентов Союза и переходных положениях технических регламентов Союза оценка регулирующего воздействия состоит из этапов (процедур), установленных порядком разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Союза, утверждаемым Комиссией.
В отношении проектов решений Комиссии об утверждении перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов Союза, и об утверждении перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технических регламентов Союза и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, оценка регулирующего воздействия состоит из этапов (процедур), установленных порядком разработки и принятия перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, необходимых для обеспечения исполнения требований технических регламентов Союза и для осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, утверждаемым Комиссией.
Положения пункта 148 настоящего Регламента не распространяются на проекты решений Комиссии, указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта.
152. В рамках проведения оценки регулирующего воздействия Комиссия обеспечивает:
1) размещение на официальном сайте Союза проектов решений Комиссии, информационно-аналитических справок, опросных листов и заключений об оценке регулирующего воздействия;
2) доступ всех заинтересованных лиц к размещенным на официальном сайте Союза проектам решений Комиссии, информационно-аналитическим справкам, опросным листам и заключениям об оценке регулирующего воздействия;
3) возможность направления с использованием официального сайта Союза всеми заинтересованными лицами замечаний и предложений к проектам решений Комиссии и информационно-аналитическим справкам, а также заполнения опросных листов;
4) размещение на официальном сайте Союза сводной информации о направленных заинтересованными лицами замечаниях и предложениях;
5) информирование на официальном сайте Союза заинтересованных лиц об учете замечаний и предложений и (или) об основаниях их отклонения.
153. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для реализации пункта 152 настоящего Регламента, а также для обеспечения возможности обмена информацией о проведении оценки регулирующего воздействия, размещенной на официальном сайте Союза, с другими ресурсами сети, в том числе с официальными порталами государств-членов по вопросам регулирования, с тематическими форумами, сетевыми сообществами, устанавливаются в порядке формирования и ведения официального сайта Союза.
По вопросам, возникающим в ходе проведения оценки регулирующего воздействия, могут проводиться консультации между сводным департаментом и департаментом-разработчиком.
В случае письменного обращения департамента-разработчика к сводному департаменту или сводного департамента к департаменту-разработчику о необходимости проведения консультаций по вопросам, возникающим в ходе проведения оценки регулирующего воздействия, проведение указанных консультаций является обязательным.
154. К подготавливаемому проекту решения Комиссии департамент-разработчик составляет:
информационно-аналитическую справку, которая представляет собой промежуточный аналитический отчет и в которой указывается мнение департамента-разработчика, в том числе об основных качественных характеристиках регулирования, предусмотренных пунктом 147 настоящего Регламента;
опросный лист, содержащий стандартизированный перечень вопросов к заинтересованным лицам, предназначенный для получения экспертной оценки проекта решения Комиссии этими лицами, в том числе по основным качественным характеристикам регулирования, предусмотренным пунктом 147 настоящего Регламента.
Информационно-аналитическая справка и опросный лист составляются по формам, устанавливаемым правилами внутреннего документооборота в Комиссии.
155. В целях организации публичного обсуждения проекта решения Комиссии департамент-разработчик обеспечивает размещение проекта решения Комиссии, информационно-аналитической справки и опросного листа на официальном сайте Союза до начала согласования проекта решения Комиссии с заинтересованными департаментами Комиссии либо одновременно с проведением указанного согласования.
Проведение публичного обсуждения начинается со дня размещения на официальном сайте Союза проекта решения Комиссии, информационно-аналитической справки и опросного листа.
156. Департамент-разработчик в течение 5 календарных дней со дня размещения на официальном сайте Союза проекта решения Комиссии, информационно-аналитической справки и опросного листа информирует в письменной форме, в том числе посредством электронной почты, о начале проведения публичного обсуждения:
сводный департамент, членов рабочей группы;
координаторов от бизнес-сообщества каждого государства-члена;
представителей бизнес-сообщества, научных и общественных организаций, иных независимых экспертов, включенных в состав соответствующего консультативного органа;
иных лиц, которых, по мнению департамента-разработчика, целесообразно привлечь к подготовке проекта решения Комиссии.
Указанным лицам направляется информация:
о месте размещения на официальном сайте Союза проекта решения Комиссии, информационно-аналитической справки и опросного листа (полных электронных адресах (гиперссылках));
о сроке проведения публичного обсуждения, в течение которого департаментом-разработчиком принимаются предложения, и способе их представления (с использованием соответствующего сервиса официального сайта Союза, на бумажных носителях и (или) посредством электронной почты).
157. Срок публичного обсуждения не может составлять менее 30 календарных дней со дня размещения на официальном сайте Союза проекта решения Комиссии, информационно-аналитической справки и опросного листа.
158. Департамент-разработчик обязан обеспечить рассмотрение всех своевременно поступивших в ходе проведения публичного обсуждения предложений, в том числе посредством направления заинтересованными лицами заполненного опросного листа.
159. С целью информирования заинтересованных лиц департамент-разработчик не позднее 10 календарных дней со дня окончания срока публичного обсуждения размещает на официальном сайте Союза по форме, устанавливаемой правилами внутреннего документооборота в Комиссии, сводную информацию о представленных предложениях с указанием сведений об их учете и (или) об основаниях их отклонения. Указанная сводная информация подписывается руководителем (заместителем руководителя) департамента-разработчика.
160. По результатам публичного обсуждения департамент-разработчик дорабатывает информационно-аналитическую справку и при необходимости проект решения Комиссии.
161. Если в результате доработки проекта решения Комиссии департаментом-разработчиком, в том числе с учетом результатов публичного обсуждения, в проект решения внесены существенные изменения, которые предусматривают установление ограничений для субъектов предпринимательской деятельности, и публичное обсуждение которых ранее не проводилось, то этот проект решения Комиссии должен быть повторно размещен департаментом-разработчиком на официальном сайте Союза с целью проведения его публичного обсуждения.
Существенность указанных изменений, а также факт введения указанных ограничений устанавливаются департаментом-разработчиком самостоятельно.
162. По результатам рассмотрения предложений, поступивших в ходе проведения публичного обсуждения проекта решения Комиссии, департамент-разработчик может принять мотивированное решение об отказе от дальнейшей подготовки проекта решения Комиссии.
В случае принятия решения об отказе от дальнейшей подготовки проекта решения Комиссии департамент-разработчик в течение 5 календарных дней обеспечивает размещение на официальном сайте Союза информации об отказе от дальнейшей подготовки проекта решения Комиссии.
163. Доработанные по результатам публичного обсуждения проект решения Комиссии и информационно-аналитическая справка, а также указанная в пункте 159 настоящего Регламента сводная информация направляются департаментом-разработчиком в сводный департамент и членам рабочей группы. Одновременно указанные документы размещаются на официальном сайте Союза.
При направлении в сводный департамент и членам рабочей группы проектов решений Комиссии, указанных в пункте 149 настоящего Регламента, к ним прилагаются информационно-аналитическая справка, составляемая по форме, устанавливаемой правилами внутреннего документооборота в Комиссии, и сводка отзывов (сводка комментариев и предложений) по результатам публичного обсуждения или консультаций, предусмотренных пунктом 150 настоящего Регламента.
164. Состав рабочей группы и положение о ней утверждаются Коллегией.
Руководителем рабочей группы является член Коллегии, за которым закреплен сводный департамент, а заместителем руководителя - директор сводного департамента.
Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности рабочей группы осуществляется сводным департаментом.
165. Рабочая группа в течение 15 календарных дней со дня поступления от департамента-разработчика проекта решения Комиссии, информационно-аналитической справки и сводной информации, указанной в пункте 159 настоящего Регламента, обеспечивает подготовку заключения об оценке регулирующего воздействия.
При подготовке заключения об оценке регулирующего воздействия рабочая группа принимает во внимание заключения об оценке регулирующего воздействия (анализе регуляторного воздействия) в отношении данного проекта решения Комиссии, подготовленные уполномоченными органами государств-членов (при их наличии).
При подготовке заключения об оценке регулирующего воздействия рабочая группа использует замечания и предложения, поступившие на всех этапах оценки от представителей бизнес-сообщества и экспертного сообщества, а также иных заинтересованных лиц.
Обязательному отражению в заключении об оценке регулирующего воздействия подлежат:
информация о консолидированной позиции координаторов от бизнес-сообщества каждого государства-члена по проекту решения Комиссии (при наличии такой позиции);
сведения о позиции департамента-разработчика по проекту решения (в случае ее поступления в сводный департамент или представления на заседании рабочей группы).
166. Заключение об оценке регулирующего воздействия подписывается руководителем рабочей группы, а в период его отсутствия в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском или командировкой - заместителем руководителя рабочей группы.
167. При наличии обращений координаторов от бизнес-сообщества каждого государства-члена о необходимости проведения публичных консультаций по проекту решения Комиссии (за исключением проекта решения Комиссии, указанного в подпункте 2 пункта 149 настоящего Регламента) срок подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, указанный в абзаце первом пункта 165 настоящего Регламента, может быть продлен Председателем Коллегии по представлению руководителя рабочей группы.
168. Сводный департамент не позднее 3 календарных дней со дня подписания заключения об оценке регулирующего воздействия направляет его департаменту-разработчику, членам рабочей группы, а также обеспечивает его размещение на официальном сайте Союза.
169. На основании заключения об оценке регулирующего воздействия департамент-разработчик дорабатывает информационно-аналитическую справку и при необходимости проект решения Комиссии.
В доработанной информационно-аналитической справке приводятся сведения об учете при доработке проекта решения Комиссии замечаний, указанных в заключении об оценке регулирующего воздействия, и (или) об основаниях их отклонения.
Доработанные проект решения Комиссии и информационно-аналитическая справка размещаются на официальном сайте Союза.
170. Заключение об оценке регулирующего воздействия принимается к сведению Коллегией и (или) Советом при рассмотрении проекта решения Комиссии на заседании Коллегии и (или) Совета.
В случае внесения в проект решения Совета по результатам его рассмотрения на заседании Коллегии изменений, которые предусматривают установление каких-либо ограничений для субъектов предпринимательской деятельности, при его внесении для рассмотрения на заседании Совета рабочая группа может представить актуализированное заключение об оценке регулирующего воздействия указанного проекта решения.
4. Отчет о мониторинге проведения процедур оценки
регулирующего воздействия проектов решений Комиссии
и проектов международных договоров в рамках Союза и оценки
фактического воздействия принятых решений Комиссии
171. Подготовка отчета Комиссии о мониторинге проведения процедур оценки регулирующего воздействия проектов решений Комиссии и проектов международных договоров в рамках Союза и оценки фактического воздействия принятых решений Комиссии, предусмотренного подпунктом 5 пункта 24 Положения о Комиссии (далее - отчет), осуществляется сводным департаментом 1 раз в 2 года до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.
172. Отчет должен содержать информацию:
1) о количестве решений Комиссии, по которым была проведена оценка регулирующего воздействия, и результатах ее проведения, в том числе о количестве:
принятых департаментами-разработчиками решений об отказе от дальнейшей подготовки проектов решений Комиссии по результатам рассмотрения предложений, поступивших в ходе проведения публичного обсуждения проектов решений Комиссии;
случаев выявления в проектах решений Комиссии положений, предусматривающих избыточные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности;
2) о случаях (их количестве) несоблюдения департаментами-разработчиками установленного настоящим Регламентом порядка проведения оценки регулирующего воздействия.
3) о количестве решений Комиссии, по которым была проведена оценка фактического воздействия, и результатах ее проведения;
4) о количестве проектов международных договоров в рамках Союза, которые могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности, по которым была проведена оценка регулирующего воздействия в соответствии с разделом XI настоящего Регламента, и результатах ее проведения.
173. Отчет дополнительно может содержать:
1) предложения по совершенствованию порядка оценки регулирующего воздействия и оценки фактического воздействия, установленного настоящим Регламентом;
2) предложения по совершенствованию форм документов, используемых при проведении оценки регулирующего воздействия и оценки фактического воздействия, и правил их составления, установленных правилами внутреннего документооборота в Комиссии;
3) предложения по совершенствованию организационно-технических и информационно-аналитических средств, обеспечивающих проведение оценки регулирующего воздействия и оценки фактического воздействия;
4) предложения о внесении изменений в принятые решения Комиссии, которые оказывают или могут оказать отрицательное влияние на условия ведения предпринимательской деятельности;
5) иные сведения статистического и справочно-аналитического характера.
174. Член Коллегии, за которым закреплен сводный департамент, до 15 марта года, следующего за отчетным периодом, представляет проект отчета для рассмотрения на заседании Коллегии и представления на рассмотрение Совета в порядке, установленном разделами II и III настоящего Регламента.
Проект отчета, одобренный на заседании Коллегии, представляется членом Коллегии, за которым закреплен сводный департамент, на заседании Совета до 15 мая года, следующего за отчетным периодом.
175. Совет представляет отчет на рассмотрение Межправительственного совета до 15 июня года, следующего за отчетным периодом.