4. Автомобильный транспорт в Российской Федерации
Объем перевозок грузов автомобильным транспортом в 2013 году составил 5,6 млрд т, а грузооборот - 250 млрд т/км (таблицы 1 и 2 приложения к настоящей Программе).
В настоящее время предприятиями негосударственных форм собственности на автомобильном транспорте выполняется 95,8 процента перевозок грузов.
В структуре грузов, перевозимых автомобильным транспортом, 83 процента составляют навалочные грузы, доля продовольственных товаров составляет около 8,5 процента, на лесоматериалы и товары народного потребления приходится по 3 процента.
Международные перевозки грузов автомобильным транспортом осуществляются по территориям 45 иностранных государств.
Рынок автотранспортных услуг характеризуется большим количеством участников. Перевозки грузов внутри Российской Федерации осуществляют более 6 млн автомобилей. В связи с этим уровень конкуренции на рынке очень высок.
Рынок международных перевозок грузов автомобильным транспортом характеризуется высоким уровнем конкуренции как со стороны российских компаний, так и со стороны иностранных перевозчиков.
Свыше 50 тыс. автотранспортных средств заняты на международных перевозках, 36 тыс. транспортных средств принадлежат членам Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).
Около 7,4 тыс. предприятий имели допуск к международным перевозкам грузов автомобильным транспортом в 2012 году. Из них в регулярном режиме работает на международном рынке порядка 4,5 тыс. перевозчиков.
На 1 января 2014 г. из 36 185 транспортных средств парка АСМАП 43,1 процента составляли современные транспортные средства экологического класса Евро-4 и Евро-5.
В Российской Федерации протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения составляет 50,7 тыс. км. Планируется построить и реконструировать 7,4 тыс. км автомобильных дорог федерального значения и 6,7 тыс. км автомобильных дорог регионального и муниципального значения, предусматривающих федеральное софинансирование.
Согласно исследованию МСАТ на значительной протяженности российских участков автомобильных дорог, входящих в международные транспортные коридоры, практически исчерпаны или отсутствуют возможности осуществления перевозок.
По коридору Север - Юг можно отметить следующие участки, обслуживающие движение в режиме перегрузки и остающиеся узкими местами:
по автомобильному маршруту граница с Финляндией (Торфяновка)/порты Балтийского моря - Санкт-Петербург - Великий Новгород - Тверь - Москва - Кашира - Тамбов - Борисоглебск - Волгоград - граница Республики Казахстан (Котяевка);
на автомобильной дороге М-10 "Скандинавия" (на участке Санкт-Петербург - Выборг - граница с Финляндией) - недостаточная пропускная способность участков на подходах к многосторонним автомобильным пунктам пропуска на государственной границе Российской Федерации "Брусничное" и "Торфяновка";
на автомобильной дороге М-6 "Каспий" (Москва (от Каширы) - Тамбов - Волгоград - Астрахань);
по автомобильному маршруту N 2 (граница с Польшей - Брест - Минск - Смоленск - Москва - Владимир - Нижний Новгород);
на автомобильной дороге М-7 "Волга" (Москва - Владимир - Нижний Новгород) - недостаточная пропускная способность 4 участков автомобильной дороги.
Ряд участков по автомобильному маршруту N 1:
на автомобильной дороге М-21 (Волгоград - Каменск-Шахтинский - граница с Украиной);
на автомобильной дороге М-5 "Урал" (Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск).
Важнейшим инфраструктурным проектом должна стать Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) протяженностью 520 км.