ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 26 июля 2006 г. N ВКПИ06-49

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда Российской Федерации
    генерал-майора юстиции                          Шалякина А.С.,
    при секретаре                                Шароватовой И.А.,
    с участием военного прокурора -
    начальника отдела 6 управления
    Главной военной прокуратуры
    полковника юстиции                                Титова Н.П.,
    представителей Правительства
    Российской Федерации                             Чурикова С.В.
                                                   и Чарыева М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина Т. о признании пп. "в" пункта 26 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", не действующим с момента его утверждения,

установил:

Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором указал, что 27 января 1994 года был поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства - г. Рязани, но в 1996 году убыл в город Королев Московской области, в связи с чем в 2005 году снят с указанного учета.

В обоснование принятого решения о снятии заявителя с учета нуждающихся органы местного самоуправления положили нормы Правил учета, утвержденных оспариваемым Постановлением Правительства РФ.

По мнению заявителя, подпункт "в" пункта 26 раздела Правил учета ограничивает его гарантированное законом право на выбор места жительства до получения жилья в избранном постоянном месте жительства.

В судебном заседании Т. поддержал свои требования, изложенные в заявлении, и просил признать подпункт "в" пункта 26 раздела указанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, не действующим с момента утверждения.

Представители Правительства Российской Федерации Чарыев М.Р. и Чуриков С.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований Т., указав, что Постановление Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, а содержит положения норм Законов "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе" и других нормативных правовых актов и не ограничивает прав Т. на свободу передвижения и выбора места жительства.

Заслушав представителей Правительства Российской Федерации Чурикова С.В. и Чарыева М.Р. и заключение прокурора полковника юстиции Титова Н.П., полагавшего необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать, Верховный Суд Российской Федерации, исследовав материалы дела, находит, что требования Т. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В силу п. 14 ст. 15 указанного Закона, военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состояния здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня пребывания на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам.

Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в п. 14 ст. 15 этого Закона, определяется Правительством РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Жилищного кодекса РФ Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

Таким образом, Правительство РФ обладает полномочиями по установлению порядка предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе и гражданам, уволенным с военной службы.

В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительство РФ своими Постановлениями от 6 сентября 1998 года N 1054 утвердило Правила учета (далее - Правила) военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Подпункт "в" пункта 26 Правил учета предусматривает, что военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезде на другое постоянное место жительства.

В соответствии с пунктом 7 Правил одним из оснований признания указанной категории граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

Согласно пункту 22 Правил, если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения с военной службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному месту жительства.

Следовательно, действующие в настоящий момент нормы российского законодательства не ограничивают граждан, уволенных с военной службы, как в праве выбора места жительства при увольнении, так и в праве изменения своего решения после увольнения, а государство гарантирует для граждан, уволенных с военной службы по льготным основаниям, обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства.

Вопреки утверждению заявителя, оспариваемая норма не противоречит ст. 1 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и ст. 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку она не ограничивает прав граждан, в том числе военнослужащих, на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, не содержит в себе препятствий для осуществления данного права и не исключает возможности его реализации.

В целях обеспечения воинского учета в соответствии со ст. ст. 8, 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства. Кроме того, данными нормами предусмотрено, что граждане обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства.

Таким образом, обязанность в постановке на воинский учет гражданина обусловлена как увольнением с военной службы, так и сменой места жительства при увольнении либо после увольнения, однако эта обязанность не нарушает его права на обеспечение жилыми помещениями по новому избранному месту жительства по льготным основаниям. Гражданин лишь обращается с соответствующим заявлениям в орган местного самоуправления по вновь избранному месту жительства и становится там на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как это прямо предусмотрено пунктом 22 Правил.

Также, вопреки утверждению заявителя, нет достаточных оснований полагать, что используемый в оспариваемой норме термин "постоянное место жительства" не согласуется с используемым в Федеральном законе "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и ст. 20 Гражданского кодекса РФ понятием "место жительства", так как используемые в анализируемых нормативных правовых актах словосочетания "постоянное место жительства" и "место жительства" не противопоставляются друг другу.

Отсутствуют противоречия и между оспариваемой нормой и ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", так как принятая Правительством РФ норма не содержит положений, утверждающих обратное и закрепляющих иные правила, чем те, которые предусмотрены в ст. 15 указанного Федерального закона.

Большинство доводов заявителя сводятся к обоснованию незаконности оспариваемой нормы по причине неправильного ее применения в отношении Т. органами государственной власти и местного самоуправления. Вместе с тем правоприменение не может являться предметом по делам, рассматриваемым по правилам главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу требований ст. ст. 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемая норма должна противоречить закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Заявителем не приведено достаточных данных и не представлено каких-либо убедительных фактов, кроме рассуждений общего характера, о противоречии оспариваемой нормы федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, превышении Правительством Российской Федерации своих полномочий при ее принятии.

При таких обстоятельствах оспариваемая норма принята Правительством Российской Федерации в пределах своих полномочий, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а требования заявителя, в этой связи, не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд РФ

решил:

в удовлетворении заявления Т. о признании недействующим пп. "в" пункта 26 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.ШАЛЯКИН