ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2005 г. N ВКПИ05-17

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда Российской Федерации
    генерал-майора юстиции                          Шалякина А.С.,
    при секретаре майоре юстиции                   Пилипчуке А.А.,
    с участием старшего военного прокурора
    отдела 6 управления Главной военной
    прокуратуры полковника юстиции                 Багателии В.И.,
    заявителя майора                                           Х.,
    представителя Президента
    Российской Федерации
    подполковника юстиции                           Полябина О.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Х. о признании пп. "д" п. 17 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", в части слов "а также в случае если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии" прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли" недействующим,

установил:

Х. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше заявлением, в котором оспаривает законность пп. "д" п. 17 статьи 11 этого Положения.

Данная норма устанавливает, что назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится в порядке реализации дисциплинарного взыскания "снижение в должности" или "снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность", а также в случае если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии" прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.

Обосновывая свои требования, заявитель утверждает, что военнослужащий, на которого наложено дисциплинарное взыскание в виде "предупреждения о неполном служебном соответствии", может быть назначен на низшую должность не в течение года, как это предусматривает оспариваемый им пп. "д" п. 17 статьи 11 Положения, а и в последующем в любое время, поскольку в этом Указе не указаны конкретные сроки, по окончании которых данное наказание не приводится в исполнение.

В частности, на него, Х., Приказом командира войсковой части 95054 от 30 сентября 2002 года N 184, в которой он проходил военную службу по контракту, было наложено дисциплинарное взыскание в виде "предупреждения о неполном служебном соответствии".

Спустя свыше года, 11 февраля 2004 года, приказом командира вышестоящей войсковой части 63839 он был освобожден от занимаемой должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание "майор", и назначен на другую должность со штатом воинского звания "капитан". Основанием для такого назначения в представлении указан пп. "д" п. 17 ст. 11 "Положения о порядке прохождения военной службы".

Следовательно, считает Х., сроки снятия данного взыскания нормативными документами не определены и в случае назначения военнослужащего на низшую воинскую должность это взыскание в соответствии с пп. "д" п. 17 ст. 11 "Положения о порядке прохождения военной службы" является "пожизненным".

По мнению Х., данная правовая норма в указанной части ущемляет права военнослужащих и противоречит ст. ст. 95 и 102 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

В судебном заседании заявитель Х., настаивая на своих требованиях, отметил, что, по его мнению, в случае назначения военнослужащего на низшую должность в соответствии с пп. "д" п. 17 ст. 11 "Положения о порядке прохождения военной службы" не в порядке реализации дисциплинарного взыскания, а по истечении года после наложения дисциплинарного взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии" ущемляются права и свободы военнослужащего, создаются препятствия к обеспечению свободного развития человека, в частности его служебного роста.

В судебном заседании представитель Президента Российской Федерации Полябин О.Э. требования заявителя не признал и пояснил, что согласно ст. 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Во исполнение конституционных норм и других федеральных законов, определяющих порядок прохождения военной службы, Президент Российской Федерации издал Указ от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", которым утвердил Положение "О порядке прохождения военной службы", согласно пп. "д" п. 17 ст. 11 которого назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится в порядке реализации дисциплинарного взыскания "снижение в должности" или "снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность", а также в случае если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии" прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.

Таким образом, считает представитель Президента Российской Федерации Полябин О.Э., "предупреждение о неполном служебном соответствии" является самостоятельной мерой дисциплинарного воздействия исключительного характера как по смыслу, содержанию и порядку приведения в исполнение, так и по срокам, процедуре снятия и по своим последствиям.

Поэтому назначение военнослужащего на низшую воинскую должность является по сути наступлением определенных неблагоприятных последствий для конкретного военнослужащего при наличии условий, соответствующих требованиям абзаца 2 ст. 102 Дисциплинарного Устава ВС РФ и подпункта "д" п. 17 ст. 11 Положения.

Следовательно, доводы заявителя о необходимости после "предупреждения о неполном служебном соответствии" представления к наложению дисциплинарного взыскания "снижение в должности", а не непосредственно к снижению в должности, "пожизненности" данного вида наказания, невозможности в дальнейшем его назначения на высшую воинскую должность - надуманны и какого бы то ни было отношения к требованиям пп. "д" п. 17 ст. 11 Положения не имеют.

Соответствующий командир (начальник) может с учетом добросовестности исполнения обязанностей по новой (низшей) должности и иных критериев оценки способностей военнослужащего принять решение о назначении его на определенную высшую воинскую должность.

С учетом изложенного оспариваемый заявителем Х. пп. "д" п. 17 ст. 11 "Положения...." не противоречит ни нормам Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил РФ, ни каким-либо иным нормам действующего законодательства.

Заслушав заявителя Х., представителя Президента Российской Федерации подполковника юстиции Полябина О.Э. и заключение прокурора полковника юстиции Багателии В.И., полагавшего необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать, Верховный Суд РФ, исследовав материалы дела, находит, что требования Х. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы, согласно ст. 3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", являются Конституция Российской Федерации, этот и другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Статьями 36 и 43 названного Закона установлено, что порядок прохождения военной службы определяется этим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а назначение на воинские должности военнослужащих производится в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

Согласно ст. 28, п. п. 1, 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

Согласно п. п. "в" и "г" ст. 69 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года, к дисциплинарным взысканиям, налагаемым на офицеров, относится и предупреждение о неполном служебном соответствии и снижение в должности.

Как следует из ст. 102 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил РФ, дисциплинарное взыскание - предупреждение о неполном служебном соответствии - применяется один раз за время пребывания прапорщика или офицера на занимаемой штатной должности. Если в течение года после наложения этого взыскания прапорщик или офицер не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, то он представляется в установленном порядке к снижению в должности или к досрочному увольнению с военной службы в запас.

В подпункте "д" пункта 17 статьи 11 Положения также установлено, что назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится в порядке реализации дисциплинарного взыскания "снижение в должности" или "снижении в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность", а также в случае если в течение одного года после наложения дисциплинарного взыскания о неполном служебном соответствии прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.

Следовательно, данная норма Положения определяет лишь повод, а не порядок назначения военнослужащего на низшую воинскую должность.

Анализ оспариваемой правовой нормы и статьи 102 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил РФ, на которую ссылается заявитель, позволяет сделать вывод о том, что назначение военнослужащего на низшую должность может быть реализовано по истечении года после наложения на него дисциплинарного взыскания в виде "предупреждения о неполном служебном соответствии", поскольку указание годичного срока относится исключительно к периоду, в течение которого подлежит оценке исполнение военнослужащим своих служебных обязанностей, в ходе чего он должен исправить поведение образцовым выполнением воинского долга, а указанное дисциплинарное взыскание - сыграть свою воспитательную роль.

На основании этой оценки командир должен принять решение о снятии взыскания либо о представлении военнослужащего к снижению в должности.

Таким образом, законодательством четко определено, что неблагоприятные последствия применения взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии" наступают для виновного по истечении года после его наложения. При этом, в сравнении с дисциплинарным взысканием "снижение в должности" или "досрочное увольнение в запас", предупреждение о неполном служебном соответствии является наказанием, предоставляющим возможность военнослужащему своим добросовестным отношением к службе избежать применения к нему упомянутых санкций по истечении года.

К тому же право военнослужащего, сниженного в дисциплинарном порядке в должности, на назначение на вышестоящую должность, вопреки утверждению заявителя, не ограничивается. В соответствии с п. 18 ст. 11 Положения после снятия этого взыскания военнослужащий может быть назначен на высшую воинскую должность.

Довод заявителя о том, что отсутствие в Положении конкретных сроков для представления к назначению на низшую должность по истечении года военнослужащего, имеющего взыскание "предупреждение о неполном служебном соответствии", якобы дает возможность командованию решать вопрос о применении этого наказания в любой момент прохождения военной службы, является надуманным и несостоятельным.

Сроки наложения и порядок приведения в исполнение дисциплинарных взысканий указаны в ст. ст. 88 и 95 Дисциплинарного Устава ВС РФ. Несоблюдение этих сроков командованием при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности, так же, как и обоснованность решения о снижении в должности, является поводом для обращения в суд для восстановления нарушенного права и не может являться предметом данного спора.

Следовательно, Президент Российской Федерации, утверждая Положение о порядке прохождения военной службы и устанавливая в нем соответствующие правовые нормы, определяющие порядок назначения военнослужащего на низшую воинскую должность, действовал в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии с Конституцией РФ и другими федеральными законами в области статуса военнослужащих и военной службы.

Поэтому оспариваемый Х. пп. "д" п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы не противоречит нормам Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил РФ, ни каким-либо иным нормам действующего законодательства и не может рассматриваться как нарушающий его конституционные права.

К тому же и оспариваемый заявителем пп. "д" п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, и Дисциплинарный Устав ВС РФ утверждены одним и тем же должностным лицом - Президентом Российской Федерации, обладают одинаковой юридической силой и не имеют приоритета друг над другом.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд РФ

решил:

В удовлетворении заявления Х. о признании недействующим пп. "д" п. 17 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", в части слов "а также в случае если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии" прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли" отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.ШАЛЯКИН