ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 24 августа 2004 г. N ВКПИ04-77

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего - судьи Верховного Суда
    Российской Федерации                            Шалякина А.С.,
    при секретаре майоре юстиции                   Пилипчуке А.А.,
    с участием военного прокурора
    отдела 6 управления
    Главной военной прокуратуры
    полковника юстиции                                Кочура А.А.,
    представителя Президента Российской Федерации
    подполковника юстиции                           Полябина О.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе И. о признании абзаца 2 пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года N 308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации" не соответствующим пункту 2 статьи 44, пункту 3 статьи 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статье 17 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года "Вопросы прохождения военной службы",

установил:

11 марта 2003 года Президент Российской Федерации издал Указ N 308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации" (далее - Указ).

И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой оспаривает законность абзаца 2 пункта 3 Указа.

Данная норма устанавливает, что военнослужащие и гражданский персонал пограничных войск, органов пограничной службы и организаций упраздняемых Пограничной службы Российской Федерации... до проведения соответствующих организационно-штатных мероприятий проходят военную службу (проходят службу, работают) соответственно в пограничных войсках и органах, входящих в состав федеральной службы безопасности... в занимаемых воинских должностях (должностях) без переаттестации и переназначения.

Обосновывая свои требования, заявитель указывает, что в 2000 году им с Федеральной пограничной службой Российской Федерации (ФПС РФ) был заключен контракт о прохождении военной службы на время учебы и пять лет после окончания учебы.

Однако с 1 июля 2003 года Указом Президента РФ N 308 от 11 марта 2003 года ФПС РФ упразднена и пограничные войска ФПС РФ переданы в состав Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ РФ), в результате чего статус Краснознаменного Северо-Кавказского регионального пограничного управления ФПС РФ, в котором он проходил военную службу, изменился и преобразован в территориальный орган ФСБ России.

Заявитель делает вывод о нарушении своих прав, которое усматривает в том, что на основании требований абзаца 2 пункта 3 Указа на него возложена обязанность проходить военную службу в ФСБ РФ без его согласил и заключения нового контракта о прохождении военной службы.

С учетом изложенного И. утверждает, что это положение Указа противоречит требованиям пункта 2 статьи 44, пункта 3 статьи 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статье 17 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года "Вопросы прохождения военной службы" (в ред. Указов Президента РФ от 15.10.1999 N 1366, от 10.04.2000 N 653, от 26.06.2000 N 1175, от 17.04.2003 N 444).

В судебном заседании представитель Президента Российской Федерации Полябин О.Э. требования заявителя не признал и пояснил, что согласно ст. 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Во исполнение конституционных норм и других федеральных законов, определяющих порядок прохождения военной службы, Президент Российской Федерации издал Указ от 11 марта 2003 года N 308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации", согласно абзацу 2 пункта 3 которого военнослужащие пограничных войск, органов пограничной службы и организаций упраздняемой Пограничной службы РФ до проведения соответствующих организационно-штатных мероприятий проходят военную службу соответственно в пограничных войсках и органах, входящих в состав Федеральной службы безопасности Российской Федерации в занимаемых воинских должностях без переаттестации и переназначения. Таким образом, считает представитель Президента Российской Федерации Полябин О.Э., фактически произошло лишь упразднение одних органов исполнительной власти с переподчинением конкретных подразделений, органов управления и передачей соответствующих функций другим органам исполнительной власти. Тем самым Президент Российской Федерации при издании Указа действовал в пределах своих полномочий по принятию мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. При этом, пояснил представитель Президента РФ Полябин О.Э., действующее законодательство не устанавливает обязанность Президента Российской Федерации определять, в отношении каких конкретно органов управления, подразделений, должностей могут быть проведены организационно-штатные мероприятия. Это компетенция соответствующих органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Следовательно, оспариваемый заявителем И. абзац 2 пункта 3 Указа не противоречит ни п. 2 ст. 44, ни п. 3 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", ни каким-либо иным нормам действующего законодательства.

Выслушав представителя Президента Российской Федерации подполковника юстиции Полябина О.Э., возражавшего против требований заявителя, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора полковника юстиции Кочура А.А., полагавшего в удовлетворении требований И. отказать, Верховный Суд РФ находит, что требования И. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок прохождения военной службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными актами Российской Федерации.

Аналогичные требования содержатся и в п. 3 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года "Вопросы прохождения военной службы" (в ред. Указов Президента РФ от 15.10.1999 N 1366, от 10.04.2000 N 653, от 26.06.2000 N 1175, от 17.04.2003 N 444).

В соответствии со ст. 32 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в редакции Федеральных конституционных законов от 31.12.1997 N 3-ФКЗ, от 19.06.2004 N 4-ФКЗ) Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

В силу ст. 90 Конституции Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, Президент Российской Федерации в рамках указанных правовых норм издав соответствующий Указ, действовал в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной законом.

Оспариваемый заявителем абзац 2 пункта 3 Указа устанавливает, что военнослужащие и гражданский персонал пограничных войск, органов пограничной службы и организаций упраздняемых Пограничной службы Российской Федерации... до проведения соответствующих организационно-штатных мероприятий проходят военную службу (проходят службу, работают) соответственно в пограничных войсках и органах, входящих в состав федеральной службы безопасности... в занимаемых воинских должностях (должностях) без переаттестации и переназначения. До проведения соответствующих организационно-штатных мероприятий за указанными военнослужащими... сохраняются действующие порядок материального обеспечения, льготы, гарантии и компенсации.

Вместе с тем данный Указ Президента Российской Федерации определяет порядок прохождения военной службы военнослужащими упраздненной ФПС РФ, переданными в составе пограничных войск ФСБ РФ, и не предусматривает необходимость заключения ими новых контрактов о прохождении военной службы с ФСБ РФ до окончания срока действия аналогичных контрактов, ранее заключенных с ФПС РФ.

Ссылка И. на положения пункта 2 статьи 44 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статью 17 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года "Вопросы прохождения военной службы", является несостоятельной, поскольку данные нормативные акты определяют порядок прикомандирования и перевода военнослужащих.

Между тем, как указано выше, абзац 2 пункта 3 Указа ни прикомандирования, ни перевода военнослужащих пограничных войск не предусматривает, соответственно, и согласия военнослужащих, к которым относится и заявитель, либо их просьб о переводе не требуется.

К тому же и оспариваемый заявителем Указ издан, а Положение о порядке прохождения военной службы утверждено одним и тем же должностным лицом - Президентом Российской Федерации, обладают одинаковой юридической силой и не имеют приоритета друг над другом.

Не противоречит оспариваемая норма Указа и требованиям пункта 3 статьи 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", поскольку оснований для прекращения контракта о прохождении военной службы либо заключения нового контракта, а также иных отношений, связанных с ним, вопреки мнению И., не возникло.

Таким образом, требования И. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд РФ

решил:

в удовлетворении требований И. о признании абзаца 2 пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года N 308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации" не соответствующим пункту 2 статьи 44, пункту 3 статьи 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статье 17 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года "Вопросы прохождения военной службы", отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.ШАЛЯКИН