ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 21 ноября 2003 г. N ВКПИ 03-100
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Хомчика В.В., при секретаре - старшем лейтенанте юстиции Ушаковой М.В., с участием старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Грубого И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина Бовды Станислава Николаевича о признании недействующими норм "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 475),
установила:
Бовда С.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором оспаривает указанные выше Правила в части, касающейся предоставления жилья гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, в порядке общей очереди.
При этом заявитель указывает, что нормы обжалуемого нормативно-правового акта противоречат п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку лишают граждан, уволенных со службы, права на обеспечение жилым помещением в установленный Законом трехмесячный срок.
Кроме того, заявитель считает, что в указанной части Правила противоречат и положениям Закона о запрещении увольнения со службы военнослужащих до предоставления жилой площади.
Бовда указывает, что на основании оспариваемых им норм администрация г. Перми отказала ему в предоставлении жилого помещения в установленный Законом срок, в связи с чем после увольнения в 1999 году он вынужден проживать на служебной жилой площади.
Заявитель просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель Правительства Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации в отзыве на заявление Бовды С.Н. возражало против удовлетворения заявления. В отзыве указывается, что Постановление Правительства РФ N 1054 от 6 сентября 1998 года издано в соответствии с требованиями ЖК РСФСР, Федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики" и Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Поскольку указанное Постановление Правительства РФ регулирует порядок постановки на учет военнослужащих, уволенных с военной службы, и очередность предоставления жилья только данной конкретной категории лиц, то оно не противоречат указанным Федеральным законам.
Исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Грубого И.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит заявление Бовды С.Н. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
Статьей 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1 установлено, что порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 21.04.1997 N 68-ФЗ).
Согласно ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
На основании указанных норм Закона Правительство Российской Федерации, принимая соответствующее постановление, утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Пунктом 24 Правил предусмотрено, что из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья.
Согласно пункту 28 Правил жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди.
29 пунктом Правил предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы, вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (субсидию) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, заявитель не указал в заявлении конкретных норм оспариваемого нормативно-правового акта, однако фактически оспаривает положения пунктов 24, 28 и 29 указанных Правил.
Вопреки утверждению заявителя, данные нормы не противоречат Федеральному закону "О статусе военнослужащих" в части установления трехмесячного срока, в течение которого данная категория граждан должна быть обеспечена жильем, поскольку очередь формируется из граждан, обладающих равными правами предоставления жилой площади на льготных основаниях.
В случае предоставления конкретному гражданину жилья без учета даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий будет нарушен общий принцип предоставления жилья в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, установленный Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и ЖК РСФСР.
В силу статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Оспариваемые заявителем нормы не противоречат Закону и в указанной части, поскольку регулируют вопросы обеспечения жильем данной категории граждан органами местного самоуправления в избранном постоянном месте жительства, а не по последнему месту военной службы за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Более того, в указанной статье Закона законодатель прямо предусмотрел, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона, то есть от органов местного самоуправления.
На основании изложенного Военная коллегия приходит к выводу, что по указанным в заявлении Бовды С.Н. основаниям оспариваемые им нормы Правил недействующими признаны быть не могут.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ
решила:
Бовде Станиславу Николаевичу в признании недействующими "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 475), в части, устанавливающей очередность предоставления жилья, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.ХОМЧИК