ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 мая 2011 г. N ГКПИ10-1647

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре С.А.,

с участием прокурора Селяниной Н.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.Н. об оспаривании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Российской академии наук от 23 мая 2007 г. N 145/353/34 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должностей научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук" и утвержденного им Положения,

установил:

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Российской академии наук от 23 мая 2007 г. N 145/353/34, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июля 2007 г., регистрационный N 9741 (далее - Приказ), утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение должностей научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук (далее - Положение).

Согласно пункту 1.1 Положения оно определяет порядок проведения конкурса на замещение должностей научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров, подведомственных Российской академии наук (далее - научные работники, организации) (абзац первый). Руководители научных учреждений, заместители руководителя по научной работе и ученые секретари организаций, подведомственных Российской академии наук, избираются (назначаются) в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, предусмотренном Уставом Российской академии наук, иными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с Уставом Российской академии наук, и уставами вышеупомянутых организаций (абзац второй).

В силу пункта 2.2 Положения в научном учреждении, подведомственном Российской академии наук, функции конкурсной комиссии выполняет ученый совет (абзац первый). В региональных научных центрах и научных центрах региональных отделений Российской академии наук функции конкурсных комиссий выполняют президиумы соответствующих центров (абзац второй).

Б.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором оспаривает Приказ и Положение по мотивам отсутствия у Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Российской академии наук полномочий на их принятие, а также вследствие несогласования Приказа с профсоюзом работников Российской академии наук. Кроме того, ссылается на то, что абзац второй пункта 1.1 Положения противоречит статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", Конвенции Международной организации труда N 111 относительно дискриминации в области труда и занятий (Женева, 25 июня 1958 г.), Хартии прав научных работников (принята Всемирной федерацией прав научных работников в 1948 г.), Декларации прав научных работников (1969 г.), Декларации прав и обязанностей ученых (1990 г.), Манифесту прав и обязанностей научных работников, Рекомендации ЮНЕСКО о статусе научно-исследовательских работников (Париж, 20 ноября 1974 г.), а абзац первый пункта 2.2 Положения (как следует из содержания заявления, Б.Н. оспаривает пункт 2.2 не в полном объеме, а только его абзац первый) не соответствует статье 18 Трудового кодекса Российской Федерации и статьям 4, 7 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".

Заявитель утверждает, что абзац второй пункта 1.1 Положения нарушает его права избирать и быть избранным в руководящие органы учреждения, подведомственного Российской академии наук, а также законные интересы в части организации, управления и руководства научным процессом компетентными специалистами, академические свободы в выборе и свободном избрании наиболее компетентных и талантливых организаторов науки, осуществляющих непосредственное управление научным учреждением, подведомственным Российской академии наук, а абзац первый пункта 2.2 Положения сводит на нет саму идею конкурсного отбора, поскольку конкурсная комиссия должна быть независимой от учреждения, в котором открылась соответствующая вакантная должность главного научного сотрудника.

В судебное заседание Б.Н. не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом.

Представитель Министерства образования и науки Российской Федерации Ф., представитель Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации С.М., представитель Российской академии наук Б.И. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации П. требования заявителя не признали, пояснив, что Приказ и Положение приняты уполномоченными органами в силу прямого делегирования Правительства Российской Федерации, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав заявителя не нарушают.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требований, суд находит заявление Б.Н. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Между тем таких обстоятельств по настоящему делу не усматривается. Согласно пункту 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2006 г. N 236 "О реализации в 2006 - 2008 годах пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук", его пунктом 4, Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Российской академией наук поручено утвердить порядок проведения конкурса на замещение должностей научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук и аттестации указанных работников.

Утверждая Приказом Положение, определяющее порядок проведения конкурса на замещение должностей научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров, подведомственных Российской академии наук, указанные Министерства и Российская академия наук действовали именно во исполнение данного поручения Правительства Российской Федерации.

С учетом изложенного доводы заявителя об отсутствии у Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Российской академии наук полномочий на осуществление нормативного правового регулирования по данному вопросу являются ошибочными.

Довод заявителя о необходимости согласования Приказа с профсоюзом работников Российской академии наук не может быть признан состоятельным, поскольку такой нормы в пункте 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2006 г. N 236 не имеется. Не содержится она и в иных нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу по сравнению с Приказом.

Как видно из абзаца второго пункта 1.1 Положения, что он носит отсылочный характер и говорит о замещении должностей руководителей научных учреждений, заместителей руководителя по научной работе и ученых секретарей организаций, подведомственных Российской академии наук, в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, предусмотренном Уставом Российской академии наук, иными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с Уставом Российской академии наук, и уставами вышеупомянутых организаций.

Правовых норм большей юридической силы, включая действующие в Российской Федерации нормы международного права, которые бы закрепляли, что замещение названных должностей осуществляется не в соответствии с законодательством Российской Федерации и не в порядке, предусмотренном Уставом Российской академии наук, иными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с Уставом Российской академии наук, и уставами вышеупомянутых организаций, не имеется.

Абзацем шестым пункта 3 статьи 7 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" определено, что руководители государственных научных организаций и научных организаций академий наук, а также негосударственных научных организаций назначаются (избираются) в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами. Согласно пункту 1 статьи 6 этого Федерального закона Российская академия наук является некоммерческой организацией, наделенной в том числе правами по управлению своей деятельностью, утверждению уставов подведомственных организаций и назначению руководителей подведомственных организаций. Право Российской академии наук на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение руководителей подведомственных организаций закреплено также в пункте 4 устава данной Академии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 785. Таким образом, доводы заявителя о том, что порядок избрания руководителей научных учреждений, заместителей руководителя по научной работе и ученых секретарей организаций, подведомственных Российской академии наук, противоречит действующему законодательству Российской Федерации и нормам международного права, необоснованны.

Абзац первый пункта 2.2 Положения возлагает выполнение функций конкурсной комиссии в научном учреждении, подведомственном Российской академии наук, на ученый совет данного учреждения. Утверждение заявителя о его несоответствии пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" ошибочно, так как в указанной норме закона не содержится запрета на выполнение учеными советами научных учреждений, подведомственных Российской академии наук, функций конкурсных комиссий. Законодательных либо других нормативных правовых актов большей юридической силы, предусматривающих иные органы, осуществляющие функции конкурсных комиссий, или устанавливающих исчерпывающий перечень полномочий ученых советов научных учреждений, не имеется.

Статьей 18 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности. В приведенной норме также нет запрета на выполнение функций конкурсной комиссии научного учреждения, подведомственного Российской академии наук, ученому совету этого учреждения.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Б.Н. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его изготовления судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ