ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2008 г. N ГКПИ08-545

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Якиной К.А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании недействующими пунктов 1.1, 1.4, 2.1, 2.2, 2.3, 2.6 (абзаца второго) Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 422,

установил:

Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов (далее - Правила), утвержденные Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 422 (в ред. от 14 августа 2007 г.), согласно их пункту 1.1, устанавливают порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок.

Правилами установлено, что ветеринарные сопроводительные документы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (пункт 1.4); ветеринарные свидетельства форм N N 1, 2, 3 и ветеринарные справки формы N 4 выдают учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии (пункт 2.1); ветеринарные свидетельства форм N N 1, 2, 3 подписывает руководитель (или уполномоченный им ветеринарный врач) учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, и заверяет печатью учреждения (пункт 2.2); ветеринарную справку формы N 4 подписывает ветеринарный врач (ветеринарный фельдшер) учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, и заверяет печатью учреждения (пункт 2.3); при перевозке животных в количестве более 5 голов к ветеринарному свидетельству и ветеринарной справке прилагают опись, заверенную печатью учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, выдавшего ветеринарный сопроводительный документ (абзац второй пункта 2.6).

Индивидуальный предприниматель М., занимающийся ветеринарной деятельностью, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 1.1, 1.4, 2.1, 2.2, 2.3, 2.6 (абзаца второго) Правил в части, исключающей обязательность этих Правил для специалистов в области ветеринарии, занимающихся индивидуальной деятельностью, и не допускающей оформление, выдачу, подписание и заверение печатью перечисленных в них документов (ветеринарные сопроводительные документы, ветеринарные свидетельства форм N N 1, 2, 3, справка формы N 4, опись при перевозке животных в количестве более 5 голов) специалистами в области ветеринарии, занимающимися предпринимательской деятельностью.

Свои требования М. мотивировал тем, что оспариваемые нормативные положения, предоставляющие право оформления и выдачи указанных ветеринарных документов только органам и учреждениям, входящим в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации, лишают данного права индивидуальных предпринимателей, занимающихся ветеринарной деятельностью, каковым он является, в нарушение требований статьи 1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 (в ред. от 21 июля 2007 г.) "О ветеринарии" и пункта 2 Правил оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. N 898 (в ред. от 14 декабря 2006 г.), наделяющих, по его мнению, специалистов в области ветеринарии, в том числе индивидуальных предпринимателей, оказывающих ветеринарные услуги по возмездному договору, правом оформления и выдачи ветеринарных документов (ветеринарные проходные свидетельства, сертификаты, справки, паспорта, регистрационные удостоверения и др.). Заявитель считает, что оспариваемые пункты Правил ставят его, как индивидуального предпринимателя, в неравные условия с органами и учреждениями, входящими в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в нарушение положений статей 8, 37 Конституции Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. от 1 декабря 2007 г.), запрещающих федеральным органам исполнительной власти принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В судебном заседании заявитель дополнительно сослался на то, что объекты государственного ветеринарного надзора исчерпывающе названы в статье 8 Закона Российской Федерации "О ветеринарии", выдача ветеринарных сопроводительных документов относится к платным ветеринарным услугам, не связанным с осуществлением ветеринарного надзора.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации в возражениях на заявление указали на то, что Правила утверждены федеральным органом исполнительной власти в рамках его полномочий, согласно Закону Российской Федерации "О ветеринарии" государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации представляет собой деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства о ветеринарии и осуществляется должностными лицами системы государственной ветеринарной службы Российской Федерации, которыми в рамках компетенции по реализации контрольно-надзорных функций выдаются ветеринарные сопроводительные документы, дающие право на оборот поднадзорной продукции, в том числе животных и продукции животного происхождения.

Выслушав объяснения М., поддержавшего заявленные требования с учетом сделанных им уточнений, возражения представителей Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Бондарь А.В., Даниловой О.Г. и представителя Министерства юстиции Российской Федерации Михалевича В.И., не согласившихся с доводами заявителя, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Данной статьей предусмотрено осуществление государственного ветеринарного надзора в качестве одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации, направленных на достижение указанных целей.

При этом ни в статье 1, ни в статье 4 названного Закона, на которые заявитель ссылается в обоснование своих требований, специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью, не наделяются полномочиями по осуществлению государственного ветеринарного надзора.

В силу статей 5, 8 того же Закона государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (в ред. от 30 декабря 2006 г.) содержит корреспондирующие приведенным законоположениям нормы, согласно которым федеральный орган исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора обеспечивает органы государственной власти, граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц информацией, в частности о безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, о соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий, о подтверждении их соответствия требованиям нормативных документов (пункт 2 статьи 5); государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются органами исполнительной власти в соответствующих областях государственного надзора и контроля, в том числе федеральным органом исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора Российской Федерации (пункт 1 статьи 13).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (пункт 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327 (в ред. от 25 января 2008 г.).

Согласно подпункту "в" пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" названная Федеральная служба в соответствии с возложенными на нее задачами выдает ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и иные разрешения (сертификаты) и свидетельства на поднадзорные грузы при их перевозках.

Положение о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. N 706 (в ред. от 16 апреля 2001 г.), также предусматривает, что государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации представляет собой систему контроля за соблюдением, в том числе требований ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы по безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья животного происхождения, условий их заготовки, подготовки к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок (пункт 1); органами государственного ветеринарного надзора являются органы, управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, должностные лица которой осуществляют государственный ветеринарный надзор, в частности за соблюдением ветеринарных правил при производстве, заготовках, хранении, перевозках и реализации продуктов и сырья животного происхождения (пункты 1 - 4).

Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов приняты Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 5.2.11 Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. N 164 (в ред. от 25 января 2008 г.). Оспариваемые заявителем положения этих Правил предусматривают оформление и выдачу указанных ветеринарных документов только органами и учреждениями, входящими в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации, что соответствует требованиям вышеназванных Федеральных законов и Постановлений Правительства Российской Федерации.

Указанные документы предназначены удостоверять безопасность в ветеринарном отношении сопровождаемых продуктов животноводства, выдаются в целях предупреждения и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, что относится к функциям государственного ветеринарного надзора.

Права индивидуальных предпринимателей, занимающихся ветеринарной деятельностью, по сравнению с теми, как они определены в федеральных законах и постановлениях Правительства Российской Федерации, эти Правила не ограничивают. В этой связи доводы заявителя о том, что выдача ветеринарных сопроводительных документов не связана с осуществлением государственного ветеринарного надзора, а также о нарушении требований статей 8, 37 Конституции Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" являются необоснованными.

Ошибочна и ссылка на пункт 2 Правил оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. N 898 (в ред. от 14 декабря 2006 г.), поскольку содержащаяся в нем норма не наделяет специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью, полномочиями по выдаче ветеринарных документов, связанных с осуществлением функций государственного ветеринарного надзора. Согласно пункту 3 этих Правил их действие не распространяется на проведение лечебно-профилактических мероприятий при осуществлении государственного ветеринарного надзора.

Следовательно, оспариваемые заявителем пункты Правил, регулирующие отношения, возникающие при осуществлении государственного ветеринарного надзора, не могут противоречить правовой норме, которая на такие отношения не распространяется.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления М. отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ