ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 мая 2008 г. N ГКПИ08-1074

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Гудковой Е.Ю.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "НПП "Резонанс" о признании недействующим пункта 3.2.2 Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных промышленных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденного Постановлением Госгортехнадзора России от 4 марта 2003 г. N 5,

установил:

Постановлением Госгортехнадзора России от 4 марта 2003 г. N 5 утверждено Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (далее - Положение). Постановление зарегистрировано в Минюсте РФ 28 марта 2003 г. N 4345 и официально опубликовано в "Российской газете", N 65, 5 апреля 2003 г., "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 23, 9 июня 2003 г.

Пунктом 3.2 данного Положения установлено, что деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности включает в себя проведение экспертизы подъемных сооружений: документации на изготовление, монтаж, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию подъемных сооружений, а также проектов производства работ кранами (п. 3.2.1), конструкций вновь изготавливаемых подъемных сооружений, приборов, устройств безопасности к ним (п. 3.2.2).

Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Резонанс" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 3.2.2 Положения в части установления требований о проведении экспертизы промышленной безопасности приборов, устройств безопасности к подъемным сооружениям.

По мнению заявителя, оспариваемое положение противоречит п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", согласно которому экспертизе промышленной безопасности подлежат не все технические устройства, а только применяемые на опасных производственных объектах, а также п. 4 ст. 7 названного Федерального закона и п. 1 Правил применения технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1540, которым приборы и устройства безопасности не включены в перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих обязательной сертификации, утвержденный Госгортехнадзором России и Госстандартом России 3 и 10 августа 2001 г.

Как указывает заявитель, пункт 3.2.2 нарушает права и законные интересы заявителя, возлагая на них дополнительные обязанности. ООО НПП "Резонанс" осуществляет деятельность по разработке, производству и реализации приборов безопасности для подъемных сооружений (для грузоподъемных кранов и кранов-трубоукладчиков), а также выполняет строительно-монтажные работы, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности (строительство производственного здания). На основании оспариваемой нормы Ростехнадзор требует получение на изготовление (применение) этих приборов специальных разрешений.

В судебное заседание представитель ООО "НПП "Резонанс" не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представители Ростехнадзора Пескова Л.В. и Шкред В.П. и представитель Министерства юстиции РФ Михалевич В.И. возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что оспариваемое Положение принято Ростехнадзором в пределах своей компетенции, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав заявителя не нарушает.

Выслушав доводы представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего отказать в удовлетворении заявления, Верховный Суд Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с п. 5 ст. 7 и п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертизе промышленной безопасности подлежат технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте.

К опасным производственным объектам относятся объекты, перечисленные в приложении N 1 к указанному Федеральному закону (п. 1 ст. 2). К таким объектам, в частности, относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры (п. 3 приложения N 1).

Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (п. 5 ст. 13).

Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 6 ноября 1998 г. N 64 утверждены Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, которыми к объекту экспертизы отнесены технические устройства на опасном производственном объекте.

Пунктом 4.6 Правил установлено, что требования, которые должны учитываться при экспертизе промышленной безопасности различных объектов, устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом настоящих Правил, а также Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1008.

Разработанное на основании Правил проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98) оспариваемое Положение устанавливает условия проведения экспертизы промышленной безопасности опасных промышленных объектов, на которых используются подъемные сооружения, оформления и утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности (п. 1.1).

На период издания оспариваемого нормативно-правового акта специальным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 779 являлся Федеральный горный и промышленный надзор России, а в настоящее время согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Следовательно, оспариваемый нормативный акт принят Федеральным горным и промышленным надзором России в пределах предоставленной компетенции.

Оспариваемое Положение, как указано в пункте 1.2, обязательно для выполнения всеми юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими экспертизу промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения. При этом каких-либо обязанностей на заказчика экспертизы оспариваемый нормативный акт не налагает.

Пунктом 3.2.2 данного Положения установлено, что деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений включает в себя проведение экспертизы конструкций вновь изготавливаемых подъемных сооружений, приборов, устройств безопасности к ним.

Довод заявителя о том, что приборы безопасности, устанавливаемые на грузоподъемных кранах, не входят в перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и не подлежат экспертизе промышленной безопасности, не может быть признан обоснованным.

В соответствии с пунктом 2 Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1540, технические устройства, предназначенные для применения на опасных производственных объектах, должны соответствовать требованиям промышленной безопасности (п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49).

К техническим устройствам, применяемым на опасных производственных объектах, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1998 г. N 928 "О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации" относятся агрегаты, машины и механизмы, технические системы и комплексы, технологическое оборудование, приборы и аппаратура.

Согласно пункту 6.5 Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 18 октября 2002 г. N 61-А, технические устройства, в том числе иностранного производства, должны быть сертифицированы на соответствие требованиям промышленной безопасности и требованиям нормативных документов по стандартизации организациями, аккредитованными Госгортехнадзором России, и подлежат экспертизе промышленной безопасности.

Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 31 декабря 1999 г. N 98 утверждены Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, согласно которым краны, их узлы, механизмы, приборы безопасности и грузозахватные приспособления должны быть изготовлены в соответствии с настоящими Правилами, государственными стандартами, проектами, техническими условиями и другими нормативными документами (пункты 2.12.1, 3.1.1).

Прибором безопасности согласно приложению N 2 к Правилам является техническое устройство безопасности электронного типа, устанавливаемое на кране и предназначенное для отключения механизмов в аварийных ситуациях или их предупреждения (п. 7.1). Устройство безопасности - техническое устройство безопасности механического, электрического, гидравлического или иного (неэлектронного) типа, устанавливаемое на кране и предназначенное для отключения механизмов в аварийных ситуациях или для предупреждения крановщика-машиниста об аварийной ситуации (п. 7.2).

Таким образом, приборы и устройства безопасности к подъемному сооружению являются его составной частью и как составная часть технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, подлежат экспертизе промышленной безопасности.

Довод о противоречии оспариваемой нормы пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, согласно которому экспертизе промышленной безопасности подлежат не все технические устройства, а только применяемые на опасных производственных объектах, является несостоятельным, поскольку предметом регулирования оспариваемого акта являются условия проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения.

Довод о том, что приборы и устройства безопасности не включены в перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих обязательной сертификации, утвержденный Госгортехнадзором России и Госстандартом России 3 и 10 августа 2001 г., и поэтому не подлежат экспертизе, также нельзя признать обоснованным, поскольку в данном случае объектом экспертизы являются технические устройства - подъемные сооружения, включая оборудование, приборы и устройства безопасности к ним, а не отдельные его части.

Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления ООО "НПП "Резонанс" - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА