ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2024 г. N АКПИ24-47

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Кузьмичева С.И.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Слободина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Х., П., К.Т. о признании частично недействующим подпункта "р" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2024 г. N АКПИ24-47

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Кузьмичева С.И.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Слободина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Х., П., К.Т. о признании частично недействующим подпункта "р" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее также - Правила).

Согласно подпункту "р" пункта 31 Правил исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Х., П., К.Т., являющиеся собственниками земельных участков, расположенных на территории садоводческого некоммерческого товарищества, обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим подпункта "р" пункта 31 Правил в той части, в которой им исключается обязанность исполнителя коммунальной услуги предоставлять по требованию заинтересованных потребителей из числа участников общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома (садоводческого товарищества) информацию, связанную с расшифровкой (в рамках суммарного объема поставляемой электроэнергии за конкретный расчетный период) показаний индивидуальных приборов учета по каждому жилому (нежилому) помещению (садовому земельному участку).

В обоснование заявленного требования административные истцы сослались на неопределенность оспариваемых нормативных положений и их несоответствие статьям 247, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции). По их мнению, отсутствие у исполнителя обязанности предоставлять потребителям расшифровку суммарного объема потребленной на общие нужды электрической энергии, исчисленного из показаний индивидуальных приборов учета по каждому жилому (нежилому) помещению (садовому земельному участку), позволяет исполнителю отказывать в предоставлении такой информации, что влечет невозможность проверить правильность произведенных исполнителем расчетов.

Административные истцы указывают на нарушение своих прав как потребителей поставляемой электрической энергии, плата за которую формируется исполнителем коммунальной услуги и взимается в том числе за объемы, связанные с эксплуатацией общего имущества садоводческого товарищества, принадлежащего его членам на праве общей долевой собственности.

Административный ответчик - Правительство Российской Федерации - поручил представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 31 января 2024 г. N ДГ-П16-2938), в письменных возражениях на административный иск указавшему, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует законодательству Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов административных истцов.

Административные истцы, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

В судебном заседании представитель Правительства Российской Федерации К.Е. поддержала правовую позицию, изложенную в письменных возражениях, просила отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., изучив доводы административных истцов, заслушав пояснения представителя административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации на момент принятия им постановления от 6 мая 2011 г. N 354 содержались в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Частью 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

В соответствии с частью 1.1 статьи 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает с учетом положений части 9 данной статьи правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров.

В редакции закона, действовавшей до 24 апреля 2020 г., аналогичные полномочия Правительства Российской Федерации предусматривались частью 1 статьи 157 ЖК РФ.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила.

Нормативный правовой акт опубликован 30 мая 2011 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 22, ст. 3168, 1 июня 2011 г. - в "Российской газете", N 116.

Таким образом, Правила утверждены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением формы, процедуры принятия и порядка введения в действие, что не оспаривается административными истцами. Данные обстоятельства ранее также установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации, в том числе от 26 июля 2022 г. N АКПИ22-310, от 4 октября 2022 г. N АКПИ22-651, от 14 марта 2023 г. N АКПИ23-25, от 25 апреля 2023 г. N АКПИ23-141, от 19 сентября 2023 г. N АКПИ23-599.

Доводы административных истцов о неопределенности оспариваемых нормативных положений, а также их несоответствии статье 1 Закона о противодействии коррупции, статьям 247, 249 ГК РФ свидетельствуют о неправильном толковании норм материального права и подлежат отклонению.

Частью 1 статьи 153 ЖК РФ установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в числе прочего плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Подпунктом "г" пункта 33 Правил предусмотрено, что потребитель имеет право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

При этом, как установлено подпунктом "р" пункта 31 Правил, исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Тем самым подпункт "р" пункта 31 Правил, устанавливающий обязанность исполнителя предоставлять потребителю письменную информацию о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета и о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, которые используются при расчете размера платы, направлен на удовлетворение законного интереса потребителей коммунальных услуг в получении наиболее полной и достоверной информации, связанной с их предоставлением.

Указанное правовое регулирование направлено на надлежащее информирование потребителя об объемах коммунального ресурса и, соответственно, объемах потребляемых коммунальных услуг, согласуется с частью 1 статьи 157 ЖК РФ, в соответствии с которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.

Федеральный закон или иные нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, иным образом регулирующие объем обязательной к предоставлению исполнителем по запросу потребителя письменной информации относительно коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды, отсутствуют.

Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Положения подпункта "р" пункта 31 Правил являются ясными и определенными, не допускают неоднозначного толкования при применении.

Вопреки доводам административных истцов подпункт "р" пункта 31 Правил не противоречит статьям 247, 249 ГК РФ, устанавливающим правовой режим владения и пользования имуществом, находящимся в долевой собственности, и возлагающим на участников долевой собственности обязанность соразмерно со своей долей нести расходы и издержки по содержанию и сохранению имущества, так как оспариваемые положения данные вопросы не регулируют.

Доводы административных истцов о нарушении их прав невозможностью проверить правильность произведенных исполнителем коммунальных услуг расчетов подлежат отклонению, так как подпунктом "б" пункта 33 Правил предусмотрено, что потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги.

Обязанность исполнителя производить проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги с выдачей потребителю по ее результатам соответствующих документов установлена подпунктом "д" пункта 31 Правил. В рамках проведения такой проверки потребителем могут быть получены в том числе данные о показаниях индивидуальных приборов учета, использовавшихся для определения объема коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды.

Из содержания административного искового заявления следует, что требование административных истцов о признании подпункта "р" пункта 31 Правил частично недействующим обусловлено несогласием с отказом исполнителя коммунальной услуги в предоставлении испрашиваемой информации, что не свидетельствует о несоответствии оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, или об их правовой неопределенности, а проверка правоприменительных действий не входит в предмет судебного контроля по данному административному делу.

Фактически заявленное требование сводится к отстаиванию позиции о внесении целесообразных, с точки зрения административных истцов, соответствующих дополнений в Правила, что в силу действующего законодательства отнесено к дискреционным полномочиям Правительства Российской Федерации и не может служить правовым основанием для удовлетворения административного иска.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные положения соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают и не ограничивают прав административных истцов в упоминаемых ими аспектах.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Х., П., К.Т. о признании частично недействующим подпункта "р" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
С.И.КУЗЬМИЧЕВ