ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 июня 2024 г. N АКПИ24-143
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Кузьмичева С.И.,
при секретаре С.Г.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Н.И. о признании частично недействующим пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации",
установил:
22 сентября 1993 г. Совет Министров - Правительство Российской Федерации издал постановление N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее также - Постановление), которое действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2023 г. N 1098. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации от 4 октября 1993 г., N 40, ст. 3753.
Пунктом 1 Постановления установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации.
Н.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 1 Постановления в части, не предусматривающей включение в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы указанным в этом пункте военнослужащим, отбывавшим незаконно назначенное наказание в местах лишения свободы, однако не имеющим права на реабилитацию, ссылаясь на то, что оспариваемое положение противоречит пункту 2 части первой статьи 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - УПК РФ), положениям Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. N 4892-X "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей" (далее - Указ N 4892-X), нарушает его право на включение в выслугу лет для назначения пенсии периода незаконного содержания его под стражей. По мнению административного истца, оспариваемая норма создает препятствия для восстановления прав военнослужащего, отбывшего незаконно назначенное наказание в местах лишения свободы по приговору суда, который впоследствии отменен.
В обоснование заявленного требования Н.И. указывает, что приговором Краснодарского гарнизонного военного суда от 5 августа 2005 г. был осужден по части третьей статьи 160 и части первой статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации к 3 годам лишения свободы. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 24 ноября 2005 г. данный приговор оставлен без изменения. Постановлением судьи Северо-Кавказского окружного военного суда от 20 января 2006 г. надзорные жалобы о пересмотре указанных судебных постановлений оставлены без удовлетворения. Приказом главнокомандующего Военно-воздушными силами от 16 марта 2006 г. N 94 административный истец уволен с военной службы в связи с назначением наказания в виде лишения свободы; датой увольнения постановлено считать 24 ноября 2005 г. Впоследствии постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2006 г. возбуждено надзорное производство по жалобам о пересмотре указанных судебных решений, надзорные жалобы вместе с уголовным делом переданы для рассмотрения в президиум Северо-Кавказского окружного военного суда, который постановлением от 26 декабря 2006 г. отменил приговор Краснодарского гарнизонного военного суда от 5 августа 2005 г. и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 24 ноября 2005 г., передав дело на новое рассмотрение. Приговором Краснодарского гарнизонного военного суда от 9 ноября 2007 г. Н.И. осужден по части третьей статьи 160 и части первой статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 13 марта 2008 г. указанный приговор оставлен без изменения и вступил в законную силу. Период незаконного уголовного наказания с 5 августа 2005 г. по 26 декабря 2006 г. не включен в выслугу лет для назначения пенсии.
Министерство обороны Российской Федерации, уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях указало, что Постановление издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, оспариваемое положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца Л. поддержал заявленное требование.
Представители Правительства Российской Федерации С.М. и Н.В. возражали против удовлетворения административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Кириллова В.С.., объяснения представителя административного истца Л., возражения представителей Правительства Российской Федерации С.М. и Н.В., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, в том числе исчисления выслуги лет для назначения пенсии, регламентированы Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (статья 1) (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
В силу части третьей статьи 18 названного закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного закона, определяется Правительством Российской Федерации (в редакции, действовавшей на день принятия оспариваемого акта, - Советом Министров Российской Федерации).
Реализуя предоставленные полномочия, Совет Министров - Правительство Российской Федерации принял Постановление, которое определяет порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации.
Следовательно, Постановление издано Советом Министров - Правительством Российской Федерации в рамках возложенных на него федеральным законодателем полномочий в пределах предоставленной компетенции. Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюден и не оспаривается административным истцом.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в его статье 1 категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы.
В статье 13 названного закона закреплены условия назначения пенсии за выслугу лет, согласно которым такая пенсия назначается независимо от возраста лицам, имеющим на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более (пункт "а" части первой).
Периоды времени, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсии, определены в части первой статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, в том числе содержащей положение, что в выслугу лет засчитывается время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных.
Правительство Российской Федерации, исходя из предоставленных ему дискреционных полномочий по определению порядка исчисления выслуги лет, в пункте 1 Постановления установило периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
Этот закон не предусматривает возможности зачета в выслугу лет времени содержания под стражей лиц, в отношении которых приговор впоследствии был отменен, однако право на реабилитацию за ними не признано.
Таким образом, Постановление в оспариваемой части соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, во исполнение которого оно издано.
Доводы административного истца о том, что оспариваемая норма противоречит пункту 2 части первой статьи 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, положениям Указа N 4892-X, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно статье 52 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Статья 53 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Порядок реализации гражданами указанных прав в Российской Федерации определяется в том числе положениями Указа N 4892-X. Однако в настоящее время, Указ N 4892-X, хотя и сохраняет юридическую силу, может применяться лишь во взаимосвязи с положениями главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей основания возникновения права на реабилитацию, порядок признания этого права и возмещения различных видов вреда, а также с положениями статьи 1070 и § 4 главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающими как общие правила возмещения вреда, причиненного гражданину в результате незаконного осуждения, привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, так и правила компенсации морального вреда.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в случае коллизии между принятыми в разное время нормативными актами равной юридической силы действует последующий закон, даже если в нем отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений.
Постановление, оспоренное административным истцом, издано во исполнение Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, который непосредственно регулирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и принят позднее, чем Указ N 4892-X.
Статья 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод; уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
Данная норма содержит общие положения, касается принципов уголовного судопроизводства и не регулирует вопросы исчисления выслуги лет для назначения пенсий военнослужащим.
Федерального закона или иного нормативного правового акта большей юридической силы по отношению к оспариваемой норме, предусматривающего возможность включения указанного административного истца периода в выслугу лет военнослужащих, не имеется. Оспариваемое предписание изложено понятным и доступным образом, отвечает критериям правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, не допускает неоднозначного толкования при его применении, а потому не может расцениваться как нарушающее права административного истца.
По существу, требования административного истца сводятся к несогласию с действующим правовым регулированием, а также отстаиванию позиции о внесении целесообразных, с его точки зрения, изменений в действующее регулирование в части включения приведенного периода в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим, что не может служить правовым основанием для удовлетворения иска.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в подпункте "а" пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
С учетом того, что пункт 1 Постановления в оспариваемой административным истцом части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Н.И. о признании частично недействующим пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
О.Н.НЕФЕДОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
С.И.КУЗЬМИЧЕВ