ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 ноября 2016 г. N АКПИ16-895

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального предприятия "Горэлектросеть" муниципального образования "Няндомское" о признании недействующей формулы (2) пункта 11 главы III "Расчет необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей" Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э,

установил:

приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 17 февраля 2012 г. N 98-э утверждены Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - Методические указания).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 29 февраля 2012 г., регистрационный номер 23367, и опубликован в "Российской газете" 7 марта 2012 г., N 49.

Пунктом 11 главы III "Расчет необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей" Методических указаний определены формулы, по которым рассчитывается необходимая валовая выручка на содержание электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования (тыс. рублей).

Формулой (1) необходимая валовая выручка на содержание электрических сетей на базовый (первый) год долгосрочного периода регулирования (HBB1сод) принимается равной сумме подконтрольных расходов, учтенных в базовом году долгосрочного периода регулирования (ПР1), неподконтрольных расходов, определяемых методом экономически обоснованных расходов, для базового года долгосрочного периода регулирования (HP1) и результатов деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных параметров регулирования деятельности такой организации, учитываемых в базовом году долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктами 7 и 32 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования) (B1).

Формула (2) определяет необходимую валовую выручку на содержание электрических сетей на i-й год долгосрочного периода регулирования (HBBiсод) исходя из суммы:

произведения подконтрольных расходов, учтенных в i-1 году долгосрочного периода регулирования (ПРi-1), на индекс потребительских цен, определенный на i-й год долгосрочного периода регулирования (Ii), на сумму числового значения (1) и произведения коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, в отношении регулируемых организаций, осуществляющих передачу электрической энергии, равного 0,75 (Кэл), на отношение разности количества условных единиц в i-том (уеi) и (i-1)-ом году (уеi-1) долгосрочного периода регулирования к количеству условных единиц в i-том году долгосрочного периода регулирования (yei) на разность числового значения (1) и индекса эффективности подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов (Xi);

неподконтрольных расходов, определяемых методом экономически обоснованных расходов, для i-го года долгосрочного периода регулирования (HPi);

расходов i-го года долгосрочного периода регулирования, связанных с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9, а также расходов в соответствии с пунктом 10 Методических указаний и корректировки необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования (В1);

произведения необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей на (i-2)-ой год долгосрочного периода регулирования (HBBi-2сод) на понижающий (повышающий) коэффициент, корректирующий необходимую валовую выручку сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в году i, определяемый в процентах в соответствии с Методическими указаниями по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденными приказом ФСТ России от 26 декабря 2010 г. N 254-э/1 (зарегистрирован Минюстом России 13 ноября 2010 г., регистрационный номер 18951) (КНК1).

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" ФСТ России упразднена, ее функции переданы Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России).

Муниципальное предприятие "Горэлектросеть" муниципального образования "Няндомское" (далее - МП "Горэлектросеть" МО "Няндомское"), являющееся территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим ей на праве собственности или ином законном основании, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующей формулы (2) пункта 11 главы III "Расчет необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей" Методических указаний как противоречащей пункту 7 Основ ценообразования. Свое требование мотивировало тем, что при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования оспариваемая формула не предусматривает возможности включения в необходимую валовую выручку территориальной сетевой организации выпадающих доходов (недополученной выручки), возникающих у организации после перехода на долгосрочное регулирование и образующихся по независящим от результатов ее деятельности причинам. По мнению административного истца, расчет по этой формуле необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей на i-й год долгосрочного периода регулирования влечет нарушение его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, баланса экономических интересов розничного рынка электрической энергии, поскольку позволяет регулирующему органу не учитывать доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в предшествующем периоде регулирования.

ФАС России и Минюст России в письменных возражениях на административное исковое заявление просили в его удовлетворении отказать, считая, что Методические указания изданы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах своей компетенции; методология определения расчета необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей на i-й год долгосрочного периода регулирования по оспариваемой формуле соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

В судебном заседании представитель МП "Горэлектросеть" МО "Няндомское" К.А. уточнил требование административного иска и просил признать недействующей формулу (2) пункта 11 главы III "Расчет необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей" Методических указаний в той мере, в которой она не предусматривает включение в необходимую валовую выручку выпадающих доходов за предшествующий период регулирования, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители ФАС России Б.А., К.Ф. и представитель Минюста России Б.В. не признали административный иск.

Выслушав объяснения представителя административного истца К.А., возражения представителей ФАС России Б.А., К.Ф., представителя Минюста России Б.В., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым удовлетворить заявленное требование, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ) установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

В целях реализации полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительный власти в числе прочего устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (пункт 2 статьи 21, пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ).

Согласно абзацу первому пункта 38 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на день принятия оспариваемого нормативного правового акта) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФСТ России.

Подпунктом 5.2.1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332, ФСТ России было предоставлено полномочие на принятие методических указаний (методики) по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования.

Таким образом, оспариваемые в части методические указания утверждены компетентным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с предоставленными ему полномочиями во исполнение требований закона. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правого акта соблюден.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пункт 2 названной статьи гарантирует соблюдение при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике такого основного принципа, как учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).

При установлении регулируемых цен (тарифов) учету подлежит необходимая валовая выручка, которой в силу пункта 2 Основ ценообразования признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Абзацем десятым пункта 7 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлен доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанный доход учитывается регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Между тем из содержания пункта 11 Методических указаний следует, что расчет необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей на i-й год долгосрочного периода регулирования по формуле (2) производится без учета показателя доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в предшествующем периоде регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам.

Как следует из объяснений представителей ФАС России, при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования соответствующий регулирующий орган должен применять при расчете анализируемую формулу и положения абзаца десятого пункта 7 Основ ценообразования.

Следовательно, осуществляемое согласно формуле (2) правовое регулирование допускает ситуацию, когда при расчете необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей конкретный регулирующий орган может не учитывать доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в предшествующем периоде регулирования по независящим от организации, осуществляющей такую деятельность, причинам, если тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, будут определяться регулирующим органом только на основании оспариваемой формулы Методических указаний.

Вместе с тем, по смыслу взаимосвязанных пунктов 7 и 38 Основ ценообразования, необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на i-й год долгосрочного периода регулирования должна определяться с учетом установленных ими требований, не допускающих их произвольного применения регулирующими органами. Это, в свою очередь, означает, что соответствующая формула (2) расчета должна соответствовать имеющим большую юридическую силу положениям Основ ценообразования.

С учетом изложенного и в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации формула (2) пункта 11 главы III "Расчет необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей" Методических указаний подлежит признанию не действующей со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в которой данная формула допускает при расчете необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей не учитывать регулирующему органу доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в предшествующем периоде регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления МП "Горэлектросеть" МО "Няндомское" уплачена государственная пошлина в размере 4500 (четырех тысяч пятисот) рублей согласно платежному поручению от 2 августа 2016 г. N 523.

Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

административное исковое заявление муниципального предприятия "Горэлектросеть" муниципального образования "Няндомское" удовлетворить.

Признать не действующей со дня вступления решения суда в законную силу формулу (2) пункта 11 главы III "Расчет необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей" Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э, в той мере, в которой данная формула допускает при расчете необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей не учитывать регулирующему органу доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в предшествующем периоде регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам.

Взыскать с Федеральной антимонопольной службы в пользу муниципального предприятия "Горэлектросеть" муниципального образования "Няндомское" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 (четырех тысяч пятисот) рублей.

Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный в части нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО