ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 июля 2016 г. N АКПИ16-416
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре С.В.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Перама" о признании недействующим пункта 90 Сборника решений и разъяснений по классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров, утвержденного распоряжением Федеральной таможенной службы от 15 августа 2014 г. N 233-р,
установил:
распоряжением Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) от 15 августа 2014 г. N 233-р утвержден Сборник решений и разъяснений по классификации по единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров (далее - Сборник) (приложение).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 7 ноября 2014 г., N 3460, и официально опубликован 19 января 2015 г. в "Российской газете", N 7 (без приложения), приложение опубликовано на официальном сайте "Российской газеты" по адресу www.rg/dok/1071952.
Согласно пункту 90 "Трубы, бывшие в употреблении" Сборника бывшие в употреблении трубы из черных металлов, в том числе трубы, разрезанные вдоль, не пригодные для использования в том качестве, для которого они предназначены, классифицируются в товарной позиции 7204 ТН ВЭД ТС независимо от того, могут они быть использованы вторично в других целях или нет.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Перама" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного выше пункта Сборника, ссылаясь на то, что он изменяет установленные таможенным законодательством Таможенного союза основания для классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, что не соответствует статье 8 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ) и противоречит решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" (далее - решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54). По мнению административного истца, оспариваемое им в части распоряжение ФТС России принято с нарушением процедуры и порядка опубликования.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что в целях исполнения обязательств по внешнеторговому контракту Обществом были приобретены бывшие в употреблении трубы, пригодные для дальнейшего использования при проведении строительных работ, помещены под таможенную процедуру "экспорт" и вывезены за пределы таможенной территории Таможенного союза морским транспортом. Товар Обществом классифицирован по ТН ВЭД ЕАЭС в товарной позиции 7304 ("трубы, трубки и профили полые, бесшовные, из черных металлов"), которая согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" не облагается вывозной таможенной пошлиной. 14 января 2016 г. Ростовской таможней в результате дополнительной проверки правильности классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС принято решение об изменении товарной позиции на 7204 ТН ВЭД ЕАЭС ("отходы и лом черных металлов; слитки черных металлов для переплавки (шихтовые слитки)"). Товары, классифицируемые по данной позиции, облагаются вывозной таможенной пошлиной по ставке 7,5% от таможенной стоимости товара, но не менее 7,5 евро за 1000 кг. Денежные средства, внесенные Обществом в качестве обеспечения уплаты вывозных таможенных пошлин, зачтены таможенным органом в качестве уплаты таможенных платежей, и с Общества дополнительно взысканы пени. В пункте 90 Сборника бывшие в употреблении трубы из черных металлов, в том числе трубы, разрезанные вдоль, не пригодные для использования в том качестве, для которого они предназначены, классифицируются в товарной позиции 7204 ТН ВЭД независимо от того, могут они быть использованы вторично в других целях или нет.
В судебном заседании представитель административного истца - адвокат Бернев А.Э. поддержал заявленное требование.
ФТС России и Минюст России в письменных возражениях пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом, не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представители ФТС России К. и М., представитель Минюста России Б. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Пункт 6 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТКТС) устанавливает, что таможенные органы, определенные законодательством государств - членов таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию. Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.
В силу части 2 статьи 108 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров принимает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, которым в силу пунктов 1, 5.23 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809, является ФТС России.
В установленном порядке оспариваемое распоряжение было представлено на государственную регистрацию в Минюст России и зарегистрировано.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах компетенции, предоставленной законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 утверждены Правила раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (далее - Правила N 851), в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 которых данные правила не применяются в отношении проектов нормативных правовых актов, указанных в пункте 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, а также в пункте 3(1) Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила N 1009).
Исходя из положений пункта 3(1) Правил N 1009 проекты нормативных правовых актов в области порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации подлежат оценке регулирующего воздействия, которая проводится федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В отношении проекта оспариваемого распоряжения Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) была проведена оценка регулирующего воздействия согласно заключению от 4 августа 2014 г. N 18408-ОФ/Д26и, в котором указано, что публичное обсуждение уведомления о подготовке проекта акта проведено в сроки с 24 декабря 2013 г. по 8 января 2014 г., а в отношении проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта в срок с 14 апреля по 14 мая 2014 г. посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по официальному адресу: regulation.gov.ru.
В ходе публичного обсуждения уведомления и проекта разработчиком были получены замечания и предложения от С.В.С., которые были включены в сводку предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в результате чего разработчиком была приведена позиция по данным замечаниям и предложениям.
Помимо этого, в данном заключении Минэкономразвития России указано о проведении публичных консультаций с 17 по 23 июля 2014 г. по проекту акта и сводному отчету с субъектами предпринимательской деятельности, от которых получены отзывы на проект распоряжения, в частности от юридической фирмы "Гольцблат БЛП" и Северно-Западной Мясной Ассоциации.
Из материалов дела следует, что во исполнение требований пунктов 3 и 4 Правил N 851 паспорт проекта оспариваемого распоряжения ФТС России был размещен на официальном сайте regulation.gov.ru 23 декабря 2013 г. под номером ID - 00/03-10974/12-13/18-13-12.
В соответствии с упомянутым заключением Минэкономразвития России по результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке данных документов процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, разработчиком соблюдены.
Учитывая изложенное, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта была соблюдена, а доводы административного истца о том, что информация о проекте оспариваемого в части распоряжения ФТС России не была раскрыта в порядке, предусмотренном Правилами N 851, а участники внешнеэкономической деятельности, должностные лица таможенных органов были лишены права участвовать в обсуждении проекта данного нормативного правового акта, являются несостоятельными.
Нельзя признать состоятельным и утверждение административного истца о нарушении порядка опубликования указанного акта.
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" в редакции, действовавшей на день опубликования оспариваемого распоряжения (19 января 2015 г. в "Российской газете"), предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, издаваемом еженедельно государственным учреждением - издательством "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, и размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается либо первая публикация их полных текстов в "Российской газете" или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, либо первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащиеся в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, распространяемом в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны Российской Федерации и органами государственной охраны, а также размещаемые на интернет-портале "Российской газеты" (www.rg.ru), функционирование которого обеспечивает федеральное государственное бюджетное учреждение "Редакция "Российской газеты".
Текст распоряжения ФТС России от 15 августа 2014 г. N 233-р с приложением был размещен на интернет-портале "Российской газеты" 19 января 2015 г. Распоряжение вступило в законную силу по истечении 30 дней после официального опубликования, то есть 19 февраля 2016 г.
Следовательно, порядок опубликования нормативного правового акта ФТС России был соблюден. Его опубликование по истечении десятидневного срока после дня его государственной регистрации не может повлечь признание данного акта недействующим.
Пункт 1 статьи 3 ТК ТС закрепляет, что таможенное законодательство таможенного союза состоит из данного кодекса; международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе; решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с этим кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза.
Положениями пунктов 1 и 2 статьи 51 ТКТС закреплено, что Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) утверждается Комиссией таможенного союза и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее - ГС) Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
ГС является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (заключена в г. Брюсселе 14 июня 1983 г.), разработанной под руководством Совета таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), участницей которой является в том числе Российская Федерация (для Российской Федерации данный документ вступил в силу с 1 января 1997 г.).
Исходя из обязательств, приведенных в статье 3 Конвенции, Договаривающаяся Сторона обязуется по отношению к своим таможенно-тарифным статистическим номенклатурам применять Основные правила интерпретации (далее - ОПИ) ГС, а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям ГС, не изменять содержание разделов, групп, товарных позиций и субпозиций ГС и соблюдать порядок кодирования, принятый в ГС (подпункт "ii" пункта 1).
Пунктом 5 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 522 (далее - Положение), определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
Из пункта 6 Положения следует, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь, далее применяются ОПИ 2 - 6.
Товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (пункты 1 - 3 статьи 52 ТКТС).
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕЭС) и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54.
По смыслу пунктов 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ЕЭС, содержащихся в приложении к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам, группам в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям ТН ВЭД.
В связи с этим, при классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры.
В товарную позицию 7304 раздела XV ТН ВЭД включаются "трубы, трубки и профили полые, бесшовные, из черных металлов (кроме чугунного литья)".
В товарную позицию 7204 раздела XV ТН ВЭД включаются "отходы и лом черных металлов; слитки черных металлов для переплавки (шихтовые слитки)".
В примечании 8"а" к разделу XV "Недрагоценные металлы и изделия из них" ТН ВЭД дано определение термину "Отходы и лом", которое обозначает, в том числе, металлические изделия, окончательно не пригодные для использования в том качестве, для которого они предназначены, вследствие поломки, разрезов, износа или других причин.
С учетом изложенного пункт 90 Сборника корреспондирует положениям ТН ВЭД.
С доводами Общества о необходимости применения при классификации товаров Пояснений к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Пояснения), прилагаемых к рекомендациям Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 марта 2013 г. N 4 (далее - Рекомендации), согласно которым в позицию 7204 ТН ВЭД "Отходы и лом черных металлов" не включаются изделия, которые после ремонта или реконструкции или без них могут быть использованы для выполнения ими прежних функций или приспособлены для других целей, согласиться нельзя по следующим основаниям.
Как следует из преамбулы Рекомендаций, Пояснения рекомендованы к применению государствам - членам Таможенного союза и Единого экономического пространства, что указывает на их рекомендательный характер. В пункте 1 статьи 3 ТК ТС рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии не поименованы в качестве актов, которые составляют таможенное законодательство таможенного союза.
Поскольку оспариваемый пункт 90 Сборника не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Перама" о признании недействующим пункта 90 Сборника решений и разъяснений по классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров, утвержденного распоряжением Федеральной таможенной службы от 15 августа 2014 г. N 233-р, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА