ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 2014 г. N АКПИ14-1201

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "Ольгерд" о признании недействующими пунктов 2.1.2.1 - 2.1.2.1.5, 2.2.2 - 2.2.2.1.5, 2.3.2 - 2.3.2.1.5, 12 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 г. N 125,

установил:

Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (далее - Порядок) утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 г. N 125. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 июня 2011 г. N 20903 и опубликован в "Российской газете" от 8 июня 2011 г.

ЗАО "Ольгерд" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими оспариваемого нормативного правового акта в части, закрепляющей порядок осуществления габаритного и весового контроля, в том числе силами Государственной инспекции безопасности дорожного движения (пункты 2.1.2.1 - 2.1.2.1.5 - на федеральных дорогах, пункты 2.2.2 - 2.2.2.1.5 - на дорогах межрегионального и муниципального значения), пункты 2.3.2 - 2.3.2.1.5, 12 - на автомобильных дорогах местного значения), а также в части, устанавливающей порядок осуществления габаритного и весового контроля на передвижных контрольных пунктах (пункт 12).

Как указывает заявитель, Госавтоинспекция является структурным подразделением МВД России, которое осуществляет контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, порядок выполнения Госавтоинспекцией возложенных на нее обязанностей в силу части 3 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, а не Минтрансом России. Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1079 на федеральных и других автомобильных дорогах создаются только стационарные посты органов внутренних дел, тогда как пункт 12 Порядка закрепляет осуществление весового и габаритного контроля на передвижных контрольных постах и тем самым противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы ЗАО "Ольгерд", занимающегося автомобильной перевозкой крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

В суде представитель ЗАО "Ольгерд" Н. поддержала заявленные требования.

Представители Министерства транспорта Российской Федерации К., И., П., Министерства юстиции Российской Федерации Б. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Минтранса России и не нарушают права и законные интересы ЗАО "Ольгерд".

Выслушав объяснения представителя ЗАО "Ольгерд" Н., представителей Минтранса России К., И., П., Минюста России Б., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулируя отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, включая движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, предусматривает, что порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 31).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, в соответствии с которым Минтранс России как федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах, вправе устанавливать порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (пункт 5.2.53.31).

Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, предусматривают издание нормативного правового акта совместно с несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другим (пункт 3). Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств согласован с МВД России.

Согласно пунктам 2.1.2.1 - 2.1.2.1.5 Порядка Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения осуществляется: остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, в целях осуществления весового и габаритного контроля; взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов; сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства; проверка выполнения особых условий движения, указанных в специальном разрешении, а также срока действия специального разрешения; в случае выявления нарушений применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Пункты 2.2.2 - 2.2.2.1.5 Порядка регламентируют осуществление Госавтоинспекцией весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, а пункты 2.3.2 - 2.3.2.1.5 Порядка - на автомобильных дорогах местного значения. Порядок контроля на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения аналогичен порядку на дорогах федерального значения, установленному в пунктах 2.1.2.1 - 2.1.2.1.5.

Право полиции останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы предусмотрено Федеральным законом "О полиции" (пункт 20 части 1 статьи 13).

В соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к перевозкам в пределах компетенции Госавтоинспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов. Госавтоинспекция вправе запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов.

Согласно пункту 2.1.2.1.1 Порядка остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов производится Госавтоинспекцией в соответствии с Правилами дорожного движения. Решение об остановке транспортного средства в целях осуществления весового и (или) габаритного контроля на стационарном контрольном пункте может быть принято на основании предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении.

Положения пункта 2.1.2.1.5 Порядка, предусматривающие применение административных мер, отсылают к нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях органы внутренних дел уполномочены принимать решения о возбуждении, рассмотрении, составлении протокола об административном правонарушении по статье 12.21.1 "Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов".

Пунктом 12 Порядка определено, что передвижные контрольные пункты за осуществлением международных автомобильных перевозок и передвижные посты Госавтоинспекции в целях осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств размещаются на площадках, расположенных в полосе отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог и отвечающих определенным в этом пункте требованиям.

При весовом и габаритном контроле в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, контроль осуществляется в соответствии с требованиями части 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" и возможен как на стационарных, так и на передвижных контрольных пунктах. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1272 "О государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок" в пункте 7 также предусмотрен контроль с использованием как стационарных, так и передвижных контрольных пунктов.

Доводы заявителя о противоречии пункта 12 Порядка в части регламентации размещения передвижных постов Госавтоинспекции в целях осуществления весового и габаритного контроля пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1079 являются несостоятельными. Указанное постановление не содержит запрета на использование передвижных постов весового контроля Госавтоинспекцией. В свою очередь Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" не предусматривает, какие посты могут использоваться органами внутренних дел (Госавтоинспекцией) в целях выполнения возложенных на них функций. Из содержания названного Закона не следует также, что Правительству Российской Федерации поручено установить, каким способом производится весовой контроль сотрудниками Госавтоинспекции.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 258 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление закрытого акционерного общества "Ольгерд" о признании недействующими пунктов 2.1.2.1 - 2.1.2.1.5, 2.2.2 - 2.2.2.1.5, 2.3.2 - 2.3.2.1.5, 12 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 г. N 125, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ