ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 июня 2012 г. N АКПИ12-591

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Власовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч. о признании частично недействующими приложений к приказам Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 апреля 2011 г. N 154 "Об утверждении формы справки о дорожно-транспортном происшествии", от 1 апреля 2011 г. N 155 "Об утверждении формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии",

установил:

форма справки о дорожно-транспортном происшествии, приведенная в приложении (далее - Справка), утвержденная приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) от 1 апреля 2011 г. N 154, содержит графоклетки с указанием категорий "A", "B", "C", "D", "E" транспортных средств, на управление которыми выдается водительское удостоверение.

Форма бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии, приведенная в приложении (далее - Извещение), утвержденная приказом МВД России от 1 апреля 2011 г. N 155, также предусматривает графу, в которую вносятся сведения о водительском удостоверении каждого участника дорожно-транспортного происшествия, выданном на управление транспортными средствами категорий "A", "B", "C", "D", "E".

Ч. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Справки и Извещения в части, предусматривающей указание в них категории "E" транспортного средства, выдача водительского удостоверения на право управления которым не предусмотрена Конвенцией о дорожном движении (г. Вена, 8 ноября 1968 г.) (далее - Конвенция о дорожном движении) и приказом МВД России от 13 мая 2009 г. N 365 "О введении в действие водительского удостоверения".

Считает, что страховая компания может отказать в страховой выплате заявителю как потерпевшему лицу, если в графоклетках и графе Справки и Извещения соответственно будут внесены сведения о несуществующей категории "E" второго участника дорожно-транспортного происшествия, имеющего право на управление транспортными средствами категории "BE", "CE" и (или) "DE".

МВД России, Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) в письменных возражениях на заявление указали, что оспариваемые в части Справка и Извещение не содержат положений, противоречащих Конвенции о дорожном движении и законодательству Российской Федерации, прав и свобод заявителя не нарушают.

В судебное заседание Ч. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителей МВД России М.Г., М.Д., представителя Минюста России Костецкой М.В., заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

МВД России по согласованию с Минфином России на основании пунктов 24, 44 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263, утвердило оспариваемые в части приказы от 1 апреля 2011 г. N 154 и N 155. Нормативные правовые акты зарегистрированы Минюстом России 5 мая 2011 г., регистрационные N 20671 и N 20670 соответственно, опубликованы в "Российской газете" 13 мая 2011 г.

Конвенция о дорожном движении с изменениями и дополнениями, вступившими в силу для Российской Федерации 28 марта 2006 г., определяет, что договаривающиеся стороны должны выдавать национальные водительские удостоверения в соответствии с новой редакцией приложения 6 не позднее чем через пять лет после ее вступления в силу. Национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с прежними редакциями статей 41, 43 и приложения 6 данной Конвенции до истечения этого периода, признаются в течение срока их действия (статья 43).

Приложением 6 к этой Конвенции в новой редакции предусмотрено, что водительское удостоверение может выдаваться для управления транспортными средствами категорий "A", "B", "C", "D", "BE", "CE", "DE" (пункт 8), помимо перечисленных выше категорий национальным законодательством могут предусматриваться и другие категории и подкатегории транспортных средств (пункт 10).

Таким образом, Конвенция о дорожном движении закрепляет международные обязательства по выдаче национальных водительских удостоверений нового образца и признает действие национальных водительских удостоверений прежнего образца до окончания указанного в них срока действия.

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" право на управление составами транспортных средств (категория "E") предоставляется лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий "B", "C" или "D", при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев (пункт 2 статьи 25).

МВД России, в целях обеспечения международных обязательств Российской Федерации, издало приказ от 13 мая 2009 г. N 385 "О введении в действие водительского удостоверения", предусматривающий выдачу водительского удостоверения на право управления транспортным средством категорий "A", "B", "C", "D", "BE", "CE", "DE", и установило, что ранее выданные водительские удостоверения, в том числе и на право управления транспортным средством категории "E", действительны до окончания указанного в них срока действия.

Из приведенных норм следует, что категория "E", имеющаяся в водительских удостоверениях, выданных до введения в действие водительского удостоверения нового образца, является действительной до окончания срока действия водительского удостоверения и может быть указана владельцем этого удостоверения при заполнении Справки и Извещения.

Обеспечивая достоверность сведений о категориях транспортных средств, на право управления которыми может быть выдано удостоверение, формы бланков Справки и Извещения предоставляют возможность указания в них как категорий транспортных средств "A" - "E", так и сочетания данных категорий, что полностью соответствует приведенным положениям Конвенции.

Утверждения заявителя о возможном отказе страховщика в осуществлении страховой выплаты, в случае если в Справке или Извещении будет указана категория "E" в отношении второго участника дорожно-транспортного происшествия, не основаны на положениях главы 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263, которые таких оснований для отказа не устанавливают.

С учетом изложенного оспариваемые заявителем в части Справка и Извещение, содержащие буквенное обозначение категории "E", не изменяют международных обязательств Российской Федерации и не противоречат действующему федеральному законодательству, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушают.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Ч. о признании частично недействующими приложений к приказам Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 апреля 2011 г. N 154 "Об утверждении формы справки о дорожно-транспортном происшествии", от 1 апреля 2011 г. N 155 "Об утверждении формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА