ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 декабря 2012 г. N АКПИ12-1442

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению казенного предприятия города Москвы "Технопарк "СТРОГИНО" о признании частично недействующими позиции "Площадки лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов <52>" раздела 15 "Опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры" и сноски 52 к данному разделу требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2011 г. N 168,

установил:

Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) издан приказ от 7 апреля 2011 г. N 168, которым утверждены требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Требования).

Раздел 15 "Опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры" Требований содержит позицию "Площадки лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов" и графы к ней с наименованиями "признаки опасности", "тип объекта", "границы объекта", "особенности идентификации" и внесенными в них сведениями - числовыми кодами 2.3, 3.3 и текстом "границы опасной зоны", "идентифицируются по признаку использования лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов" соответственно. Данный раздел Требований также содержит сноску <52>, закрепляющую, что в составе объекта учитываются все площадки лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов, расположенные в административных, больничных, гостиничных и иных зданиях, не относящихся к жилищному фонду.

Казенное предприятие города Москвы "Технопарк "СТРОГИНО" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании указанных нормативных положений недействующими в части, предусматривающей идентификацию объектов в качестве опасных производственных объектов, использующих стационарно установленные грузоподъемные механизмы, по признаку использования на указанных объектах лифтов. Заявитель полагает, что оспариваемые нормативные предписания противоречат пункту 1 статьи 2, статье 8, пункту 3 приложения 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", статье 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пункту 21 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также Техническому регламенту о безопасности лифтов, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 782. Считает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части позволяет относить административные здания, не предназначенные для производственных целей и использующие пассажирские лифты, к числу опасных производственных объектов, что нарушает права заявителя и накладывает на него дополнительные обязательства.

Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), Ростехнадзор в письменных возражениях на заявление указали, что подпункт "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" относит лифты и эскалаторы на объектах торговли, общественного питания, в административных учреждениях и на иных объектах, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан, к грузоподъемным механизмам. В связи с этим права и законные интересы заявителя оспариваемым в части нормативным правовым актом, изданным Ростехнадзором в пределах предоставленных полномочий, не нарушаются.

Выслушав представителя заявителя К., возражения представителей Ростехнадзора Г. и М.С., представителя Минюста России М.В., оценив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению.

Пункт 2 статьи 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" устанавливает, что опасные производственные объекты подлежат государственной регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "з" пункта 10 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371, Ростехнадзор в пределах своих полномочий обеспечивает утверждение требований к регистрации объектов в государственном реестре и к ведению этого реестра.

Ростехнадзор, реализуя полномочия, предусмотренные пунктами 5.2.2, 5.2.2.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, принял оспариваемые в части Требования. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 3 августа 2011 г., регистрационный N 21545, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 12 сентября 2011 г., N 37.

Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (абзац второй статьи 1).

Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Федерального закона, а также пункту 3 приложения 1 к этому Федеральному закону опасными производственными объектами в соответствии с данным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, в том числе и объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

Таким образом, для целей данного Федерального закона любые объекты, включая и административные здания, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, относятся к категории опасных производственных объектов.

Статья 9 названного Федерального закона устанавливает, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (абзац четырнадцатый пункта 1).

В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации опасные производственные объекты, которые подлежат регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов и на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы (в том числе лифты и эскалаторы на объектах торговли, общественного питания, в административных учреждениях и на иных объектах, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан), канатные дороги, фуникулеры.

Технический регламент о безопасности лифтов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 782, определяет лифт как устройство, предназначенное для транспортировки людей и (или) грузов в зданиях (сооружениях) с одного уровня на другой в кабине, перемещающейся по жестким направляющим, кабину как грузонесущее устройство, предназначенное для размещения людей и (или) грузов при их перемещении с одного уровня на другой (абзацы 11 и 12 пункта 5).

Из содержания приведенных норм следует, что лифты и эскалаторы на объектах торговли, общественного питания, в административных учреждениях и на иных объектах, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан, относятся к стационарно установленным грузоподъемным механизмам, при использовании которых производственный объект идентифицируется как опасный производственный объект, подлежащий регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Согласно частям 1 и 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" идентификация здания или сооружения по признакам принадлежности к опасным производственным объектам проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.

Следовательно, оспариваемые предписания, предусматривая использование лифтов в качестве признака, идентифицирующего административные, больничные, гостиничные и иные здания, не относящиеся к жилищному фонду, как опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, полностью соответствует приведенным нормам федерального законодательства.

Ссылку заявителя на пункт 21 части 2 статьи 2 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" нельзя признать обоснованной. Лифты и эскалаторы отнесены данной нормой Федерального закона к одной из систем инженерно-технического обеспечения здания, сооружения, предназначенной для выполнения функции вертикального транспорта, что не исключает оценки лифта в качестве технического устройства, а именно грузоподъемного механизма, применяемого на опасном производственном объекте.

Доводы заявителя о том, что оспариваемые нормативные предписания не идентифицируют лифты и эскалаторы в многоквартирных домах в качестве опасных производственных объектов, не могут являться основанием для признания оспариваемых нормативных положений недействующими. Указанные доводы фактически сводятся к требованию осуществить нормативное правовое регулирование путем дополнения сноски <52> к разделу 15 оспариваемого нормативного правового акта указанием о необходимости учета в составе объекта всех площадок лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов в жилых зданиях, относящихся к жилищному фонду, что в силу принципа разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации) не относится к компетенции судов общей юрисдикции.

С учетом изложенного Требования в оспариваемой части действующему федеральному законодательству не противоречат, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушают.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления казенного предприятия города Москвы "Технопарк "СТРОГИНО" о признании частично недействующими позиции "Площадки лифтов, платформ подъемных для инвалидов, эскалаторов <52>" раздела 15 "Опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры" и сноски 52 к данному разделу требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2011 г. N 168, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Т.А.ПЕТРОВА