ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 октября 2007 г. N КАС07-542

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Манохиной Г.В.,

членов коллегии - Анохина В.Д., Хомчика В.В.,

с участием прокурора Зарубина О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 октября 2007 года гражданское дело по заявлению С. о признании недействующим пункта 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2007 года N 126 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", установившего выплату в 2007 году денежной компенсации военнослужащим взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки,

по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2007 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В., объяснения представителей Правительства Российской Федерации Дмитриева В.А. и Виноградова В.В., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Зарубина О.В., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с приведенным выше заявлением, считая, что эта норма правового акта противоречит статье 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в ее взаимосвязи с частями 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 379-О и от 5 ноября 2004 г. N 349-О. При этом он просит о признании недействующим этого Постановления Правительства Российской Федерации в части установления в 2007 году денежной компенсации взамен продовольственного пайка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту не в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (лишенным с 1 января 2005 г. права получать продовольственный паек продуктами на руки), в размере 20 рублей в сутки, в той мере, в которой указанный размер не соответствует реальной стоимости продовольственного пайка (его реальная стоимость, по мнению заявителя, превышает размер компенсации почти в три раза).

В дополнении к заявлению С. также высказал мнение о том, что, принимая Постановление от 23 февраля 2007 года N 126, Правительство Российской Федерации не обеспечило посредством установления денежной компенсации сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты военнослужащих, как это предписывалось преамбулой и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, а также п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2007 года в удовлетворении заявления С. отказано.

В кассационной жалобе, не соглашаясь с указанным решением Военной коллегии, С. просит его отменить и удовлетворить заявленные требования, так как при замене выдачи продовольственного пайка на выплату денежной компенсации совокупный объем финансирования не должен быть уменьшен, поскольку это противоречит положениям законодательства и нарушает права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту не в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. То есть размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка должен равняться реальной стоимости продовольственного пайка (67 рублям 42 копейкам в сутки).

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Суд первой инстанции правильно указал в решении, что Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 14 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" были внесены изменения, предусматривающие, что с 1 января 2005 года размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается Правительством Российской Федерации, а выдача продовольственного пайка производится только военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

С учетом этого Правительством Российской Федерации принято Постановление от 23 февраля 2007 года N 126 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год". Пунктом 47 этого Постановления установлена денежная компенсация взамен продовольственного пайка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в размере 20 рублей в сутки.

При этом Военная коллегия обоснованно отметила в решении, что выплата военнослужащим денежной компенсации взамен продовольственного пайка является не льготой, а одной из форм продовольственного обеспечения. Установленная же Правительством Российской Федерации в 2007 году компенсация в размере 20 рублей в сутки аналогична размеру таких выплат, начиная с 2000 года. Поэтому следует признать правильным вывод Военной коллегии о том, что данное обстоятельство никак не может свидетельствовать о снижении уровня социальной защиты военнослужащих.

Вопреки доводам заявителя, изложенным в кассационной жалобе, суд первой инстанции верно указал в решении, что Правительство Российской Федерации имело право устанавливать денежную компенсацию военнослужащим взамен продовольственного пайка в указанном размере и действовало при этом в строгом соответствии с требованиями законодательства (Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, "О статусе военнослужащих").

Пункт 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2007 года N 126, вопреки мнению заявителя, не противоречит также концептуальным задачам сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты военнослужащих, поскольку приведенные выше законодательные нормы в своем единстве направлены на недопущение снижения уровня материального обеспечения военнослужащих в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.

Не расходится это Постановление Правительства Российской Федерации в указанной части и с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации по рассматриваемому вопросу.

В связи с этим нет оснований считать, что обжалуемым Постановлением нарушены права военнослужащих.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу С. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии
В.Д.АНОХИН
В.В.ХОМЧИК