ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 марта 2004 г. N КАС 04-107

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего                             Федина А.И.,
    членов коллегии                                 Толчеева Н.К.,
                                                Петроченкова А.Я.,
    с участием прокурора                           Аверичкина М.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании 30 марта 2004 года гражданское дело по заявлению Денисовой Ларисы Владимировны о признании незаконным п. 40 "Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, в части, устанавливающей, что ордер на заселение жилого помещения КЭЧ района выдает непосредственно военнослужащему, по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2004 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я., объяснения заявителя Денисовой Л.В. и ее представителя Смирнова Н.В. в обоснование доводов кассационной жалобы, а также заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры РФ Аверичкина М.О., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Денисова Л.В. обратилась в Верховный Суд РФ с вышеуказанным заявлением, в котором утверждает, что оспариваемый пункт Инструкции в части, устанавливающей, что ордер на заселение жилого помещения КЭЧ района выдает непосредственно военнослужащему, противоречит Жилищному кодексу РСФСР и Федеральному закону РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также нарушает ее права.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2004 года в удовлетворении жалобы заявителю было отказано.

В кассационной жалобе, не соглашаясь с данным решением, заявитель просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении ее заявления, полагая, что суд при вынесении решения нарушил единство судебной практики, в частности, заявитель ссылается на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации N ВКПИ 02-77 от 14 ноября 2002 года. В кассационной жалобе заявитель также указывает, что суд, исследовав Постановление Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", не дал оценки данному документу в решении в порядке, предусмотренном ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормой ст. 11 ГПК РФ, а также уклонился от оценки ссылки заявителя на Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2002 года.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определение очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливаются данным Кодексом и другим законодательством Российской Федерации.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" на органы государственной власти и управления возложена обязанность по обеспечению порядка распределения и предоставления гражданам жилых помещений по договору найма.

В ст. 13 данного Закона указано, что порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 и пп. 21 п. 7 "Положения о Министерстве обороны Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 года N 1357, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, одной из функций которого является осуществление расквартирования войск и управление жилищным фондом, закрепляемым за данным Министерством. В пп. 36 п. 11 указанного Положения Министру обороны РФ предоставлено право издавать приказы и иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов, отнесенных к ведению Министерства обороны.

Таким образом, Министр обороны РФ вправе издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны, включая регламентирование вопросов, связанных с выдачей ордеров на эти жилые помещения.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

В соответствии с п. 5 ст. 2 данного Закона к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся:

- супруга (супруг);

- несовершеннолетние дети;

- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

- лица, находящиеся на иждивении военнослужащего.

Таким образом, реализация предусмотренных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации льгот, гарантий и компенсаций для военнослужащих, в том числе связанная с обеспечением жилыми помещениями, ставится в зависимость от принадлежности граждан к членам семьи военнослужащего.

Суд правильно пришел к выводу, что положение Инструкции о выдаче ордера непосредственно военнослужащему соответствует ст. ст. 47, 49 ЖК РСФСР и п. п. 49, 50 действующих "Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений", утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, согласно которым ордер выдается непосредственно гражданину, которому предоставляется жилое помещение, или, в исключительных случаях, другому лицу по доверенности, удостоверенной в установленном порядке.

При получении ордера должны быть предъявлены паспорта (свидетельства о рождении) или другие заменяющие их документы на всех членов семьи, подлежащих включению в ордер, а также письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи на переселение в предоставленное жилое помещение.

Выдача ордера на жилое помещение может быть приостановлена в случаях, когда фактический состав семьи не соответствует указанному в решении о предоставлении жилого помещения, выявления других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения.

Таким образом, оспариваемое положение ведомственного нормативного акта не противоречит ни Федеральному закону "О статусе военнослужащих", ни жилищному законодательству, поскольку не лишает гражданина - члена семьи военнослужащего, а также переставшего быть таковым реализовать свои жилищные права в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РСФСР.

Ссылка представителя заявителя Смирнова Н.В. в кассационной жалобе на решение от 14 ноября 2002 года N ВКПИ 02-77 несостоятельна, поскольку данное решение отменено Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15 октября 2003 года. Вопреки доводам кассационной жалобы, судом при рассмотрении дела нарушений норм или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя Денисовой Л.В. - без удовлетворения.