ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июня 2023 г. N АПЛ23-209

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зайцева В.Ю.,

членов коллегии Зинченко И.Н., Ситникова Ю.В.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Клевцовой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П. о признании частично недействующим пункта 7 приложения N 8 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденному приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. N 80,

по апелляционной жалобе П. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2023 г. по делу N АКПИ23-130, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., возражения представителей административного ответчика Г. и Т. относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) от 20 февраля 2021 г. N 80, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 22 марта 2021 г., регистрационный номер 62837, и размещенным на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 23 марта 2021 г., утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений (далее - Административный регламент).

Административный регламент в подпункте 173.2 пункта 173 закрепляет, что при проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E" осуществляется проверка выполнения маневров, предусмотренных подпунктами "а" - "д" и "у" пункта 14 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097 (далее - Правила проведения экзаменов), в соответствии с приложением N 8 к Административному регламенту (далее - Приложение N 8).

Приложение N 8 о маневрах практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E" в разделе III определяет маневры и действия для оценки навыков управления транспортным средством, в том числе маневр "Постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов". Согласно пункту 7 Приложения N 8 проверка выполнения данного маневра на транспортном средстве категории "B" осуществляется на участках дорог с малоинтенсивным движением с использованием имеющихся размеченных мест для стоянки (парковки). При этом пунктом 1 Приложения N 8 введено сокращение "участки дорог с малоинтенсивным движением" для участков дорог с малоинтенсивным движением, тупиковых участков дорог, преимущественно за пределами жилой застройки.

П. оспорила в Верховном Суде Российской Федерации пункт 7 Приложения N 8 в той мере, в какой он ограничивает возможность осуществления названного маневра на закрытых площадках, автодромах, в том числе автоматизированных, территориях, имеющих твердое покрытие и ограниченных для движения иных транспортных средств и пешеходов, ссылаясь на то, что оспариваемая норма не соответствует пункту 3 приложения N 2 к Правилам проведения экзаменов. В обоснование заявленного требования административный истец указала, что в ходе практического экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения на получение водительского удостоверения на право управления транспортным средством категории "B" при выполнении маневра "Постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов" из-за бордюра перед парковкой и осуществления маневра в городской среде в пределах жилой застройки ею неоднократно была допущена остановка двигателя транспортного средства, что привело к несдаче экзамена.

В письменных возражениях и отзыве на административный иск МВД России и привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Минюст России указали, что Административный регламент разработан и утвержден полномочным органом, в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы административного истца.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2023 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе П. просит данное решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Настаивает на противоречии пункта 7 Приложения N 8 в части, ограничивающей возможность осуществления маневра "Постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов" на закрытых площадках, автодромах, в том числе автоматизированных, территориях, имеющих твердое покрытие и ограниченных для движения иных транспортных средств и пешеходов, пункту 3 приложения N 2 к Правилам проведения экзаменов. Считает, что оспариваемое положение безусловно нарушает ее право на определенность правовой нормы и единообразное ее применение.

В возражениях на апелляционную жалобу МВД России полагает, что доводы административного истца, повторенные в апелляционной жалобе, о незаконности пункта 7 Приложения N 8 в оспариваемой части судом первой инстанции проверены и по результатам подробного анализа норм федерального законодательства, регулирующего порядок проведения экзаменов на право управления транспортными средствами, правильно признаны несостоятельными.

В отзыве на апелляционную жалобу Минюст России поддержал позицию, изложенную в отзыве на административный иск, просил рассмотреть апелляционную жалобу без участия его представителя.

В заседание суда апелляционной инстанции П. и ее представитель О. не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в пункте 1 части 2 статьи 215 предусматривает в качестве основания для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Отказывая в удовлетворении заявленного П. требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что по настоящему административному делу такого основания для признания пункта 7 Приложения N 8 частично недействующим не имеется.

Компетенция МВД России на принятие Административного регламента следует из части 1 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", пункта 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", пункта 2 действовавших на день издания Административного регламента Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, пункта 2 одноименных правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2021 г. N 1228, пункта 5 Правил проведения экзаменов, пункта 1, подпункта 4 пункта 2 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699.

Несоблюдения требований к процедуре принятия, правилам введения в действие оспариваемого нормативного правового акта также не установлено. Данные обстоятельства подтверждаются вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2021 г. N АКПИ21-535, от 11 апреля 2022 г. N АКПИ22-53, от 16 мая 2022 г. N АКПИ22-207.

Как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, МВД России, реализуя предоставленные полномочия, утвердило Административный регламент, который определяет в том числе сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), связанных с проведением экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий, предусмотренных пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения).

Названный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1). Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения (абзац восьмой статьи 5).

Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 Закона о безопасности дорожного движения, и подтверждается водительским удостоверением (пункты 2, 4 статьи 25 данного закона).

Экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации. Экзамены могут проводиться с применением технических средств контроля теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых (пункт 3 статьи 25 Закона о безопасности дорожного движения).

Правила проведения экзаменов в пункте 2 закрепляют, что проведение экзаменов осуществляется уполномоченными подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Исходя из пунктов 6, 7, подпункта "а" пункта 9 названных правил для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами категорий "A", "B", "C", "D", "M", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "A1", "B1", "C1", "D1", "C1E" и "D1E", уполномоченными должностными лицами указанных подразделений проводятся теоретический и практический экзамены.

В соответствии с пунктом 14 Правил проведения экзаменов практический экзамен на право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E" проводится на маршрутах, отвечающих требованиям к маршрутам, на которых проводятся практические экзамены, согласно приложению N 2 к этим правилам. При проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами поименованных категорий и подкатегорий у кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством указанных категорий и подкатегорий путем выполнения перечисленных в подпунктах "а" - "у" данного пункта маневров, в том числе постановки транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов (подпункт "а").

Приложение N 2 к Правилам проведения экзаменов, регламентируя требования к маршрутам, на которых проводятся практические экзамены, устанавливает, что маршрут, используемый для проведения практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E", должен содержать определенный набор элементов улично-дорожной сети, дорожных знаков и дорожной разметки, а также предусматривать возможность выполнения кандидатом в водители обязательных действий по заданию экзаменатора с соблюдением правил дорожного движения (пункт 1).

Названный маршрут должен обеспечивать возможность и особенности выполнения кандидатом в водители маневров и действий, указанных в пункте 14 Правил проведения экзаменов (пункт 2).

Для проверки выполнения кандидатом в водители маневров и действий, определенных подпунктами "а" - "д" и "у" пункта 14 Правил проведения экзаменов (постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов; постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом; прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (для транспортных средств категорий "С" и "СЕ" и подкатегорий "C1" и "C1E"); разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом; остановка и начало движения на подъеме и на спуске; сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом (для транспортных средств категорий "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1E" и "D1E", за исключением сочлененных автобусов), используются закрытые площадки и автодромы, в том числе автоматизированные, территории, имеющие твердое покрытие и ограниченные для движения иных транспортных средств и пешеходов, и (или) участки дорог с малоинтенсивным движением, тупиковые участки дорог, преимущественно за пределами жилой застройки (пункт 3).

Анализ положений пункта 3 приложения N 2 к Правилам проведения экзаменов позволяет прийти к выводу о том, что они содержат предписания общего характера, поскольку закрепляют все места (закрытые площадки, автодромы и др.), используемые для проведения практического экзамена, независимо от категорий и подкатегорий транспортных средств, перечисленных в пункте 1 приложения N 2 к Правилам проведения экзаменов, и специфики маневров, определенных подпунктами "а" - "д" и "у" пункта 14 этих правил, в связи с чем допускают возможность определения органом, предоставляющим государственную услугу по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами, мест для проверки выполнения конкретных маневров на транспортных средствах определенных категорий.

Суд первой инстанции правомерно указал в обжалуемом решении, что пункт 7 Приложения N 8, закрепляющий осуществление проверки выполнения маневра, поименованного в подпункте "а" пункта 14 Правил проведения экзаменов, на транспортном средстве категории "B" на участках дорог с малоинтенсивным движением с использованием имеющихся размеченных мест для стоянки (парковки), каким-либо правовым нормам большей юридической силы не противоречит.

Вопреки утверждению П. в апелляционной жалобе оспариваемое положение отвечает критерию определенности правовой нормы, по своему содержанию неоднозначного толкования не допускает.

Установив, что пункт 7 Приложения N 8 в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявленного требования исходя из пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Предусмотренные статьей 310 названного кодекса основания для отмены обжалуемого решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Члены коллегии
И.Н.ЗИНЧЕНКО
Ю.В.СИТНИКОВ