ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 августа 2021 г. N АКПИ21-476

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,

при секретаре С.Г.,

с участием прокурора Лазаревой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному исковому заявлению М.А., Ф., А.Г., А.К., А.Н., Г.А., Г.М., Д.Н., Д.С., Е., Ж., К.О., К.А., М.Т., Н., П., С.Е., С.И., С.С., Х., Ч., Ш. о признании частично недействующими образцов документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальный орган) для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 января 2015 г. N 13,

установил:

приказом Министерства юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) от 29 января 2015 г. N 13 утверждены образцы документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальный орган) для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения (далее - Образцы документов). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2015 г., регистрационный номер 35900, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 9 февраля 2015 г.

Граждане М.А. и другие обратились в Верховный Суд Российской Федерации с коллективным административным исковым заявлением о признании не действующими Образцов документов в части принятия решений учредительного съезда политической партии по вопросам формирования руководящих органов и контрольно-ревизионных органов политической партии тайным голосованием, ссылаясь на их противоречие подпункту 3 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 1 и 2 статьи 11, подпункту "г" пункта 1 статьи 16, пункту 4 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".

По мнению административных истцов, Образцы документов в оспариваемой части создают препятствия в реализации их прав на объединение с другими гражданами для создания политической партии и в реализации их права избирать и быть избранными в составе политической партии. Считают, что требование административного ответчика об оформлении решений учредительного съезда политической партии для создания политической партии по утвержденным Образцам документов законом не установлено и не может признаваться обязательным к исполнению; закон не предусматривает представление решений по порядку избрания членов руководящего и контрольно-ревизионного органов политической партии, а устанавливает данные о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования, как и в других решениях учредительного съезда. Решения по избранию членов руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии не могут быть результатом принятия их тайным голосованием съезда.

В обоснование требования административные истцы указывают о том, что уведомлением Минюста России от 25 ноября 2020 г. N 11-134336/20 отказано в государственной регистрации политической партии "Социалистическая Партия Российской Федерации" при ее создании. Одним из оснований такого отказа послужило то, что решения учредительного съезда от 17 октября 2020 г. об избрании постоянного действующего руководящего органа политической партии Центрального комитета и Центральной контрольно-ревизионной комиссии принимались не тайным голосованием.

Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указало, что оспариваемые в части Образцы документов утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, соответствуют действующему законодательству и не создают препятствий в реализации прав административного истца на объединение, а наоборот, способствуют исполнению требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к порядку избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.

В судебном заседании административный истец М.А., которому поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, обратившихся с коллективным административным исковым заявлением, просил удовлетворить заявленное требование.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации В. возражала против удовлетворения коллективного административного иска.

Выслушав объяснения административного истца М.А., возражения представителя Министерства юстиции Российской Федерации В., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Лазаревой Е.И., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения коллективного административного искового заявления.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом "О политических партиях" (статья 1).

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 20 Федерального закона "О политических партиях" федеральный уполномоченный орган обязан в течение месяца после вступления в силу данного федерального закона утвердить и опубликовать в "Российской газете" образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения. Образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения, также размещаются федеральным уполномоченным органом на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования в течение месяца после их утверждения.

Указанным федеральным органом исполнительной власти является Минюст России (пункт 1 положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313).

Оспариваемые Образцы документов утверждены компетентным федеральным органом исполнительной власти во исполнение требований федерального закона. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюден и не оспаривается административными истцами.

Доводы административных истцов о противоречии нормативного правового акта в оспариваемой части подпункту 3 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 1 и 2 статьи 11, подпункту "г" пункта 1 статьи 16, пункту 4 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях" основаны на неверном толковании норм права.

Деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О политических партиях" и иными федеральными законами. Особенности гражданско-правового положения политической партии как вида общественной организации (пункт 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации) определяются Федеральным законом "О политических партиях" (статья 4 названного федерального закона).

Обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии установлена подпунктом "а" пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях".

Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии. Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии (пункты 1 и 2 статьи 11 Федерального закона "О политических партиях").

Согласно подпункту "г" пункта 1 статьи 16 поименованного федерального закона для государственной регистрации политической партии в федеральный уполномоченный орган представляются в том числе заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о создании региональных отделений политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования.

Исходя из положений пункта 3 статьи 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в решении об учреждении юридического лица указываются сведения об избрании (назначении) органов юридического лица, а также иные сведения, предусмотренные законом.

В силу статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним (пункт 1). Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок избрания руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, срок полномочий и компетенцию указанных органов (подпункт "е" пункта 2).

В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях" решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений, а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.

Положение подпункта 3 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, требующее указывать в протоколе о результатах голосования по каждому вопросу повестки дня на собрании гражданско-правового сообщества, не ограничивает сферу своего действия юридическими лицами какой-либо конкретной организационно-правовой формы.

Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, под решениями собраний в данном случае должны пониматься решения гражданско-правового сообщества, то есть определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений; к решениям собраний относятся и решения коллегиальных органов управления юридического лица (собраний участников); при этом нормы главы 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации к решениям собраний применяются в части, не урегулированной специальными законами, или в части, конкретизирующей их положения, например о сведениях, указываемых в протоколе (пункты 3 и 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункты 103 и 104 постановления от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Предусматривая в Гражданском кодексе Российской Федерации специальную форму для оформления решения собрания - протокол - и требования к его содержанию, то есть к сведениям, указываемым в нем, федеральный законодатель стремился обеспечить достоверность даты принятия решения, его содержания и установить лиц, ответственных за достоверность содержащихся в протоколе сведений. Несоблюдение требований к протоколу, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, может стать основанием к признанию его недействительным.

Следовательно, исходя из содержания приведенных норм решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений принимаются тайным голосованием, что отображается непосредственно в указанных решениях. Такой вид голосования означает отсутствие какого бы то ни было воздействия, а равно как потенциальной возможности, на волеизъявление делегатов съезда во избежание конфликтных ситуаций и связан с персонализацией выборов.

Федерального закона или иного нормативного правового акта большей юридической силы, которым бы противоречили в оспариваемой части Образцы документов, также не имеется.

По изложенным мотивам нельзя согласиться и с доводами административных истцов о том, что оспариваемые нормативные положения, вопреки требованиям федерального закона, нарушают их права в упоминаемых ими аспектах, соответствуют требованиям правовой определенности и не допускают неоднозначного толкования.

Несогласие административных истцов с действиями Минюста России в отказе в государственной регистрации политической партии "Социалистическая Партия Российской Федерации" при ее создании, с которыми они фактически связывают нарушение своих прав, не относится к предмету проверки по настоящему административному делу.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении коллективного административного искового заявления М.А., Ф., А.Г., А.К., А.Н., Г.А., Г.М., Д.Н., Д.С., Е., Ж., К.О., К.А., М.Т., Н., П., С.Е., С.И., С.С., Х., Ч., Ш. о признании частично недействующими образцов документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальный орган) для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 января 2015 г. N 13, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ