Раздел 24. ОКАЗАНИЕ УСЛУГ, НЕ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УВЕРЕННОСТЬ

Раздел 24. ОКАЗАНИЕ УСЛУГ, НЕ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УВЕРЕННОСТЬ

24.1.П1. Оказание аудиторскими организациями клиентам по заданиям, обеспечивающим уверенность, услуг, не обеспечивающих уверенность, может создать угрозы соблюдению принципов этики и угрозы независимости. В настоящем разделе приведены требования и пояснения по применению концептуального подхода к их соблюдению в соответствующих обстоятельствах.

24.2.П1. В настоящем разделе Правил рассматриваются определенные виды услуг, не обеспечивающих уверенность, и возникающие в связи с ними угрозы независимости. Поскольку составление исчерпывающего перечня услуг, не обеспечивающих уверенность, не представляется возможным, то для оценки обстоятельств в отношении конкретной услуги, не рассмотренной в настоящем разделе Правил, должен применяться концептуальный подход.

Общие положения

Принятие задания по оказанию услуги,
не обеспечивающей уверенность

24.3.Т. До принятия задания по оказанию услуги, не обеспечивающей уверенность, существующему клиенту по заданию, обеспечивающему уверенность, аудиторская организация для выявления и оценки угроз независимости, возникающих при оказании данной услуги, а также принятия мер в ответ на данные угрозы должна применить концептуальный подход.

Риск принятия ответственности за выполнение функций
руководства клиента по заданию, обеспечивающему уверенность,
при оказании услуги, не обеспечивающей уверенность

24.4.П1. За исключением случаев, когда выполняются условия, предусмотренные в пунктах 14.10.Т и 14.11.Т Правил, при оказании аудиторской организацией клиенту по заданию, обеспечивающему уверенность, услуги, не обеспечивающей уверенность, существует риск того, что аудиторская организация примет на себя ответственность за выполнение функций руководства в отношении оцениваемого предмета задания или в случае задания по подтверждению - в отношении информации о предмете задания, обеспечивающего уверенность.

Выявление и оценка угроз

24.5.П1. Виды возможных угроз нарушения принципов этики при оказании клиенту по заданию, обеспечивающему уверенность, услуги, не обеспечивающей уверенность, аудиторской организацией приведены в пункте 3.7.П3 Кодекса.

24.5.П2. При выявлении и оценке угроз, которые могут возникнуть при оказании клиенту по заданию, обеспечивающему уверенность, услуги, не обеспечивающей уверенность, рассматриваются, в частности, следующие факторы:

а) вид, объем, характер потребления и цель услуги;

б) особенности оказания услуги (например, место оказания услуги и лица, которые будут привлечены к оказанию услуги);

в) насколько будет использоваться результат услуги в ходе задания, обеспечивающего уверенность;

г) нормативная правовая среда, в которой оказывается услуга;

д) будет ли влиять результат услуги на вопросы, относящиеся к оцениваемому предмету задания или в случае задания по подтверждению - на вопросы, отраженные в информации о предмете задания, обеспечивающего уверенность и, если будет, то;

- будет ли такое влияние существенным для оцениваемого предмета задания или в случае задания по подтверждению - для информации о предмете задания, обеспечивающего уверенность;

- насколько клиент по заданию, обеспечивающему уверенность, будет вовлечен в принятие решений по значимым вопросам, требующим суждения (см. пункты 14.10.Т и 14.11.Т Правил);

е) уровень знаний и опыта руководства и работников клиента по заданию, обеспечивающему уверенность, в области оказываемой услуги;

ж) является ли клиент по заданию, обеспечивающему уверенность, общественно значимой организацией;

з) вознаграждение за услугу.

Существенность применительно к заданиям,
обеспечивающим уверенность

24.6.П1. При оценке угроз, возникающих в связи с оказанием клиенту по заданию, обеспечивающему уверенность, услуг, не обеспечивающих уверенность, принимается во внимание существенность. Концепция существенности применительно к заданиям, обеспечивающим уверенность, рассматривается в МСЗОУ 3000. Определение уровня существенности предполагает использование профессионального суждения с учетом количественных и качественных факторов, а также понимания потребностей в финансовой и иной информации пользователей.

Несколько услуг, не обеспечивающих уверенность, оказываемых
одному клиенту

24.7.П1. Аудиторская организация может оказывать несколько услуг, не обеспечивающих уверенность, одному и тому же клиенту по заданию, обеспечивающему уверенность. В данных обстоятельствах при оценке угроз рассматривается совокупное влияние угроз, возникающих в связи с оказанием таких услуг.

Угроза самоконтроля

24.7.П1. Угроза самоконтроля может возникнуть, если в рамках задания по подтверждению аудиторская организация участвует в подготовке информации о предмете соответствующего задания, обеспечивающего уверенность. Примерами услуг, не обеспечивающих уверенность, которые связаны с информацией о предмете задания, обеспечивающего уверенность, и которые могут создать угрозу самоконтроля, являются:

а) разработка и подготовка перспективной финансовой информации с последующим выполнением задания, обеспечивающего уверенность и представлением заключения в отношении указанной информации;

б) выполнение оценки, которая имеет отношение к или отражается в информации о предмете задания, обеспечивающего уверенность.

Клиенты по заданию, обеспечивающему уверенность, являющиеся
общественно значимыми организациями

24.8.П1. Заинтересованные стороны предъявляют повышенные ожидания в отношении независимости аудиторской организации в случае, когда задание, обеспечивающее уверенность выполняется для клиента, являющегося общественно значимой организацией, и результаты задания:

а) раскрываются;

б) представляются учредителям (участникам, акционерам), другим заинтересованным лицам.

Данные повышенные ожидания учитываются при использовании метода третьего лица для принятия решения об оказании услуги, не обеспечивающей уверенность, клиенту по заданию, обеспечивающему уверенность.

24.8.П2. Если в обстоятельствах, указанных в подпункте "б" пункта 24.8.П1 Правил, существует угроза самоконтроля, аудиторской организации рекомендуется информировать о существовании указанной угрозы и предпринятых ответных мерах организацию, заключившую договор оказания услуг по выполнению задания, обеспечивающего уверенность, или лиц, отвечающих за корпоративное управление клиента по заданию, обеспечивающему уверенность.

Ответные меры

24.9.П1. Требования к действиям аудитора в ответ на угрозы независимости установлены в пункте 3.11.Т Кодекса.

24.9.П2. Угрозы независимости, возникающие в связи с оказанием клиенту по заданию, обеспечивающему уверенность, услуги или нескольких услуг, не обеспечивающих уверенность, различаются в зависимости от фактов и обстоятельств задания, обеспечивающего уверенность, и характеристик услуги. В ответ на указанные угрозы могут быть применены меры предосторожности или может быть изменена предлагаемая услуга.

24.9.П3. Примерами мер предосторожности, которые могут быть предприняты в ответ на указанные угрозы, являются:

а) привлечение лиц, не являющихся участниками рабочей группы, для выполнения задания по оказанию услуги, не обеспечивающей уверенность;

б) проведение надлежащим проверяющим лицом, не участвовавшим в задании, обеспечивающем уверенность, и в оказании услуги, не обеспечивающей уверенность, проверки работы, выполненной в рамках задания, обеспечивающего уверенность, или задания по оказанию услуги, не обеспечивающей уверенность.

24.9.П4. Согласно концептуальному подходу к соблюдению принципов этики, предусмотренному Кодексом, в ситуациях, когда меры предосторожности отсутствуют, аудиторская организация должна:

а) изменить предлагаемую услугу для исключения обстоятельств, создающих угрозы независимости;

б) отказаться от принятия предложения на оказание услуги, создающей угрозы независимости, которые нельзя устранить или уменьшить до приемлемого уровня, либо прекратить оказание соответствующей услуги;

в) прекратить выполнение текущего задания, обеспечивающего уверенность.