5. Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита

5. Проверка и анализ эффективности внутреннего
финансового аудита

Оценка эффективности внутреннего финансового аудита осуществляется по результатам двух этапов оценки внутреннего финансового аудита.

5.1. На первом этапе осуществляется оценка системы внутреннего финансового аудита, в рамках которого проверяется и анализируется подготовленность указанной системы к обеспечению выполнения поставленных перед ней задач, включая:

наличие и характеристика нормативного акта главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств об организации внутреннего финансового аудита;

закрепление полномочий субъекта внутреннего финансового аудита, уровень его подотчетности;

наличие и систематичность контроля качества внутреннего финансового аудита;

укомплектованность и профессиональная квалификация сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита;

организация планирования внутреннего финансового аудита, в том числе с учетом факторов риска, соответствие порядка планирования внутреннего финансового аудита нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и Минфина России <*>;

организация системы осуществления внутреннего финансового аудита, включая степень охвата аудиторскими проверками подведомственных организаций;

организация системы отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе соответствие содержания отчетов о результатах аудиторских проверок нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и Минфина России <*>, функционирование системы реализации замечаний и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита;

--------------------------------

<*> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89", Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля и Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита, подготовленные Министерством финансов Российской Федерации (приложение к письму Министерства финансов Российской Федерации от 19 января 2015 г. N 02-11-05/932).

взаимодействие субъекта внутреннего финансового аудита с органами государственного аудита (государственного финансового контроля).

Для формализованной оценки внутреннего финансового аудита и формирования количественных оценок по соответствующим признакам на первом этапе оценки используется перечень вопросов (далее - Перечень), приведенный в Приложении N 1 к настоящему Стандарту.

В Перечне выбираемые ответы на каждый вопрос расположены в порядке возрастания оценок, характеризующих степень внутреннего финансового аудита по данному признаку: первый ответ - самая низкая оценка (1), последний ответ - самая высокая оценка (7).

Оценки, полученные в результате ответов на вопросы Перечня, отражаются в Таблице, приведенной в Приложении N 2 к Стандарту. Последняя графа данной Таблицы характеризует интегральную оценку внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств (на первом этапе оценки), рассчитанную на основе обобщения оценок по всем вопросам Перечня.

Внутренний финансовый аудит оценивается как:

высокий - при интегральной оценке от 5 до 7 баллов;

средний - при интегральной оценке от более чем 2 до менее чем 5 баллов;

низкий - при интегральной оценке от 1 до 2 баллов.

5.2. На втором этапе проводится оценка эффективности системы внутреннего финансового аудита, в рамках которого осуществляются изучение и анализ конкретных результатов функционирования указанной системы, на основании которых оценивается эффективность выполнения поставленных перед ней задач в части оценки внутренним финансовым аудитом степени надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета установленным методологии и стандартам бюджетного учета, подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

На этом этапе при оценке эффективности системы внутреннего финансового аудита следует опираться на непосредственные результаты проводимых субъектом внутреннего финансового аудита аудиторских проверок в рамках выполнения указанных задач: объемы проверенных бюджетных средств, выявленные нарушения в использовании бюджетных средств и государственной собственности, в том числе не по целевому назначению, в подготовке бюджетной отчетности и ведении бюджетного учета, а также принятые меры по устранению нарушений. Информация об объемах и структуре нарушений, выявленных по результатам аудиторских проверок субъекта внутреннего финансового аудита, и принятых мерах по их устранению заполняется в соответствии с Приложением N 3 к Стандарту; анализируются акты аудиторских проверок, проведенных субъектом внутреннего финансового аудита, оценивается достаточность доказательств при формировании сделанных им выводов о нарушениях при совершении финансовых и хозяйственных операций.

Также анализируются решения руководителя главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств по отчетам о результатах внутренних аудиторских проверок, в том числе:

о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;

о направлении материалов в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (ее территориальные органы) и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения <*>.

--------------------------------

<*> В соответствии с пунктом 54 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89".

В ходе контрольного мероприятия в рамках проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита проводятся проверки областей финансово-хозяйственной деятельности, охваченных аудиторскими проверками субъекта внутреннего финансового аудита с учетом существенности и наибольших рисков возможных нарушений, в том числе:

в части организации внутреннего финансового контроля - наличие утвержденного порядка внутреннего финансового контроля, предусматривающего положения, регулирующие формирование, утверждение и актуализацию карт внутреннего финансового контроля, ведение, учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового контроля; наличие и содержание карт внутреннего финансового контроля, сроки их утверждения, соблюдение периодичности, методов и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля, наличие и содержание регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, наличие отчетности о результатах внутреннего финансового контроля и решений руководства по итогам рассмотрения результатов;

законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования бюджетных средств;

ведение учетной политики, принятой объектом внутреннего финансового аудита, вопросы бюджетного учета и бюджетной отчетности;

применение автоматизированных информационных систем объектами внутреннего финансового аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур и других.

Результаты таких проверок включаются в акт контрольного мероприятия в рамках проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита. В акте фиксируются все нарушения, которые не были выявлены в отчетном периоде субъектом внутреннего финансового аудита соответствующего главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, но были установлены в ходе проведенных Счетной палатой проверок. При составлении акта необходимо руководствоваться требованиями подраздела 5.3 стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия".

При наличии проверок данного главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществленных ранее органами государственного финансового контроля и государственного аудита (контроля), проводится сравнительный анализ их результатов с результатами аудиторских проверок, проведенных субъектом внутреннего финансового аудита.

При высокой интегральной оценке внутреннего финансового аудита, полученной на первом этапе оценки, в рамках второго этапа применяются следующие критерии, свидетельствующие об эффективности функционирования системы внутреннего финансового аудита.

Основной критерий - отсутствие в материалах проверок, проведенных органами государственного финансового контроля и государственного аудита (контроля), нарушений, которые не вскрывались бы субъектом внутреннего финансового аудита.

Также могут применяться такие критерии, как:

увеличение доли количества возможных нарушений, выявленных субъектом финансового внутреннего аудита на начальных стадиях процесса (до совершения операции), от общего количества выявленных нарушений;

увеличение доли объема финансовых средств, нарушения по которым выявлены субъектом внутреннего финансового аудита на начальных стадиях процесса, от общего объема проверенных финансовых средств.