Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы

Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы

Настоящая программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания.

1.1 Характеристика поднадзорных хозяйствующих субъектов (объектов)

1. Объектами государственного контроля (далее - объекты контроля) являются представляющие опасность причинения вреда (ущерба) жизни и здоровью людей, причинения вреда окружающей среде, нарушения прав пассажиров, в том числе маломобильных групп граждан, пользующихся услугами и объектами транспортной инфраструктуры в области гражданской авиации, нарушения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, причинения материального ущерба иным охраняемым законом ценностям и подлежащие в связи с этим оценке на их соответствие обязательным требованиям:

а) деятельность граждан и организаций по техническому обслуживанию гражданских воздушных судов;

б) деятельность граждан и организаций в воздушном пространстве Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию;

в) деятельность граждан и организаций по использованию воздушного пространства;

г) деятельность по организации использования воздушного пространства, организации воздушного движения;

д) наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенные для организации воздушного движения;

е) деятельность организаций по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства;

ж) деятельность образовательных организаций и организации, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала;

з) программы подготовки специалистов, согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации;

и) тренажерные устройства имитации полета, применяемые в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов;

к) деятельность по осуществлению коммерческих воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты;

л) деятельность по организации коммерческих воздушных перевозок, обслуживания пассажиров, багажа и грузов при выполнении воздушных перевозок;

м) деятельность по организации и осуществлению обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;

н) деятельность оператора аэродрома (вертодрома) и владельца посадочной площадки;

о) деятельность по осуществлению авиационных работ;

п) деятельность в области авиации общего назначения;

р) деятельность по проведению расследований, классификации и учету авиационных происшествий или инцидентов;

с) деятельность по обеспечению сохранности потерпевшего бедствие воздушного судна, его составных частей и обломков, бортовых и наземных средств объективного контроля, предметов, находящихся на борту этого воздушного судна либо вовлеченных в авиационное происшествие или инцидент извне, а также документации, относящейся к разработке, испытаниям, производству, ремонту и эксплуатации этого воздушного судна, и обеспечению его полета;

т) деятельность по применению систем управления безопасностью полетов воздушных судов;

у) деятельность по анализу данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранению этих данных;

ф) деятельность по организации системы авиационно-космического поиска и спасания;

х) воздушные суда, беспилотные авиационные системы, аэродромы, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, светосигнальное и метеорологическое оборудование, устанавливаемое на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемые для обслуживания воздушного движения.

1.2. Наиболее значимые риски

Со стороны субъектов (объектов) контроля (надзора) продолжают оставаться на высоком уровне риски нарушения обязательных требований в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, прямо или косвенно влияющие на вероятность наступления события (катастрофы, аварии, авиационные события), следствием которого могут являться:

1. Риск гибели человека.

2. Риск причинения вреда здоровью человека.

3. Риск загрязнения окружающей среды.

4. Риск материального ущерба.

1.3 Статистические показатели подконтрольной среды

На 1 января 2020 года в сфере деятельности Госавианадзора и территориальных управлений государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации находятся более 1 300 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих сертификат (лицензию) на право осуществления деятельности в сфере воздушного транспорта или имеющих зарегистрированные в установленном порядке воздушные суда.

Подконтрольные субъекты (объекты) эксплуатируют воздушные суда как российского (советского), так и иностранного производства различного типа и класса (более 20 типов российских, более 25 - иностранных самолетов; более 5 типов российских, более 10 - иностранных вертолетов).

Имеют на руках свидетельства авиационного специалиста:

персонал, относимый к летному экипажу - более 44 400 (линейные, коммерческие пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты);

персонал, относимый к кабинному экипажу - более 42 500 (бортоператоры, бортпроводники).

Подконтрольные субъекты (объекты) рассредоточены по всей территории Российской Федерации на поднадзорных территориях по федеральным округам.

Госавианадзором и его территориальными органами в 2019 году проведено 10 515 проверок в отношении субъектов и объектов гражданской авиации, в том числе 752 проверки в рамках ФЗ-294 (164 плановых, 588 внеплановых), 7 322 проверки воздушных судов на перроне (рейдовые), 736 мероприятий по контролю и надзору на борту воздушного судна в процессе полета, в форме рейда на внутренних и международных линиях, проведено 1 705 надзорных мероприятий по иным основаниям законодательства Российской Федерации.

По сравнению с 2018 годом общее число проведенных контрольно-надзорных мероприятий увеличилось на 10,9% в том числе проверок на перроне (рейдовых) увеличилось на 15,7%.

Кроме этого, в 2019 году не проводились проверки в отношении субъектов малого бизнеса.

В 2019 году выявлено 3 899 нарушений воздушного законодательства Российской Федерации. Устранено 4 155 нарушений включая нарушения, выявленные в предыдущих периодах деятельности со сроком устранения в отчетном периоде из 4 196, что составляет 99%.

Выдано 1 514 обязательных для исполнения предписаний, составлено 1 167 протоколов об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 1 352 юридических, должностных, физических лица и индивидуальных предпринимателя. Общая сумма наложенных штрафов 23,2 млн. рублей.

В 2018 году выявлено 5 723 нарушения воздушного законодательства Российской Федерации, из которых устранено 5 718 нарушений, включая нарушения, выявленные в предыдущих периодах деятельности со сроком устранения в отчетном периоде.

Выдано 2 045 обязательных для исполнения предписаний, составлено 1 089 протоколов об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 1 242 юридических, должностных, физических лица и индивидуальных предпринимателя. Общая сумма наложенных штрафов 14,4 млн. рублей.

В настоящее время проведен анализ состояния подконтрольных субъектов по выявленным нарушениям требований действующего законодательства. За 2019 год территориальными управлениями по выявленным нарушениям было возбуждено 1 476 административных дела, из них, по видам нарушений:

1) Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 2 статья 11.4) - 375.

2) Допуск к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации, либо которое не поставлено на государственный учет, либо которое не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо которое имеет заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо на котором не укомплектован летный или кабинный экипаж, либо которое имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, либо на котором нарушены нормы пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения (ч. 8 статья 11.5) - 105.

3) Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. 3 статья 14.1.2) - 201.

4) Повреждение оборудования аэродрома, вертодрома или посадочной площадки, аэродромных знаков либо воздушного судна (ч. 3 статья 11.3) - 99.

5) Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния (ч. 1 статья 11.4) - 102.

6) Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо управление воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна (ч. 6 статья 11.5) - 102.

7) Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им (ч. 4 статья 11.5) - 60.

8) другие статьи КоАП РФ - 432.

Инспекторами Госавианадзора и его территориальных органов в процессе контрольно-надзорной деятельности в 2019 году, за нарушение требований законодательства в области гражданской авиации и использования воздушного пространства, введено 305 различного рода ограничений, в том числе:

- на деятельность 1 авиакомпании;

- на обучение персонала - 3 человек;

- приостанавливалась эксплуатация 53 воздушных судов;

- на выполнение полетов 27 командиров воздушных судов;

- на выполнение полетов 9 бортпроводников;

- отстранялись от выполнения работ 81 авиационных специалистов;

- на выполнение 1 вида авиационных работ;

- на эксплуатацию 1 посадочной площадки, 7 стоянок ВС, 1 рулежной дорожки;

- на использование 1 ГСМ;

- на эксплуатацию 7 единиц спецавтотранспорта;

- на эксплуатацию 113 единиц оборудования.

В 2019 году с гражданскими воздушными судами Российской Федерации произошло 27 авиационных происшествия: 17 катастроф и 10 аварий. В авиационных происшествиях погибли 70 человек, травмировано 142 человека.

В 2019 году количество авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами Российской Федерации, в сравнении с 2018 годом, снизилось на 35,7%, количество катастроф снизилось на 22,7%, количество аварий снизилось на 50%, количество погибших снизилось на 45,3%.

В 2019 году количество авиационных инцидентов с гражданскими воздушными судами Российской Федерации в сравнении с 2018 годом увеличилось на 4,4% и составило 965 против 924.

С воздушными судами коммерческой авиации в 2019 году произошло 6 авиационных происшествий: 2 катастрофы (погибли 43 человека) и 4 аварии.

В 2019 году в сравнении с 2018 годом в коммерческой авиации число авиационных происшествий снизилось на 68,4%, количество катастроф снизилось на 77,8%, количество аварий снизилось на 60,0%, количество погибших снизилось на 58,7%.

В 2019 году количество авиационных инцидентов в коммерческой авиации в сравнении с 2018 годом остается на том же уровне.

С воздушными судами авиации общего назначения в 2019 году произошло 21 авиационное происшествие: 15 катастроф (погибли 27 человек) и 6 аварий.

В 2019 году в сравнении с 2018 годом количество авиационных происшествий с воздушными судами авиации общего назначения снизилось на 8,7%, количество катастроф увеличилось на 15,4%, количество аварий снизилось на 40,0%, количество погибших увеличилось на 12,5%.

В 2019 году количество авиационных инцидентов в авиации общего назначения в сравнении с 2018 годом увеличилось на 66,7% и составило 75 против 45.

Статистика нарушений правил использования воздушного пространства беспилотные летательные аппарата (БПЛА) и беспилотными авиационными системами (БАС) в 2019 году по сравнению с 2016 годом увеличилось в 2,3 раза. В 2018 году составлено протоколов - 226, выписано постановлений об административных правонарушениях - 305 на общую сумму штрафов - 902 тыс. рублей, а в 2019 году составлено протоколов - 192, выписано постановлений об административных правонарушениях - 251 на общую сумму штрафов - 2 миллиона 439 тыс. рублей.

Основными угрозами безопасности полетов, выявленными в ходе надзорных мероприятий в области гражданской авиации, являются:

- нормативно-правовое не урегулирование отдельных направлений деятельности субъектов гражданской авиации;

- отсутствие персональной ответственности владельцев, руководителей и должностных лиц авиапредприятий за состояние безопасности полетов, внедрение и поддержание функционирования системы управления безопасностью полетов;

- нарушение установленных требований при подготовке и переподготовке авиационного персонала, в том числе летного состава;

- низкий уровень административной ответственности за нарушение требований по обеспечению безопасности полетов, не соответствующий международным стандартам и практике;

- системные нарушения правил использования воздушного пространства России, в первую очередь владельцами воздушных судов, не имеющими свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения;

- отсутствие эффективной системы государственного регулирования и контроля за авиатопливообеспечением воздушных перевозок;

- отсутствие эффективной системы контроля за эксплуатантами авиации общего назначения в период действия свидетельства (сертификата) соответствия.

Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации свидетельствует о том, что большая часть факторов-рисков в деятельности субъектов гражданской авиации, снижающих уровень безопасности полетов, напрямую связана с нарушениями авиационным персоналом обязательных требований нормативных документов.

1.4 Текущие и ожидаемые тенденции, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы в период реализации программы

Совершенствование нормативной правовой базы в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, дифференциация обязательных требований в зависимости от категории субъектов, оказывающих негативное воздействие на охраняемые законом ценности, повышение квалификации руководителей и сотрудников подконтрольных субъектов могут способствовать снижению количества правонарушений в отрасли.

В то же время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований может привести к случаям причинения крупного ущерба окружающей среды.

1.5 Текущий уровень развития профилактических мероприятий

В 2019 году территориальными Управлениями государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности (УГАН НОТБ), МТУ СКФО Ространснадзора с участием представителей Госавианадзора, в соответствии с утвержденным Планом-графиком проведения публичных обсуждений правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, проведено 25 мероприятий в 18 городах: Коломна (Московская область), Егорьевск (Московская область), Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Мурманск, Хабаровск, Самара, Ярославль, Кисловодск, Казань, Барнаул, Уфа, Санкт-Петербург, Великий Новгород.

На проведенных мероприятиях приняло участие более 800 человек, представителей бизнес сообщества транспортного комплекса.

Ведется работа по снижению административной нагрузки на субъекты надзора путем актуализации и сокращения обязательных требований контрольно-надзорной деятельности на территории, а также путем повышения их информированности об обязательных требованиях через размещение на официальных сайтах исчерпывающих перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования по контрольно-надзорной деятельности.

Госавианадзор продолжает практику организации и проведения совещаний с участием Госавианадзора, с представителями авиационных сообществ физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих легкомоторные воздушные суда в различных регионах Российской Федерации.

Госавианадзор и УГАН НОТБ по федеральным округам в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в сфере гражданской авиации, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, в том числе:

1) обеспечивают размещение на официальном сайте в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов, соответствующих нормативных правовых актов;

2) осуществляют информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством проведения совещаний, семинаров и конференций, проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;

3) обеспечивают проведение ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики;

4) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления контрольной (надзорной) деятельности в сфере гражданской авиации и размещение на официальном сайте в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;

5) выдают предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.

Основной проблемой, которая должна быть решена при реализации данной Программы, является низкий уровень правовой грамотности субъектов надзора, который приводит к возникновению причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо к угрозе причинения вреда.