1. Общие положения
При балльно-факторной оценке ожидаемой частоты аварий на участке газопровода используется совокупность наиболее значимых факторов, влияющих на вероятность нарушения целостности газопровода (далее - факторы влияния), которая разделена на 7 групп (таблица N 1).
Таблица N 1
Учитываемые группы факторов влияния
Обозначение группы
|
Наименование группы факторов влияния
|
Весовой коэффициент группы, pi
|
|
для сухопутных участков МГ
|
для подводных переходов МГ
|
||
FG1
|
Возможные механические воздействия третьих лиц <3>
|
0,14
|
0,06
|
FG2
|
Наружная коррозия (без учета КРН)
|
0,06
|
0,06
|
FG3
|
Коррозия под напряжением (КРН)
|
0,37
|
0,22
|
FG4
|
Качество производства труб и оборудования
|
0,12
|
0,20
|
FG5
|
Качество строительно-монтажных работ
|
0,20
|
0,21
|
FG6
|
Природные воздействия
|
0,06
|
0,20
|
FG7
|
Уровень технической эксплуатации
|
0,05
|
0,05
|
Итого
|
1,00
|
1,00
|
--------------------------------
<3> Группа учитывает в числе прочих воздействий возможные диверсии.
Каждая группа FGi (i = 1, 2,... 7 - номер группы) состоит из определенного числа J(i) факторов влияния (таблицы N 5, N 40). Количество факторов в разных группах различно и зависит от номера (i) группы. Каждая группа FGi и каждый фактор Fij внутри i-ой группы (j - номер фактора в данной группе) характеризуются определенными относительными "вкладами" в аварийность (долями влияния), учитываемыми с помощью весовых коэффициентов pi и qij. Значения pi приведены выше в таблице N 1, значения qij - в таблицах N 5, N 40.
Ряд факторов влияния может определяться несколькими характеристиками и, в связи с этим может иметь несколько составляющих, которые называются подфакторами и обозначаются , где m - номер подфактора.
Факторы и подфакторы имеют различную природу и могут принимать как качественные, так и количественные (дискретные или непрерывные) "натуральные" значения (не путать с натуральными числами). Например, фактор "Минимальная глубина заложения газопровода" может принимать количественные значения в непрерывном диапазоне от 0 до нескольких метров. То есть каждому фактору Fij соответствует шкала дискретных {fijs, s=1, ..., S} (где S - максимальное число возможных значений фактора Fij) или непрерывных "натуральных" значений этого фактора (где ; - соответственно минимальное и максимальное значения Fij), отражающая возможный диапазон его изменения от "наихудшего" значения до "наилучшего" с точки зрения влияния на вероятность разгерметизации МГ.
С целью унифицированного учета влияния разнородных факторов на ожидаемую частоту аварий на МГ диапазоны изменений "натуральных" значений различных факторов трансформированы в единую 10-балльную шкалу. При этом 0 баллов соответствуют наилучшему для газопровода влиянию со стороны данного фактора, т.е. наименьшей вероятности нарушения его целостности, а 10 баллов соответствуют наихудшему для газопровода влиянию, т.е. наибольшей вероятности нарушения его целостности. Промежуточные балльные значения соответствуют промежуточным уровням вероятности нарушения целостности МГ на рассматриваемом участке. Перевод "натуральных" шкал в 10-балльную шкалу осуществляется с помощью (где Bij - число баллов), трансформирующих "натуральные" значения фактора влияния Fij (или его подфактора) в соответствующие балльные оценки. Данные функции заданы в виде формул или таблиц в зависимости от вида конкретного фактора (подфактора) влияния (разделы 3, 4 настоящего приложения).
Для рассматриваемого n-ого участка трассы газопровода рекомендуется определять во сколько раз ожидаемая частота аварий на этом участке отличается от средней удельной частоты аварий на ЛЧ МГ ЕСГ. При этом ожидаемая частота аварий на n-ом участке трассы рассчитывается как:
где - средняя удельная частота аварий по МГ ЕСГ в целом, аварий/(1000 км·год) (для сухопутных участков принимается равной среднестатистической (определенной за последние 5 лет) удельной частоте аварий на ЛЧ МГ ЕСГ (за период 2013 - 2017 гг. - 0,1 аварий/(1000 км·год)), для участков подводных переходов принимается равной удвоенной среднестатистической (определенной за последние 5 лет) удельной частоте аварий на ЛЧ МГ ЕСГ).
kрег - региональный коэффициент влияния (таблица N 2);
kвозр - возрастной коэффициент влияния (таблица N 3);
kкат - категорийный коэффициент влияния (таблица N 4);
Bср - балльная оценка гипотетического среднестатистического участка газопровода ЕСГ, аварийность на котором соответствует среднестатистической удельной частоте аварий по МГ ЕСГ (Bср = 3,74 балла - для сухопутных участков; Bср = 4,34 балла - для подводных переходов) <4>;
--------------------------------
<4> Эти балльные оценки являются величинами постоянными, определенными один раз на этапе разработки данного методического подхода через балльные оценки средних значений Bij-ср каждого фактора влияния с использованием статистических данных по распределению российских газопроводов по их технико-технологическим, эксплуатационным параметрам и характеристикам природного и социального окружения.
Bij - балльная оценка наблюдаемого на анализируемом участке МГ "натурального" значения фактора Fij, определяемая с помощью соответствующей БФФ;
pi - доля (весовой коэффициент) i-той группы факторов;
qij - доля (весовой коэффициент) j-го фактора в i-той группе;
I = 7 - общее число расчетных групп факторов влияния;
J(i) - общее число факторов влияния в i-ой группе.