2. Последовательность действий по определению ожидаемых частот аварий на участках магистральных газопроводов

2. Последовательность действий по определению ожидаемых
частот аварий на участках магистральных газопроводов

Последовательность расчета на тех или иных участках газопровода включает следующие шаги:

1) Выполнить разбиение трассы рассматриваемого газопровода на участки (выделить ПОУ - пункт 5.3.7. настоящего Руководства), для которых необходимо определить . (В общем случае анализируемые ПОУ, выделяемые на МГ для анализа, не равны по длине. Однако при необходимости построения непрерывного поля потенциального риска вдоль протяженного МГ рекомендуется деление трассы МГ на равные участки, длиной по 0,5 или 1 км).

2) Выделить отдельно участки подводных переходов МГ.

3) Выполнить шаги 4) - 14) для каждого из выделенных участков МГ.

4) Для рассматриваемого n-го участка МГ определить значение регионального коэффициента kрег, исходя из принадлежности участка к северному, центральному или южному региону с помощью таблицы N 2.

Таблица N 2

Значения регионального коэффициента влияния <5>

Наименование региона и относящиеся к нему эксплуатирующие организации
Северный (ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", ООО "Газпром трансгаз Ухта", ООО "Газпром трансгаз Сургут", ООО "Газпром трансгаз Томск", ООО "Газпром трансгаз Югорск", ООО "Газпром добыча Уренгой", ООО "Газпром добыча Ноябрьск", ООО "Газпром добыча Ямбург", ООО "Газпром добыча Надым", ООО "Газпром добыча Иркутск", ООО "Газпром добыча Кузнецк")
Центральный (ООО "Газпром трансгаз Уфа", ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", ООО "Газпром трансгаз Москва", ООО "Газпром трансгаз Чайковский", ООО "Газпром трансгаз Самара", ООО "Газпром трансгаз Казань", ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург", ОАО "Газпром трансгаз Беларусь", ООО "Газпром добыча Оренбург")
Южный (ООО "Газпром трансгаз Волгоград", ООО "Газпром трансгаз Ставрополь", ООО "Газпром трансгаз Махачкала", ООО "Газпром трансгаз Краснодар", ООО "Газпром трансгаз Саратов", ООО "Газпром Кыргызстан", ОАО "Газпром Армения", ООО "Газпром добыча Астрахань")
Значение kрег
1,13
0,81
1,23

--------------------------------

<5> Региональный коэффициент kрег отражает влияние на ожидаемую частоту аварий глобальных природно-климатических факторов северного, центрального и южного регионов, а также социально-экономических региональных факторов, учитывающих особенности развития региона на обозримом историческом отрезке, давая возможность учесть влияние на аварийность завуалированных, труднораспознаваемых причин.

5) Определить значение "возрастного" коэффициента kвозр для анализируемого участка с помощью таблицы N 3 исходя из реального срока эксплуатации участка МГ (с учетом даты проведения капитального ремонта с заменой труб, если он был).

Таблица N 3

Значения возрастного коэффициента влияния

Возрастной диапазон МГ, лет
0 - 4
5 - 9
10 - 14
15 - 19
20 - 29
30 и более
30 и более (со сниженным разрешенным давлением)
kвозр
0,7
0,5
0,9
1,05
1,4
1,5
1,0

6) Определить значение категорийного коэффициента kкат для анализируемого участка с помощью таблицы N 4 исходя из категории участка.

Таблица N 4

Значения категорийного коэффициента влияния

Категория участка МГ (в соответствии с СП 36.13330.2012 "Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*")
B
I
II
III
IV
kкат
0,7
0.75
0,85
0.9
1,13

7) Определить основные технико-технологические характеристики МГ на этом участке (условный диаметр МГ, проектное, разрешенное и фактическое давления МГ) и наихудшие в пределах участка фактические "натуральные" значения учитываемых факторов влияния из соответствующей данному типу элементов ЛЧ (сухопутный участок, подводный переход) совокупности факторов последовательно по каждой группе факторов (разделы 3, 4 настоящего приложения).

8) В зависимости от типа анализируемого участка МГ (сухопутный участок или подводный переход) выбрать один из 2-х наборов факторов влияния, приведенных в разделах 3, 4 настоящего приложения, и дальнейшие шаги осуществлять в пределах выбранного раздела.

9) Определить для каждого фактического "натурального" значения фактора его балльную оценку в 10-балльной шкале с помощью БФФ , формульные или табличные выражения которых приведены в разделе 3 (для сухопутных участков) или разделе 4 (для подводных переходов) настоящего приложения. Если по каким-либо причинам "натуральное" значение какого-то фактора определить не удалось, его балльная оценка принимается равной 10 (наихудшему значению).

10) Откорректировать полученные балльные оценки Bij для каждого фактора, умножив их на соответствующие данному фактору весовые коэффициенты qij и pi с получением произведений pi · qij · Bij (весовые коэффициенты для сухопутных участков приведены в разделе 3, для подводных переходов - в разделе 4 настоящего приложения)

11) Просуммировать откорректированные ("взвешенные") балльные оценки внутри каждой i-ой группы факторов с получением групповых балльных оценок

12) Определить итоговую балльную оценку Bn рассматриваемого n-го участка МГ путем суммирования полученных выше групповых балльных оценок по всем группам факторов влияния:

13) Определить значение локального коэффициента влияния по формуле:

где Bср = 3,74 - для сухопутных участков МГ; Bср = 4,34 - для подводных переходов МГ.

14) Определить значение ожидаемой частоты аварий на рассматриваемом n-ом участке МГ (предварительно уточнив значение за последние 5 лет применительно к сухопутным участкам или подводным переходам) по формуле:

15) Построить распределение удельной ожидаемой частоты аварий по длине трассы МГ.